Сергей Кузнецов, Антон Носик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сергей Кузнецов, Антон Носик



Сергей Кузнецов, Антон Носик

Ответственный секретарь

Вера Пророкова

Релакторы разделов

Евгений Горный (Журналы, Интерактивные СМИ)
Настик Грызунова (Интернет)
Георгий Лесскис (Региональные новости)
Игорь Рубинштейн (Рессурсы Русского зарубежья)
Федр Семенов (Медициеа)
Владимир Сигунов (Спорт)
Макс Фрай (Литература)
Александр Шерман (Инфопорталы, Газеты, Электронные версии традиционных СМИ, Экономика)
Екатерина Щербакова (Инструментарий)

 


С одержание:

От составителей

Каталог онлайн СМИ. часть первая. СМИ общего профиля

Каталог онлайн СМИ. часть вторая Специализированные СМИ

приложение. Инструментарий

 

От составителей

Сергей Кузнецов
Антон Носик

КНИГА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ профессиональных работников СМИ (журналистов, редакторов, сотрудников информационных служб), стремящихся познакомиться с основными информационными ресурсами русского и мирового интернета для использования их в своей повседневной работе или просто для расширения кругозора. Мы надеемся, что она послужит отправной точкой для самостоятельных путешествий.
В интернете трудно отличить СМИ от простого информационного сайта. Формальный критерий — лицензия Минпечати — ничего не говорит читателю: откуда знать, может быть, Вася Пупкин обзавелся такой лицензией для своей персональной страницы, а какой-нибудь портал, выпускающий два десятка новостей и пять больших статей в день, так и не собрался выправить нужные бумаги? Потому единственным критерием СМИ может являться в интернете только массовость: если сайт популярен, если у него много читателей, то его можно считать средством массовой информации — если не в юридическом, то хотя бы в разговорном смысле слова. Краткую историю интернет-СМИ в России читатель может проследить по статье главного редактора «Лента.Ру» Антона Носика «СМИ русского интернета: теория и практика», которой открывается эта книга.
Большую часть настоящего издания занимает каталог интернет-СМИ, в котором представлены наиболее заметные русские интернет-СМИ. Достаточно условно они были разделены нами на две группы — СМИ общего профиля (инфопорталы и газеты, журналы, интерактивные СМИ, электронные версии традиционных СМИ и ресурсы русского зарубежья) и специализированные СМИ. В этот раздел вошли сайты, посвященные разным темам — от экономики до кино. Каждому разделу каталога предшествует предисловие, в котором авторы кратко объясняют свой выбор и описывают свой «кусок» материала.
В качестве приложения приведен краткий список ресурсов, полезных для самостоятельной работы в интернете: искалки, каталоги, рейтинги, онлайн- переводчики и так далее.

 

СМИ русского интернета:
теория и практика

Антон Носик, anton@cityline.ru

Что такое интернет-СМИ?
Юридические хитрости

ВЗЯТЬ ХОТЯ БЫ ВОПРОС об определении и юридическом статусе интернет-СМИ. В ходе декабрьских (1999 года) думских выборов в России, а также в течение нескольких месяцев после их окончания председатель Центризбиркома г-н Вешняков неоднократно заявлял, что средством массовой информации является вся глобальная компьютерная сеть Интернет, без деления на отдельные серверы (речь шла о том, что на интернет должны распространяться ограничения, законодательно налагаемые на СМИ, в связи с освещением выборов). 23 марта 2000 года позиция избиркома оказалась неожиданно пересмотрена: в официальном ответе ЦИК на запрос от Фонда эффективной политики признается существование «сайтов, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, которые не являются средствами массовой информации в смысле Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»» (полный текст документа опубликован в «Ленте.Ру» от 23 марта 2000 — см. www.lenta.ru/2000/03/23).
Не прошло и двух месяцев с момента публикации этой исторической бумаги, как на парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации» в Москве заместитель министра печати Андрей Романченко поставил под сильное сомнение существование таких сайтов русского интернета, которые не являлись бы средствами массовой информации с точки зрения государственного лицензирования. Оговорив туманное исключение для «личных страниц», замминистра печати особо подчеркнул, что регистрации в качестве СМИ подлежат не только все информационные страницы в сети Интернет, но и серверы электронной коммерции. Причем для интернет-магазинов заместитель министра обещал установить повышенный регистрационный сбор, приравняв их к рекламным изданиям. Выступление замминистра было воспринято слушателями как конспект постановления, которое в близком будущем определит политику Минпечати в области интернета. Однако с тех пор прошло уже более года, и никто из официальных представителей МПТР не возвращался более к теме поголовной регистрации всех российских страниц интернета в качестве СМИ. Не состоялась даже весьма логичная с виду попытка собрать регистрационный сбор с онлайновых магазинов. Нельзя, разумеется, исключить, что такие попытки будут сделаны в будущем, однако на сегодняшний день официальные российские власти никак не сформулировали своей позиции по вопросу: что считать СМИ в интернете, и каковы тут могли бы быть возможные критерии оценки.
В отсутствие заявленной государственной позиции новостная индустрия Рунета (русского интернета — ред.) вовсю ставит эксперименты по саморегулированию. Начиная с 1996 года, ряд онлайновых изданий получил регистрационное свидетельство СМИ в Минпечати. Причем до 2000 года в таких свидетельствах, выдаваемых виртуальным СМИ, в качестве типа издания указывалось «Иное» (в смысле — не газета, не радиостанция, не информагентство и даже не телеканал). По мере того, как практика регистрации интернет-изданий в качестве СМИ стала общим местом, слово «иное» из свидетельств исчезло. Минпечати успешно освоило термин «электронная газета». Правда, дальше терминологии процесс не слишком продвинулся. Например, единых рекомендаций по соблюдению интернет-изданиями ст. 29 Закона о СМИ «Обязательные экземпляры», по нашим сведениям, сегодня не существует — хотя с технической и финансовой точки зрения речь идет о вопросе крайне непростом и потенциально болезненном. Нигде внятно не сказано, в каком виде интернет-СМИ могут и должны депонировать свои «выпуски» в оговоренных законодателем хранилищах: идет ли речь о бумажной распечатке (тонны дорогостоящей принтерной бумаги), о ежедневной отсылке дискет по пяти адресам (дополнительный расход тысяч человеко-часов и долларов в год для каждого издания), или все же МПТР готово принимать тексты на хранение по имеющимся у этого ведомства интернет-каналам... Возможно, в обозримом будущем будет сделана попытка выработки и практической реализации единых технических норм депонирования «обязательных экземпляров» в надлежащих госорганах. Но это более соответствует интересам самих онлайновых СМИ, нежели регулирующих чиновников, для которых неясности, связанные со ст. 29, являются более чем удобным поводом при случае уличить интернет-СМИ в несоблюдении действующего федерального законодательства. По крайней мере один такой прецедент в русской интернет-практике министерством уже создан.
Впрочем, перспективы строительства отношений между властями и онлайновыми СМИ куда больше, чем от любых юридических казусов, зависят от масштабов и степени влияния интернетовской отрасли на общественную жизнь. А для оценки этих параметров — и перспектив их изменения в будущем — имеет смысл обратиться к истории создания интернет-СМИ в России

Как все начиналось

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПОДСКАЗЫВАЕТ, что создание средств массовой информации в русском интернете стало возможно не раньше, чем сам по себе Рунет стал явлением сколько-нибудь массовым. До наступления этого срока (который можно отсчитывать, к примеру, от 1998 года — времени преодоления Рунетом отметки в 1.000.000 российских пользователей) новостным изданиям, серверам и информационным службам на русском языке ничто не мешало существовать в сети, однако они присутствовали там скорее в качестве средства доставки данных ограниченному кругу подписчиков, нежели в качестве полноценных СМИ, способных конкурировать с традиционными источниками информации. К примеру, ставшая одним из самых известных медийных проектов раннего Рунета прямая трансляция результатов президентских выборов 1996 года на сервере Национальной службы новостей, www.nns.ru — была доступна от силы 3–5 тысячам пользователей, заметная часть которых находилась за пределами России. Первые опыты радиовещания на русском языке в интернете, относящиеся к 1997 году, ставились с помощью бесплатного сервера Real Audio, способного одновременно обслуживать не более 25 слушателей. Остальные получали приглашение зайти попозже. Резонно предположить, что количество зрителей видеопотока, доставляемого через интернет, выражалось в те годы еще более скромной цифрой.
Подлинно массовая аудитория впервые обратилась к интернет-изданиям не от хорошей жизни: грянул кризис 1998 года, и значительная часть российских пользователей Рунета всерьез озадачилась поиском в нем оперативной экономической информации — вместо привычных анекдотов и чатов. Первым адресом, куда в августе 1998 года повалил взыскующий правды сетевой народ, стала уже упомянутая выше Национальная служба новостей, но там, на беду, главным акционером в ту пору оказался небезызвестный г-н Смоленский, зачем-то вдруг решивший использовать подконтрольное ему интернет-издание для публикации нуднейших филиппик в адрес душителей СБС-Агро. Перебранка Смоленского с правительством и Центробанком в те дни вытеснила из экономического раздела НСН любую актуальную информацию, и публика отправилась по следующему адресу — на открывшийся в начале 1998 года сайт ММВБ (www.micex.ru), где всем желающим предоставлялся доступ к текущим валютным котировкам с этой биржи. Тут искателей оперативной информации ждало новое разочарование: в строгом соответствии с заранее намеченным планом, создатели сервера ММВБ с 17 августа закрыли бесплатный доступ к текущим данным о курсе валют. Вероятно, они рассчитывали привлечь таким способом платных подписчиков, но в результате упустили свой звездный шанс — толпы искателей информации, пожав плечами, отправились дальше.

Как заработать на кризисе

ПУТЬ ИХ ЛЕЖАЛ на сервер РИА «РосБизнесКонсалтинг» (РБК, www.rbc.ru). Через этот сервер, начиная с 1996 года, финансовое информагентство обслуживало своих платных подписчиков, предоставляя им доступ к текущим котировкам и аналитике в закрытом режиме. Аудитория сервера до кризиса была более чем скромной — случайному посетителю тут было попросту нечего делать, а неслучайные, готовые выкладывать сотни долларов в месяц за оперативный доступ к котировкам, всегда составляли весьма немногочисленную прослойку среди пользователей интернета. Но в августе 1998 года владельцы РБК, почуяв свою удачу (или вняв мудрому совету Андрея Себранта, в ту пору их провайдера), спешно предложили широкой публике открытый доступ к ленте своих платных новостей. Этот блестящий ход за пару недель сделал РБК ведущим сервером русского интернета. Агентству удалось потеснить в рейтингах популярности не только «Анекдоты из России», но и ведущие поисковые машины Рунета. Вслед за славой пришли и рекламодатели — в первую очередь, из числа платящих подписчиков агентства. Отдел продаж РБК, поняв радости монопольного статуса, сочинил такой рекламный прейскурант, от которого по сей день у торговцев интернет-рекламой темнеет в глазах, и голова идет кругом — от 10 до 15 долларов за тысячу показов рекламного объявления. На пике кризиса, когда газеты регулярно писали о неминуемом закрытии русского интернета в связи со скорым разорением всех его провайдеров и пользователей, доходы РБК от продажи интернет-рекламы исчислялись шестизначными суммами долларов в месяц...
По прошествии нескольких месяцев финансовый кризис завершился, не оказав серьезного влияния на темпы роста аудитории интернета в России, а привычка получать из сети оперативные новостные сообщения сохранилась по сегодняшний день. И можно было ожидать, что вскоре найдутся в России желающие повторить успешный опыт РБК по созданию популярных интернет-изданий. Хотя не очень понятно было, на какие деньги они это осуществят — ведь идея инвестировать в интернет-проекты ради последующей их перепродажи дошла до России только к весне 2000 года, а месячный оборот продаж онлайновой рекламы в масштабах всей русской сети в то время не превышал 100.000 долларов, приходившихся на долю 20–30 ведущих коммерческих площадок и баннерных сетей.

Вместо послесловия

ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ мая 2001 года можно с уверенностью констатировать, что интернет-СМИ на российском инфорынке успешно конкурируют со всеми видами традиционных изданий — кроме, разумеется, национальных телеканалов, чья аудитория заведомо превышает интернетовскую в десятки раз. Опыт «Газеты.Ру» свидетельствует, что интернет-издание по своей влиятельности в обществе и индексу цитирования может далеко опережать любую бумажную прессу. Опыт «Ленты.Ру» (впрочем, оставленный нами за рамками нынешнего обсуждения) подсказывает, что интернет-СМИ могут составить весьма жесткую конкуренцию платным лентам информагентств как по оперативности доставки информации, так и по ее разнообразию. «РосБизнесКонсалтинг» доказал, что окупаемость интернет-СМИ — не химера, а вполне реальная цель, если применять адекватные средства для ее достижения и не упускать удачных возможностей для реализации собственных преимуществ. А опыт «НТВ.Ру» учит, что любой сложившийся баланс ключевых игроков на существующем рынке интернет-СМИ может быть нарушен новым игроком, сумевшим учесть возникновение пользовательского спроса на принципиально новый тип информационного продукта.
Все вышесказанное лишь подтверждает тезис президента американского информагентства UPI Дж. Адамса о том, что интернет-СМИ с течением времени неизбежно отнимают у своих традиционных предков и аудиторию, и рекламные бюджеты. Передел рынка внимания и рынка рекламы в пользу сетевых изданий совершается непосредственно на наших глазах. При этом, благодаря сравнительно низкой себестоимости, ведущие интернет-СМИ Рунета меньше зависят от крупных финансовых вливаний, чем их традиционные собратья. Поэтому ни монополизация, ни даже сколько-нибудь выраженная олигархия этому рынку в обозримом будущем не угрожают. А в силу особенностей мировой компьютерной сети с ее экстерриториальностью можно рассчитывать, что государственные попытки регулирования информационных ресурсов интернета, когда и если они будут предприняты, не увенчаются успехом. Это, впрочем, не означает, что государство не в состоянии парализовать работу любого отдельно взятого интернет-СМИ, редакция или техническая площадка которого находится в пределах досягаемости силовых органов. Такая возможность в неправовом государстве пребудет вовеки, однако эффективный госконтроль за распространением и потреблением информации в сети возможен лишь в случае принципиального перехода к пресловутой «китайско-вьетнамской модели», где фильтрация входящих информационных потоков осуществляется в централизованном порядке. Техническая реализация подобной модели в России на сегодняшний день сопряжена с большим набором практических сложностей, делающих такую задачу трудноосуществимой и в целом бесполезной.

 

 

Каталог онлайн СМИ. часть первая. СМИ общего профиля

Cетевые СМИ: Инфопорталы

Cетевые СМИ: Газеты

Электронные журналы

Интерактивные СМИ

Электронные версии традиционных СМИ

Ресурсы русского зарубежья

Cетевые СМИ: Инфопорталы

http://www.lenta.ru

Главный редактор — Антон Носик. Создание сайта — ФЭП. Дизайн — Артемий Лебедев. «Лента.Ру» — издание, появившееся в результате сотрудничества ФЭПа с командой, создавшей в декабре 1998 года проект «Газета.Ру». В 1999 году на месте этого проекта возникло два новых — «Вести.Ру» и «Лента.Ру». «Одеколон отдельно, штаны отдельно», — так заявил Антон Носик, имея в виду необходимое функциональное разделение «новостной» и «аналитической» редакций. Год спустя контрольный пакет акций «Ленты», ставшей к тому времени бесспорным лидером на рынке «интернет-новостей», был приобретен «Русскими фондами», которым принадлежит также такой известный ресурс как «Рамблер».

«Лента.Ру» явилась попыткой создать ресурс «интернет-новостей», востребованный широким кругом читателей. Она содержит множество рубрик, как постоянных, так и посвященных актуальным «сюжетам» («Террор», «Мост-Медиа» и т. д.). «Лента.Ру» имеет английскую версию (Allnews.Ru).

«Лента.Ру» — одно из немногих изданий, ссылающихся как на историю собственных публикаций, так и на внешние источники. Таким образом, сообщения ее практически всегда вписаны в информационный контекст дня, что придает изданию завершенность и поддерживает реноме «Ленты» как «независимого и беспристрастного» источника новостей. Есть возможность подписаться на новости «Ленты.Ру» и получать их в свой мейл-бокс или на пейджер. Также функционируют форумы.

Лауреат Национальной Интел Интернет Премии-1999 в номинации «Информация и общественно-политическая жизнь».
Заголовки:

Cетевые СМИ: Газеты

http://www.gazeta.ru

Главный редактор «Газеты.Ру» — Владислав Бородулин (бывший редактор «Коммерсант-Власть»). Выходит с 23 февраля 1999 г, когда на место «старой» «Газеты.Ру», созданной и раскрученной Антоном Носиком, пришла абсолютно новая команда Бородулина, полностью изменившая концепцию издания. Так же как и предыдущий вариант, «новая» Газета.ру создана на деньги НК ЮКОС.

В стилистике проекта «Газета.Ру» заметно влияние предыдущего места работы главного редактора газеты — «Коммерсанта». «Газета.Ру» более прочих изданий имитирует «бумажную» газету, что, однако, не повлияло отрицательно на ее популярность.

«К нам приходят журналисты из традиционных изданий. Костяк редакции — бывшие сотрудники «Коммерсанта», — объяснял Бородулин в одном из своих интервью, — Главная трудность для них — научиться сдавать незаконченный материал. Потому что в сети его можно оснастить новыми фактами в течение дня несколько раз, но если ждать, пока появятся все факты, конкурент опередит с сообщением о событии».

Тематически материалы газеты группируются по рубрикам: «Политика», «Бизнес», «Финансы», «Культура», «Спорт», «Авто», «Стиль». Газета ведет и свой английский дайджест. Общий имидж издания — «газета для деловых людей».

Лауреат Национальной Интел Интернет Премии-2000 в номинации «Информация и общественно-политическая жизнь»

Заголовки:

Политика: Полпредов больше не будет.

Общество: Жириновский встречает папу. Не юриста.

Бизнес: Высокие технологии падают все ниже.


http://www.vesti.ru

«Вести.Ру» — электронная газета, родившаяся под популярным доменным именем, ранее принадлежавшим «Вестям.Ру» Антона Носика. Газета публикует аналитические статьи и новости. Главный редактор — Лев Бруни. Создание и поддержка — ФЭП.

Идеологически издание планировалось как «рупор» правых либералов (вернее — его модель). Стилистически — газета мнений и комментариев.

Рубрикация издания: «Злоба дня» — международная и российская политика и экономика; «Прямая речь» — интервью или экспертные статьи; «Ценности» — культура; «Спорт». Рубрика «Выходные» — выходит только по выходным дням и является описанием мест, где «Вести» советуют отдохнуть.

К отличительным концептуальным особенностям «Вестей.Ру» можно отнести градусник, высчитывающий «среднюю политическую температуру дня (недели, месяца)» в соответствии с тем, сколько хороших или плохих новостей было за период по субъективному мнению редакции.

Заголовки:

ЛДПР приняло новую программу — на самом деле, это набросок стратегических планов Кремля.

Китайцы выиграли кибервойну.

Зачем Черномырдина отправили в Киев.

Столетний ревнивец пытался сжечь любовницу — судье предстоит трудный выбор.


http://www.utro.ru

«Yтро.Ру» (брендовое написание именно такое — латиницей) — ежедневная электронная газета. Руководитель проекта и шеф-редактор — Михаил Гуревич. Издание входит в интернет-холдинг «РосБизнесКонсалтинг».

Редакция газеты начала работу 17 августа 1999 года. В середине сентября стали выходить пилотные номера, 28 сентября вышел первый номер. На страницах газеты весь спектр общественной жизни: интервью с политиками и деятелями культуры, анализ и прогноз экономической и политической ситуации, комментарии к происходящим событиям, любопытные факты, особые мнения, и многое другое. На сервере имеется лента новостей, основным информационным спонсором которой является РБК.

В газете существуют следующие постоянные рубрики: «Политика», «Происшествия», «Культура», «Internet», «Экономика», «Спорт», «Жизнь», а так же колонки посвященные актуальным сюжетам (подводная лодка «Курск», НТВ, Чечня). Газета выходит ежедневно — выпусками, но актуальная информация обновляется по мере поступления. Общий имидж издания: «газета для корпоративной публики». На сервере функционирует чат.

Газета «Yтро» — лауреат Премии деловых кругов в номинации «Лучшее интернет-издание 2000 года».

Заголовки:

Утренняя колонка: Он жрет мозги, а нам не страшно.

Политика: Березовский на тропе войны.

Жизнь: Лондон облагородят писсуарами.


http://www.grani.ru

«Грани.Ру» — ежедневная интернет-газета. Выходит с 14 декабря 2000 года.

Главный редактор — Владимир Корсунский, Генеральный директор — Юлия Березовская. Дизайн сайта: Individ Company. Издание финансируется Борисом Березовским.

Главные темы общественно-политической, сетевой и культурной жизни освещаются в жанре досье с четкой тематической и жанровой структурой. В каждом досье предлагается набор материалов — статьи, справки, цитаты, вопросы-ответы, ссылки, форум. Досье постоянно обновляется, благодаря чему «Грани» становятся одним из наиболее полно использующих сетевую специфику СМИ. Основные разделы: «Политика», «Экономика», «Право», «Оборона», «СМИ», «Спорт», «Общество», «Наука», «Культура», «Internet», «Криминал», «Катастрофы». В разделе «ИгранИ» — ежедневно обновляемая мини-викторина для тех, кто следит за новостями.

С изданием сотрудничают известные сетевые и офлайновые журналисты.
Одно из немногих сетевых СМИ, не содержащих ленту новостей. «Грани.Ру» — это палитра мнений по трем основным вопросам дня. Общий имидж издания — «газета творческой интеллигенции».

Заголовки:

Горизонталь свободы — Борис Березовский обещал помочь формированию в России оппозиционной партии.

Законопроект на водной глади — Женщины трудной судьбы и легкого поведения поднимаются на борьбу за свои права.

http://dni.ru

Ежедневное информационное издание «Дни.Ру» (главный редактор — Никита Шерман) было создано в декабре 2000 года продюсерской компанией Goodoo (http://www.goodoo.ru).

Основной составляющей издания являются новости. Новостная часть сайта разбита на четыре раздела: «Россия и мир», «Общество и культура», «Интернет и технологии» и «Спорт и здоровье». В рубриках представлены самые главные и интересные новости дня, которые обновляются несколько раз в час. Лента новостей обновляется каждые десять минут.

На сайте представлены такие разделы как «Герой дня», где представлены интервью с различными интересными людьми: политиками, экономистами, журналистами и т. д. «Шоу бизнес», «Веб сегодня» — раздел, посвященный событиям, связанным с Сетью. Каждая статья дополнена комментариями от непосредственных участников событий.

На сайте функционирует форум, в котором посетители могут обсудить любую опубликованную статью либо предложить свою тему для обсуждения. Вечером каждого дня на сайте появляется большая итоговая статья, освещающая все основные события дня.

Заголовки:

Россия и мир: СПС укрупняется и ндивидуализируется.

Web сегодня: Александр Вереникин: «Региональный Интернет может приносить прибыль».

Шоу бизнес: Смазливые «Татушки» вновь напоминают о себе.

http://www.deadline.ru

«Русский Deadline» — информационно-аналитическое издание, спонсором которого изначально выступала компания «Гарант-Парк». Концепцию издания разработали Рубен Макаров и Наталья Бабасян. «Дедлайн» позиционировался как «оппозиционный» сервер правозащитной журналистики. В его архивах можо найти многочисленные материалы по делу Пасько (и прочих «шпионов»), Бабицкого, Гонгадзе.

В настоящее время от «Дедлайна» остался дизайн, обновляющаяся лента новостей и архив, но как такового издания, похоже, не существует.

Заголовки:

На допросе у Путина — Владимир Владимирович грамотно развел сотрудников НТВ.

Киселёв подставил Миткову.

Чеченская разведка в действии — Сотрудники ФСБ в частных беседах признают,
что проигрывают боевикам.

Следующим премьером станет Илларионов.

 

Электронные журналы

ПО ДАННЫМ Rambler’s Top100 на долю категории «Новости и СМИ» приходится в целом около 4 % всего содержания российского интернета, при том, что совокупный трафик соответствующих ресурсов составляет в рабочие дни до 11 %. То есть популярность этой тематической категории весьма высока: «Новости и СМИ» занимают третью строчку рейтинга, уступая лишь категориям «компьютеры и интернет» и «развлечения».
Какая часть электронных СМИ приходится на журналы? В рейтинге top.list.ru на момент написания данной заметки было перечислено 239 журналов, а в рейтинге top.smi.ru — 314 при общем количестве учтенных СМИ в 8567 единиц. Несложный арифметический подсчет что доля электронных журналов составляет примерно 3,6 % от всех электронных СМИ. Если вычесть отсюда «электронные версии» обычных журналов, «чистых» электронных журналов останется, вероятно, всего один-два процента. Тем не менее, их значение в общей структуре Интернета весьма велико.
В отличие от газеты или ленты новостей, журнал сосредоточен не столько на фактах, сколько на их осмыслении, и масштаб актуальности тут другой — не каждодневное мелькание событие, а тенденции, структуры, прогнозы.
В этом разделе представлены «чистые» электронные журналы — те, которые рождаются и существуют в сети и печатного аналога не имеют или имеют в качестве «офлайнового приложения». Разумеется, никаких «чистых» журналов в сети не существует, все жанры здесь смешаны, да и сам по себе журнал — это всегда немножко Вавилонская башня.

www.russ.ru

«Русский Журнал» — старейший гуманитарный электронный журнал, первый интернет-проект Фонда эффективной политики. Открылся 14 июля 1997 года. Некоторое время имел «бумажную версию» — журнал «Пушкин» (вышло 12 выпусков, после августовского кризиса 1998-го издание прекратилось). Первоначально мыслился как «дискуссионный форум», «для тех, кто хочет не только принимать существующее, но и его понимать», как инструмент «инициирования дискуссии в элитах» и «орган осознания культурно-политической среды» (Г. О. Павловский, главный редактор). Со временем рефлексивный пафос РЖ несколько размылся; журнал переориентировался на широкую аудиторию, стал более популярным, а его первоначальные функции в значительной степени отошли журналу «Интеллектуальный форум».

Характерная особенностей РЖ — участие в нем известных писателей, социологов, философов и т. п. — превратила его, по замечанию Р. Лейбова, в «своеобразный интерфейс в сетевой мир» для людей, обыкновенно сторонящихся интернета. Наряду с «маститыми» и «культовыми» пишут в РЖ и «мелкотравчатые». В этом смысле среда довольно открытая и разностильная.
Тематические разделы (имеющие более дробное деление внутри себя): «Круг чтения» (рецензии на книги и статьи на книжные темы), политика, культура, и так называемая net-культура. Также при РЖ существует ряд сателитных проектов, к которым относятся «Новости электронных библиотек» и «Антологии» (электронные версии крупных тематических печатных изданий и авторские сетевые проекты). Имеется развитая система форумов. Можно подписаться на рассылки РЖ и получать анонсы публикаций и сами публикации по электронной почте.

www.smi.ru

«СМИ.Ру» — ежедневное сетевое издание, выходит с 1 октября 1999 года. Издатель — Фонд эффективной политики. Главный редактор — Андрей Левкин.

Первоначальной заявленной задачей проекта являлся «экспертный анализ слухов и предположений, возникающих в информационном поле», что было отражено в несколько двусмысленном подзаголовке «Информация и дезинформация». В конце февраля 2000 года проект «СМИ.Ру» был преобразован в портал по российским СМИ и стал позиционироваться более нейтрально: «Средства массовой информации в интернете».

«СМИ.Ру» производит мониторинг публикаций российских сетевых СМИ. Эти публикации анализируются, систематизируются и комментируются. По степени охвата материала «СМИ.Ру» трудно с чем сравнить.

Каталог «Заголовки дня», разбитый на 24 тематических раздела (в каждом из которых выделяются еще и актуальные темы), включает все текущие заголовки СМИ. Редакционные комментарии порою весьма тенденциозны, но всегда интересны.

Популярность же самих СМИ можно отслеживать по «Рейтингу сетевых СМИ и политических сайтов» (совместный проект «СМИ.Ру» и SpyLog), в котором принимает участие свыше 8 тысяч сайтов.

Заголовки:

Черномырдин — это не однозначно.

Если акции спрятать, то их не найдут.

«Свободе» не дают говорить по-чеченски.

У Йошки Фишера увели кошку.


Itogi.lenta.ru

Возникновению журнала под странным названием «Настоящие Итоги — это мы» сопутствовал скандал. После того, как издательский дом «7 дней» уволил бессменного редактора «Итогов» Сергеем Пархоменко и его команду бывшие журналисты «Итогов» нашли приют по адресу itogi.lenta.ru. Вверху страницы красовалось слово «Итоги», сильно напоминающее логотип журнала и обрамленное с двух сторон словами «настоящие» и «это мы». Несмотря на то, что главный редактор «Ленты.Ру» Антон Носик в течение последних полутора лет был также сотрудником «Медиа-Моста» (куда входили «старые» «Итоги») формально ни он сам, ни «Лента.Ру» не имели отношения к происходящему: хостинг и адрес предоставили команде Пархоменко MasterHost.Ru, у которых хостилась и сама «Лента». Однако после нескольких гневных писем главы «Семи дней» Дмитрия Бирюкова, обвинявшего Сергея Пархоменко и, заодно, Антона Носика в нарушении его прав собственника, логотип «Настоящих Итогов…» изменился, сделав невозможным формальные претензии.

Тем интересней, что НИЭМ не превратился в скандальный политический журнал, рассказывающий только о своей «борьбе» — в обычном еженедельном режиме, может быть, чуть подкорректированном благодаря возможностям Сети, продолжают выходить статьи о культуре, обществе и экономике. Так, главной темой одного из майских номеров стала… любовь — в Африке, в сети, на Кавказе. И никакой политики. Точнее — почти никакой.

Неизвестно — надолго ли, но одним онлайн журналом стало больше.

Заголовки:

Мзунгу, ай лав ю!

Если б я был ингуш...

За что судят Ярузельского.


http://imperium.lenin.ru/LENIN/

Электронный журнал «:Ленин:» (с двоеточиями вначале и в конце), заявленный как «антикультурологический еженедельник», выходит на самом деле крайне нерегулярно. Журнал является детищем математика, публициста и экстремиста Михаила Вербицкого и наследует его ранним сетевым проектам — End of The World News и CEBEP. «:Ленин:» заявил о себе в январе 1999, за год вышло 30 выпусков и после чего периодичность резко упала. Впрочем, дискуссии в гостевой книге идут весьма оживленные.

Жанры в «:Ленине:» многообразны — стихи, проза, эссе, манифесты, рецензии, авторские колонки (А. Дугин, Ю. Фридман и др.), личная переписка, выписки из гостевых книг с глоссами и маргиналиями. Чтение местами интересное, но идейно-стилистическое однообразие утомляет.

Людей надо убивать — рефрен текстов «:Ленина:».

Цитаты:

«...Гайдар, еще недавно сочный, как гриб, что держат в стеклянных банках, доливая сиропом и опивками чая, от которых тот слоится, чмокает, исходит приторными ядовитыми выделениями, теперь этот серый гриб слит, выброшен на помойку, стал добычей червячков, а хозяйка промыла банку и поставила букет цветов.»
«Жирная, злая старуха Пугаджава, похожая на Мадлен Олбрайт, педераст Киркоров, уродливая, как смертный грех содомии, жующая по всем каналам центрального ТВ ядовитую жвачку Орбакайте должны быть физически уничтожены, как противоречащие национальному идеалу и здравому смыслу.»


www.jewish.ru

«Все, что Вы хотите знать о евреях, но боитесь об этом спросить!» — так определяет направленность этого портала, построенного «по национальному признаку», его генеральный директор Авраам Грозман. Главный редактор — Василий Жарков.

И в самом деле — тут все: «Традиция, история, культура… Еврейские фамилии, анекдоты… Еврейская мудрость: Тора, Талмуд, Каббала… Знаменитые евреи, еврейские судьбы, загадка еврейской женщины… А еще антисемитизм (без него, увы, не обходится!)».

А кроме того — рейтинг еврейских сайтов, библиотека (а в ней, к примеру, полное собрание стихов и песен Александра Галича), галерея, музыка, женский клуб, творчество читателей, конференции, чат… И, конечно, — рассказы о жизни евреев по всему свету.

Jewish.ru разработан и поддерживается Федерацией еврейских общин России. Будучи порталом, он включает в себя ряд специализированных проектов: www.chanuka.ru («Виртуальная Ханука») — сайт, посвященный празднику Ханука; www.matza.ru — сайт, рассказывающий о празднике Песах; www.shofar.ru — сайт, посвященный Рош-Ашонэ, Йом Кипуру и Суккоту; www.megi.ru — сайт Московского Еврейского Гуманитарного Института.

Цитата:

«Мисс-Израиль Иланит Леви не хочет сниматься в «стильных» журналах. Она мечтает о семье, а лучшим нарядом считает армейский бронежилет».

 

 

Интерактивные СМИ

ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ очень широко. Оно включает в себя множество типов взаимодействия пользователей с содержанием и самих пользователей между собой. Простейший случай интерактивности — обратная связь: один статью написал, а другой приписал к ней комментарий и послал по электронной почте или выставил на всеобщее обозрение-обсуждение в гостевую книгу. Другой тип интерактивности — персонализация или кастомизация, т. е. «подстройка под себя» — когда можно задать любимый цвет и размер букв, выбрать, какие рубрики или реплики будут показываться, а какие будут скрыты, и вообще усечь все лишнее, что вам не нужно.

Развитием принципа обратной связи является виртуальное сообщество или, на американский манер, коммюнити. Смысл тут в том, что люди со схожими интересами объединяются, и между ними происходит общение и делание общего дела. Список пользователей в контактах вашей аськи и друзей в «Живом журнале» (www.livejournal.ru) — ваше личное виртуальное сообщество. А когда любой может к такому общению подключиться или просто извне почитать, что люди пишут — это уже получается и сообщество, и одновременно как бы СМИ. Рассмотрим несколько примеров некоторых таких сетевых образований, спонтанно образовавшихся вокруг определенных тем.


http://www.libertarium.ru/libertarium/

Проект «Московский либертариум» — один из старейших в русской Сети. Он был открыт 4 августа 1994 года в рамках Института коммерческой инженерии, его создателем и бессменным координатором является Анатолий Левенчук. Первоначальная цель проекта — информационная поддержка общественной деятельности и научных разработок по проблемам либертарианства. В июне 1998 проект был переориентирован на обсуждение проблем построения рыночных механизмов в электронной среде. Лозунг и основная тема: «Технологии свободы в цифровом будущем».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.097 с.)