Модель мини-интернатов сельской местности как перспективная технология социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель мини-интернатов сельской местности как перспективная технология социальной работы



Фактологический материал позволяет сделать вывод о росте численности лиц старших возрастных групп и увеличении удельного веса одиночек в данной группе населения, что обосновывает возрастающую потребность населения в улучшении форм социального обслуживания. Речь идет в данном случае о создании в каждом районном центре мини-интернатов для пожилых людей на 25—30 мест, что сделает практически возможной реализацию потребности пожилого человека остаться на своей земле, не менять место жительства.

1. Мини-интернат — дом для пожилых, где они получают помощь и одновременно проводят свой досуг. Это создание «единой семьи», которая сохраняется до последнего дня.



Технология социальной работы


 


 


2. Мини-интернат — сложная организация обслуживания, способная адаптироваться к особенностям среды обитания для реализации своих целей в этой среде. Сущность этого процесса — совокупность структурных, функциональных и системных изменений в организации. Отметим, что удачная новация в геронтологической сфере есть итог скрупулезного социального конструирования, хотя не исключающего, конечно, и дело случая. В качестве основополагающего принципа организации деятельности мини-интерната можно определить культуроцент-ристскую парадигму современной науки, в рамках которой вопрос об основаниях тех или иных общественных явлений перемещается из экономического контекста в социокультурный.

В качестве показателей эффективности адаптивной-стратегии мы рассматриваем не только изменения в содержании обслуживания, в социогеронтологических технологиях и методах, но и то, как они представлены в презента-тивных дискурсах. Речь здесь идет не только о рекламе, но и о традициях, представляющих один из основных социокультурных элементов геронтологического поля. В условиях мини-интерната можно говорить об определенном стиле, сопровождаемом неким кодексом норм, предписаний, внутренних легенд и традиций.

3. Мини-интернат — это механизм, обеспечивающий
сокращение дистанций в социальном пространстве, кото
рые проистекают из неравенства в распределении геронто
логического капитала в городской и сельской местности.
Законы урбанизированного общества неправомерно про
ецируются на сельские сообщества, на село и сельское
хозяйство механически переносятся городские и индуст
риальные стандарты.

4. Мини-интернат выступает и механизмом, смягчаю
щим ограничение среды в отношении инвалидов. Для ин
валидов требуется организация среды в социально-техни
ческом плане и особая атмосферы терпимости, внимания,


заботы, специальных навыков у обслуживающего персонала.

Маркетинговая стратегия мини-интерната включает и такой важный компонент, как демографическую экспертизу. Она предполагает учет перспективных изменений демографической ситуации. Все это требует действенной конкретизации планов и целевых установок в деятельности интерната, рассмотрения возможностей новых стратегий.

5. Мини-интернат — ключ к интеграции, открывающей маршруты — профессиональные и социальные. Особую актуальность приобретают вопросы организации свободного времени. Свободное время представляет собой процесс накопления и реализации человеческого капитала. Отсутствие механизмов его конструктивного освоения бумерангом воздействует на смыслообразующие компоненты жизни пожилых людей, на их физический и психический статус. Освоение сводного времени в условиях мини-интерната может быть реализовано, по меньшей мере, в следующих направлениях:

• конструирование артефактной реальности;

• постижение внутреннего мира человека, форм и ме
тодов его самосовершенствования;

• восстановление человеческих сил с непременными
элементами релаксации и регенерации;

• взаимодействие с миром природы.

Вероятно, несколько больше внимания стоит уделять эмоционально-ценностной сфере, как обитателей дома-интерната, так и обслуживающего персонала. Пестрота форм и вариативность личных отношений не уничтожила элементарной потребности всякого отдельного человека в неотрефлексированной теплоте, желания надежного и постоянного подтверждения собственных чувств со стороны других людей, а также стремления быть рядом с вызывающими симпатию людьми. Социальная модель малокомплектного интерната в сельской местности предполагает:


- Зак. 655



Технология социальной работы

гибкие пути обновления практик содержания и проживания престарелых в сельском стационаре. Содержательный план развития малокомплектного сельского стационара определяется спецификой региона, места и контингента проживающих; создание развивающей среды в малокомплектном интернате с учетом особенности организации межличностного общения;

адаптацию инновационных технологий. Приемы и формы организации групп самопомощи, групп по интересам проживающих. Развитие творческих способностей пожилых людей;

организацию самоуправления в малочисленном разновозрастном коллективе;

разработку стандартов гериатрической помощи;

улучшение качества жизни пожилых людей;

доступность специалистов гериатрического профиля (врачей, гериатрических медицинских сестер, младших медицинских сестер по уходу, социальных работников). Выполнение данного пункта предполагается на уровне управления путем решения вопросов создания новых рабочих мест в рамках расширения сферы медико-социальных услуг в системе стационарного обслуживания.


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 307

ской-Смирновой. — Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб, центра, 1998.

6. Щукина И. П. Проблемы изучения негосударствен
ной сети социальной поддержки пожилых людей.
http://www.samara.ru.

7. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с
англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей,
1994.

8. http://hospice.ru.

9. http://resl.obninsk.com/Proekt/vasilev/Zakon/95N 122-
3.htm.

 

10. www.sovetnik.ru/docs/soc_obsl.asp.

11. http://www.chat.ru/~glazmaster/.

12. http://www.strana.ru.

13. http://www.cspi.org.rU/oleg/2/old3.html.


 


Литература

1. Васильева А. Человек живет дольше, когда его лю
бят. /Женщина Плюс... 1999. № 3.

2. От раннехристианской эпохи до наших дней, http:/
/www.hospice.ru.

3. Предварительные итоги работы министерства тру
да и социального развития Саратовской области за
2000 год. http://gov.saratov.ru.

4. Социальная работа / Под общ. ред.' В.И. Курбато
ва. — Ростов н/Д, 1999.

5. Социальная работа: методология, теория, техноло
гии: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. В.Н. Яр-


11'


Профессионализация социальной работы



 


ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Настоящий раздел учебного пособия посвящен рассмотрению задач и методов групповой работы в процессе обучения в вузе. Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как применять их в процессе обучения студентов, становится важным для все большего круга специалистов в области работы с людьми: не только предпринимателям и менеджерам, но и психологам, социологам, социальным работникам, консультантам по управлению и организационному развитию. Что же представляют собой современные подходы к обучению?

ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Обеспечение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, является, как известно, важнейшей задачей высшей школы. Резкое увеличение объема и существенное усложнение структуры научной информации, дальнейшее нарастание темпов развития науки и техники, усиление требования профессиональной и социальной мобильности, закономерное увеличение доли интеллектуального фактора в любом виде труда неизбежно приводит к необходимости усовершенствования


старых и разработки новых форм и методов обучения. В настоящее время в большинстве случаев знания учащимися не добываются (самостоятельно или при помощи преподавателя), а заучиваются в качестве готового продукта.

В результате такого обучения происходит подмена знаний соответствующими сведениями. Учение, таким образом, сводится к бездумному запоминанию необходимого количества информации. Отсюда проистекает широко распространенный в настоящее время так называемый информационно-рецептивный подход к образованию. Благодаря действию динамического стереотипа навыки такого профанированного использования информации закрепляются и становятся привычкой, которая в дальнейшем является почти непреодолимым препятствием на пути к профессиональному и личностному развитию. Методика применения рефлексии как одного из основных инструментов и условий личностного развития человека отсутствует в учебном процессе при таком подходе вообще. Кроме того, при акцентировании учебного процесса только на запоминание учебной информации совершенно неизбежны физические и психологические перегрузки, особенно в период итогового контроля.

Одна из причин кризиса современной образовательной системы состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и учащихся субъект-объектной парадигме обучения, родоначальником которой был немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776—1841). С точки зрения этой концепции образования с четырьмя формальными этапами процесса познания (ясность, ассоциация, систематизирование и метод), учитель всегда учит, он является источником знаний и ведущим звеном системы педагогического процесса. Ученик же всегда учится. Очень редко самостоятельно, чаще под руководством учителя либо его информационного эквивалента: учебника или учебного пособия. Учитель всегда является субъектом учебно-воспитательного процесса: именно он определяет цели и задачи обучения, его содержание, использует те или иные принципы,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.013 с.)