Раздел 6. Психология человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Психология человека



6.1. Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность” в психологии

Основные понятия психологии личности: индивид, личность, индивидуальность. Значение исследований психологии личности для развития психологического знания. Области практического применения психологических теорий личности (психология обучения и воспитания, психология управления, психотерапия и др.).

Психологическая структура личности и ее основные компоненты: направленность, темперамент, способности, характер. Структура личности по К.К.Платонову, понимание личности А.Н.Леонтьевым, концепция личности А.В.Петровского, подход Б.Г.Ананьева. Теория личности в основных научных психологических школах: психоанализе, гештальт-психологии, бихевиоризме, гуманистической, когнитивной психологии.

 

Направленность личности. Потребности, интересы, мировоззрение в структуре направленности. Педагогическая направленность социального педагога

Общее понятие о направленности. Направленность - стержневое свойство личности.

Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов. Активность и направленность. Потребности, интересы, цели, взгляды, убеждения, идеалы - компоненты направленности.

Направленность как система ценностных ориентаций. Профессиональная направленность личности. Педагогическая и творческая направленность - условия эффективной профессиональной деятельности социального педагога.

Потребности как источник активности и основной мотивационный фактор. Виды потребностей. Духовные потребности и их формирование у личности. Интерес как мотивационный фактор. Условия возникновения и стадии развития интереса. Виды и индивидуальные различия интересов. Познавательные интересы учащихся.

Система ценностей личности. Ее проявление в убеждениях, идеалах, ценностных ориентациях человека. Духовные и социальные ценности. Система ценностей как показатель зрелости личности. Формирование гуманистических ценностных ориентаций личности.

 

6.3. Характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента людей в деятельности социального педагога

Понятие о темпераменте. Его проявление в общей активности, особенностях моторной сферы, свойствах эмоциональности человека. Конституционные типологии темперамента Э.Кречмера, У.Шелдона. Типология К.Г.Юнга.

Факторные теории темперамента. Изучение темперамента как проявления индивидуальных особенностей нервной системы.

Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность) и типы высшей нервной деятельности.

Психологическая характеристика основных типов темперамента. Педагогическое воздействие на учащихся с различными типами темперамента.

Дальнейшая разработка физиологических основ темперамента в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Проявление темперамента в различных видах деятельности. Влияние типов темперамента на формирование отклоняющегося поведения.

Методы диагностики темперамента. Учет особенностей темперамента людей в профессиональной деятельности социального педагога. Педагогическое воздействие на детей с разными типами темперамента.

 

6.4. Характер. Группы свойств характера. Воспитание положительных свойств характера детей и подростков

Понятие о характере. Характер и личность. Характер и система отношений личности. Структура характера. Основные группы черт характера.

Характер в структуре целостной личности. Связь характера с темпераментом, способностями.

Акцентуация как крайняя степень выраженности черт нормального характера. Основные типы акцентуации характера. Акцентуации характера у подростков и ее учет в деятельности социального педагога.

Характер как результат развития личности. Природные предпосылки и социальные факторы формирования характера. Воспитание и самовоспитание положительных свойств характера. Профессионально важные черты характера социального педагога.

 

6.5. Понятие о способностях. Роль задатков, среды и воспитания в развитии способностей

Понятие о способностях. Способности и деятельность человека. Природа способностей. Соотношение природного и приобретенного в способностях. Задатки как природные предпосылки развития способностей. Роль среды, обучения и воспитания в развитии способностей. Ведущая роль деятельности в выявлении, формировании и развитии способностей. Значение сензитивных периодов в развитии способностей детей. Условия развития способностей в деятельности.

Структура способностей. Общие и специальные способности; репродуктивные и творческие. Талант и гениальность как уровни развития способностей.

Способности в структуре личности. Взаимосвязь способностей с другими свойствами личности.

Педагогические способности и их структура. Профессиональные способности социального педагога.

 

6.6. Деятельность личности: структура и содержание. Особенности деятельности социального педагога

Понятие о деятельности. Личность как субъект деятельности. Развитие, проявление, самореализация личности в деятельности. Деятельность как усвоение человеком общественно-исторического опыта и культуры.

Структура деятельности: мотив, цель, средства, результат, действия. операции. Предметные и умственные действия. Формирование умственных действий в процессе интериоризации.

Знания, умения, навыки и привычки. Их роль в деятельности и поведении. Взаимодействие навыков. Виды навыков. Формирование умений и навыков. Привычки, их формирование. Поступки и привычки.

Основные виды деятельности: общение игра, учение, труд. Творчество - высший уровень деятельности социального педагога. Его критерии. Виды творческой деятельности. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности как условие ее творческой деятельности.

Раздел 7. Возрастная и педагогическая психология

Периодизация развития личности ребенка

Критерии периодизации психического развития. Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского. Представления о возрастной динамике и периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности и психические новообразования возраста. Возрастной кризис. Понятие сензитивного возраста.

Психологические основы готовности ребенка к школе

Понятие «готовности к школе». Педагогический и психологический подходы к проблеме. Основные аспекты готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Мотивационная готовность к школе. Произвольность поведения и ее роль в подготовке ребенка к школе. Диагностика готовности к школьному обучению.

Психологические особенности подростка

Проблема «кризиса подросткового возраста». Ведущий вид деятельности подростка. «Чувство взрослости» как основное новообразование подросткового возраста. Коллектив сверстников и его роль в становлении личности подростка. Дружба подростков. Проблема взаимоотношений подростков со взрослыми. Учебная деятельность подростка. Избирательное отношение к учебным предметам. Уровень притязаний подростка. Потребность в самооценке. Начало развития самосознания. Общение социального педагога с подростками.

 

Психология обучения

Объект и предмет изучения педагогической психологии. Основные концепции учения. Теория программированного обучения Б.Скиннера. Теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Теории развивающего обучении В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Л.В. Занкова. Основные понятия психологии обучения и воспитания: учение, научение, учебная деятельность, обучение, воспитание, образовательный процесс. Проблема соотношения обучения и развития. Учебная деятельность. Основные характеристики учебной деятельности. Компоненты учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Внутренние и внешние мотивы учения.

 

Психология педагога

Психологическая сущность педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности по составу действий: гностический, проектировочный, конструкторский, коммуникативный, организаторский компоненты. Психологические закономерности освоения педагогической деятельности. Понятие и структура педагогических способностей. Диагностика педагогических способностей и умений. Понятие стиля педагогической деятельности. Психологическая характеристика основных индивидуальных стилей педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Целесообразность их применения на разных ступенях обучения.

Психология педагогического воздействия: понятие, функции, стратеги педагогического воздействия. Психологические условия эффективности общения педагога. Понятие педагогической техники и педагогического мастерства; условия и динамика овладения ими.

Психология воспитания

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Стили и методы воспитания. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность как содержание воспитания. Развитие и воспитание духовности. Психологические основы воспитания черт характера, мотивов, черт личности и форм поведения. Инновационные поиски в области психологии воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.008 с.)