Сравнительный анализ греческой и римской трагедий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ греческой и римской трагедий



на примере «Медеи» Еврипида и «Медеи» Сенеки

 

1. Сюжетные сходства и различия в трагедиях Еврипида и Сенеки.

2. Сходства и различия в развитии действия обоих произведений

3. Психологизм характеров в пьесах.

4. Внешний и внутренний конфликты и их решение.

5. Можно ли назвать «Медею» Сенеки простым заимствованием или самостоятельным произведением?

 

Литература

1. Еврипид, «Медея» (любое издание)

2. Сенека, «Медея» (любое издание)

3. Античная драма. М.,1970

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.,1969

5. Античная культура: Литература. Театр. Искусство: Словарь-справочник под ред. Ярхо В.Н. М., 1996.

6. Учебники

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(дневное отделение)

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

 

1. Хронология и география античной литературы. Общие особенности античной литературы

2. Понятие о мифе. Периоды мифологии. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу.

3. Типы и циклы мифов. Основные сюжеты и образы. Олимпийская мифология. Образы и функции олимпийских богов в греческой мифологии.

4. Космогонические мифы. Мифы о богах и героях.

5. Понятие об эпосе. Основные черты героических эпосов Гомера. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.

6. Своеобразие жанра поэмы «Илиада» Гомера. Особенности эпического действия. Особенности художественного стиля поэмы «Илиада». Принципы изображения мира в поэме

7. Своеобразие жанра поэмы «Одиссея» Гомера. Особенности стиля, композиции произведения. Принципы изображения мира в поэме

8. Эпический идеал человека в произведениях Гомера. Люди и боги в «Илиаде» Гомера. Образы Ахиллеса и Гектора, их место в поэме. Способы характеристики героев. Своеобразие изображения богов в поэме

9. Человек и судьба в произведениях Гомера. Образы богов и людей в «Одиссее». Образ Одиссея в гомеровском эпосе.

10. Сюжеты и образы дидактического эпоса Гесиода. «Труды и дни». «Теогония»

11. Греческая лирика: общая характеристика. Происхождение лирики и ее основные жанры.

12. Ямбическая поэзия Архилоха.

13. Темы и идеи элегий Тиртея.

14. Лирика Лесбоса: темы, образы, формы поэзии. Творчество Алкея. Прочитать стихотворение наизусть

15. Сапфо как представительница монодийной лирики. Прочитать стихотворение наизусть

16. Поэзия Анакреонта: основные жанры и темы. Прочитать стихотворение наизусть

17. Оды Пиндара и жанр эпиникия

18. Устройство греческого театра и театральных представлений. Греческая трагедия, её происхождение и структура

19. Эсхил как «отец трагедии». Вклад Эсхила в развитие драмы. Трагедия «Прометей прикованный»: Проблематика, образы, конфликт. Образ Прометея.

20. «Орестея» Эсхила: миф об Атридах как основа трилогии. Принцип трилогии в «Орестее», взаимосвязанность частей, фабула трилогии, ритуальные модели. Основные образы в трилогии Эсхила «Орестея». Тип нового героя. Истолкование финала трилогии.

21. Общая характеристика драматургических принципов творчества Софокла. Трагедия «Антигона»: сюжет, истолкование основного конфликта, центральные образы, роль хора в трагедии.

22. Своеобразие драматургии Еврипида. Трагедия «Медея» как новый тип трагедии: раскрытие в трагедии борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Образы Медеи и Ясона. Основные драматургические приёмы Еврипида

23. Античная басня: возникновение басни как жанра, структура басни. Легендарный Эзоп. Содержание эзоповской басни, структура басенного сюжета

24. Античная проза, ее жанры и виды. «Поэтика» Аристотеля. Система воззрений Аристотеля на литературу. Аристотель о трагедии и катарсисе

25. Философская проза Платона: сократические диалоги: своеобразие жанра

26. Новоаттическая комедия: ее отличие от древней и средней комедий. Бытовая комедия Менандра «Брюзга»: сюжет, конфликт, характеры, круг проблем в произведении. Особенности стиля комедии Менандра.

27. Греческий роман. Понятие о романе. Типологическая схема сюжета, особенности романного хронотопа, характеристика героев романа. Жанровое своеобразие и поэтика буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя»: композиция, образы, стиль

28. Происхождение греческой комедии, её структура, объект, роль хора

29. Происхождение древней аттической комедии, особенности ее структуры и герои.

30. Общая характеристика творчества Аристофана. Основные темы его комедий, строение, тематика и образы. Философские и научные идеи времени в комедии «Облака».

31. Комедия Аристофана «Лягушки»: особый характер фабулы, основные приемы создания образов. Агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора. Образ хора и его функции.

32. Александрийская поэзия, ее жанровые формы, источники сюжетов, основные темы. Гимны и эпиграммы Каллимаха

33. «Причины» Каллимаха: разработка жанра элегии

34. Идиллии Феокрита: темы, мотивы, образы, стиль

35. Периодизация римской литературы. Римская мифология. Миф о Вечном Городе

36. Римская ораторская проза, её основные черты. Проза Цицерона

37. Философская поэма Лукреция «О природе вещей»

38. Римская комедия. Комедия Плавта «Клад» («Комедия о горшке»). Основная проблема комедии, интрига, система образов, приемы комического. Дальнейшее развитие жанра комедии

39. Римская лирика. Школа неотериков. Лирика Катулла: ее основные темы, образ человека и понимание любви.

40. Лирика Горация: оды. Проблематика од и художественные особенности (анализ стихотворений)

41. Сатиры Горация: основная тема, её развитие, проблематика, художественное своеобразие (анализ стихотворений)

42. «Эподы» и «Послания» Горация: жанровая форма, основные темы (анализ стихотворений).

43. Ранняя поэзия Вергилия («Буколики», «Георгики»). Жанровое своеобразие. Традиции и новаторство.

44. Поэма Вергилия «Энеида». Мифологическая и литературная основы поэмы, тема, замысел. Сюжет и композиция «Энеиды» Вергилия. Тема исторической миссии Рима и образ Августа в «Энеиде» Вергилия.

45. Четвёртая книга поэмы Вергилия «Энеида»: Эней и Дидона: изображение Вергилием любви героев. Шестая книга поэмы Вергилия «Энеида»: её роль в истории героя. Понимание человека («Эней как человек судьбы»), богов и судьбы в поэме Вергилия «Энеида». Эней и Одиссей

46. Римская любовная элегия. Своеобразие ранней любовной лирики Овидия, её основные темы («Amores»).

47.Поэзия Овидия периода ссылки. «Скорбные элегии», «Послания с Понта»: основные темы и мотивы

48. Поэма Овидия «Метаморфозы» как его главное произведение: тематика, композиция, понимание превращений, особенности изображения мира и человека

49. Драматургия Сенеки. Трагедия «Федра»: основная проблематика, особенности развития конфликта, система образов.

50. Сатиры Ювенала: проблематика и художественное своеобразие

51. Развитие жанра эпиграммы в творчестве Марциала

52. Происхождение литературной басни. Басни Федра и Бабрия: основное содержание их произведений, отличия, судьба творческого наследия

53. Римский роман. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея как авантюрно-бытовой роман. Проблематика произведения, стиль, аллегории, понимание Апулеем превращения. Идейная концепция и роль мифа в романе.

54. Роман Петрония «Сатирикон». Проблема сохранности текста, художественные особенности произведения: состав текста, предполагаемая структура, хронотоп романа, автор и персонажи.

ТЕМЫ

для самостоятельной работы студентов

1. Жанры обрядовой лирики и их развитие в эллинской поэзии

2. Анакреонт и анакреонтика: их переводы и переложения в России

3. История и миф в трагедии Эсхила «Персы»

4. Герой, сюжет и проблематика трагедии Софокла «Эдип-царь»

5. Проблематика и психологизм трагедии Еврипида «Ипполит»

6. Своеобразие трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»

7.Трагический конфликт и трагический герой Эсхила, Софокла, Еврипида (в сравнении)

8. Смеховые обряды эллинов и древняя аттическая комедия

9. Литература эпохи эллинизма: новое ощущение и новые жанры

10. Образ Медеи в трагедии Еврипида и «Аргонавтике» Аполлония Родосского

11. Изображение любви в романе Харитона «Хэрей и Каллироя» (или Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт»)

12. Творческий путь Софокла

13. «Медея» и «Ипполит»: природа конфликта в трагедиях Еврипида

14. Стыд и совесть в античной трагедии

15. Критика современных нравов комедии Аристофана «Облака». Сократ и софисты

16. Политические взгляды Аристофана и их отражение в комедии «Лисистрата»

17. Место Теренция в истории театра и драмы

18. Литературная теория Горация («К Пизонам»)

19. Отражение закатной поры греко-римской цивилизации в романе Петрония Арбитра «Сатирикон».

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Читательский дневник – вид самостоятельной работы студента по зарубежной литературе. Форма дневника свободная. Запись, вносимая в читательский дневник, включает в себя

1) библиографические сведения (фамилия, инициалы автора, название произведения, фамилия, инициалы переводчика (для художественного текста);

2) перечень имен для действующих лиц произведения, основные события сюжета (КРАТКО, в пересказе студента);

3) обязательны выписки из текста, художественные цитаты. Их цель – помощь на практических занятиях и зачете при характеристике героев, особенностей стиля художественного произведения.

Читательским дневником разрешается пользоваться при подготовке к ответу на экзамене.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Авантюрный персонаж - персонаж, отличающийся жизненной активностью, склонный к перемене жизненных положений, к приключениям, стремящийся выбраться из неблагополучных ситуаций и добыть желанные блага. Таковы герои сохранившихся фрагментов «Сатирикона» Петрония. Их, однако, отличает неопределенность «дальних целей» и известный аморализм. Авантюрностью отмечен и характер Лукия, героя «Золотого осла» Апулея. Однако этот герой постепенно приобретает этическую преднамеренность действий.

Амбивалентный – двойной, двуплановый.

Амплификация – стилистическая фигура, состоящая из нанизывания синонимических определений, образных выражений с целью усиления выразительности высказывания.

Анакреонтика - поэтическая традиция подражания Анакреонту, обильно представленная в европейской и русской традиции ко времени Пушкина. Анакреонтика привлекла Пушкина своими эротическими и вакхическими мотивами, изящной простотой и легкостью формы. Вслед за Ломоносовым, Державиным, Батюшковым и др. Пушкин обогатил русскую анакреонтику циклом из нескольких стихотворений.

Антропоморфизация – уподобление предметов и явлений, а также их элементов человеку и частям человеческого тела.

Архетип - понятие, введенное швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом. Обозначает первичные схемы, заложенные в структуре коллективного бессознательного и находящие выражение в природе снов, бредовых фантазий и т.д. Понятие впоследствии приобрело более широкое истолкование, распространяющееся на наиболее общие, фундаментальные мифологические образы и мотивы (потоп, мировое яйцо, мировое древо, мотив «доделывания человека» и т.д.). Архетип – первообраз, Устойчивые модели (фигуры), наделенные свойствами «вездесущности».

Внешний, вещественный психологизм. Эпос отличается подчеркнутым вниманием к внешней, пластической стороне событий. В связи с этим состояние гомеровских героев часто проявляется через их внешние движения, жесты, обращение с предметами, речи и т.д. Например, плач Пенелопы над луком Одиссея в кладовой, сцена узнавания Одиссея старой нянькой Эвриклеей во время омовения его ног и т.д.

«Вечный образ» - образ, значение которого выходит далеко за рамки конкретного произведения и породившей его культурной эпохи. Античная драма, и трагедия в частности, создала целый ряд «вечных образов»: Прометей, Эдип, Ифигения, Орест, Кассандра и др.

«Гомерический хохот». Боги у Гомера очень часто представлены веселящимися и пирующими. Их хохот - выражение беспечального бытия. Даже если у богов бывают огорчения, то они легковесны и преходящи. Достаточно вспомнить песню Демодока на пиру у Алкиноя, рассказывающую об истории «разоблачения» Афродиты и Ареса, вызвавшего у богов «смех неугасный».

Генезис драмы - это вопрос о ее происхождении. Что касается древнегреческой драмы, то ее происхождение связывали с ритуалами празднеств бога Диониса: прежде всего с пением дифирамбов и фаллических песен. Подтверждение этому мы находим в «Поэтике» Аристотеля: «Возникши с самого начала путем импровизации, и сама она (т.е. трагедия) и комедия (первая — от зачинателей дифирамба, а вторая — от фаллических песен, употребительных еще и ныне во многих городах) разрослись понемногу путем постепенного развития того, что составляет их особенность. Испытав много перемен, трагедия остановилась, приобретя достодолжную и вполне присущую ей форму. Что касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного, он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации».

Гомеровское понимание судьбы. Судьба, согласно представлениям Гомера, могущественна, и она даже выше богов, которые нередко предстают лишь как исполнители ее воли. Предопределенность своей судьбы ощущают Гектор, Ахилл и др. персонажи. Но судьба предопределяет человека не только к зависимости, но и к известной свободе, с которой деятельный, инициативный герой идет навстречу своей судьбе и даже вступает в борьбу о ней, уповая на то, что судьба может быть отсрочена, изменена к лучшему и т.д.

Горацианские мотивы, близкие к анакреонтическим, -это мотивы сожаления о быстротечности жизни, призывы наслаждаться доступными благами, прежде всего радостями любви, дружбы, уединенного досуга и дружеского пира и т.д.

Гротеск - художественная трансформация жизненных форм, проявляющаяся в преувеличении отдельных сторон явления или черт характера персонажа до степени несообразности, уродства. Заострение образа в гротеске осуществляется в целях комизма и сатиры.

Девиация – нарушение, деформация, отклонение.

Демиург - творец, первопредок, сформировавший мир из праматерии. Понятие, утвердившееся в философии Платона и Плотина и используемое в мифологии и философии.

Детерминизм – способ организации причинно-следственных связей, при котором жесткое и единообразное выведение причин из следствий является главным фактором построения фабулы.

Дионисии - празднества в честь бога Диониса. Первоначально отмечались сельские Дионисии (в ноябре—декабре). Затем при Писистрате (ок. 600—528 г. до н. э.) были учреждены городские или Великие Дионисии (отмечались в феврале—марте в течение 5 дней). Культовые обряды и игры, входящие в ритуалы Дионисий и отличающиеся внутренней свободой и раскованностью, легли в основу драмы и определили дух комедии. Главные драматические представления проходились на Великие Дионисии и длились в течение 3-х дней.

Дискурс – многозначное понятие; особые способы или правила организации устной или письменной речи.

Древнеаттическая комедия. Представлена комедиями Аристофана. Отличалась от комедии других античных периодов общественно-политической тенденциозностью, свободой насмешки над живыми современниками (Клеон, Сократ), гротескно-карикатурным обликом персонажей.

Жанровый канон – определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков (М.М. Бахтин).

«Золотая середина» — одна из главных поэтических идей Горация, призывающая избегать влечения к власти, богатству, почестям и довольствоваться спокойной безмятежной жизнью частного человека, посвятившего себя любимому досугу.

Единство действия. Должно проявляться во внутреннем единстве фабулы на протяжении всего ее развития, «быть изображением одного и притом цельного действия», цельного настолько, что от него нельзя было бы отнять ни одной части без изменения этого целого. Позднее требование единства действия было включено в поэтику классицизма.

Инициация – обряд, при котором человек обретает новых статус и новое имя; приобщение к чему-либо.

Интертекстуальность - термин, введенный в обиход французским филологом Ю. Кристевой. Подчеркивает преемственный характер литературного текста, наличие возможных межтекстовых связей, проявляющихся как в бессознательной, так и в преднамеренной игровой цитации, содержащей «отсылки» к предшествующим сюжетам, мотивам, образам. И. – вид и способ создания текста на основе «чужих» текстов, цитат, сюжетов, реминисценций. Исследование интертекстуальности плодотворно в случае уяснения характера, сути, целей поэтических заимствований. С этой позиции интересно рассмотрение пушкинского элегического послания «К Овидию», пушкинского «Памятника» и др. произведений поэта.

Интроспекция - обращение внутрь, к глубине, внутреннему содержанию.

Комос — шествие с пением и музыкой подвыпившей толпы (нередко после симпосия). Имел культовое происхождение, связанное с Дионисиями. Образ деревенского комоса ярко воссоздан Аристофаном в комедии «Ахарняне». К слову «комос» восходит понятие «комедия» (песня комоса).

Коннотация – соотнесенность, связь явлений.

Контрарный – поставленный в контрастное, конфликтное положение в отношении чего-либо.

Конфликт драмы. Конфликтность — важное, родовое свойство драмы. Это столкновение, противоречие, которое может возникать между характерами, между характерами и обстоятельствами (внешний конфликт) и в душе персонажа (внутренний конфликт). Драма может объединять оба типа конфликтов, например, в «Медее» Еврипида. Но среди персонажей драмы никогда не может быть полного единодушия. Имеющиеся противоречия выступают источником драматизма и движущей силой развития действия. Что же касается трагедии, то это жанр драмы, характеризующийся неразрешимым конфликтом.

Космос - упорядоченный, организованный образ мироздания, пришедший на смену Хаосу.

Культурный герой - мифологический персонаж (бог, полубог, герой), вносящий в жизнь людей блага культуры: огонь, орудия труда, культурные растения, ритуалы, законы и т.д.

Локус – тип замкнутого художественного пространства, в котором действуют единые временные, причинно-следственные и прочие характеристики.

Любовная элегия - лирический жанр, культивируемый римскими лириками: Катуллом, Тибуллом, Проперцием и др. Любовная элегия обращена к конкретному адресату (возлюбленной) и передает перипетии любовных отношений с помощью выразительных сюжетных: деталей и ситуаций.

Маргинальность – в широком смысле, периферийность, пограничность какого-либо явления.

Мениппова сатура (мениппея) – жанр философской сатиры с характерным смещением серьезного и комического, с общей пародийной установкой. М. -типично римский жанр, восходящий к произведениям Варрона (116 -27 г.). Основной показатель жанра - свободное смешение стиха и прозы, различных стихотворных размеров, тематическая «пестрота» и назидательный характер.

Метемпсихоз - философское учение о «круговороте душ», переселении душ умерших во вновь рождающиеся тела. Истоки учения в античном мире восходят к идеям пифагорейцев.

Мим -короткая драматическая сценка из повседневной жизни. Первоначально мим разыгрывался одним или двумя актёрами без масок. Литературную форму миму придал сицилийский поэт Софрон; его прозаические мимы оказали влияние на Феокрита.

Мистерии – (греч., лат. – таинства) – обряды эзотерических религиозных обществ. Только посвящённые (мисты) имели право присутствовать при ритуальных действиях.

Миф — ритуал. Связь мифа и ритуала состоит в том, что ритуал (обряд) представляет собой как бы инсценировку мифа, а миф, в свою очередь, объясняет происхождение того или иного ритуала. Но проследить взаимную связь мифа и ритуала не всегда оказывается возможным. Многие мифы не нашли связи с обрядовой жизнью греков и римлян. Не исключено также, что мифы, могущие объяснить тот или иной ритуал, утрачены или не прояснены должным образом, У греков ритуалы связаны большей частью с культом таких богов, как Деметра и ее дочь Кора, Дионис, а также полубогов (Орфей, Тезей, Геракл).

Мифологическое время - начальное сакральное время, противопоставляемое времени историческому, профанному. Мифологическое время представляется как эпоха первотворения: первопредметов и перводействий (первый огонь, первое копье, первые приемы охоты, первые поступки, позитивные и негативные, первые ритуалы и т.д.).

Модальность – (вид, способ) – тип отношения высказывания к реальности.

Неотерики - группа римских поэтов первой половины I в. до н.э., ориентирующаяся на традиции «ученой» александрийской поэзии. Как и александрийские поэты, культивировали темы внеполитические, отражающие события частной жизни. Как и александрийцы, выступали сторонниками малых форм и проявлений мифологической учености.

Пародия - своеобразная «перелицовка» известных литературных произведений или их элементов (образов, мотивов, деталей), имеющая своей целью ироническое снижение пародируемого или же его добродушное вышучивание. В античной комедии нередко пародировались также мифологические темы и образы.

Пастораль - форма буколической литературы, идиллично описывающая жизнь пастухов. Например, роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Пастораль берет начало от идиллий Феокрита, проявившего интерес к наивным, непосредственным чувствам пастухов и зарисовкам природы. Жанровые формы пасторали в истории литературы многообразны: эклога, идиллия, роман и др.

Перипетии - внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей. В трагедии: повороты от облегчения к тревоге, от удачи к неудаче, от счастья к несчастью.

Поэтика — в переводе с греч. «поэтическое искусство». До Аристотеля высказывались отдельные суждения о сущности и функциях поэзии, источниках творчества. Мы находим их у Гомера, Гесиода, Аристофана (особенно в «Лягушках»), у Горгия, у Платона. С последним Аристотель вступает в полемику в своей «Поэтике», где впервые поэтическое искусство прежде всего эпос и трагедия, получают многостороннее и систематическое рассмотрение, основанное на знакомстве с обширным кругом произведений.

Провиденциальная целесообразность -предопределенный, роковой ход событий, отмеченный волей богов, преследующих знаменательную цель. В «Энеиде» этой целью обозначена историческая миссия Рима как великой империи народов.

Реминисценции - присутствующие в поэтическом произведении своеобразные «отсылки» к предшествующим литературным сюжетам, образам, мотивам; «невольное припоминание».

Ретардация – эпический приём замедления в развитии действия.Приём выражается в том, что автор намеренно отвлекается от текущего хода события, вводит ретроспективные эпизоды, вставные новеллы, описания интерьера, вещей и т. п.

Софизм - умозаключение, формально кажущееся правильным, но по существу ложное, противоречащее как нормам логики, так и нормам этики.

Стихомифия - особый диалог в драме, отмеченный драматизмом. Драматизм возникает за счет коротких, отрывочных реплик героев, каждая из которых равна целому стиху или даже его половине.

Тема «Памятника» - тема посмертной славы поэта, определяющего основные заслуги своего творчества и выражающего веру в бессмертие своих творений, слава которых будет возрастать, в том числе и в дальних пределах. Такова структура поэтического развития темы в «Оде к Мельпомене» Горация. К ней восходят многие позднейшие подражания как в античности, так и в последующие эпохи.

Теории катарсиса (катарсис – букв. «очищение»). Недостаточно ясно выраженное в «Поэтике» представление о катарсисе породило разнообразные взгляды на него: этическую, т.е. нравственную теорию катарсиса (зрелище трагедии облагораживает зрителя), психиатрическую теорию (трагедия после пережитого напряжения завершается облегчением психического состояния), медицинскую теорию (исцеляет подобным же), интеллектуальную теорию (трагедия освобождает от ложных мнений) и т.д.

Топика жанра - общие места, своего рода константы литературной формы, проявляющиеся в целом ряде ее образцов. Топикой жанра отмечен древнегреческий роман: внезапная влюбленность героев и неослабность их чувств, характер пережитых перипетий в период насильственной разлуки, счастливый финал и т.д.

Тристии - печальные элегии, созданные Овидием в период его ссылки. Во многом определили трансформацию жанра в античности. В известной мере способствовали позднейшему звучанию жанра как формы печального раздумья. Элегии составляют важную часть поэтического наследия Пушкина.

Фабула - совокупность событий драмы в их внутренней связи.

Хаос - бесконечность во времени и пространстве, характеризующаяся аморфностью, неупорядоченностью, неорганизованностью, однако наполненная энергией для преобразования в сторону «культуры».

Характер. Аристотель требует от характера правдоподобия («возможных по вероятности или необходимости человеческих характеров»), а также последовательности в действиях. Что же касается характера трагического героя, то при всех своих ошибках и заблуждениях, он должен быть благороден по своей природе, иначе его страдания не вызовут у зрителя «страха и сострадания» и соответственно эффекта катарсиса.

Хор трагедии. В античной трагедии хор играл важную роль. Первоначально пространство хоровых песен решительно преобладало в действии, затем партии хора уменьшились. Но за хором сохранялась своего рода функция «коллективного героя». Хор выражал коллективное мнение, настроение большинства (например, в «Орестее» Эсхила, «Антигоне» Софокла и т.д.), прояснял авторский замысел и авторскую позицию. В комедии связь хора со сценическим действием более слабая.

Хронотоп – пространственно-временная модель в художественном тексте. Х. греческого романа характеризуется некой условностью, лишенной исторической и географической определенности. Хронотоп римского романа, напротив, содержит исторические и локальные образы и детали.

«Человек судьбы». Так определяет сущность Энея В. Топоров, имея в виду способность героя идти навстречу судьбе, уступать ее требованиям и в конечном счете всецело посвятить себя предназначенной внеличной миссии, «...откликнулся судьбе, свободно и добровольно вверил себя ей и позволил ей присвоить себя, а себе - принять ее как «свое»; потому что он был одареннейшим ее учеником, неторопливо, но глубоко усваивавшим ее уроки, и сумел органически слить «свое» субъективное с «ее» объективным в общую субстанцию...» (В. Топоров).

Эклога (от греч. отбор) – избранные стихи; после Вергилия – буколическая поэзия, в первую очередь, пастушеская.

Эксод (греч. выход) – в античной драме заключительный выход хора в представлении.

Экфраза - вставное детальное описание какого-либо предмета прикладного искусства.

Эмбатерий (греч) – строевая песня под аккомпанемент флейт (особенно распространены в Спарте).

Энкомий (греч. хвалебные стихи, хвалебная речь) – хвалебная песнь в честь богов или людей; исполняется во время праздничных шествий (комос), близка застольным песням (сколиям). В качестве инструментов, сопровождающих победные песни, называют формингу, лиру и флейту. Энкомии писали Симонид, Пиндар, Вакхилид, Овидий. Энкомии оказали влияние на написание биографий.

Эней - Одиссей. Героев объединяет известное сходство испытаний, прежде всего испытание стихией моря, а также общность отдельных пунктов маршрута. Однако Эней - любимец богов, стремящийся к сотрудничеству с ними, он по происхождению полубог, а Одиссей - «ненавистный богам» смертный, много от них претерпевший, но в борьбе опирающийся прежде всего на свою волю, свою инициативу, свои силы. Образ Энея - идеал августовской эпохи, культивировавшей «государственного человека» как воплощение истинной римской доблести.

Эпигонство – следование традиционным образам, повторение и эклектическое варьирование хорошо известных тем, сюжетов, мотивов (В.Е. Хализев).

Эпиллий (греч. малый эпос) – короткие повествования, написанные гекзаметром. Эпиллий получил распространение благодаря Каллимаху. Как правило, основа эпиллия - мифологический материал и любовные мотивы. Ряд отрывков Вергилия и Овидия (в первую очередь, а «Метаморфозах») могут быть отнесены к эпиллию.

Эпиникий (греч. победная песнь) – хвалебная песнь в честь победителей (в войне или спортивных состязаниях), исполнялась по возвращении победителя на родину в сопровождении хора и танцев. Материал для эпиникия различен: мифы, личность и родина победителя. Крупнейший представитель эпиникиев - Пиндар.

Эпическое богатырство. Эпический герой отличается цельностью и воплощает, прежде всего, мощь родоплеменного коллектива, которому беззаветно служит, проявляя силу, стойкость, отвагу.

Эпическое двойничество. Среди эпических героев, в том числе и у Гомера, встречается «эпическое двойничество»: сердечное сближение пары героев, связанных совместными испытаниями, своего рода военное «побратимство». В то же время эта пара героев неравнозначна. Один образ выделяется как главный, ведущий герой фабульных событий, второй - как вспомогательный, оттеняющий фигуру главного героя, высвечивающий ее отдельные стороны и проявления. Такова, к примеру, близость Ахилла и Патрокла, свидетельствующая о способности первого к глубочайшей сердечной привязанности, а с утратой друга - к глубочайшей скорби и жажде мести.

Этиологическая функция мифа - «объяснительная» функция. Миф объясняет существующий природный и социальный порядок: происхождение мира, вселенной, человека, разновидностей животных, растений, тех или иных социальных установлений и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.087 с.)