Активного социально-психологического обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активного социально-психологического обучения



Дискуссия как средство группового обсуждения проблемных ситуаций. Отличие дискуссии от спора, полемики, диспутов и дебатов. Роль Ж. Пиаже и К. Левина в развитии дискуссионного метода. Дискуссия как метод повышения коммуникативной компетентности. Дискуссия как способ организации процесса принятия групповых и управленческих решений. Виды дискуссий: традиционная дискуссия, деловая дискуссия, игровая дискуссия, спонтанная и стандартизированная дискуссия, круглый стол. Дискуссия в многочисленной группе. Функции ведущего в дискуссионном процессе. Этапы проведения дискуссии. Особенности организации дискуссионного процесса. Рефлексия в дискуссионном процессе. Использование дискуссии в работе со школьниками, педагогами и родителями. Применение дискуссионного метода в производственной практике.

 

 

Метод мозгового штурма

как средство социально-психологического обучения

Мозговой штурм как средство решения проблемной ситуации и принятия групповых решений. Роль А. Осборна в развитии метода мозгового штурма. Баллентовские группы. Особенности организации мозгового штурма. Этап генерации идей и особенности его проведения. Этап отбора и анализа идей, его организация и проведение. Требования к подбору групп для разных этапов мозгового штурма. Функции ведущего в процессе мозгового штурма. Рефлексия в процессе мозгового штурма.

Мозговой штурм в многочисленных группах. Мозговой штурм как метод развития творческого мышления. Мозговой штурм как средство повышения сплоченности группы. Применение мозгового штурма в образовательном процессе.

 

 

4. Методы активизации поиска идей

как средство социально-психологического обучения

Активизация поиска идей как средство решения проблем и принятия решений. Метод фокальных объектов. Метод морфологического анализа. Метод аналогии. Метод расчленения проблемной ситуации. Метод контрольных вопросов. Методика Менделла. Обратная мозговая атака. Метод двойного создания идей. Метод «шесть шляп».

Активизация поиска идей как форма развития творческого мышления. Активизация поиска идей как средство повышения сплоченности группы. Роль ведущего в организации и активизации группового поиска идей. Применение методов активизации поиска идей в практике психолога.

5. Игровые методы

активного социально-психологического обучения

Игра как средство моделирования проблемных ситуаций, активизации опыта клиента, оценки, поиска и создания оптимальных образцов поведения в различных ситуациях взаимодействия. Игра как средство повышения коммуникативной компетентности клиента. Игра как средство повышения групповой сплоченности и прояснения групповой структуры. Классификация игр: деловая игра, ролевая игра, дидактическая игра, сценарная игра, организационно-деятельностная игра. Рефлексия в игровом процессе.

Деловая игра как метод активного обучения взаимодействию в проблемных, деловых ситуациях. Виды деловой игры. Особенности организации и проведения деловой игры. Роль ведущего в деловой игре.

Ролевая игра как метод активного обучения. Социальная роль и ролевое поведение. Техники проведения ролевой игры. Особенности организации ролевой игры. Роль ведущего в ролевой игре.

Организационно-деятельностная игра. Цели организационно-деятельностой игры. Этапы и техника проведения организационно-деятельностой игры.

Применение игрового метода в образовательном процессе. Использование метода игры в работе практического психолога.

 

 

6. Социально-психологический тренинг как метод социально-психологического обучения

Социально-психологический тренинг как средство личностного развития и повышения коммуникативной компетентности клиента, повышения групповой сплоченности и прояснения структуры группы. История развития тренинговых форм в зарубежной и отечественной психологической практике.

Виды социально-психологических тренингов. Обучающие и развивающие тренинги. Этапы социально-психологического тренинга. Групповая динамика.

Особенности организации социально-психологического тренинга. Особенности подбора тренинговой программы. Соотношение когнитивного, поведенческого и эмоционального воздействия на клиента. Рефлексия в тренинговом процессе.

Личность ведущего тренинга. Типы ведения. Особенности поведения ведущего социально-психологического тренинга. Особенности проведения социально-психологического тренинга с подростками, взрослыми.


 

Планы Практических занятий

Занятие 1. Дискуссионные методы

Активного социально-психологического обучения

1. Организация дискуссионного процесса (определение темы дискуссии, подбор группы, организация пространства).

2. Мотивация участников дискуссии.

3. Создание безопасной атмосферы в процессе дискуссии, принятие правил работы группы, прояснение темы.

4. Этапы проведения дискуссии (особенности организации, цели).

5. Роль и функции ведущего дискуссионного процесса.

6. Различные формы организации дискуссии в зависимости от цели, характеристик рабочей группы.

 

Список основной литературы

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

 

Список дополнительной литературы

1. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие / И. Вачков. - М.: Ось-89, 2003. – 224 с.

2. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.

3. Петров, А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модернизации / А.В. Петров. - СПб.: Речь, 2005. – 80 с.

 

Занятие 2. Метод мозгового штурма

Как средство социально-психологического обучения

1. Организация мозгового штурма (определение темы, подбор группы, организация пространства).

2. Создание безопасной атмосферы в процессе мозгового штурма, принятие правил работы группы, прояснение темы.

3. Организация и проведение этапа генерации идей.

4. Организация и проведение этапа отбора и анализа идей.

5. Роль и функции ведущего мозгового штурма.

6. Различные формы организации мозгового штурма в зависимости от цели, характеристик рабочей группы.

 

Список основной литературы

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

 

Список дополнительной литературы

1. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие / И. Вачков. - М.: Ось-89, 2003. – 224 с.

2. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.

3. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – С-Пб.: Речь, 2001. - 256 c.

4. Фопель, К. Психологические группы (рабочие материалы для ведущего) / К. Фопель. – М., Генезис, 1999. – 256 с.

 

 

Занятие 3. Методы активизации поиска идей

Как средство социально-психологического обучения

1. Применение метода аналогии в поиске идей.

2. Использование метода фокальных объектов.

3. Метод морфологического анализа в процессе создания новых объектов.

4. Расчленение проблемной ситуации для активизации поиска идей.

5. Особенности организации процесса поиска идей при использовании различных методов.

6. Роль и функции ведущего в активизации поиска идей.

Список основной литературы

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

 

Список дополнительной литературы

1. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие / И. Вачков. - М.: Ось-89, 2003. – 224 с.

2. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.

3. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – С-Пб.: Речь, 2001. - 256 c.

 

Занятие 4. Игровые методы

Активного социально-психологического обучения

1. Возможности применения деловой игры в различных сферах деятельности практического психолога.

2. Использование ролевой игры в процессе активного социально-психологического обучения.

3. Особенности организации деловой и ролевой игры.

4. Структура, этапы, техника деловых и ролевых игр.

5. Функции ведущего игрового процесса.

Список основной литературы

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.013 с.)