Концептуальные основы управленческих информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы управленческих информационных систем



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ІНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ»

для студентов 5 курса специальности 7.050106 «Учет и аудит», 8.050106 «Учет и аудит» и системы дистанционного обучения

 

 

ХАРЬКОВ – ХНАГХ – 2007


Конспект лекций по дисциплине «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ІНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ» для студентов 5 курса специальности 7.050106 «Учет и аудит», 8.050106 «Учет и аудит» и системы дистанционного обучения

Сост.: Н.Ю. Карпенко, В.Б. Уфимцева, О.Н. Штельма, Н.И.Гомза –Харьков: ХНАГХ, 2007.— 134 с.

 

Составители: Н.Ю. Карпенко,

В.Б. Уфимцева,

О.Н. Штельма,

Н.И. Гомза.

 

Рецензент: канд. экон. наук, доцент В.А. Костюк

 

Рекомендовано кафедрой «Прикладной математики и информационных технологий», протокол № 8 от «28» марта 2007 г.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Концептуальные основы управленческих информационных систем 7

Понятия теории управления 7

Место управленческого учета 8

Информационные системы 9

Общее представление 9

Понятие информационной системы. 9

Этапы развития информационных систем 9

Выживание и процветание фирмы 10

Процессы в информационной системе 10

Роль структуры управления в информационной системе. 12

Общие положения 12

Структура управления организацией 12

Персонал организации 15

Прочие элементы организации 16

Примеры информационных систем 16

Структура и классификация информационных систем 17

Структура информационной системы 17

Типы обеспечивающих подсистем 17

Информационное обеспечение 18

Техническое обеспечение 20

Математическое и программное обеспечение 21

Организационное обеспечение 21

Правовое обеспечение 21

Классификация информационных систем 22

Классификация информационных систем по признаку структурированности задач 22

Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления 25

Типы информационных систем 26

Информационные системы оперативного (операционного) уровня 27

Информационные системы специалистов 28

Информационные системы для менеджеров среднего звена 28

Стратегические информационные системы 29

Информационные системы в фирме 30

Прочие классификации информационных систем 31

Классификация по степени автоматизации 31

Классификация по характеру использования информации 32

Классификация по сфере применения 33

Принципы построения управленческих информационных систем 33

Общие принципы построения управленческих информационных систем 33

Обобщенная структурная схема УИС 33

База данных – ядро УИС 35

Общие сведения о проектировании БД 35

Трехуровневое представление данных 36

Инфологическая модель данных "Сущность-связь" 38

Принципы конструирования баз данных 38

Три основных модели данных в СУБД 38

Иерархическая модель 39

Сетевая модель 39

Основные понятия реляционной модели данных 39

Проблемы реляционного подхода 40

Достоверность информации 41

Операции в реляционной модели 41

Операции в таблицах 42

Теоретико-множественные и специальные операции 42

Структурированный язык запросов – SQL, язык запросов по образцу – QBL 43

Современные информационные технологии и их классификация 46

Базовые идеи информационных технологий 46

Понятие информационной технологии 47

Определение информационной технологии 47

Инструментарий информационной технологии 48

Соотношение информационной технологии и информационной системы 48

Составляющие информационной технологии 49

Классификация этапов развития информационных технологий 50

По признаку - видов задач и процессов обработки информации 50

По признаку - проблем, стоящих на пути информатизации общества 51

По признаку - преимуществ приносящих компьютерными технологиями 51

По признаку - видов инструментария технологии 51

Проблемы использования информационных технологий 52

Устаревание информационной технологии 52

Методология использования информационной технологии 52

Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме 53

Классификация информационных технологий 54

Характеристика и назначение ИТ 54

Основные компоненты ИТ 55

Информационная технология управления 56

Характеристика и назначение 56

Основные компоненты ИТ 57

Автоматизация офиса. 57

Информационная технология поддержки принятия решений 62

Основные компоненты ИТППР 63

Инструментальные средства для работы пользователя 67

Автономные инструментальные средства для работы пользователя. 67

Документы и работа с ними 67

Понятие рабочей книги 67

Основные элементы рабочей книги 67

Основы использования справочной системы 67

Панели инструментов 68

Работа с ячейками 68

Ввод и удаление данных 68

Шрифт 68

Выравнивание 68

Автоподбор высоты и ширины ячейки 68

Обрамление таблицы 69

Форматирование ячеек. 69

Поле имен 69

Примечание 69

Очистка ячеек 69

Работа с окнами 69

Закрепление заголовков 69

Операции с окнами 69

Найти и заменить 70

Прогрессия 70

Сортировка 70

Автофильтр 70

Ввод ссылок и формул 72

Ввод формул 72

Абсолютные и относительные ссылки 72

Циклическая ссылка 73

Зависимости (Трассировка) 73

Пересчет формул 73

Работа с листами и страницами 73

Защита 73

Совместное использование данных 74

Параметры страницы 74

Предварительный просмотр 74

Печать 74

Работа с данными 74

Подбор параметра 75

Поиск решения 75

Структура 75

Консолидация 75

Создание внешних связей 75

Сводная таблица 76

Переход к ячейке 76

Просмотр связей 76

Таблица подстановки 76

Сценарии 77

Графика 78

Рисование 78

Универсальный обменный буфер. 78

Вставка внешних рисунков из файлов растровых форматов 78

Диаграммы 78

Формы и элементы управления 78

Элементы программирования 79

Макросы 79

Модули 79

Создание кнопки на листе 79

Настройки 79

Настройка панелей инструментов 80

Выбор кнопки для макроса 80

Общие параметры 80

Инструментальные средства в составе управленческих информационных систем. 80

АРМ – основной вид инструментальных средств в составе УИС 80

Типовые решения УИС с АРМами 81

Основные конструктивные элементы АРМов 82

Окна (формы) и их свойства 82

Элементы управления пользовательского интерфейса и их свойства 83

Списки 83

Поля со списком 84

Кнопки 84

Флажки 84

Выключатели 85

Группы параметров 85

Закладки 85

Надписи 85

Интеграция инструментальных средств АРМов с инструментальными средствами общего назначения. 85

Информационная технология решения задач финансового учета 86

Технология решения задач финансового учета 86

Особенности и отличия УИС финансового учета 86

Место подсистем финансового учета в крупных УИС 87

Технология решения задач финансового учета 88

Технология решения задач финансового учета 89

Ведение классификаторов 90

Документарность. Обработка первичных документов 90

Статус документов 91

Многосегментный аналитический счет 92

Многосегментный аналитический материальный счет 92

Типовой перечень участков финансового учета 92

Інформаційна технологія розв'язування задач з управлінського обліку 93

Определение понятия управленческого учета. Классификация систем управленческого учета 93

Определение понятия управленческого учета 93

Інформаційна технологія розв'язування задач із внутрішнього контролю.

Системы бюджетирования 98

Суть бюджетирования 98

Система бюджетирования 99

Методы контроля применяемые при построении УИС 100

Информационная технологія решения аналитических задач 105

Описание типовой УИС аналитического учета 105

Типовые аналитические задачи решаемы в среде УИС 106

Хранилища данных предприятий 108

OLAP - удобный инструмент анализа 108

Определение и основные понятия OLAP 109

Уровни представления OLAP-данных 111

Технические аспекты многомерного хранения данных 112

Технология решения аналитических задач. 113

Пример: Продажи 113

Пример. Закупки 114

Пример. Цены 115

Пример. Маркетинг 115

Склад 115

Движение денежных средств 115

Бюджет 115

Бухгалтерские счета 116

Финансовая отчетность 116

Результаты выборов 117

Объемы производства 117

Потребление электроэнергии 117

Потребление расходных материалов 117

Использование помещений 118

Заработная плата 118

Пассажирские перевозки 118

Грузовые перевозки 118

Простои транспорта (вагонов, самолетов, пароходов, грузовиков) 118

Автомобильный трафик 118

Выбор недвижимости (офисов, складов, квартир) 118

Использование автотранспорта 118

Информационная технология решения задач аудита на предприятии 119

Место подсистем аудита в составе управленческих информационных систем. Автономные системы аудита. 119

Организация внутреннего аудита на предприятии 119

Основные определения 119

Направления внутреннего аудита 120

Дополнительные возможности внутреннего аудита 121

Участие в налоговом планировании 121

Отчеты внутренних аудиторов 122

Общий подход к организации внутреннего аудита 122

Отдел внутреннего аудита 123

Функционирование внутренних аудиторов 124


Понятия теории управления

Давайте начнем говорить о базовых понятиях составляющих смысл дисциплины. Обратим внимание на название курса, который отражает основную суть дисциплины. Итак, первое слово в названии это – "управленческие", то есть дисциплина будет иметь дело с понятием управления. Вот об этом и поговорим сейчас.

Есть разные походы к описанию и определению смысла управления. Один из наиболее общих и фундаментальных является кибернетический подход, который основан на представлении объекта управления в виде "черного ящика". Суть "черного ящика" кратко – в наших руках есть только возможность управлять входом и видеть результат – выход. Что и как работает внутри нас не интересует, мы от этого абстрагируемся.

Давайте изобразим схему управления и на ней обозначим и поговорим об основных понятиях управления.


Перечислим и дадим описание:

4 орган управления;

4 объект управления;

4 сигнал управления, сигнал реакции, обратная связь;

4 контур управления;

4 внешняя среда, внешнее воздействие, помехи управления;

4 цель органа управления;

4 отклонение поведения объекта управления от заданной траектории;

4 принятие решения, лицо принимающее решение.

Различают управление техническое (техническими объектами), организационное (людьми, организациями), организационно-техническое (смешанное – людьми и техническими объектами). Предметом в нашей дисциплине будет управление в экономической деятельности. Оно характеризуется как смешанное управление, т.е. организационно-техническое.

Различают управление детерминированное, стохастическое (вероятностное), в условиях неопределенности, адаптивное (подстраивающееся), а также комбинации первых. Как правило, в бизнесе управление смешанного типа, которое и будет предметом нашего рассмотрения.

Место управленческого учета

Не стоит забывать, что на практике мы имеем дело не с самим объектом управления (бизнесом), а с нашим представлением о нем, т. е. с некоторой моделью. Целесообразно выделить три вида моделей, участвующих в управлении: модель текущего состояния (i), модель конечного состояния (i+2) (цель, которую мы хотим достичь) и модель переходного периода (i+1)(см. рисунок).

 
 

Рис.1. Управление в бизнесе

Объект управления в ходе своей деятельности потребляет и создает (накапливает) ресурсы. Стратегическое управление в основном осуществляется через управление ресурсами для движения к поставленной цели, в то время как оперативное управление - через прямое взаимодействие с объектом (управляющие воздействия). При этом в контуре оперативного управления мы работаем с двумя моделями, что позволяет дополнительно стабилизировать поведение объекта.

Управленческий учет, понимаемый как система сбора и регистрации параметров объекта управления, предназначен для получения связанного набора показателей, значения которых сравниваются с запланированными (т. е. ожидаемыми параметрами модели) и выработки корректирующего воздействие на объект.

В силу высокой сложности объекта построение адекватной модели практически невозможно, поэтому мы имеем дело с адаптивным управлением: в очередном цикле вместо выработки управляющего воздействия может быть выполнена коррекция модели в результате изменения нашего представления об объекте управления.

Понятие модель это информационное понятие, поэтому далее нам нужно перейти к рассмотрению вопросов, связанных с информационным аспектом.

Информационные системы

Общее представление

Теперь вспомним о чем я говорил в начале лекции и остановимся на понятии – "информационных систем".

Общие положения

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

4 Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.

4 Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

4 Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.

Персонал организации

Персонал организации - сотрудники разной степени квалификации и уровней управления - от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения.

На рис. 4 показано соответствие разных уровней квалификации персонала уровням управления:

4 на верхнем, стратегическом, уровне управления - менеджеры высшего звена руководства организации (фирмы и его заместители). Основная их задача - стратегическое планирование деятельности фирмы на рынке и координация внутрифирменной тактики управления;

4 на среднем, функциональном, уровне - менеджеры среднего звена и специалисты (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности;

4 на нижнем, операционном, уровне - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации.


Рис. 4. Квалификация персонала по уровням управления

На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

Пример.

Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне.

Прочие элементы организации

Стандартные процедуры в организации - точно определенные правила выполнения заданий в различных ситуациях. Они охватывают все стороны функционирования организации, начиная от технологических операций по составлению документов на производимую продукцию и кончая разбором жалоб потребителей.

Субкультура любой организации - совокупность представлений, принципов, типов поведения. Особую роль играет важная ее составляющая - информационная культура специалиста. Это также должно найти отражение в информационной системе.

Пример.

В фирме, предоставляющей туристические услуги, принято следующее правило - клиент обслуживается в порядке очередности. Значит, и информационная система должна обрабатывать и выдавать информацию, анализируя время поступления заявки клиента.

Существует взаимозависимость между стратегией, правилами, процедурами организации и аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому очень важно на этане внедрения и проектирования информационных систем активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.

Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

Примеры информационных систем

Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

4 определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;

4 посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

4 предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов. Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

Пример.

Информационная система, установленная в фирме по сдаче автомашин внаем, отслеживает местонахождение, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и пустого прогона для каждой автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.

Информационные системы автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Пример.

Информационные система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

Пример.

Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

Определение. Управленческая информационная система – это технико-организационная, адаптивно-стохастическая информационная система управления обрабатывающая учетно-аналитическую информацию предприятия.

Информационное обеспечение

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

4 к унифицированным системам документации;

4 к унифицированным формам документов различных уровней управления;

4 к составу и структуре реквизитов и показателей;

4 к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

4 чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

4 одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

4 работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

4 имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Пример.

В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника - от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

4 исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

4 классификацию и рациональное представление информации.

 

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.


Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1) этап - обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:

4 понять специфику и структуру ее деятельности;

4 построить схему информационных потоков:

4 проанализировать существующую систему документооборота;

4 определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2) этап - построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

4 ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

4 выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков,

4 совершенствование системы документооборота;

4 наличие и использование системы классификации и кодирования;

4 владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

4 создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

4 компьютеры любых моделей;

4 устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

4 устройства передачи данных и линий связи;

4 оргтехника и устройства автоматического съема информации;

4 эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

4 общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

4 специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

4 нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

4 анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

4 подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

4 разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

Правовое обеспечение

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

4 статус информационной системы;

4 права, обязанности и ответственность персонала;

4 правовые положения отдельных видов процесса управления;

4 порядок создания и использования информации и др.

Типы информационных систем

Тип информационной системы зависит от того чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

На рис. 6 показан один из возможных вариантов классификации информационных систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала (см. подразд. 3.1 и рис. 3.2 и 3.3).

Из рис. 7 видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

Основание пирамиды составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена - оперативным управлением. Наверху пирамиды на уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структурированности поставленных задач.


 

Рис. 7. Типы информационных систем в зависимости от функционального признака с учетом уровней управления и квалификации персонала

База данных – ядро УИС

В информационной системе с использованием технологии баз данных решается задача информационного моделирования какой-либо предметной области (ПО) или её фрагмента. Основа УИС, объект ее обработки – база данных.

Что такое база данных (БД)? В широком смысле слова можно сказать, что БД – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области.

Основные черты концепции БД:

4 данные отделяются от программ, появляется специальная программная надстройка для управления данными, называемая системой управления базами данных (СУБД); СУБД управляет данными и служит посредником между ними и программами, они упрощаются, освобождаются от функций структуризации, хранения и поиска данных;

4 появляются стандартизированные данные о фактографических данных – метаданные, управляемые СУБД; метаданные описывают информационные параметры и взаимосвязи фактографических данных о ПО;

4 СУБД совместно с метаданными представляет собой стандартизированное инструментальное средство для моделирования ПО различной природы;

4 происходит централизация (интеграция) данных, их многоаспектное использование для различных приложений, что сокращает избыточность данных, позволяет обеспечить более высокий уровень достоверности данных и оптимизировать различные процедуры ведения и использования БД.

Основными функциями СУБД являются:

4 управление данными во внешней памяти;

4 управление буферами оперативной памяти;

4 управление транзакциями;

4 журнализация;

4 поддержка языков БД.

Иерархическая модель

Иерархическая модель БД представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево (граф). Данная модель характеризуется такими параметрами, как уровни, узлы, связи. Принцип работы модели таков, что несколько узлов более низкого уровня соединяются при помощи связи с одним узлом более высокого уровня.

Узел – информационная модель элемента, находящегося на данном уровне иерархии.

Свойства иерархической модели данных:

4 Несколько узлов низшего уровня связано только с одним узлом высшего уровня.

4 Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень), не подчиненную никакой другой вершине.

4 Каждый узел имеет свое имя (идентификатор).

4 Существует только один путь от корневой записи к более частной записи данных.

Сетевая модель

Сетевая модель БД похожа на иерархическую. Она имеет те же основные составляющие (узел, уровень, связь), однако характер их отношений принципиально иной. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.

Основные понятия реляционной модели данных

В реляционной модели данных при организации данных основными понятиями являются: домен; атрибут; кортеж; первичный ключ; отношение; схема отношения; внешний ключ; схема базы данных и база данных.

Понятие «тип данных» адекватно понятию типа данных в языках программирования (поддерживаются символьные, числовые и другие типы данных).

Домен – допустимое подмножество элементов какого-либо типа данных; понятие домена имеет и семантическую нагрузку: данные считаются сравнимыми, когда они относятся и поддерживаются не во всех реляционных СУБД.

Схема отношения – это именованное множество пар {имя атрибута, имя домена} или, если понятие домена не поддерживается, то {имя атрибута, имя типа данных}.

Кортеж, соответствующий данной схеме отношения – это множество пар {имя атрибута, значение}, которое содержит одно вхождение каждого имени атрибута, принадлежащего схеме отношения: «значение» является допустимым значением домена (или типа данных, если понятие домена не поддерживается) данного атрибута.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.15 с.)