Книжное дело в России в первой половине XIX в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книжное дело в России в первой половине XIX в



Вопрос

Книга с древнейших времен сопровождает и подталкивает мыслительную деятельность человека. На раннем - рукописном - этапе книга обладала информационной и когнитивной функциями, позволяя передать накопленную информацию потомкам. После изобретения печатного станка книга получает новый виток развития. Теперь становится возможным выпускать большее количество книг, выходит на новый уровень книжная торговля и в целом книжное дело. В связи с этим дефиниция понятия «книга» расширяется, сама книга приобретает новые функции и свойства. Важным обстоятельством для формирования понятия «книга» стало появление понятия «документ». Сравнение функций и свойств документа и книги позволило выявить специфические функции и свойства книги. Книгу в различных ее аспектах изучают множество дисциплин. В данной работе будет рассматриваться книга с позиции книговедения как системной науки о сущности, способах, формах и закономерностях существования, движения и развития книги как объективного явления социальной действительности.

Следует отметить, что с течением времени (при смене подхода к определению понятия «книга») список выделяемых функций книги изменялся, специалисты-книговеды выделяли различные функции в качестве основных.

1. коммуникативную (книга как средство передачи информации).

2. Эстетическая функция книги заключается в том, что книга как материальная и духовная ценность воздействует своей внешней и внутренней формой на читателя. При выполнении этической функции книга воздействует на чувства читателя, определенным образом дисциплинирует личность, влияет на ее поведение, то есть выступает в роли воспитателя моральных ценностей.

3. Основная функция книги заключается в нравственном и идейном воспитании личности, а выполнить эту функцию книга может прежде всего своим идейным внутренним содержанием.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Пиктографическое · идеографическое;· слоговое;· буквенно-звуковое. Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей Истрин В.А. Возникновение и развитие письма.

Фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

· Логография - последующий тип письма, графические знаки которого передают отдельные слова;

· Морфемография - тип письма, возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьших значимых частей слова - морфем;

· Силлабография, или слоговое письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги;

· фонография, или звуковое письмо, графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

Вопрос 2

Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей
народа, развитием языковой культуры. Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма. "Письмо в отличие от звукового языка является продуктом сознательного творчества людей. Его реализация требует большой напряженности внимания и осознанных действий человека, что естественно, предполагает высокий уровень развития мышления и, следовательно, языка.
Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. начиная с конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности. Ранее не было необходимости в фиксации сообщения, так как люди жили небольшими и разрозненными семейнородовыми группами, и для удовлетворения потребности в общении было достаточно на тот момент устной речи. Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавалось условное смысловое значение.

Вопрос 3

МАТЕРИАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ИЗДАНИЯ — конструктивное устройство издания как предмета для фиксации, хранения и передачи запечатленной на нем информации, изготовленного из листового материала, главным образом бумаги. По конструктивному устройству издания различаются по тому, скреплены или не скреплены листы в корешке, сфальцованы ли они в один или несколько сгибов либо нет.

виды изданий по материальной конструкции:

а) кодексные (со сфальцованными листами, скрепленными в корешке);

б) листовые (на не скрепленных листах);

в) в виде свитка (свернутого в рулон листа);

г) комплектные (из подобранных по к.-л. принципу листовых изданий, заключенных в обложку или ее подобие).

Среди листовых надо выделить буклет — из сфальцованного в несколько раз листа.

ПЕРЕПЛЕТ — твердая покрышка готового издания, представляющая собой совокупность переплетной крышки, приклеенных к ней форзацев, марлевых клапанов и окантовочного материала, а также упрочняющих деталей. П. — элемент внешнего оформления издания, выполняющий также и рекламно-информационную функцию. Рекомендуется повторять на передней сторонке. КОРЕШОК ОБЛОЖКИ (ПЕРЕПЛЕТА, СУПЕРОБЛОЖКИ) — сторона обложки (переплета, суперобложки), прикрывающая корешок книжного блока и открытая взгляду читателя, когда книга (другое издание) стоит на книжной полке. ОБЛОЖКА — четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает о нем осн. данные и служит элементом внешнего худож. оформления.

Внешний вид книги, ее формат, переплет, декоративное убранство непосредственно влияют на ее ценность. Современная конструкция книги сформировалась на рубеже I-II веков н.э., придя на смену свитку, представляющему собой свернутую в рулон ленту. Древнейшими из сохранившихся кодексов считаются списки Библии, созданные в IV-V веках н.э. Возникновение новой формы книги - кодекса - связано с началом использования для создания книги нового материала - пергамента, тонко выделанной кожи животных. С XII века для изготовления книг в Европе начинает использоваться бумага. Печатная книга, которую начали создавать в Европе с XV века, унаследовала форму, конструкцию и элементы декора от книги рукописной (в России происходят аналогичные процессы). Однако уже в первопечатных книгах проявляются и специфические черты оформления: печатный шрифт, графическая иллюстрация, тиражный формат. Для декора печатной книги использовались ксилография, резцовая гравюра на металле и офорт, позже, в XIX веке - литография, линогравюра. Изобретение литографии и торцовой гравюры на дереве расширили возможности иллюстрирования книги, привели к ее удешевлению. Во второй половине XIX века с применением фотографии в издательском деле распространяются фотомеханические способы репродуцирования, что способствует появлению книг и журналов с большим количеством цветных иллюстраций. На рубеже XIX-XX столетий появляется офсетная печать. Книжные иллюстрации - одна из наиболее важных составляющих издания. Цветные и черно-белые иллюстрации располагаются на обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, на полях, исполняют роль буквиц, заставок и концовок. Иллюстрации представляют собой орнаменты, сюжетные изображения, связанные непосредственно с текстом книги, разнообразные технические вспомогательные рисунки и чертежи (например, в анатомических или ботанических атласах, в книгах по математике), карты, схемы, графики. Рукописные и печатные издания в России до начала XVIII века характеризуются богатством оформления, обилием иллюстраций, дорогими переплетами и большими форматами.

Вопрос 4

Самой первой печатной книгой считается Библия, наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг. Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками ("хрисоул", "кодекс аргентеус" и т. д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант папируса Фанний прославился истории. Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из ткани.

Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги -кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э. Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались.

Вопрос 5

Западноевропейская рукописная книга - Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда кра­сили, обычно в пурпур, писали золотом или сере­бром. В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. за изготовление перга­мена взялись горожане-ремесленники. Они созда­вали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называе­мые палимпсесты - пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем на­писан новый. К этому способу в Европе прибегали еще во времена раннего средневековья. В результа­те подверглось соскабливанию множество цен­нейших текстов, особенно античных. В некоторых монастырских библиотеках фонды были сплошь составлены из палимпсестов. Благочестивые мона­хи уничтожали труды Тита Ливия, Вергилия, Ев­клида, чтобы заменить их сочинениями «отцов церкви». Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья. Пользовались и металлическими пе­рьями, но редко, так как они были слишком жестки­ми. Эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и вовсе началось только с середины XIX в.

Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.

В средние века было известно несколько рецеп­тов приготовления чернил. Главными компонента­ми служили черный орех (дубовый нарост), суль­фат меди и гуммиарабик. Густые черные чернила той эпохи были по качеству выше античных - их не так легко было смыть. Но на рынок попадали в весьма незначительном количестве, так как скрип­тории и канцелярии изготовляли чернила лишь для собственных нужд. Чернильницей служил рог, вставляемый в специальное отверстие в столешни­це. Существовали и переносные металлические чернильницы. Широко применялись цветные чер­нила, особенно - красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали чет­кий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже - фиолетовы­ми. Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это, во-первых, каролингский минускул (littera franciosa) -строчный почерк, сформировавшийся в VIII-IX вв. из различных местных ответвлений римского по­луунциального прописного письма, возникшего, своим чередом, из унциального письма путем вве­дения в него для ускорения процесса писания неко­торых элементов позднего римского книжного кур­сива. В отдельных областях обширного каролингского государства это письмо приобретало свои специ­фические черты. В западных областях, например в скриптории Турского монастыря, практиковалось «галльское письмо» (scriptura gallica) - красивое, округлое, симметричное и разборчивое. Его буквы похожи на современные латинские. В X-XII вв. каролингский минускул в Западной Европе претерпел значительные изменения. Буквы сжимались, их округлые очертания приобретали угловатые ломаные формы и постепенно прев­ращались в шрифт, который мы называем готичес­ким[2]. Новый шрифт на три-четыре столетия вытес­нил каролингский минускул. С XVI в., в эпоху Воз­рождения, начинается обратный процесс - готичес­кий шрифт вытесняется гуманистической антик­вой, возникшей из каролингского минускула и дав­шей начало современному латинскому шрифту.

Вопрос 6

Введененное в Московском государстве в середине XVI в. книгопечатание стало развиваться в России быстрыми темпами. Все преимущества этого нового способа тиражирования книг были выявлены буквально в течение полувека. На протяжении XVII столетия в Москве было напечатано более 750 книг, большинство из них - на Московском печатном дворе, в главной русской типографии того времени. Кроме того, небольшие печатные мастерские существовали при крупных монастырях, функционировали типографии на Украине и в Белоруссии. Преимущественная часть печатных изданий XVII в. - литургические церковно-служебные книги. Это Апостолы, Евангелия, Псалтыри, т.е. произведения, обеспечивающие потребности церкви. Псалтыри на протяжении XVII в. были изданы Московским печатным двором 65 раз, Часословы - не менее 40 раз, Служебники - 28, Евангелия - 20, Апостолы - 20 и т.д. В 1663 г.была выпущена первая московская Библия с гравированным на дереве фронтисписом с государственным гербом, портретом Алексея Михайловича и точным планом Москвы. На втором месте по количеству среди российской печатной продукции XVII в. находятся религиозные книги для чтения вне церкви. Кроме того, издавались книги учебного и светского содержания, в том числе азбуки, буквари, грамматики, издания по математике, военному делу, праву. Тиражи книг XVII в. составляли от 400 до 1200 экземпляров. Развитие хозяйства, государственного управления и др. способствовало созданию книг для повседневного чтения, хотя и входящего в круг церковной литературы. Особой группой изданий XVII в. были буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв. Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцев -Протопопов. В 1634 г.им была издана печатная "Азбука" ("Букварь языка словенска, сиречь начала учения детям"), которая очень быстро разошлась, и потому, уже в 1637 г.была переиздана. Во второе издание были включены стихи о целях и методах учения. В рукописном и печатном виде в России XVII столетия происходит и распространение иностранной научной и художественной литературы. Если в XVI веке было сделано 26 переводов, в первой половине XVII в. - 13 переводов, во второй половине XVII в. - 114. В XVII веке увеличилось число лиц, владевших крупными книжными собраниями - служилые люди, члены царской семьи, высшее духовенство, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература - книг по истории, философии, географии, космографии, медицине, но религиозная литература по-прежнему преобладает. Появление первых светских книг потребовало иного подхода мастеров к изготовлению изданий, выработке новых форм организационного и творческого характера. Создатели книг впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги, её оформления. Привнесение западноевропейской книги на русскую почву побуждало печатников и организаторов производства печатной продукции искать новые решения и новые подходы к формированию облика книги. Не случайно XVII век - это век зарождения "типографского художества", когда приемы старых русских мастеров сочетаются с элементами новаторства. Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества. С появлением бумаги связано и введение такого понятия, как филигрань, то есть "водяной знак". Самые ранние сведения о технических элементах книгопечатания содержит Фестский диск, найденный археологами на о. Крит (Греция). Он датируется II тысячелетием до н. э. Диск был изготовлен из глины, на нем помещены неизвестные нам знаки (литеры), оттиснутые или проштемпелеванные. Историки высказывают мнение, что первые опыты книгопечатания могли быть в Византии и Египте. Затруднение составляет отсутствие самих книг.

В Древнем Китае иероглифические знаки высекали на каменных стелах, намазывали краской, делали оттиски и эти оттиски рассылали в провинции и города. Позже появилась ксилография. Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение (текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой, а затем помещался под пресс. Первая ксилографическая книга называется "Алмазная сутра". Она была изготовлена в 868 г. В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Ее появлению и расцвету способствовала массовая потребность в бумажных деньгах, печатных иконах и папских индульгенциях, а также в игральных картах. Имя легендарного печатника из Гарлема (Нидерланды) Лауренс (Лаврентий) Янсзон Костер (церковный служка). Секрет печатания он узнал предположительно от армян-беженцев с Востока. Затем уже к старости по совету Иеронима вырезал подвижные буквы для своих внуков и, наконец, напечатал несколько книг. Идею книгопечатания удалось воплотить в середине XV столетия в городах Страсбурге и Майнце Иоганну Гуттенбергу.

Вопрос 7,8,9,10

Быстрое экономическое и политическое развитие сопровождалось бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения.

Издательское дело в первой четверти XVIII в. получило широкий размах. До сих пор оно служило преимущественно нуждам церкви. Петр I лично руководил книгопечатанием и издательским делом, определял тематику изданий, следил за переводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано создание русской типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введение гражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» и многое другое. В развитии русской культуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе - реформа печати (замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой). К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом. Вторая половина XVIII в. характеризуется дальнейшим укреплением самодержавного дворянского крепостнического государства, особенно в правление Екатерины II, которая ведет себя как ревностная ученица Вольтера и других французских просветителей. Она разрешает переводить и печатать их произведения, одобряет издание трех томов знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера и переводит книгу Мармонтеля «Велизарий», подвергшуюся нападкам французского духовенства. Политика просвещенного абсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительности стремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствовала развитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший «не различать типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства.

Вторая половина XVIII в. была концом господства рукописной книги в репертуаре чтения русского читателя. На смену старопечатной книге, обслуживающей почти исключительно нужды церкви, утилитарно-прагматическим изданиям петровского времени пришли книги с маркой Академии наук, Московского университета и «вольных» типографий, разнообразные по содержанию, доступные по цене, широко распространяющиеся в столицах и провинциальных центрах Российского государства. Помимо научной и учебной литературы издавались книги справочные и научно-популярные. На долю французской книги приходится около 1/6 части всех изданий, выпущенных с 1725 по 1800 г. Особенно много переводилось художественной литературы. Большей частью это была увеселительная, развлекательная литература Во второй половине XVIII в. постепенно складывается особая читательская среда из мелких городских ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда и т.д.

Книжное дело в Советской России в 1917-1921гг. Издание общественно-политических книг

книжное дело письменность

Сосредоточение в руках государства основных издательских средств, образование Госиздата и системы советских государственных и кооперативных издательств способствовало улучшению тематики и повышению качества книг. Первыми советскими изданиями были и ленинские Декреты о мире, о земле. Издательства выпускали речи вождей революции, листовки, литературу для армии, боевые плакаты, брошюры по кооперации, антирелигиозную литературу. Издание технических и естественнонаучных книг Политика партии была направлена на поднятие технического уровня республики до уровня развитых капиталистических стран как необходимое условие для построения социализма. Издание художественной литературы Художественной литературе В.И. Ленин отводил большую роль в идейном воспитании трудящихся. В период гражданской войны ее выпускали почти все издательства.

Было начато выявление литературного наследства писателей, установление правильных текстов, освобождение произведений от цензурных и редакторских искажений Издание детских и юношеских книг Несмотря на трудности военного времени молодое Советское государство заботилось об издании книг для детей. В первые годы Советской власти получили распространение серии, предназначенные для школы и семьи.

Так, книгоиздательство писателей в Москве выпускало серию «Народно-школьная библиотека», издательство «Юная Россия» - серию «Библиотека для семьи и школы», Госиздат - серию «Библиотека детского чтения». Издание книг на языках народов СССР К организации национальной печати уже в годы гражданской войны приступил Народный Комиссариат по делам национальностей. При нем были созданы Отдел печати и Отдел издательств. Свои отделы по просвещению и печати имел армянский, белорусский, еврейский, латышский, литовский, мусульманский, польский, эстонский и другие национальные комиссариаты.

Книжное дело в СССР в 1921-1930 гг. Организация издания книг на языках народов СССР

В целях содействия общественно-политическому и культурному развитию трудящихся всех национальностей Советского Союза решено было создать при Центральном Исполнительном Комитете СССР единое Центральное издательство народов Союза ССР (Центроиздат). Центроиздат был создан 13 июня 1924 г. при ЦИК СССР путем слияния Восточного и Западного издательств. На него возлагалась задача издавать периодическую и непериодическую общественно-политическую, научную и учебную литературу на национальных языках. Издание общественно-политических книг Расширение и углубление пропаганды марксизма-ленинизма требовало упорядочения и улучшения издания произведений основоположников марксизма-ленинизма. Создаются два научных центра по собиранию, изучению и публикации произведений классиков марксизма-ленинизма - Институт Маркса и Энгельса (1921) и Институт В.И. Ленина (1923). Издание технических и естественнонаучных книг В январе 1923 г. Издательский отдел ВСНХ был преобразован в Государственное издательство технической литературы. Гостехиздат работал очень оперативно, откликаясь на все задачи, возникавшие в области развития промышленности.

Он выпускал книги и журналы по технической политике партии и государства, по электрификации страны, по индустриализации в целом и развитию отдельных отраслей тяжелой промышленности. В его изданиях отражены важные задачи того времени - режим экономии, использование дешевых видов топлива, снабжение промышленности сырьем. Издание энциклопедий и справочников Старые энциклопедии тенденциозно, с буржуазной точки зрения трактовали исторические, философские, политические и эстетические вопросы, во многом устарели по фактическому материалу. Необходимы были новые советские энциклопедии, основанные на марксистско-ленинской методологии, партийные, широко освещающие современность. В 1925 г. Центральный Исполнительный Комитет СССР принял решение о выпуске многотомного энциклопедического справочника - Большой Советской Энциклопедии.

Издание сельскохозяйственных книг В связи с исключительным вниманием партии и правительства к работе в деревне в 1922 г. создаётся издательство «Новая деревня» из прежнего издательства Наркомзема. Основная серия «Сельская библиотека» была рассчитана на только что научившихся читать крестьян и имела целью поднять культуру земледелия. Издание художественной литературы Улучшению издания художественной литературы способствовало постановление ЦК РКП (б) о политике партии в области художественной литературы, принятое 18 июня 1925 г. Наряду с «Дешевой библиотекой классиков» широкую известность приобрели серии «Универсальная библиотека» (произведения советских и зарубежных авторов), «Русские и мировые классики», «Библиотечка Демьяна Бедного». Среди книг для крестьянства, выпускаемых Госиздатом, более 40% занимала художественная литература.

Вопрос 16

 

 

 

Вопрос

Книга с древнейших времен сопровождает и подталкивает мыслительную деятельность человека. На раннем - рукописном - этапе книга обладала информационной и когнитивной функциями, позволяя передать накопленную информацию потомкам. После изобретения печатного станка книга получает новый виток развития. Теперь становится возможным выпускать большее количество книг, выходит на новый уровень книжная торговля и в целом книжное дело. В связи с этим дефиниция понятия «книга» расширяется, сама книга приобретает новые функции и свойства. Важным обстоятельством для формирования понятия «книга» стало появление понятия «документ». Сравнение функций и свойств документа и книги позволило выявить специфические функции и свойства книги. Книгу в различных ее аспектах изучают множество дисциплин. В данной работе будет рассматриваться книга с позиции книговедения как системной науки о сущности, способах, формах и закономерностях существования, движения и развития книги как объективного явления социальной действительности.

Следует отметить, что с течением времени (при смене подхода к определению понятия «книга») список выделяемых функций книги изменялся, специалисты-книговеды выделяли различные функции в качестве основных.

1. коммуникативную (книга как средство передачи информации).

2. Эстетическая функция книги заключается в том, что книга как материальная и духовная ценность воздействует своей внешней и внутренней формой на читателя. При выполнении этической функции книга воздействует на чувства читателя, определенным образом дисциплинирует личность, влияет на ее поведение, то есть выступает в роли воспитателя моральных ценностей.

3. Основная функция книги заключается в нравственном и идейном воспитании личности, а выполнить эту функцию книга может прежде всего своим идейным внутренним содержанием.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Пиктографическое · идеографическое;· слоговое;· буквенно-звуковое. Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей Истрин В.А. Возникновение и развитие письма.

Фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

· Логография - последующий тип письма, графические знаки которого передают отдельные слова;

· Морфемография - тип письма, возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьших значимых частей слова - морфем;

· Силлабография, или слоговое письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги;

· фонография, или звуковое письмо, графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

Вопрос 2

Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей
народа, развитием языковой культуры. Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма. "Письмо в отличие от звукового языка является продуктом сознательного творчества людей. Его реализация требует большой напряженности внимания и осознанных действий человека, что естественно, предполагает высокий уровень развития мышления и, следовательно, языка.
Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. начиная с конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности. Ранее не было необходимости в фиксации сообщения, так как люди жили небольшими и разрозненными семейнородовыми группами, и для удовлетворения потребности в общении было достаточно на тот момент устной речи. Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавалось условное смысловое значение.

Вопрос 3

МАТЕРИАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ИЗДАНИЯ — конструктивное устройство издания как предмета для фиксации, хранения и передачи запечатленной на нем информации, изготовленного из листового материала, главным образом бумаги. По конструктивному устройству издания различаются по тому, скреплены или не скреплены листы в корешке, сфальцованы ли они в один или несколько сгибов либо нет.

виды изданий по материальной конструкции:

а) кодексные (со сфальцованными листами, скрепленными в корешке);

б) листовые (на не скрепленных листах);

в) в виде свитка (свернутого в рулон листа);

г) комплектные (из подобранных по к.-л. принципу листовых изданий, заключенных в обложку или ее подобие).

Среди листовых надо выделить буклет — из сфальцованного в несколько раз листа.

ПЕРЕПЛЕТ — твердая покрышка готового издания, представляющая собой совокупность переплетной крышки, приклеенных к ней форзацев, марлевых клапанов и окантовочного материала, а также упрочняющих деталей. П. — элемент внешнего оформления издания, выполняющий также и рекламно-информационную функцию. Рекомендуется повторять на передней сторонке. КОРЕШОК ОБЛОЖКИ (ПЕРЕПЛЕТА, СУПЕРОБЛОЖКИ) — сторона обложки (переплета, суперобложки), прикрывающая корешок книжного блока и открытая взгляду читателя, когда книга (другое издание) стоит на книжной полке. ОБЛОЖКА — четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает о нем осн. данные и служит элементом внешнего худож. оформления.

Внешний вид книги, ее формат, переплет, декоративное убранство непосредственно влияют на ее ценность. Современная конструкция книги сформировалась на рубеже I-II веков н.э., придя на смену свитку, представляющему собой свернутую в рулон ленту. Древнейшими из сохранившихся кодексов считаются списки Библии, созданные в IV-V веках н.э. Возникновение новой формы книги - кодекса - связано с началом использования для создания книги нового материала - пергамента, тонко выделанной кожи животных. С XII века для изготовления книг в Европе начинает использоваться бумага. Печатная книга, которую начали создавать в Европе с XV века, унаследовала форму, конструкцию и элементы декора от книги рукописной (в России происходят аналогичные процессы). Однако уже в первопечатных книгах проявляются и специфические черты оформления: печатный шрифт, графическая иллюстрация, тиражный формат. Для декора печатной книги использовались ксилография, резцовая гравюра на металле и офорт, позже, в XIX веке - литография, линогравюра. Изобретение литографии и торцовой гравюры на дереве расширили возможности иллюстрирования книги, привели к ее удешевлению. Во второй половине XIX века с применением фотографии в издательском деле распространяются фотомеханические способы репродуцирования, что способствует появлению книг и журналов с большим количеством цветных иллюстраций. На рубеже XIX-XX столетий появляется офсетная печать. Книжные иллюстрации - одна из наиболее важных составляющих издания. Цветные и черно-белые иллюстрации располагаются на обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, на полях, исполняют роль буквиц, заставок и концовок. Иллюстрации представляют собой орнаменты, сюжетные изображения, связанные непосредственно с текстом книги, разнообразные технические вспомогательные рисунки и чертежи (например, в анатомических или ботанических атласах, в книгах по математике), карты, схемы, графики. Рукописные и печатные издания в России до начала XVIII века характеризуются богатством оформления, обилием иллюстраций, дорогими переплетами и большими форматами.

Вопрос 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.16 (0.064 с.)