Базовые технологии социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые технологии социальной работы



альные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования.

Функции социальной экспертизы:

диагностическая — освидетельствование состояния
социального объекта в момент исследования;

информационно-контрольная — исследование ин
формации о социальном объекте и его окружении
с целью установить ее достоверность и внести со
ответствующие коррективы, если информация со
держит искажение;

прогностическая — выявление возможных состоя
ний социального объекта в перспективе и возмож
ных сценариев достижения объектом этих состоя
ний;

проектировочная — выработка рекомендаций для
принятия управленческих решений.

Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам — люди, социальные институты и процессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность. Необходимость в социальной экспертизе возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потенциал влияния и может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей.

Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы2:

«Рецензия» включает заказ на рецензию экспертам, предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию, принятие выработанной рецензии, одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта.

«Мониторинг» применяется, если производство экспертизы требует ее долговременного, регулярного характера. Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга,

стовой

См.: Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холо-й. Ч. 1. С. 71-74.


 

Технология социальной работы

которую автоматически применяет. Затем представляет полученные результаты заказчику, в том числе сравнение данных результатов с более ранними.

«Проект». Эта модель направлена на решение группьГ задач, где экспертная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

Использование экспертиз очень актуально в оценке социальных проектов и управленческих решений до их внедрения. Проектная экспертиза — это анализ созданных и имеющихся проектов, подлежащих реализации. Постпроектная экспертиза — оценка ожидаемых и реальных эффектов воздействия от реализации проекта. Социальная экспертиза может содействовать более разумному и осмысленному человеческому существованию.

Социальная экспертиза в социальной работе сопряжена с осуществлением социальной диагностики. Сферы применения технологий диагностики разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis — распознавание. Термин возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социаль-ной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности3. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России —

3 См • Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: Изд-во СГТУ.1997. С. 115.


2. Базовые технологии социальной работы 39

дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, где оказываются конкретные категории детей, которые.подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой системы4, Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации. Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий. Таким образом, социальная диагностика — это:

* оценка состояния социального объекта, распозна
вание и анализ его социальных патологий и проб
лем;

• качественный, всесторонний анализ, осуществляе
мый в соответствии с основными принципами сис
темного подхода с выведением обоснованного за
ключения о предмете рассмотрения;

«отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания.

Принципы социальной диагностики:

» принцип объективности (независимость исследователя от внешних факторов, желания начальства, интеллектуальной моды);

4 См.: Е.Р. Ярская-Смирнова Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов.: СГТУ., 1997. С. 115.



Технология социальной работы


2. Базовые технологии социальной работы



 


 



• социальный работник должен избегать влияния своих собственных предрассудков, своего бытового опыта на результаты диагностики; «социальный работник должен опираться на принцип системности в диагностике, необходимо проводить анализ микросоциальной среды клиента (его семья, группа), необходимо знать об интеллектуальном статусе и характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья. Социальный работник при осуществлении углубленной диагностики может и должен прибегать к помощи специалистов необходимых областей.

Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В социальной работе диагностика — необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Каждый социальный работник должен быть социальным диагностом.

Примерная схема процесса социальной диагностики приведена на рис. 2.1.

Начальный этап — обозначение социальной проблемы (жалоба клиента, семьи, близких, заявление педагога и т. д.). Далее — сбор данных о социальной ситуации. Существует 2 типа исследовательских методов:

историко-генетические — призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии, проследить ее состояние на разных этапах жизни клиента. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимы и достаточны, их объем должен максимально очерчивать проблему, не оставляя темных пятен;


Рис. 2.1. Схема процесса социальной диагностики

структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. Изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; изучение внутренней структуры самой личности, согласование или рассогласование социальных ролей.

Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы исследований, в частности, интервью и наблюдение за вербальными и невербальными реакциями клиента, его поведением, структурами его интеракций.

Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление, сортировка на важные и малозначащие. Ранжирование проблем и выделение главной, ключевой проблемы. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социаль-



Технология социальной работы


2. Базовые технологии социальной работы


 


 


ного диагноза. Дальнейший процесс социальной работы осуществляется на основании проведенной диагностики,

*? Вопросы для самопроверки и самоподготовки

1. Прочитайте нижеуказанные обращения и ответьте на вопросы:

A. Кого вы стали бы использовать в качестве инфор
мантов в указанных ситуациях?

Б. Какую дополнительную информацию вы хотели бы собрать, прежде чем предпринять Какие-либо действия?

B. Какие законодательные и программные документы
необходимо изучить для анализа ситуации?

А. Обращение родителей

Супруги Исаевы беспокоятся за старшую дочь (15 лет), которая постоянно прогуливает занятия и, как они считают, «связалась с плохой компанией». Они хотят, чтобы социальный работник посетил их и «как следует» с ней побеседовал.

 

Информанты Дополнительная информация Документы
     

Б. Обращение председателя ТСЖ

Председатель ТСЖ просит помощи для супругов Лариных, у которых проблемы с умственно отсталой дочерью (41 год) непрерывно нарастают. «Все их просьбы о помощи проигнорированы». Ольга Ларина (дочь) находится в приемной.

 

Информанты Дополнительная информация Документы
     

В. Обращение анонимного соседа

Звонящий заявляет, что его ближайшая соседка Романова Татьяна, мать-одиночка, уже несколько раз на ночь оставляла детей (четырех и семи лет) одних в доме.


 

Информанты Дополнительная информация Документы
     
Г. Обращение am имени клиента через должностное лицо по надзору за условно осужденными Воронцов Виталий Александрович — одинокий отец с четырьмя детьми в возрасте от 9 до 16 лет — имеет задолженность за свет, и ему вот-вот отключат электричество. Он обратился лично к должностному лицу соответствующей службы, но тот сказал, что они ничем ему не могут помочь. Мы можем?
Информанты Дополнительная информация Документы
     

2. В результате исследования, проведенного Национальным центром по контролю над заболеваниями в Атланте (штат Джорджия, США), установлено, что чернокожие американцы в возрасте от 35 до 54 лет умирают в 2,5 раза чаще, чем белые в той же возрастной группе.

На 38% это обусловливается разницей доходов американцев с различным цветом кожи. Менее состоятельным людям затруднен доступ к медицинским осмотрам.

Социологические исследования, проведенные в разных регионах России в 90-е годы, также выявили неодинаковую степень доступности медицинского осмотра для групп населения.

Опираясь на данные социологических исследований и научные публикации, проведите экспертизу медико-социальной ситуации в России. Каким группам российского населения затруднен доступ к медицинскому обслуживанию (факторы, этому способствующие)?



Технология социальной работы


2. Базовые технологии социальной работы



 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.014 с.)