Виды и объемы учебной работы, график изучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и объемы учебной работы, график изучения



Рабочая программа

дисциплины

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(ГОС–2004)

 

для студентов всех форм обучения
специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500)

 

 

 

 

Екатеринбург 2009


Рабочая программа дисциплины «Общая психология» (ГОС-2004), Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. 31 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500).

 

 

Составители: профессор кафедры теоретической и экспериментальной психологии, кандидат медицинских наук Шевелев В.М.; доцент кафедры теоретической и экспериментальной психологии Семенова С.Л.

 

Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от «29» января 2009 № 5.

 

Заведующая кафедрой Н. С. Глуханюк

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии ГОУ ВПО РГППУ. Протокол от «19» февраля 2009 № 7.

 

 

Председатель методической комиссии Н.О. Садовникова

 

© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009 © Шевелев В.М., Семенова С.Л.

 


Цели и задачи дисциплины

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.

При формировании данной программы учитывались требования государственного стандарта к специалисту образования.

Специалист образования должен:

· быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

· способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

· содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

· способствовать безопасности социальной среды образовательного учреждения;

· осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей.

Специалист образования должен знать:

· нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты; механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

· особенности групповой психологии, межличностных отношений

и общения.

Специалист образования должен иметь представление:

· об основных механизмах психической регуляции поведения человека: воле и эмоциях, потребностях и мотивах, а также бессознательных механизмах;

· об основных методах психологического изучения личности и способах представления полученных результатов.

Специалист образования должен уметь:

· определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;

· применять психологические методы (наблюдение, эксперимент, беседа тесты) и интерпретировать результаты в исследовательской дея-тельности;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

· давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния;

· регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания;

· использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека;

· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Специалист образования готов:

· к анализу педагогических и социальных ситуаций и управлению ими;

· к продуктивному общению;

· к целенаправленному управлению формированием личности другого человека и самого себя.

Специалист образования должен владеть:

· приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

· способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

Исходя из указанных требований, цель изучения данного курса – ознакомление будущих специалистов образования с основными проблемами современной психологической науки и практики, с основными психологическими категориями, актуализация их в педагогическом процессе. Формирование у будущих специалистов образования психологической компетентности, общей и профессиональной культуры.

Задачи курса:

· формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

· формирование основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;

· формирование культуры межличностных отношений;

· стимулирование интеллектуальной деятельности, организация сознательного использования интеллектуальных приемов;

· ознакомление с основными приемами саморазвития;

· освоение общепсихологических понятий и представлений, необходимых для изучения конкретных психологических и педагогических дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Воспитательная цель курса:

· изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;

· воспитание будущих педагогов в духе уважения к другим людям, их достоинству;

· формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам;

· формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;

· научить студента решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.

 


Виды и объемы учебной работы, график изучения

дисциплины

Таблица 1

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Общая психология»
специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500)

 

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
 
1. Виды и объемы учебной работы, в часах
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа      
1.3.3. Расчетно-графическая работа      
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: 1.3.4.1. выполнение заданий по темам; 1.3.4.2. написание рефератов; 1.3.4.3. подготовка к экзамену          
2. График изучения дисциплины
2.1.Курс 1-й 1; 2-й 1-й
2.2.Семестр 2-й 2; 3-й 1; 2-й
2.3. Экзамен (семестр) 2-й 3-й 2-й
2.4. Зачет (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)      
2.6. Контрольная работа (семестр)   3-й 2-й

Таблица 2

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Общая психология»
специальности 050501.65 Профессиональное обучение (дизайн) (030500.04)

 

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объемы учебной работы, в часах
1.1.Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа      
1.3.3. Расчетно-графическая работа      
1.3.4.Другие виды самостоятельной работы: 1.3.4.1. выполнение заданий по темам 1.3.4.2. написание рефератов 1.3.4.3. подготовка к экзамену          
2. График изучения дисциплины
2.1.Курс 1-й 1; 2-й 1-й
2.2.Семестр 2-й 1; 2-й 1,2-й
2.3. Экзамен (семестр) 2-й 2-й 2-й
2.4. Зачет (семестр)   1-й  
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)      
2.6. Контрольная работа (семестр)   1; 2-й 2-й

2. Тематический план изучения дисциплины

 

Таблица 3

 

Тематический план изучения дисциплины «Общая психология»
по очной форме обучения

Наименование темы (раздела) дисциплины Коды специальностей отраслей или областей, специализаций, учебные планы которых включают дисциплину «Общая психология»
050501.65 (030500)
Количество аудиторных часов
Лекции Практические занятия Семинарские занятия
Раздел 1. Введение в общую психологию   -  
1.1. Психология как наука и как практическая деятельность   -  
1.2. История развития психологических знаний   -  
1.3. Методы психологии   -  
1.4. Развитие психики и происхождение сознания   - -
Раздел 2. Основы общей психологии      
2.1. Личность ее структура и проявления      
2.2. Направленность личности      
2.3. Онтология и психология жизни человека   - -
2.4. Личность в системе межличностных отношений      
2.5. Общепсихологическая характеристика деятельности      
2.6. Общение и речевая деятельность      
2.7. Познавательная сфера личности      
2.8. Эмоционально-волевая сфера      
2.9. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности      
ИТОГО по видам занятий      
ВСЕГО по дисциплине  

 


3. Содержание разделов дисциплины

Методы психологии

Методология, метод, методика. Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма. Системный принцип в психологии.

Особенности предмета и объекта исследования в психологии. Теоретическое и эмпирическое исследование, их взаимосвязь. Проблема, гипотеза, концепция, теория в психологии. Психологические закономерности и законы. Психологические данные и их специфика. Особенности интерпретации результатов исследования в психологии.

Сложность и проблемность выбора методов исследования психических явлений. Классификация методов исследования в современной психологии. Специфические и неспецифические методы. Общенаучные методы: организации исследования, обработки данных, методы интерпретации.

Собственно психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Методы психологической диагностики. Объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, проективные и диалогические техники. Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические. Новейшие тенденции в разработке методов психологических исследований. Использование психологических методов в педагогической практике.

 

Направленность личности

Активность как одна из проблем современно психологии. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социальность человеческих потребностей. Основные этапы формирования и развития потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу.

Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности.

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности педагога.

Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.

 

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность. Ощущения. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений, их классификация (А.Р. Лурия). Характеристика основных видов ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Пороги чувствительности. Учет порогов чувствительности в педагогической практике. Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.

Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с мышлением и опытом. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация.

Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдения и условия его эффективности.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия.

Адекватность восприятия внешнему воздействию. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической практике. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.

Память. Понятие о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. В зависимости от продолжительности хранения материала: ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная. Понятия иконической и эхонической памяти.

Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.

Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность.

Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий.

Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Творческое мышление. Способы активизации мыслительной деятельности педагога.

Воображение. Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования представлений. Воображение и образное мышление. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в деятельности педагога.

Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роль переключения и распределения внимания в профессиональной деятельности педагога. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя).Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога. Развитие внимания и управление им. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.

Роль внимания в профессиональной деятельности педагога.

Общее понятие о личности.

Эмоции в структуре психики.

Общее понятие о личности.

Библиографический список

Основная литература:

Глуханюк Н.С. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. – 368 с.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2006. – 176 с.

Общая психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. – Т.1: Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Общая психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. – Т.3: Нуркова В.В. Память. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

Общая психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. – Т.4: Фаликман М.В. Внимание. – М.: Академия, 2006. – 480 с.

Петровский А.В. Психология [Текст]: учебник /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2005. – 512с.

Штейнмец А.Э. Общая психология [Текст]: учеб. пособие / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 288 с.

Дополнительная литература:

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.

Аверин А.А. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

Айсмонтас Б.Б. Общая психология [Текст]: схемы /Б.Б Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 288 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 375 с.

Анисимов О.С. Акмеология мышления [Текст] / О.С. Анисимов. – М.: ЛМА, 1997. – 534 с.

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Учеб. лит., 1997. – 256 с.

Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса [Текст] /В.А. Барабанщиков. – М.: Когнито-Центр: Высш. шк. психологии, 2006. – 240 с.

Битянова Н.Р. Социальная психология [Текст] / Н.Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 106 с.

Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. –288 с.

Бреслав Г.М. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2006. – 544 с.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 390 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Гамезо М.В. Атлас по психологии [Текст]: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 276 с.

Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно [Текст] / Ю.З. Гильбух. – Минск: Высш. шк., 1995. – 141 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с.

Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии [Текст] /Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, Е.В. Дьяченко. – М.; Воронеж, 2003. – 224 с.

Годфруа Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 496 с.; 376 с.

Дормашев Ю.Б. Психология внимания [Текст] /Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1999. – 331 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. – М.: Пед. об-во России, 1990. – 512 с.

Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] /К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

История психологии в лицах. Персоналии [Текст] /ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРС СЭ, 2005. – 784 с.

Климов Е.А. Основы психологии [Текст] /Е.А. Климов. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Краткий психологический словарь [Текст] /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с

Кроник А.А. Психология человеческих отношений [Текст] / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Дубна: Когито-Центр, 1998. – 214 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Харвест, 1999. – 384 с.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере [Текст] /А.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1995. – 271 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] /Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 541 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2985. – 73 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 255 с.

Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] /А.К. Маркова [и др. ] – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

Марцинковская Т.Д. 50 выдающихся психологов Мира [Текст]: учеб. пособие для студентов /Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 192 с.

Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности [Текст] / Т. Мейснер. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 359 с.

Немов Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.; учеб. пособие для студентов пед. вузов / Р.С. Немов. – Кн. 3. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

Общая психология [Текст]: курс лекций для первой степени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 448с.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272с.

Петровский А.В. История и теория психологии [Текст]: в 2 т. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Т. 1. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 415 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

Познавательные психические процессы [Текст] /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология внимания [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2005. – 858 с.

Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. А.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 678 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология памяти [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – 816 с.

Психология сознания [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

Психология самосознания [Текст]: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Рай-городский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 672 с.

Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.

Райгородский Д.Я. Психология личности [Текст]: хрестоматия в 2 т. / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1999. – Т. 1. – 448 с.; – Т.2. – 544 с.

Реан А.А. Психология изучения личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.

Реан А.А. Социально педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Романов К.М. Практикум по общей психологии [Текст] /К.М. Романов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 320 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.

Семенова С.Л. Практикум по общей психологии [Текст] /С.Л. Семенова, Е.В. Дьяченко; под ред. Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 180 с.

Слободчиков В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]: хрестоматия с коммент. по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 653 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие / О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2005. М.: Академия, 2006. – 288 с.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 192 с.

Фрейд 3. Введение в психоанализ [Текст]: лекции /З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного [Текст] /З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст]: в 2 т. / Х. Хекхаузен. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 406 с.

Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 264 с.

Хьелл Л. Теория личности [Текст] /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. [Текст] / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1997. – 410 с.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Образование и наука.

 


 

Рабочая программа дисциплины

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(ГОС–2004)

 

 

Подписано в печать...……Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч-изд. л. Тираж экз. Заказ …….

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,

Екатеринбург, ул. Машиностроителей,11

_________________________________________________________________

Ризограф ГОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Рабочая программа

дисциплины

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(ГОС–2004)

 

для студентов всех форм обучения
специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500)

 

 

 

 

Екатеринбург 2009


Рабочая программа дисциплины «Общая психология» (ГОС-2004), Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. 31 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500).

 

 

Составители: профессор кафедры теоретической и экспериментальной психологии, кандидат медицинских наук Шевелев В.М.; доцент кафедры теоретической и экспериментальной психологии Семенова С.Л.

 

Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от «29» января 2009 № 5.

 

Заведующая кафедрой Н. С. Глуханюк

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии ГОУ ВПО РГППУ. Протокол от «19» февраля 2009 № 7.

 

 

Председатель методической комиссии Н.О. Садовникова

 

© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009 © Шевелев В.М., Семенова С.Л.

 


Цели и задачи дисциплины

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.

При формировании данной программы учитывались требования государственного стандарта к специалисту образования.

Специалист образования должен:

· быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

· способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

· содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

· способствовать безопасности социальной среды образовательного учреждения;

· осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей.

Специалист образования должен знать:

· нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты; механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

· особенности групповой психологии, межличностных отношений

и общения.

Специалист образования должен иметь представление:

· об основных механизмах психической регуляции поведения человека: воле и эмоциях, потребностях и мотивах, а также бессознательных механизмах;

· об основных методах психологического изучения личности и способах представления полученных результатов.

Специалист образования должен уметь:

· определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;

· применять психологические методы (наблюдение, эксперимент, беседа тесты) и интерпретировать результаты в исследовательской дея-тельности;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

· давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния;

· регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания;

· использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека;

· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Специалист образования готов:

· к анализу педагогических и социальных ситуаций и управлению ими;

· к продуктивному общению;

· к целенаправленному управлению формированием личности другого человека и самого себя.

Специалист образования должен владеть:

· приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

· способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

Исходя из указанных требований, цель изучения данного курса – ознакомление будущих специалистов образования с основными проблемами современной психологической науки и практики, с основными психологическими категориями, актуализация их в педагогическом процессе. Формирование у будущих специалистов образования психологической компетентности, общей и профессиональной культуры.

Задачи курса:

· формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

· формирование основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;

· формирование культуры межличностных отношений;

· стимулирование интеллектуальной деятельности, организация сознательного использования интеллектуальных приемов;

· ознакомление с основными приемами саморазвития;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.206 (0.829 с.)