Черты классицизма и их отражение в театре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты классицизма и их отражение в театре.



В 1643 г. к власти во Франции приходит Людовик XIV де Бурбон. При рождении получил прозвище Луи Данный Богом. Известен так же как Король Солнце. Он же Людовик XIV Великий. В период правления этого короля во Франции складывается абсолютная монархия. Развитие стиля классицизм.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. Возникает во Франции. В основе классицизма лежат идеи рационализма, сформировавшиеся под влиянием философии Рене Декарта.

Основная истина, не требующая доказательств, истина, от которой, как от точки опоры, можно начинать поиск других истин, - человеческий разум, способность человека мыслить. Декарту принадлежит высказывание cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую). Разум в классицистическом мировоззрении ставится выше страсти.

Основные принципы классицизма:

- Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

- Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

- Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

- Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

- Подражание античности

Художественное произведение, согласно взглядам классицистов, должно строиться по строгим канонам. Многие эстетические законы заимствуются классицистами из античности (в частности из «Поэтики» Аристотеля и «Поэтического искусства» Горация). Стремление восстановить утраченную гармонию мира с помощью нормативности.

Задача искусства – поучать, доставляя удовольствие.

С распространением классицизма связан и новый подъём театра, общественной почвой которого явилось укрепление абсолютистских режимов в ряде европейских стран 17 в. и борьба с феодально-дворянским сепаратизмом в процессе формирования единых национальных государств.

Задачей театра стало создание образа героя, преодолевающего в ходе жестоких испытаний и внутренней борьбы собственную раздвоенность между частным интересом (страстью, честолюбием и пр.) и требованиями общественного блага. В театре классицизма современные проблемы приобретали отвлечённый и вместе с тем общезначимый характер.

Противоречие между сознанием и эмоциями, долгом и чувством, решаемое в пользу долга и разума, становилось истоком драматического действия. Крупнейшие драматурги — П. Корнель, Ж. Расин — насыщали свои пьесы пафосом героической самоотверженности, психологической правдой, внутренним трагизмом конфликтов.

В результате деятельности Мольера, осуществившего реалистическую реформу классицистской комедии, на сцене появились образы простых людей из народа. Актёрскому искусству были привиты начала социальной типизации, перевоплощения.

Классицизм предполагает строгую иерархию жанров: они подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея и др.) и низкие (комедия, сатира, басня и др.).

Крупные представители классицизма:

- Франсуа Малерб. Поэт, проведший реформу французского языка и стиха, разработавший поэтические каноны.

- Пьер Корнель

- Жан Расин

- Жан-Батист Мольер

- Жан де Лафонтен. Автор, работавший в жанре басни.

- Никола Буало. Поэт, теоретик классицизма, автор трактата «Поэтическое искусство».

 

Развитие театра в 17 веке.

Ренессансный театр существовал во Франции в стёртом виде. Это было отчасти обусловлено тем, что средневековый театр, достигший здесь классических форм своего развития, очень прочно держал свои позиции.

Братство Страстей Господних (Confreres de la passion) – общество, занимавшееся в средние века организацией мистерий и обладавшее монопольным правом на устроение театральных представлений в Париже – в 1548 г. обосновалось на территории Бургундского Отеля и оборудовало там театральную сцену. В этом же году указом короля братству было запрещено заниматься театральными постановками, поэтому оно сдавало помещение различным труппам, став, таким образом, административной организацией.

Постепенно из Братства Страстей Господних формируется труппа Бургундского Отеля. В Бургундском отеле ставят свои представления провинциальные труппы - например, труппа Вальрана Леконта. Одним из драматургов этой труппы был Александр Арди – молодой поэт, очень увлечённый театром, подражал испанским текстам. Пьесы Арди писались непосредстенно под актёров из труппы Леконта.

Помимо провинциальных трупп, бургундцы сдают свою сцену фарсовым актёрам Сен-Жерменской и Сен-Лоранской ярмарок.

В Париже продолжают гастролировать итальянские театральные труппы.

В предклассицистском театре происходит борьба между средневековыми и ренессансными тенденциями.

На сцене шли современные пьесы, а форма постановки спектаклей оставалась при этом средневековой. Это приводит к определённому кризису в театральной культуре, который требует разрешения. Разрешение происходит сверху – кардинал Ришелье первым провозглашает необходимость соблюдения правила трёх единств.

В 40-е гг. Бургундский Отель становится театром классицистического направления. В нём ставятся пьесы Корнеля и Расина. Ведущим трагическим актёром был Жозиас де Сулас (Флоридор). В 1647 г. он принимает руководство труппой.

Лучшие актёры Бургундского Отеля – Захарию Жакоб (Монфлери) и Мари Демаре (Шанмеле).

В 1634 г. в Париже открывается ещё один стационарный театр – театр Марэ. Его труппа финансировалась королём и кардиналом Ришелье. Именно труппа театра Марэ привозит в Париж провинциального поэта – Пьера Корнеля.

В 1636 г. происходит премьера его пьесы «Сид». Премьера вызвала небывалый ажиотаж, труппу театра Марэ несколько раз приглашали в Лувр, где они играли этот спектакль перед королём. Звездой труппы был Мондори (Родриго в «Сиде»). В 1644 г. театр был полностью разрушен пожаром и отстроен заново.

В 1658 г. после продолжительных гастролей в провинции в Париж со своей труппой возвращается Мольер.

Его труппа попадает под покровительство брата короля и располагается в Пале Рояль, чьи залы делит с гастролирующими итальянскими труппами.

Актёры труппы Мольера – Арманда Бежар (его жена), Ла Гранж, Дю Круази, Барон, Дю Парк.

Трагедия в классицизме

В трагедии классицизма соблюдались «три единства»: единство действия, места и времени. В течение всего спектакля декорации не менялись и действие свершалось в одни сутки. Когда в трагедии «Сид» Корнель попытался продлить действие до 36 часов, его за это осудила академия. В Париже спектакли шли во дворцах короля и в зале для игры в мяч Бургундского отеля. Представления же для народа в то время устраивались на городских площадях и ярмарочных базарах.

Спектакль в королевском дворце отличался особенной пышностью. Сам король занимал тронное место перед сценой. Рядом усаживались приближенные, а сзади послы. Далее размещались придворные и приглашенная знать. В городских театрах в партере публика стояла, а знать размещалась по бокам самой сцены, где расставлялись для нее скамьи. Это стесняло актеров, ограничивало их движения на сцене.

Действие разыгрывалось в передней части сцены, на фоне декорации, обычно изображавшей дворец. Театральные костюмы делались по образцу «римской одежды».

Трагедия классицизма была первой драматургической формой, утверждавшей идеи долга человека перед обществом и государством. Даже сам король в этих трагедиях был обязан подчиняться закону, служить интересам государства и народа, а не угождать своим прихотям.
 Спектакли отличались напыщенной приподнятостью. Свои роли актеры произносили нараспев. Все это порождало и соответствующую рассудочную, лишенную какой-либо бытовой окраски манеру актерской игры. Но театру классицизма были свойственны не только отрицательные стороны. В трагедиях поднимались важные моральные вопросы, показывались сильные выдающиеся характеры.

Новая школа трагического актерского искусства, которая впервые появилась во Франции, оказала влияние на театры других стран Европы. В комедии этой эпохи было больше жизненности, сохранялись традиции театра эпохи Возрождения. Поэтому, исполняя комедии Мольера, актеры играли с гораздо большей правдивостью.

17.Ж.-Б. Мольер и его театр. Формирование жанра высокой комедии и ее особенности. Организация представлений в театре Мольера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.009 с.)