Учебная программа для специальностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная программа для специальностей



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Проректор по учебной работе

 

____________ В.Л. Клюня

"____" ___________ 20___ г.

 

Регистрационный № УД____/Баз.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Учебная программа для специальностей

Экономическая теория»,

Экономика»,

1-25.01.04 «Финансы и кредит»,

Менеджмент»

Факультет Экономический
Кафедра Теоретической и институциональной экономики
Курс 1    
Семестр 2 «Экономическая теория и «Экономика»  
  Лекции 34 Экзамен нет
  Семинары 20 Зачет 2 семестр
  КСР 14 Курсовой проект нет
Всего аудиторных часов по дисциплине 68  
Всего часов по дисциплине 140  
«Финансы и кредит» и «Менеджмент»  
Лекции 34 Экзамен нет
Семинары 16 КСР 14 Всего аудиторных часов по дисциплине 64 Всего часов по дисциплине 130 Зачет 2 семестр Курсовой проект нет

 

 

Составитель: АДАМОВИЧ Тадеуш Иванович, доцент кафедры

теоретической и институциональной экономики,

кандидат экономических наук, доцент.

 

 

Программа составлена на основе Учебной программы «Экономическая история»

Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

/Каталог учебных программ Экономического факультета МГУ по направлению «Экономика».– М.: Экономический ф-т МГУ, 2002.- С 79-89.

 

 

Программа рекомендована к утверждению:

 

Кафедрой теоретической и институциональной экономики (Т и ИЭ)

«_____» _____________ 20______г., протокол №____

 

 

Методической комиссией экономического факультета

 

«_____» ______________20______г., протокол №____

 

Ответственный за редакцию __________________ Т.И. Адамович.

Ответственный за выпуск __________________ Т.И. Адамович.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономическая история является одной из трех (наряду с экономической теорией и историей экономических учений) базовых учебных дисциплин, составляющих основу профессионального высшего экономического образования. Она имеет дело с отражением на языке науки реальной экономической деятельности ушедших поколений.

С тех пор, когда в начале XIX века Г.Ф.В. Гегель представил весь природный, общественный и духовный мир в виде процесса, наука перешла от изучения отдельных явлений к изучению процессов. Уже стало достоянием истории то время, когда научный, технический и социальный прогресс определялся формулой «Знание--сила»! XXI век руководствуется формулой «Мышление–могущество»! и еще более формулой-- «Скорость могучего мышления решает все»!

В предлагаемой программе экономическая история осмыслена в виде мирового экономико-исторического процесса хозяйственной деятельности людей.

Цель преподавания курса «Экономическая история» состоит не столько в том, чтобы учить студентов экономической истории (то есть мировому экономико-историческому процессу), сколько в том, чтобы через мировой экономико-исторический процесс учить студентов думать, сформировать у них экономико-историческое мышление, сориентировать студентов в выборе главных и существенных форм экономических отношений, использовавшихся людьми в своей хозяйственной деятельности в предшествующие эпохи, что будет способствовать лучшему пониманию экономической теории и истории экономических учений.

Учебная задача. Добиться того, чтобы студенты:

Осмыслили и поняли:

§ основы матричного подхода к изучению, исследованию и изложению результатов изучения и исследования мирового экономико-исторического процесса;

§ объективные и субъективные условия экономико-исторического развития стран, внесших наибольший вклад в развитие мировых цивилизаций;

§ общие закономерности развития мирового экономико-исторического процесса и преломление этих закономерностей в виде особенностей развития отдельных стран под воздействием существовавших в этих странах различных объективных и субъективных условий (природных, демографических, технико-технологических, экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, идеологических);

§ хронологию важнейших экономико-исторических событий в Беларуси и зарубежных странах;

место и роль экономико-исторического мышления в профессиональном образовании экономиста и в разработке стратегии экономического развития Беларуси.

Приобрели силу ориентировки в мировом экономико-историческом процессе.

Умели с пониманием дела:

§ изучать и исследовать общие закономерности и особенности экономико-исторического развития той или иной страны и мирового экономико-исторического процесса в целом;

§ использовать сформированное у себя экономико-историческое мышление для более глубокого понимания важнейших положений экономической теории и истории экономических учений;

§ быть способными принять участие в разработке программы экономического развития Республики Беларусь и критически оценивать другие программы того же рода.

 

 

«В период брожения и распада смыл недавнего прошлого неожиданно проявляется, потому что еще нет равнодушия будущего, но уже рухнула аргументация вчерашнего дня и ложь резко отличается от правды. Надо подводить итоги, когда эпоха, созревавшая в недрах прошлого и не имеющая будущего, полностью исчерпана, а новая еще не началась. Этот момент почти всегда упускается, и люди идут в будущее, не осознав прошлого».

(Надежда Мандельштам. Вторая книга).

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и методология экономической истории

Две тенденции, наблюдаемые в современной науке: тенденция к интеграции наук и тенденция к специализации наук. Представление в начале XIX века немецким философом Г.В.Ф. Гегелем природы, общества и мышления в виде диалектического процесса. Переход науки от изучения статичных явлений к изучению процессов, в которые вовлечены эти явления. Развитие природных, общественных и мыслительных процессов под влиянием различных факторов.

Экономика, история и их соотношение. Определение предмета каждой из двух обособленных научных дисциплин «Экономика» и «История» с помощью понятия процесс». Интеграция этих двух наук через их специализацию, то есть благодаря возникновению двух специальных наук: «Исторической экономики» и «Экономической истории». Определение предмета (пока еще несуществующей) научной и учебной дисциплины «Историческая экономика». Определение предмета научной и учебной дисциплины «Экономическая история».

Единство и различие понятий «экономика» и «хозяйство». Вытекающее отсюда единство и различие двух научных и учебных дисциплин «Экономическая история» и «История народного хозяйства». Связь экономической истории с другими смежными науками.

Методология получения экономико-исторического знания. Определение понятия «методология». Уровни методологии: 1) уровень всеобщих (философских) методов, 2) уровень общенаучных методов, 3) уровень конкретно-научных (специальных) методов, 4) уровень методики. Ситуация монополии во владении методологией получения нового знания. Отсутствие в учебных планах высших учебных заведений стран мира, в том числе и Беларуси, научной и учебной дисциплины «Методология получения нового знания».

Источники материала: а) по экономической истории Беларуси и б) по экономической истории наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран.

Значение изучения экономической истории для профессионального образования экономиста и для разработки стратегии экономического развития Беларуси.

 

РАЗДЕЛ I. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТЕСТВЕННЫМИ

УГОДЬЯМИ – ОСНОВА ГЕНЕЗИСА РАЗУМНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА ЕГО БАЗЕ

МИРОВОГО ЭКОНОМИКО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Тема 4. Хозяйственное развитие великих народов Востока и Запада в период первобытно-родового способа производства

Особенности первобытного хозяйственного развития народов Египта, Месопотамии, Индии, Китая и Японии. Первобытное хозяйство народов Греции и Рима. Хозяйственный строй славян и германцев в первобытную эпоху. Единство и различие первобытного хозяйственного развития народов Востока и Запада.

 

РАЗДЕЛ II. ЧАСТНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ЧУЖОЙ СПОСОБНОСТЬЮ К ТРУДУ, ЛИШЕННОЙ ЗЕМЛИ, СВОБОДЫ, ВОЛИ И ПРАВА НА ЖИЗНЬ ЛИЦАМИ, РАСПОРЯЖАЮЩИМИСЯ ЗЕМЛЕЙ, – ОСНОВА РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИКО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

РАЗДЕЛ IV. ЧАСТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЛАДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТОМ ЛЮДЕЙ, ЛИШЕННЫХ ЗЕМЛИ И КАПИТАЛА ЛИЦАМИ, РАСПОРЯЖАЮЩИМСЯ КАПИТАЛОМ И ЗЕМЛЕЙ И ПОДЧИНЯЮЩИХ СЕБЕ СВОБОДУ И ВОЛЮ НЕИМУЩИХ, – ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ ПРОГРЕССА МИРОВОГО ЭКОНОМИКО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА БАЗЕ РАЗУМНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

РАЗДЕЛ V. КЛАНОВАЯ МОНОПОЛИЯ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЛАДЕНИЕ (С ПРЕТЕНЗИЕЙ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ) ИНТЕЛЛЕКТОМ ЛЮДЕЙ, ЛИШЕННЫХ ЗЕМЛИ И КАПИТАЛА ЛИЦАМИ, РАСПОРЯЖАЮЩИМИСЯ КАПИТАЛОМ, ЗЕМЛЕЙ И КЛАНОВО ПОДЧИНЯЮЩИХ СЕБЕ СВОБОДУ И ВОЛЮ НЕИМУЩИХ С УГРОЗОЙ ЛИШЕНИЯ ИХ ПРАВА НА ЖИЗНЬ -- ОСНОВА ОТРИЦАНИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИКО – ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА БАЗЕ РАЗУМНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННО-БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ МОНОПОЛИЯ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ И КАПИТАЛОМ, ВЫТЕКАЮЩАЯ ИЗ МОНОПОЛИИ БЮРОКРАТИИ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЛАДЕНИЕ (С ПРЕТЕНЗИЕЙ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ) ИНТЕЛЛЕКТОМ, СВОБОДОЙ И ВОЛЕЙ НАРОДА С УГРОЗОЙ РАСТВОРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЕГО РЕЛИГИОЗНО- НРАВСТВЕННЫХ И ЭТНИЧЕСКИХ ЧЕРТ -– ОСНОВА

Способа производства

 

Труд как субъективная сущность частной собственности: их единство и различие. Революционный разрыв единства частной собственности и труда в результате некорректной ставки только на их различие. Генезис государственного интернационал- коммунистического способа производства. Устранение частной собственности во имя создания Республики Труда.

Революционное превращение индивидуальной и акционерной частной собственности на землю во всеобщую частную собственность на землю как средство производства, созданное Творцом. Всеобщая частная собственность на землю и ее недра как общенародная собственность для хозяйствующих субъектов данной страны. Формы пользования и владения землей как общенародной (всеобщей частной) собственностью. Колхозно-кооперативная собственность. Формы организации производства в сельском хозяйстве.

Революционное превращение индивидуальной и акционерной частной собственности на основные средства производства, созданные Человеком, во всеобщую частную собственность. Всеобщая частная собственность на основные средства производства как общенародная собственность для хозяйствующих субъектов данной страны. Трудности развития народного хозяйства и тактика временных экономических уступок «буржуазной экономической элите».

Способ соединения носителей интеллекта с общественными средствами производства. Формы организации производства в промышленности.

Противоречие между интернациональными целями государственного интернационал- коммунистического способа производства и политической организацией общества в форме «нации- государства». «Отмирание» государства с победой интернационал-коммунизма как эволюционный способ разрешения данного противоречия на пути разрушения нации и государства. Необходимость перевода эволюции государственного интернационал-коммунистического способа производства с пути разрушения национально-государственных основ на путь их созидательного развития.

Противоречие между общенародным характером производства и отсутствием необходимого уровня интеллекта у непосредственных производителей для управления общественным воспроизводственным процессом как основное противоречие государственного интернационал-коммунистического способа производства. Мобилизация «революционной элитой» необходимого слоя интеллектуальных работников для управления государством и общественным процессом воспроизводства («управленческой элиты») как способ разрешения данного противоречия. Общественно-экономические функции Партии и Правительства. Государственная собственность на основные средства производства как форма общенародной (всеобщей частной) собственности. Монополия государственной собственности. Формы производства и присвоения прибавочного продукта.

Развитие интеллекта каждого работника на основе растущего удовлетворения его материальных и духовных потребностей как основной экономический закон государственного интернационал-коммунистического способа производства. Общественная необходимость интеллектуальной революции. Эволюция по пути торможения «управленческой элитой» интеллектуальной революции в обществе. Неспособность и нежелание обеспечить интеллектуальное развитие каждого непосредственного производителя – основная причина возможной гибели государственного интернационал-коммунистического способа производства.

Тема 20. Особенности экономическое развития СССР в период государственного интернационал - коммунистического способа производства

Генезис интернационал-коммунистического способа производства.Установление Советской власти во главе с Владимиром Ильичем Лениным в результате победы Октябрьской социалистической революции (25 октября по ст. стилю 1917 года). Первые декреты Советской власти, разложившие старую армию. Создание Красной армии. Гражданская война. Коммуны и «военный коммунизм» как исходная, простейшая и примитивная форма проявления сути интернационал-коммунистического способа производства.

Продолжение Советской властью разорения трех институтов (основ) русского Домостроя, начатого еще свержением Самодержавия Февральской буржуазной революцией 1917 года. Покушение на В. И. Ленина (30 августа 1918 г.). Указание В.И.Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 «О борьбе с попами и религией…». Организация Л.Д. Троцким репрессий против Православия (священников и верующих) и Народа (казачества), разграбления православных храмов и монастырей, разрушения объектов, составляющих основу русской культуры и нации. Идея Льва Давидовича Троцкого о насаждении в России такой «красной тирании», «которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока» и превращения России «в пустыню, населенную белыми неграми». Предпринимаемые Троцким политические меры по реализации этой идеи и, в частности, создания--для начала---«командно- административной» экономики.

Реанимирование В.И.Лениным и И.В.Сталиным предвоенного(1913г) плана ГОЭЛРО (предпосылка индустриализации) с целью «увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10-20 лет», как противодействие планам Троцкого. Кризис и голод 1921года. Идея В.И. Ленина о том, чтобы «количество в производстве продукции временно поставить на первое место».

Пленум ЦК РКП(б) 3 апреля 1922г: избрание Иосифа Виссарионовича Сталина Генеральным секретарем ЦК РКП(б). Образование СССР (30 декабря 1922г.). Новая экономическая политика интернационал-коммунизма: тактика временного отступления к капитализму. Нэповская денежная реформа 1922-1924 годов. Признание СССР «де-юре» и «де-факто» капиталистическими государствами Запада. Смерть В.И. Ленина (21 января 1924г). Кто заменит В.И. Ленина: Л.Д. Троцкий или И.В. Сталин? Недоверие Троцкому.

Преемство власти в стране И. В. Сталиным. Понимание И.В. Сталиным значения и роли государства. Замечание И.В.Сталина на обложке вышедшей в свет в 1923г. работы В.И.Ленина «Государство и революция»: «Теория изживания (государства) есть гиблая теория». Работы Сталина «Об основах ленинизма», «Троцкизм или ленинизм?» (1924г). Борьба с Л.Д. Троцким, явными и тайными сторонниками идей, которые проводил в жизнь Л.Д. Троцкий – агент немецкой разведки с 1921года, английской–с 1926 года. Обоснование И.В. Сталиным возможности победы интернационал-коммунизма в «одной отдельно взятой стране», то есть возможности победы государственного интернационал-коммунизма, а конкретнее, государственного социализма. Принятие программы индустриализации страны на XIV съезде РКП(б) в декабре 1925г. Процесс свертывания НЭПа и формирование административно-централизованной системы. Высылка Л.Д. Троцкого из СССР (20.01. 1929г.). Курс на планомерную организацию функционирования и развития народного хозяйства. Необходимость коллективизации и коллективизация сельского хозяйства: успехи и ошибки. Первые, великие пятилетние планы и их выполнение. Политический лозунг «Кадры решают все!» Культурная революция в СССР. Первая конституция СССР (5.12.1936г). Объявление Советского Союза «страной победившего социализма». Социально-экономическая сущность этой «победы».

Усиление разведывательной деятельности западных,и прежде всего, английских и германских спецслужб на территории СССР. Прикрытие работы агентов иностранных разведок наркомом НКВД СССР Ягодой. Репрессии против Православия и против Народа по трусливым и подлым доносам «за всякого рода мелкие преступления». Наказание лиц, насаждавших репрессии(1937г.). Признание Н.И. Бухарина: «Ведь только дурак (или изменник) не понимает, что за львиные прыжки сделала страна, вдохновленная и направленная железной рукой Сталина… Что мерзавцев расстреляли–отлично. Воздух сразу очистился». Мысль, высказанная И.В. Сталиным в беседе с начальником Личной секретной службы Сталина генералом А.М. Джуга: «Лидер могучего государства неизбежно попадает в зависимость от службы безопасности если не сумеет создать ей противовес. Кто охранит от охраняющих?» Осуждение январским (1938г) Пленумом ЦК ВКП(б) репрессий против Народа. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б), подписанное И.В. Сталиным 11 ноября 1939 года, об отмене указания В.И. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 «О борьбе с попами и религией», о прекращении арестов служителей церкви и преследовании православных верующих и о проведении ревизии всех осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью.

XVIII съезд ВКП(б) (10-21 марта 1939 г). Призрак опасности для Советского государства и государственного социалистического строя, исходящей от невежества основной массы партийно-советско-хозяйственной номенклатуры. Идеи И.В.Сталина об укреплении государства (кстати, имевшего в России тысячелетнюю историю), и о необходимости обеспечить подъем культурного уровня всей массы трудящихся города и деревни: рабочих -- до уровня инженера, а колхозников-- до уровня агронома, т.е. перейти в конечном итоге к всеобщему высшему образованию. Невежественное окружение И.В.Сталина будет использовать в конце 1940-х гг. это желание И.В.Сталина—уберечь социалистическое государство от любых видов его подрыва–в своих грязных целях, а именно для устранения более интеллектуально развитых возможных преемников Сталина, фабрикуя обвинения их в, якобы, антигосударственной деятельности.

Экономика СССР накануне войны. Заигрывание Англии, США и Франции с нацистской Германией с целью направить «вскормленную» ими ее военную мощь против Советского Союза. Игнорирование правительствами этих держав предложений Советского правительства о создании антигитлеровской коалиции европейских государств. Предложение Германией Советскому Союзу пакта о взаимном ненападении, подписанного обеими державами 23 августа 1939 года. Развязывание гитлеровской Германией Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.). Воссоединение Западной и Восточной Беларуси в рамках БССР (17 сентября 1939 г.). Нарушение Германией пакта о ненападении. Вторжение германских войск на территорию СССР 22 июня 1941 года. Великая Отечественная война советского народа.

Советская экономика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Оборона Брестской крепости (22.06-20.07.1941 г). Эвакуация предприятий на Восток. Московская битва (30.09.1941- 20.04.1942 гг.). Трудовые победы советского народа в глубоком тылу. Сталинградская битва (17.07.1942-2.02.1943 гг.). Начало реализации ядерной программы в СССР (февраль 1943 г.). Курская битва (5 07.-23.08.1943 г). Хозяйство оккупированной Беларуси. Белорусская операция (23.06.-29.08.1944 г). Освобождение г. Минска (3.07.1944 г.) и всей Беларуси. Победа СССР в Великой Отечественной войне как доказательство прочности государственного социалистического строя и преданности народов СССР своей Великой Родине. Вопреки планам мировой национал-социалистской элиты, двигавшей гитлеровский фашизм на Восток, в результате Второй мировой войны произошло не ослабление Советского государства, а наоборот, его усиление, превращение в Великую державу с широкими сферами влияния. Создание Организации Объединенных Наций.

Новые планы мировой национал-социалистской элиты в отношении СССР. Доктрина директора ЦРУ США Алена Даллеса (1945 г.): «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем…на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России… Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать все основы народной нравственности Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем!»

Инициатива Уинстона Черчилля: отгородиться от СССР «железным занавесом» и начать против него «холодную (то есть психологическую) войну» (речь в американском г. Фултон, 1946 г.). За ней последовала «Директива- меморандум Совета национальной безопасности США № 20/1 от 18 августа 1948 г.», в которой говорилось: «Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события… Мы не возьмем на себя ответственность за то, что добивались или осуществили это».

Послевоенное развитие народного хозяйства (1945–1953 гг.). Радость мирного труда. Участие СССР в создании Организации Объединенных Наций (1946). Народно-демократические революции в освобожденных странах Восточной Европы. Денежная реформа 1947 года в СССР. Успешное выполнение плана восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946–1950 гг.). Дальнейшее укрепление курса советского рубля. Победа народно-демократической революции в Китае. Взрыв атомной бомбы в СССР (1949 г.). Запад – в шоке.

Экономическая дискуссия (ноябрь 1951 г., г. Москва), проведенная ЦК ВКП(б) по обсуждению проекта учебника политической экономии. Работа И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (октябрь 1952 г.). Упор Сталина на то, что только знание и понимание партийными, советскими и хозяйственными руководителями характера действия экономических законов (интернационал-) социализма позволит им использовать наличные в народном хозяйстве СССР товарные и денежные отношения «особого рода» в интересах государственного социализма, предвидеть отдаленные последствия своих решений, сохранить и укрепить советский социализм. Видение И.В. Сталиным новой, коренной особенности советского социализма: «…Странно теперь говорить о «необходимом» и «прибавочном» труде: как будто труд рабочих в наших условиях, отданный обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию обороны и т. д., не является столь же необходимым для рабочего класса, стоящего ныне у власти, как и труд, затраченный на покрытие личных потребностей рабочего и его семьи…Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новы положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующие новому положению».

XIX съезд ВКП(б) (14 октября 1952 г.). Курс на использование новейших достижений науки и техники в промышленном и сельскохозяйственном производстве, снижение себестоимости и рост благосостояния трудящихся на основе снижения цен. Ориентация на всеобщее среднее десятилетнее образование советского народа, как первый этап подъема интеллектуального уровня «рабочих до уровня инженера», а интеллектуального уровня «колхозников – до уровня агронома». Переименование Всесоюзной Коммунистической партии большевиков в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

Взрыв ядерной бомбы в СССР (1953 г.). Смерть И.В.Сталина (5 марта 1953 г.). В 1959 г. английский премьер-министр Уинстон Черчилль скажет, выступая в британском парламенте в честь 80-летия со дня рождения Сталина: «Великим счастьем для России было то, что в самые трудные для нее времена во главе государства стоял Сталин… Он принял Россию в лаптях, а оставил ее с ядерным оружием». А трудолюбивый советский народ и его выдающиеся ученые, в своей огромнейшей части руководствовавшиеся извечными понятиями спасительного труда, чести и совести, доброты и справедливости, в глубине своей великой души понимали, что они жили (и страдали) «при Сталине», но не «под Сталиным».

Совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР (6 марта 1953г). Начало развертывания квадриги: «невежество-безответственность-трусость-предательство». Решение «осуществить ряд мероприятий по организации партийного и государственного руководства»… «с целью обеспечения бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны». Переход от принципа «вождизма» к принципу «коллективного руководства». Постановление Совета Министров СССР «О расширении прав министров СССР» (11 апреля 1953 г.). Начало превращения «социалистического домостроительства» в «либеральное доморазорительство».

Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС. Избрание первым секретарем ЦК КПСС (главой «коллективного руководства») Н.С.Хрущева с его мнением, что «практика –это та же теория». Формирование «культа невежества», а вместе с ним безответственности и бесхозяйственности. Практика реформирования и «развития» восстановленной после войны административно-централизованной плановой системы народного хозяйства СССР «коллективным руководством», возглавляемым Н.С.Хрущевым, при отсутствии умения предвидеть экономические, политические и социальные последствия принимаемых им решений, т.е. при отсутствии умения руководить. Игнорирование опыта перехода к НЭПу, когда «оказалось, что возможность превращения безналичных денег в наличные содействует инфляции и безудержному росту цен». Некомпетентное, волюнтаристское вмешательство в общественный процесс воспроизводства, заключавшееся в переводе его развития с закономерности понижения цен, лежащей в основе интенсивного типа расширенного воспроизводства с прибылью в роли «спидометра»,отражающего скорость воспроизводственного процесса, на закономерность повышения цен, лежащую в основе экстенсивного типа расширенного воспроизводства с прибылью в роли «мотора» процесса воспроизводства. Постепенная замена товарных и денежных отношений «особого рода» обычными, необузданными товарно-денежными отношениями.

Раскручивание экстенсивного типа расширенного воспроизводства. Ставка на ускоренное увеличение «количества» в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ без обращения внимания на опасность деформации векового процесса воспроизводства.. В 1960 году цикл полного обновления средств труда с сохранением тех же размеров парка неамортизированных средств труда пока еще составляет 10,28 лет, а полное экономическое время сбалансирования деформированного, разбалансированного воспроизводственного процесса – 7,59 лет. Объективный потенциал стопроцентного интенсивного роста без добавления ресурсов, мобилизуемых через фонд накопления еще имеется. Инициативы Н.С.Хрущева, поддержанные «коллективным руководством» вследствие его безответственности и трусости: в ближайшие 2-3 года в достатке удовлетворить растущие потребности населения страны в продовольственных продуктах (сентябрь 1953 г.); освоение целинных и залежных земель (февраль 1954г.); «разоблачение» культа личности И.В.Сталина (1956 г.); децентрализация управления при утере централизованной реакции в случаях экстремальных возмущенийплановой экономики, т.е. замена отраслевого принципа управления через Министерства территориальным принципом управления через Советы народного хозяйства (совнархозы) (февраль 1957 г.); догнать и перегнать Америку по производству молока и мяса за 3-4 года (1957 г.); развал машинно-тракторных станций (МТС) и продажа техники колхозам (февраль 1958 г.); распространение посевов кукурузы на центральные и северные регионы СССР; совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя СМ СССР (с марта 1958 г); «закон связи школы с жизнью» (школы -- на основе всеобщего среднего восьмилетнего образования (декабрь 1958 г.); декларативное заявление о том, что «Советская страна вступила в период развернутого строительства коммунистического общества» (январь 1959 г.); антирелигиозная компания; «борьба» с самогоноварением; превращение колхозов в совхозы; ограничение поголовья скота в подсобном хозяйстве колхозников и рабочих совхозов; строительство дешевого жилья («хрущевок») с минимально удобной планировкой; третья программа партии, утверждавшая, что «к 1980 году в СССР будет построено в общих чертах коммунистическое общество» (октябрь 1961 г.); курс на опережающее развитие наиболее прогрессивных отраслей производства и отдельных производств, способствующих ускорению технического прогресса и экономии труда (июль 1963 г.); программа химизации земледелия (июль 1963 г.); эксперимент с применением отчетного показателя нормативной стоимости обработки (НСО) (ноябрь 1963 г.); и др.

Итогом реализации всех этих «практических инициатив», базирующихся на экономическом теоретическом примитивизме, явились: песчаные бури на поднятой целине; закупки фуражного зерна за границей; отставание от США по производству мяса более чем в два раза; погружение колхозов в миллиардные долги; разрушение материально-технической базы сельского хозяйства и распыление кадров механизаторов; кадровая чехарда; «рапорты», организованные различного рода «трудовые почины», приписки, обман, стремление к социальному иждивенчеству; денежная реформа 1961 года; повышение цен на продукты питания; привилегии для номенклатуры; усталость рабочих и крестьян от шумной борьбы за «светлое будущее» при постепенном ухудшении повседневной жизни. В стране возникло «диссидентское движение». Запад был доволен Хрущевым: потому что «с ним можно договориться», т.е., в отличие от Сталина, Хрущева можно было перехитрить. Американская «политика наведения мостов с СССР и другими интернационал-социалистическими странами» с одновременным усилением психологической войны с ними. Результатом прихрущевских «экспериментов» «коллективного руководства» явилось снижение темпов роста производства в СССР.

Пленум ЦК КПСС 14 октября 1964 г. Освобождение Н.С.Хрущева от всех занимаемых должностей с отправкой на пенсию. Решение о разделении обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя СМ СССР. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Назначение Алексея Николаевича Косыгина Председателем СМ СССР (15 октября 1964 г). Начался пересмотр и отказ от многих «реформаторских» экспериментов «коллективного руководства» во главе с Н.С.Хрущевым, но закономерность повышения цен, определяющая экстенсивный тип расширенного воспроизводства, принята в качестве динамизирующего фактора экономического развития, что свидетельствовало об отсутствии у «коллективного руководства» умения предвидеть социальные последствия принимаемых решений, т. е. способности руководить.

В марте 1965 г. была поставлена задача устранить негативные последствия прихрущевских «экспериментов» на селе. Отменялись обязательные повсеместные посевы кукурузы. Восстанавливались приусадебные участки. Больше внимания стало уделяться Центральным Черноземным и Нечерноземным районам страны. Повышены закупочные цены на пшеницу, рожь и др. культуры. Принимались меры по укреплению хозяйственного расчета в сельхозпредприятиях. Началось восстановление материально-технической базы сельского хозяйства. Резко увеличились капиталовложения в аграрный сектор.

С сентября 1965г в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и восстановить отраслевой принцип управления. Повышены оптовые цены. С целью устранения имеющихся недостатков в воспроизводственном процессе страны было решено «усовершенствовать» систему планирования: вместо более чем 100 плановых показателей, контролируемых Госпланом СССР, оставили восемь. Главным плановым показателем становится объем реализованной продукции (предпосылка замены социализма капитализмом). В качестве обязательного показателя оставалась основная номенклатура продукции (условие сохранения социализма). Положение «О социалистическом государственном предприятии» (октябрь1965г.), расширившее права и хозяйственную самостоятельность предприятий на основе хозяйственного (а по сути коммерческого) расчета. Замена названия «Первый секретарь» на название «Генеральный секретарь». Появление «теорий» об усилении роли товарно-денежных отношений в социалистическом строительстве, а на высшем уровне идея «построения коммунизма» была заменена утверждением, что в СССР за 50 лет построено «развитое социалистическое общество».

Первое открытое проявление силы необузданных товарно-денежных отношений в схватке с интернационал- социализмом: план реализации продукции предприятия стали самостоятельно выполнять за счет производства и реализации наиболее дорогостоящих видов продукции, претендуя на премии и причитающуюся им долю прибыли; Госплан СССР требовал от министерств и предприятий, чтобы показатель объема реализации формировался за счет производства и реализации всей номенклатуры продукции, доведенной сверху предприятиям, поскольку вся эта продукция необходима для нормального развития народного хозяйства. Противоречие между скрывающимся за необузданными товарно-денежными отношениями капитализмом с его законами спроса и предложения и реальным интернационал-социализмом с его законом планомерного развития – на поверхности экономической жизни противоречие между рынком и планом – было обнажено. Запад начал волноваться за судьбу капитализма в СССР. И тут раздался голос советника президентов США, известного геополитика Збигнева Бжезинского: «Не волнуйтесь, господа, только наберитесь терпения! Интернационал-социализм скоро сам развалится изнутри и мы ему в этом поможем. Мы имеем для этого три «снаряда»: первый снаряд–плюрализм, он разрушит марксизм-ленинизм; второй–либерализм, он разрушит плановую экономику; третий–национализм, он разрушит Советский Союз». «Коллективное руководство» во главе с Л.И.Брежневым не волновалось, будучи уверенным, по недоумию, что, расширяя поле деятельности товарно-денежных отношений, оно этим укрепляет интернационал-социализм. События в Чехословакии (весна 1968г) приоткрыли завесу иллюзий относительно того, развитие какого общественно-экономического способа производства динамизируют товарно-денежные отношения. «Коллективное руководство» испугалось своей безответственности перед историей и, прежде всего, за свой социальный статус.

Стало ясным, что динамизм товарно-денежных отношений, а вместе с ним и либеральная экономическая реформа должны быть приостановлены. А д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.043 с.)