I. Цель и задачи итоговой государственной аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Цель и задачи итоговой государственной аттестации



Программа

итоговой государственной аттестации

выпускников по специальности

050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

Составители: д.п.н., профессор Г.М. Коджаспирова

к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева

к.п.н., профессор Л.П. Стойлова

к.п.н., доцент А.К. Подгорная

к.п.н., доцент Е.Г. Балбасова

к.п.н., доцент М.С. Смирнова

 

 

Москва 2011


Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» утверждена на заседании Ученого совета Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО МГПУ от «27» октября 2011 года протокол № 2

 

Директор Института педагогики и психологии образования     А.И. Савенков
Ученый секретарь Ученого совета Института педагогики и психологии образования     Е.В. Михайлова
Заведующие кафедрами:      

 


 

Примерная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению и специальности «Педагогика и методика начального образования» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения по направлению и специальности «Педагогика и методика начального образования».

 

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Становление и развитие педагогики как науки - донаучный и научный периоды ее развития. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Функции педагогической науки. Структура педагогической науки.

Методология и методика педагогического исследования.

Методология педагогики. Методологическая культура учителя. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Педагогический опыт.

Развитие, формирование, воспитание личности.

Биосоциальная природа личности. Формы развития личности. Взаимообусловленность форм развития личности. Возрастные периоды развития и воспитания личности. Биологические, социальные, педагогические факторы развития личности и их характеристика.

4. Система образования и ее характеристика.

Общая характеристика С.О. Непрерывное образование. Основные звенья системы образования и их характеристика. Дополнительное образование. Детские и молодежные общественные объединения. Основные тенденции развития систем образования.

Целостный педагогический процесс.

Характеристика целостного педагогического процесса: П.Ф.Каптерев о педагогическом процессе. Понятие, структура и функции педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Принципы педагогического процесса.

Воспитательный процесс и его характеристика.

Понятие воспитательного процесса. Сложность воспитательного процесса. Закономерности воспитательного процесса. Диагностика результативности воспитательного процесса.

Воспитательная система школы.

Составляющие воспитательной системы школы. Организаторы воспитательной работы в школе и их функции. Классный руководитель в воспитательной системе. Условия эффективности деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы.

Учебный процесс и его характеристика.

Дидактика как теория обучения. Роль Я. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта в развитии научной педагогики, традиционной дидактической системы. Многообразие подходов к обучению на современном этапе развития общества.

Сущность процесса обучения.

Обучение как двусторонняя деятельность преподавателя и учащегося. Функции процесса обучения. Компоненты процесса обучения.

Содержание целостного педагогического процесса.

Определение содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования. Носители содержания.

Компоненты базовой культуры личности и пути ее формирования.

Культура жизненного самоопределения. Интеллектуальная культура личности. Нравственная культура личности. Гражданская культура личности Культура труда и экономическая культура личности. Экологическая культура личности, Эстетическая культура личности, Физическая культура личности, Культура семейных отношений.

Методы целостного педагогического процесса.

Классификация методов обучения и воспитания. Методы и приемы обучения. Методы и приемы воспитания. Технология активного обучения.

Средства целостного педагогического процесса.

Классификация средств целостного педагогического процесса. Средства наглядности в обучении и воспитании. Технические средства обучения и воспитания и их классификация. Компьютерные технологии в процессе обучения и воспитания.

Формы организации целостного педагогического процесса.

Сущность и характеристика форм организации целостного педагогического процесса. Урок как основная форма обучения. Другие формы организации обучения. Формы организации воспитательного процесса.

Ученик как субъект учебной деятельности.

Формирования субъектности ученика в учебном процессе. Значение формирования целеполагания и мотивации учения для воспитания субъектности. Формирование универсальных учебных действий как залог успешности обучения.

Семья как субъект социализации и воспитания.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семей. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи, школы и социума. Принципы общения семьи и школы. Функции школы в работе с родителями.

Педагогическая деятельность и профессиональная компетентность учителя.

Компоненты педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как свойство самоорганизации личности. Содержание педагогической компетентности.

Воспитательные функции детского коллектива.

Понятие «детский коллектив». Функции коллектива. Типы и структура детского коллектива. Этапы развития коллектива. Пути и средства формирования детского коллектива. Технология коллективного творческого дела.

Сущность и понятие педагогической технологии.

Признаки педагогической технологии. Педагогическая техника. Сущность и структура педагогического общения. Коммуникативная компетентность педагога. Принципы фасилитативного общения.

Школа как объект управления.

Управленческий труд в школе. Основные элементы школы. Школа как развивающаяся система. Школа как функционирующая система. Педагогическая инноватика. Организационная культура школы.

Человек как личность и индивидуальность.

Системно-структурное представление о личности. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Структура личности. Параметры личности

Деятельностный способ существования человека.

Деятельность в психологии как объяснительный принцип и как предмет исследования. Структура индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции, контроль, оценка. Освоение деятельности; взаимодействие навыков; интериоризация, экстериоризация.

Проблема соотношения обучения и психического развития.

Три теории о соотношении обучения и развития. Зона ближайшего развития как психологическое понятие. Учет психологических особенностей младшего школьника в организации учебно-воспитательного процесса.

Психическое развитие ребенка до поступления в школу.

Периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину. Психологические особенности детей 6-летнего возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника, ее влияние на новообразования возраста.

Готовность ребенка к обучению в школе и учет этой готовности в адаптационный период пребывания его в школе.

Понятие «готовность ребенка к обучению в школе» (общая и специальная готовность). Интеллектуальная готовность. Социальная готовность. Личностная готовность.

Учет индивидуальных особенностей учащихся начальных классов в процессе обучения.

Индивидуально-типологические свойства личности. Влияние индивидуальных особенностей на характер и уровень обучения младших школьников.

Восприятие.

Восприятие как психологическое понятие. Виды, свойства, особенности развития восприятия младших школьников. Выбор методов обучения учителем начальных классов с учетом уровня развития свойств восприятия у младших школьников, развитие восприятия в процессе учебной деятельности.

Мышление.

Мышление как психологическое понятие. Виды мышления и их характеристика. Формы мышления. Логические операции мышления. Качества ума, их влияние на обучаемость младших школьников. Развитие мышления в процессе учебной деятельности.

Мышление и речь.

Л.С. Выготский о соотношении развития мышления и речи. Виды речи и особенности ее развития у младших школьников. Выбор методов обучения учителем начальных классов, ориентированных на зону ближайшего развития речи младших школьников.

Содержание геометрического материала в начальном курсе математики. Методика изучения геометрических фигур: отрезок, угол, треугольник, прямоугольник и их свойств.

По естествознанию

По технологии

V. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ

 

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования. Научный руководитель (консультант) определяется кафедрой в зависимости от выбранной студентом темы дипломного исследования и с учетом пожеланий выпускника. По представлению кафедры, по которой студент решил писать дипломную работу, тема дипломной работы и научный руководитель дипломника утверждаются приказом ректора вуза. Руководителем может быть выдано задание на выпускную квалификационную работу установленного вузом образца. В этом задании обозначается тема и ее цель и задачи, перечень подлежащих разработке вопросов (план работы), указывается календарный план поэтапного выполнения дипломной работы, возможные консультанты по различным разделам работы, срок сдачи студентом законченной работы, дата выдачи задания. Задание подписывается студентом и его научным руководителем. Контроль за ходом дипломного исследования осуществляют научный руководитель, выпускающая кафедра.

1. Психолого-педагогические основы начального образования

1. Особенности личностно-ориентированного подхода к воспитанию младших школьников.

2. Возможности развивающего обучения для развития личности младших школьников.

3. Особенности личностно-ориентированного урока в начальной школе.

4. Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек младших школьников.

5. Работа с детьми из неблагополучных семей.

6. Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй.

7. Особенности общения педагога с младшими школьниками.

8. Формирование толерантности у учащихся младших классов во внеурочной деятельности.

9. Формирование культуры межнационального общения учащихся младших классов.

10. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях групповой работы.

11. Мастерская знаний как форма воспитания ценностных ориентаций младших школьников.

12. Особенности общения педагога с младшими школьниками во внеурочной деятельности.

13. Театрально-исполнительская деятельность как средство развития творческих умений младших школьников.

14. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в учебной деятельности.

15. Театрально-творческая деятельность как средство формирования самооценки младших школьников.

16. Пути и способы педагогической работы с неуспевающими младшими школьниками.

17. Формирование культуры общения младших школьников во внеучебной деятельности.

18. Театрально-творческая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников.

19. Учет особенностей характера младших школьников как условие реализации в учебном процессе индивидуально-психологического подхода.

20. Логикоструктурные схемы как средство интенсификации обучения младших школьников.

21. Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе обучения.

22. Особенности формирования гендерных представлений у младших школьников.

23. Гендерные особенности устойчивости внимания младших школьников.

24. Различие в мышлении между девочками и мальчиками второго класса.

25. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

26. Взаимосвязь развития мышления и речи младших школьников.

27. Влияние образной памяти на изучение младшими школьниками лексики иностранного языка.

28. Развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

29. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры.

30. Развитие памяти младших школьников в процессе обучения.

31. Психологическая готовность ребёнка к школе.

32. Формирование готовности к школьному обучению.

33. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

34. Формирование мотивации достижения у младших школьников.

35. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов.

36. Влияние эмоций на процесс усвоения учебного материала в младшем школьном возрасте.

37. Психолого-педагогическая коррекция акцентуаций характера у младших школьников.

38. Профилактическая и коррекционная работа с первоклассниками на этапе адаптации к школьному обучению.

39. Развитие воображения младших школьников в творческой деятельности.

40. Возрастные и индивидуальные особенности внимания младших школьников.

41. Специфика агрессивных проявлений у младших школьников из неблагополучных семей: диагностика и коррекция.

42. Развитие умственных способностей младших школьников.

43. Возрастная динамика свойств внимания учащихся 2 - 4 классов.

2. Проблемы начального филологического образования

1. Развитие мышления младших школьников при изучении сложносочиненных предложений.

2. Речевое и эстетическое развитие младших школьников с помощью слов категории «музыка».

3. Формирование языковой компетенции младших школьника в работе над пунктуацией (на материале текста-рассуждения).

4. Обучение речевому этикету как средство социализации младших школьников.

5. Работа над орфоэпическими ошибками как средство повышения грамотности младших школьников.

6. Дифференцированный подход к обучению младших школьников русскому языку в условиях коррекционно-развивающего обучения (на материале лексике).

7. Воспитательные возможности работы над сказкой на уроках чтения в начальной школе.

8. Обучение младших школьников решению орфографических задач при изучении морфемики.

9. Дидактический аспект работы над крупнообъемным литературным произведением на уроках чтения в 3 классе.

10. формирование культуры речи младшего школьника при изучении грамматических тем во 2 классе.

11. Развитие познавательного т читательского интересов младших школьников при работе с крупнообъемными произведениями.

12. Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках чтения.

13. Формирование у младших школьников временных представлений при чтении научно-художественной литературы.

14. Подготовительная работа к восприятию лирических произведений на уроках чтения в начальной школе.

15. Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном этапе обучения чтению.

16. Системный подход к обучению младших школьников ведению дискуссии.

17. речевое развитие младших школьников при изучении имени прилагательного.

18. Изучение пословиц как условие нравственного воспитания младших школьников.

19. Использование активных методов обучения как условие формирования пунктуационных умений младших школьников (на материале темы «Сложносочиненное предложение»).

20. Формирование у младших школьников навыка чтения в период обучения грамоте.

21. Изучение фразеологии на уроках русского языка как средство усвоения младшими школьниками норм поведения.

22. Формирование интонационной выразительности речи младших школьников.

23. Обучение младших школьников предложению как единице речи.

24. Проблемно-познавательные задачи как средство формирования у младших школьников понятия «предложение».

25. Использование алгоритма как средство формирования у младших школьников умений орфографического самоконтроля.

26. Формирование у младших школьников навыков правописания.

27. Познавательные задачи как средство обучения младших школьников пунктуации.

28. Познавательные задачи как средство обучения младших школьников морфемике.

29. Дифференцированный подход к учащимся при формировании навыка чтения в период обучения грамоте.

30. Формирование у младших школьников понятия «лексическое значение слова».

31. Использование периодической печати в экологическом воспитании младших школьников.

32. Групповая работа как средство развития словаря младших школьников при изучении темы «Глагол».

33. Формирование орфографической зоркости младших школьников.

3.Проблемы начального математического образования

1. Развитие самоконтроля в процессе обучения младших школьников алгоритму письменного деления по учебникам М. И. Моро и ее соавторов.

2. Дидактические игры на развитие свойств внимания у младших школьников в процессе усвоения таблицы умножения.

3. Организация проблемных ситуаций при изучении темы «Умножение» по учебникам М. И. Моро и ее соавторов как способ активизации учения младших школьников.

4. Использование комбинаторных задач при изучении темы «Миллион» как способ развития у младших школьников аналитико-синтетических способностей.

5. Задачи на распознавание как способ усвоения младшими школьниками понятия «уравнение».

6. Драматизация как прием превращения младших школьников в активных субъектов изучения пропорциональной зависимости между скоростью, временем и расстоянием.

7. Использование «сказочных цифр» как способа побуждения младших школьников к теоретическому обобщению при изучении натурального ряда чисел.

8. Приемы организации мотивационного этапа учебной деятельности младших школьников, направленной на изучение устных приемов деления.

9. Обучение первоклассников решению сюжетных задач по учебникам Н. Б. Истоминой как способ формирования умения анализировать.

10. Дифференцированные задания при обучении учащихся 3 класса решению устных вычислительных задач на деление с остатком.

11. Использование материалов учебника Н. Б. Истоминой для организации общения младших школьников в форме диалога при решении устных вычислительных задач на умножение.

12. Использование материалов учебника В. В. Давыдова и его соавторов для организации теоретического обобщения при изучении свойств умножения.

13. Роль знания о различных позиционных системах счисления для усвоения младшими школьниками десятичной системы.

14. Записи с пропусками как прием побуждения младших школьников к дедуктивным умозаключениям в процессе изучения алгоритма письменного деления.

15. Организация индуктивного метода познания младшими школьниками свойств умножения.

16. Прием противопоставления различных мнений как способ реализации побудительной функции общения первоклассников при решении задач на табличное сложение и вычитание.

17. Организация учебной деятельности младших школьников в группах при изучении алгоритма письменного умножения.

18. Частично-поисковые задания как способ организации самостоятельного составления младшими школьниками правила деления двухзначного числа на однозначное число.

19. Формирование у младших школьников коммуникативных умений путем организации «взаимопроверок» при изучении случая письменного деления, когда трудно определить цифру частного.

20. Постановка учебных задач в процессе обучения младших школьников построению вспомогательных моделей сюжетных задач на нахождение числа по двум разностям.

21. Стимулирование развития алгоритмического мышления младших школьников с помощью заданий на составление правил в процессе формирования вычислительных навыков.

22. Использование компьютера при изучении младшими школьниками геометрических фигур.

4. Проблемы начального образования по естествознанию

1. Интеграция как способ формирования у младших школьников целостной картины мира.

2. Пути реализации краеведческого принципа при изучении окружающего мира (программа выбирается студентом).

3. Преемственность в изучении природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Межпредметные связи при изучении окружающего мира.

5. Методика формирования понятий в курсе «Окружающий мир» (программа выбирается студентом).

6. Формирование представлений и понятий о взаимосвязях в природе (программа, класс выбирается студентом).

7. Методика формирования понятия «Природа родного края» («Родная страна»).

8. Экологическое образование младших школьников.

9. Развитие у младших школьников знаний и умений сохранения и укрепления своего здоровья.

10. Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром.

11. Развитие познавательного интереса к природе у младших школьников.

12. Пути и средства формирования наблюдательности у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

13. Развитие творческих способностей детей на уроках по предмету «Окружающий мир».

14. Методические особенности изучения предмета «Окружающий мир» в системе Л.В.Занкова (программа и класс выбираются студентом).

15. Формирование исследовательских умений у младших школьников при изучении природы.

16. Формирование эстетических чувств к природе.

17. Формирование и развитие патриотических чувств при изучении окружающего мира.

18. Пути формирования познавательной активности на уроках предмета «Окружающий мир».

19. Развитие умения наблюдать при изучении природы.

20. Методические возможности учебника для развития логического мышления младших школьников при изучении темы…

21. Детская книга как средство формирования познавательного интереса к природе.

22. Детская книга как средство формирования экологической грамотности.

23. Опыт как способ формирования исследовательских умений младших школьников.

24. Обучение приёмам обобщения (квалификации, сравнения,…) на уроках предмета «Окружающий мир».

25. Элементы проблемного обучения в процессе ознакомления детей с окружающим миром.

26. Возможности учебно-методического комплекта А.А.Плешакова для формирования экологической грамотности младшего школьника.

27. Информационные технологии как средство формирования экологических представлений.

28. Экскурсии в природу как средство формирования основ экологической культуры (познавательного интереса к природе исследовательских умений)

29. Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе (обществе) у младших школьников.

30. Игры на уроках окружающего мира и их развивающая функция.

31. Проекты как одна из технологий познания окружающего мира.

32. Информационные технологии как средство формирования знаний об окружающем мире.

33. Методические возможности различных форм внеклассной работы (устный журнал, праздники, утренники, КВН и др.) с детьми младшего возраста.

 

VI. Рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите выпускных квалификационных работ

Согласно требованиям стандарта по специальности «Педагогика и методика начального языкового образования», выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по начальному общему образованию представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы начального образования и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. При этом дипломная работа должна включать в себя признаки проектирования (замысел, предположения, рекомендации, варианты решений, расчеты и т. п.). Любая выпускная квалификационная работа по проблемам начального образования должна быть и своего рода педагогическим проектом.

Надо учесть, что хотя в государственном образовательном стандарте и записано, что «оформление квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований», выпускная квалификационная работа не тождественна исследованиям, за которые присуждают научную квалификацию. В отдельных выпускных квалификационных работах (в зависимости от способностей автора) могут содержаться новые научные моменты или даже положения (что должно быть отражено в оценке за выпускную квалификационную работу), но главное предназначение работы состоит в демонстрации автором степени своей профессиональной подготовленности, способности к инновационному педагогическому, методическому мышлению, проектированию и т. д.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна иметь четкую структуру и включать в себя введение, 2-3 главы (раздела), заключение, список использованной литературы и при необходимости - приложения. Во введении автор должен обосновать актуальность своей темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также гипотезу. В главах работы (разделах) автор раскрывает и анализирует наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы и способы ее решения. В заключении кратко подводятся итоги исследования и выдвигаются конкретные предложения. Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с требованиями к оформлению научных и учебных работ.

 

VIII. Список литературы для подготовки к государственному междисциплинарному комплексному экзамену

Психология

1. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2007.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. – М., 2005.

5. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. Проблемы развития психики – М.: Педагогика, 1983.

6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1997. 8. Климов Е.А. Психология: обучение, воспитание. - М., 2000.

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.:Сфера, 2005.

11. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

13. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2005.

14. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.

15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.,1998.

16. Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. пос. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 

Педагогика

1. Закон РФ об образовании. – М.: Новая школа, 1992.

2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1984.

3. История педагогики /Пискунов А.И., Кларин В.М., Джуринский А.Н. и др. Учебное пособие для педагогических университетов. Ч.1. – М.: Книга-журнал. Изд-во «Школа», 1995.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 2-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2007.

5. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. – М.: Гардарики, 2007.

6. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Составители Иванова Е.О., Осмоловская И.М. – М.: СГУ, 2005.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов. В 2-х частях. /Под ред. проф. Абдулиной О.А. – М.: Издательство Прометей МПГУ имени В.И.Ленина, 1994.

9. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). / Отв. редактор Аносов В.В. – М., 1992.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т.1.А – М. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т.2. М - Я. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

3. Проблемы начального филологического образования

1. Буквари, учебники русского языка для начальных классов разных авторов и методические рекомендации к ним.

2. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - М., 1992.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985 и послед.

4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990.

5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

6. Методика грамматики и орфографии в начальных классах./ Под ред. Н.С. Рождественского. - М.,1979.

7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.,1984.

8. Речь. Речь. Речь./ Под ред. Т.А. Ладыженской.

9. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. М.С. Соловейчик. - М.,1993 и послед. Издания.

10. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. - М., 1995 и послед.

11. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - М., 1987.

12. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение.- М.: Издательский центр "Академия", 1999.

13. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика.- М.: Издательский центр "Академия", 2001.

14. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников/ Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980.

15. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. - М.: Магистр, 1993.

16. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1991.

17. Встречи с писателями: Пособие для учителя /Составители: Светловская Н.Н., Джежелей О.В., Дружинина Н.М. - М.: Просвещение, 1987.

18. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для педагогических институтов/ Соствители: Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - Просвещение, 1987.

19. Детские книги, Буквари, учебники по чтению для начальных классов разных авторов и методические рекомендации к ним.

4.Проблемы начального математического образования

1. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе. М., 2005.

2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов начальных классов и педучилищ. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей. / Сост. Н. Б. Истомина, Г. Г. Шмырева. Смоленск, 2005.

4. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Пособие для студентов факультетов начальных классов вузов. – М.: ИПЦ «Жизнь и мысль», 2003.

5. Овчинникова В.С. Методика преподавания математики. Рекомендации к изучению курса для студентов очно-заочного и заочного отделений /Отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГПУ, 2007.

6. Овчинникова В.С. Методика преподавания математики. Курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации для студентов факультета начальных классов / Отв. ред. Стойлова Л.П. – М.: МГПУ, 2008.

7. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2007.

8. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов-заочников факультетов начальных классов// под ред. Н.Б.Истоминой. – М.: Институт практической психологии, 1996.

9. Учебники и программы по математике, распространенные в практике обучения младших школьников, и методические рекомендации к ним.

10. Статьи из журнала «Начальная школа» и других периодических изданий по проблемам обучения математике в начальных классах.

5. Проблемы начального образования по естествознанию

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Владос, 2001.

2. Виноградова Н.Ф. "Окружающий мир" в начальной школе. Беседы с будущими учителями. – М.: Академия, 1998.

3. Клепинина З.А. Природа и люди I-IV. Рекомендации для учителя

4. Пакулова В.М., Кузнецова В.И., Методика преподавания природоведения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

5. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений./ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян.- М.: «Академия», 2004.- 496 с.

6. Петросова Р.Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

7. Симонова Л.П. Экологическое образование младших школьников. – М.: Академия, 1997.

8. Средства обучения и методика их использования в начальных классах /Под ред. Суворовой Г.Ф. – М.: Просвещение, 1990.

9. Статьи по методике обучения природоведению из журнала «Начальная школа» и других методических изданий.

10. Учебники по природоведению, естествознанию, окружающему миру для начальной школы. Методические рекомендации к ним.

 


Критерии оценивания междисциплинарного государственного экзамена выпускника по специальности «Педагогика и методика начального образования»

 

При оценке ответов учитываются:

- глубина понимания вопроса (демонстрация системы знаний);

- полнота его освещения;

- демонстрация уровня предметно-методических и психолого-педагогических знаний, который соответствует такому этапу усвоения, как этап их применения в практике обучения младших школьников.

Уровень подготовки выпускников оценивается в баллах. Отметка «отлично» ставится, если выпускник:

- умеет структурировать ответ на поставленный вопрос;

- способен актуализировать и применять нужные знания; найти источники интересующего материала и воспользоваться найденным материалом при ответе на вопрос билета;

- умеет выбирать и применять те языковые средства (в том числе и специальные), которые наилучшим образом отражают освещаемый аспект проблемы;

- умеет кратко изложить суть вопроса при готовности «развернуть» (пояснить, аргументировать, детализировать, конкретизировать, дополнить подробностями и т. п.) любую высказанную мысль, если этого потребуют экзаменаторы;

- владеет содержанием курса русского языка (чтения, математики, естествознания), изучаемого в начальной школе;

- умеет решать любые учебные задачи, нашедшие отражение в любом из существующих учебников для начальных классов по русскому языку (чтению, математике, естествознанию);

- ясно видит учебный и развивающий потенциал выделенного материала учебника;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.156 с.)