Обоснование актуальности курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование актуальности курса.



Рабочая программа по физике

Для учащихся 10-х классов

 

 

Составитель: Дамбаев Аюр Сергеевич, учитель физики МОУ ТСОШ, 8 разряд

 

 

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2004г.

Обоснование актуальности курса.

Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систематизацию знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

Изучение физики на базовом уровне предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Ведущая идея курса.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьника в процессе изучения физики на базовом уровне следует уделять внимание не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требования от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.

Изучение физики на основе программы среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

ü Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологий; методах научного познания природы.

ü Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации.

ü Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

ü Воспитание убеждённости и возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды.

ü Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего полного образования являются:

Познавательная деятельность:

ü Использования для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

ü Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

ü Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

ü Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно- коммуникативная деятельность:

ü Владение монологической и диалогической речью. Способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

ü Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

ü Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

ü Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Должен знать/понимать

ü смысл понятий:физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

ü смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

ü смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

ü вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Уметь:

ü описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства волн, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект

ü отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижение гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления

ü приводить примеры практического использования физических знаний: законов динамики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров

ü воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникативной связи

ü оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды

ü рационального использования и защиты окружающей среды.

Структура программы.

Курс физики в программе 10 класса структурируется на основе физических теорий: Механика, молекулярная физика и электродинамика.

Изучение «Механики» на базовом уровне дает возможность подготовить учащихся к пониманию широкого круга природных явлений. Метод решения основной задачи механики используется в преподавании физики как модель любого научного прогнозирования. Основная задача механики решается на основе законов Ньютона, применимых как единая теория. В первом законе утверждается существование инерциальных систем отсчета и дается способ нахождения таких систем; третий закон позволяет найти все существенные взаимодействия данного тела с окружающими телами установить силу, действующую на тело; второй закон дает возможность записать уравнение движения тела. Дается представление о фундаментальных взаимодействиях (гравитационном и электромагнитном) и зависимости сил от координат (закон всемирного тяготения и закона Гука).

В разделе «Законы сохранения в механике» рассматривается сила, действующая на тело, меняется с течением времени, то решение основной задачи механики основывается на применении законов сохранения импульса и энергии, а также на использовании основных понятий: импульс, работа, энергия.

В разделе «Молекулярная физика. Тепловые явления» рассматриваются различные тепловые процессы на основе использования двух методов: молекулярно-кинетического и термодинамического. Применение этих методов изучения вещества позволяет показать школьникам не только их взаимосвязь при объяснении свойств вещества в различных агрегатных состояниях, но и особенности каждого из них. Ознакомление с законом сохранения и превращения энергии - первым законом термодинамики - позволяет показать, что внутренняя энергия тела является функцией его состояния, а изменение внутренней энергии происходит при совершении работы или теплообмене.

Изучение данного раздела важно как в прикладном, так и в экологическом аспекте. В прикладном аспекте наиболее ценным является объяснение принципа действия тепловых машин, которые в современной теплоэнергетике занимают исключительное место: 80-85% вырабатываемой энергии в мире в настоящее время получают, применяя эти машины. В экологическом аспекте важно показать влияние работы тепловых двигателей на окружающую среду, обсудить вопрос о влиянии на здоровье человека работы тепловых двигателей.

В разделе «Основы электродинамика» учащиеся знакомятся с понятием «поле»: при изучении электростатики дается представление об электростатическом поле и его характеристиках (напряженности и потенциале), при изучении законов постоянного тока рассматривается сила тока, сопротивление, работа, мощность и законы Ома. После рассматривается электрический ток в различных средах.


Календарно – тематическое планирование по физике 10 класса

Дата Тема урока Виды и формы контроля Оснащение Примечание
Раздел 1. МЕХАНИКА (23 часа)
  Физика и познание мира. Что такое механика? Классическая механика Ньютона и границы ее применения. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Единица ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорение свободного падения. Равномерное движение точки по окружности. Движение тел. Поступательное движение.Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Единица массы и силы. Понятие о системе единиц. ИСО и принцип относительности в механике. Силы в природе. Гравитационные силы. Силы упругости. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Силы трения      
Раздел 2.ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (9 часов)
  Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа. Мощность. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. Потенциальная энергия. Закон сохранения в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения. Лабораторная работа №2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии». Статика.        
Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (16 часов)
  Основные положения МКТ и их опытные обоснования. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Лабораторная работа №3 «опытная проверка закона Гей-Люссака». Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Теплопередача. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.      
Раздел 4. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (15 часов)
  Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Энергетические характеристики электростатического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Законы постоянного тока. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников». Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа №5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Электрический ток в металлах. Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в вакууме, жидкостях и газах.      
Резерв
           


Критерии оценивания

Рабочая программа по физике

Для учащихся 10-х классов

 

 

Составитель: Дамбаев Аюр Сергеевич, учитель физики МОУ ТСОШ, 8 разряд

 

 

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2004г.

Обоснование актуальности курса.

Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систематизацию знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

Изучение физики на базовом уровне предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Ведущая идея курса.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьника в процессе изучения физики на базовом уровне следует уделять внимание не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требования от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.

Изучение физики на основе программы среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

ü Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологий; методах научного познания природы.

ü Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации.

ü Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

ü Воспитание убеждённости и возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды.

ü Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего полного образования являются:

Познавательная деятельность:

ü Использования для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

ü Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

ü Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

ü Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно- коммуникативная деятельность:

ü Владение монологической и диалогической речью. Способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

ü Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

ü Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

ü Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.032 с.)