Особенность композиции шекспировских произведений. Язык трагедий Шекспира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенность композиции шекспировских произведений. Язык трагедий Шекспира.



ДЕЙСТВИЕ ШЕКСПИРОВСКОЙ ДРАМЫ
Исторически, как выяснено шекспирологией, конструкция драмы Шекспира
опирается на тенденцию средневековой городской народной драмы и драмы
предшественников Шекспира - Марло, Грина и др. Для нас в данном случае важен
не генезис, а основная эстетическая функция строения драмы английского
драматурга на общем идеологическом фоне его драматургии. Конструкцию
шекспировской драмы мы условно обозначаем термином "экстенсивная драма".
Принцип экстенсивности, определяющей строение шекспировской драмы, находит
себе выражение прежде всего в разрешении пространственной и временной
замкнутости драмы, в предельно широком для нее раздвижении границ места и
времени, в нарушении знаменитого античного принципа трех единств.
Само это нарушение эстетически вызывается у Шекспира максимальным
расширением рамок и пределов драматической борьбы героя. Как правило,
Шекспир стремится свести до минимума предысторию героя и вообще
внедейственные моменты его судьбы. Шекспир стремится показать все основные
моменты, узловые вехи жизни и судьбы героя в самом драматическом действии,
развернуть в живом сценическом действии дело жизни героя, а не только ее
фрагменты. С этой стороны знаменательно, что в "Гамлете" предыстория, без
которой не может обойтись драматург, показана также, в конце концов, в
действии, на сцене, в знаменитом представлении актерами "Убийства Гонзаго".
Характерно, например, что в "Макбете", за исключением победы героя над
изменником кавдорским таном, все остальные существенные моменты его жизни и
судьбы даны в действии, а не в плане предыстории. Шекспир стремится показать
борьбу героя возможно всесторонне, с максимально разнообразным количеством
препятствий на его пути, и именно из этого вытекают широкие пространственные
и временные рамки драмы Шекспира.
Экстенсивность строения шекспировской драмы выражается далее в
"поперечном" расширении ее действия, то есть в наличии параллельных линий
действия, в сюжетной сложности драмы. Стремление к сюжетному расширению
драмы, к увеличению линий действия выражается, как известно, в том, что
Шекспир вводит вторую параллельную интригу, параллельную побочную линию
действия и даже третью параллельную. Так, в "Короле Лире" имеются не только
вторая параллельная линия (в доме Глостера), сходная в основных моментах с
линией Лира, но и третья линия действия, третий особый сюжетный мотив
(страсть двух сестер - Реганы и Гонерильи к Эдмонду, их взаимная борьба и
гибель из-за этого).
Все три линии действия объединены темой распада кровных связей,
разложения семейно-моральных устоев среди знати. Так, в "Цимбелине" имеются
также три, объединенные в одно целое линии действия: 1) борьба Британии и
Рима, 2) любовь Имогены и Постума, 3) судьба изгнанника Беллария и двух его
воспитанников - сыновей короля Цимбелина. Так, в "Венецианском купце" четко
вырисовываются в драматической структуре пьесы три отдельных
сюжетно-тематических мотива, три относительно самостоятельные линии
действия: 1) борьба Антонио и Шейлока, 2) роман Бассано и Порции (сватовство
и выход замуж), 3) роман Лоренцо и Джессики (похищение героини).
И с этим расширением сферы действия, расщеплением единой
сюжетно-тематической линии на ряд относительно самостоятельных линий,
введением побочных мотивов, одним словом, с принципом умножения основного
сюжетного зерна тесно связано у Шекспира количество действующих лиц - явная
тенденция к их множеству.
Сюжетная многократность и, как правило, множество действующих лиц - две
стороны одного и того же явления. Шекспировская драма - если допустимо такое
сравнение - как бы тяготеет к многомерному пространству геометрии
Лобачевского. Указанная же черта вытекает из самой сущности реализма
Шекспира, из принципа сложного отражения действительности, из многообразия
взаимно борющихся противоречий, складывающихся в образ единого предмета -
мира природы и мира социальной действительности, бесконечного мира во
времени и пространстве, открытого философско-научной мыслью Возрождения.
Шекспировская драма стремится не только к "поперечному" расширению, то
есть к введению параллельных сюжетных линий и тем самым к увеличению числа
действующих лиц, но, говоря условно, и к "продольному" расширению. Что нужно
под этим понимать? Как правило, во всякой драме можно обозначить общую схему
развития действия: завязку, нарастание действия, вершину, или кульминацию,
и, наконец, развязку. Шекспир стремится к повторению и умножению этих
основных узловых моментов развития действия. Что считать кульминацией
действия в "Гамлете"? Сцену мышеловки? Но сцена объяснения с матерью и
убийство Полония по драматическому напряжению и по влиянию на последующий
ход событий не уступает сцене мышеловки. В той же степени насыщена
драматизмом сцена объяснения Лаэрта с Клавдием и сумасшествие Офелии.
В "Макбете" кульминацией можно считать сцену убийства Дункана, но можно
считать ею и сцену на пиру после убийства Банко, и сцену в пещере ведьм, и
т. д.
Еще интереснее тот факт, что в некоторых произведениях Шекспира мы
наблюдаем тенденцию как бы к сращению в одно целое не двух параллельных, а
двух последовательно развернутых действий, двух циклов действия, двух пьес.
С этой стороны особый интерес представляет "Макбет". Что считать завязкой
действия трагедии? Очевидно, первую сцену встречи героя с ведьмами и
предсказание последних о кавдорском таинстве и королевском сане. Для
трагедии показательно, что Шекспир встречу героя с ведьмами повторяет, что
он заставляет его встретиться с ними еще раз в пещере ведьм: "Два
предсказания сбылись, пролог разыгран, и драма царская растет". Это начало
действия, начало драмы, конец которой, развязка - убийство Дункана. Но в
ходе действия имеется вторая завязка, второе предсказание о "человеке, не
рожденном женщиной", и о Бирнамском лесе, двинувшемся на Дунсинан. Здесь -
по существу, начало второй драмы. Ее конец - осада замка Макбета, движение
войск под прикрытием ветвей на Дунсинан и гибель Макбета от руки Макдуффа,
не рожденного женщиной, а вырезанного из чрева. Это вторая развязка второй
драмы. И действительно, совершенно отчетливо весь ход действия трагедии
распадается на две части: до убийства и после убийства Дункана. Психология
главного героя одна в первой половине и другая во второй. Характерно, что и
в первую встречу ведьмы делают два предсказания: одно Макбету, другое -
Банко. Если до убийства Дункана Макбет интересуется первым предсказанием, то
после убийства - вторым.
Не подлежит сомнению, что действие в драме Шекспира через удвоение и
умножение, через все новые вариации узловых, решающих моментов действия,
через умножение событий стремится к максимальному развороту, к максимальному
увеличению и удлинению, как бы к проекции в бесконечность. В этом также
характерно проявляется основной принцип строения шекспировской драмы,
принцип экстенсивности.
Экстенсивная форма драмы Шекспира вызывается ее исключительно богатым и
сложным содержанием. Через характер драматической борьбы героя эта
экстенсивная форма связана с центральной проблематикой творчества
английского драматурга. Шекспировская драма развивается под знаком
утверждения героя-титана. Последний, ставя своей конечной целью
универсальное, стремится к завоеванию мира, к максимальному расширению сферы
своей активности. Драматическая борьба в пьесах Шекспира постулирует
максимально широкое пространство для ее развертывания. Утверждение
героя-титана у Шекспира неотделимо от драматического показа грандиозной
социально-исторической ломки на рубеже средневековья и нового времени. Это
утверждение в то же время необходимый момент показа рождения нового человека
в контексте эпохи Ренессанса. Экстенсивная форма драмы Шекспира вырастает,
таким образом, в конечном счете из глубочайших идейных корней его
творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.003 с.)