Медицина позднего Средневековья (эпоха Возрождения, XV- XVII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина позднего Средневековья (эпоха Возрождения, XV- XVII вв. )



 

Позднее средневековье именуется эпохой Возрождения. Главная черта культуры того времени - обращение к наследию античной, главным образом - древнегреческой культуры, в т. ч. и медицины.

В XIV-XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы и прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодальной общественно-экономической формации зарождался новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы.

Прогрессивными направлениями в естествознании того времени были ятроматематика (греч. mathematike – наука о количественных отношениях) и ятромеханика (греч. mechane – орудие, машина).Основные положения ятромеханики изложены в сочинении “О движении животных” итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонсо Борелли (1608-1679), одного из основоположников биомеханики.

Среди выдающихся достижений эпохи Возрождения, имеющих отношение как к физике, так и к медицине – изобретение в конце XVI в. термометра (точнее, воздушного термоскопа). Его автор – итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н.Коперника (1543). В начале XVII в. в Европе было сделано множество оригинальных термометров.

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии) в этот период истории оказала деятельность английского философа и политического деятеля Франсиса Бекона (1561-1626). Не будучи врачом, Бекон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Ф.Бекон, в частности, сформулировал три основные цели медицины: первая – сохранение здоровья, вторая – излечение болезней, третья – продление жизни. Основными орудиями познания Ф.Бекон считал чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Прогнозируя развитие науки, Ф.Бекон заглядывал вперед на многие столетия. Так, в области медицины он выдвинул ряд идей, реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых. К ним относятся: изучение анатомии не только здорового, но и больного организма; изобретение методов обезболивания; широкое использование при лечении болезней прежде всего природных факторов и развитие бальнеологии.

Современник Ф.Бекона выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596-1650) также знаменует переход к философскому мышлению и естествознанию нового времени. Р.Декарт явился одним из творцов ятрофизики (от греч. iatros – врач и physis - природа) – направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиции физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII-XVIII в. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее “рефлекторной”). Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг (позднее “центростремительные”), и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам (позднее “центробежные”), и, таким образом, в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Он изучил анатомию человеческого глаза и разработал основы теории света.

Леонардо да Винчи – живописец, механик, инженер, математик (1452-1519), явился одним из первых основоположников современной анатомии (в числе первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение). Его труды стали известны только в 18 веке после выхода в свет труда Везалия.

Андреас Везалий (1514-1564). Учился в 3-х университетах по курсу гуманитарных наук и медицине. В Падуе получил степень доктора и в 25 лет стал профессором Падуанского университета. Занимаясь анатомией, он правильно описал скелет человека и мышцы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, описал клапаны сердца. В 1543 г. опубликовал труд «О строении человеческого тела» – открытое выступление против учения Галена. Книга Везалия была встречена насмешками и враждой. Конец его жизни был печален. Лишенный возможности заниматься анатомией, преследуемый клеветой (его обвинили в том, что он вскрывал и живых людей), Везалий сжигает часть своих рукописей и в 1564 году совершает паломничество – покаяние в Палестину, на поклонение гробу Господню в Иерусалиме. На обратном пути Везалий после кораблекрушения был выброшен на малообитаемый остров Занте в Ионическом море, где и погиб от голода и болезни. Анатомия А. Везалия страдала всеми недостатками естествознания того времени. Например, функции органов он рассматривал с точки зрения механики (суставы, кости – шарниры, рычаги). Но его труд имел революционное значение и явился мощным стимулом для дальнейшего изучения анатомии и физиологии. Везалий был новатором и в преподавании анатомии, сопровождал лекции демонстрациями на трупах, на натурщиках, разнообразными опытами на живых животных.

Одновременно с изучением строения организма развивалось и изучение происходящих в нем процессов. Огромный скачок в развитии физиологических знаний был совершен благодаря Уильяму Гарвею (1578-1657), английскому врачу, питомцу Падуанского университета, описавшего кровообращение. Свою книгу «О движении сердца и крови у животных» (De motu cordis et sanguinis in animalibus) Гарвей опубликовал в 1628 году после многолетней работы.

С именем Уильяма Гарвея связывают рождение научной нормальной физиологии. Гарвей впервые применил тогда метод расчета к изучению процессов в организме. Он доказал: заключающаяся в организме масса крови должна возвращаться обратно в сердце и не может образовываться в печени и всасываться в тканях; пульсация артерий является следствием сокращения сердца. Он также объяснил истинное значение систолы и диастолы, до того понимавшиеся превратно. Главная заслуге Гарвея – в успешном применении нового метода: эксперимента и математического обоснования.

 

Развитие хирургии.

В средние века в Европе в отличие от стран Востока было резкое разграничение между врачами, имевшими университетское образование и занимавшихся лечением внутренних болезней и хирургами, которые не имели университетского образования и считались ремесленниками.

Как и все средневековые ремесленники, хирурги имели цеховое деление и объем выполняемых ими медицинских вмешательств. Режущий хирург (высшая ступень). Проводил челюстно-лицевые и пластические операции. Странствующий хирург проводил наиболее простые операции «малой хирургии», удаление зубов и даже кастрации. Цирюльник - весьма распространенные в то время кровопускания были по преимуществу его делом, кроме оказания медицинской помощи, он брил и стриг клиентов. Банщик кроме снятия мозолей проводил удаление вросшего ногтя и лечил некоторые кожные заболевания. Шарлатан обычно лечил животных, но брался и за медицинскую помощь, если никого другого рядом не было. Последнюю ступень в этом цехе занимал… палач. Он обязан был прекрасно знать анатомию, так как ему приходилось казнить и пытать людей, а потом готовить их к тому, чтобы они сами всходили на эшафот.

Хирургам запрещалось выписывать рецепты, выполнять врачебные манипуляции. Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания, все операции причиняли жесточайшие мучения, частая гибель пациентов от сепсиса – не было методов обеззараживания ран. Раневую поверхность прижигали раскаленным железом или заливали кипящей смолой.

Преобразования в хирургии связаны с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (1517-1590).Он не имел врачебного образования. Хирургии обучался в Парижской больнице «hotel Dier» подмастерьем цирюльника. В 1536 г. начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Из безвестного подмастерья он стал первым хирургом и акушером при дворе 4 королей и главным хирургом ««hotel Dier». Заслуги А.Паре перед хирургией значимы: вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором, он ввел наложение повязки из чистой ткани; рекомендовал обеспечить покой раны путем отказа от частых перевязок; заменил перекручивание и сдавливание сосудов перевязкой (лигатурой); улучшил методы ампутации – первый показал, что ампутировать надо в здоровых тканях и сохранять как можно большую часть конечности; предложил и описал много ортопедических приборов; первый описал перелом шейки бедра; внес вклад в акушерство, восстановив забытый древнеиндийский способ – поворот плода на ножку.

 

Не меньшую перестройку, чем хирургия, претерпела и клиника внутренних болезней. Прежде всего, на смену выучивания наизусть древних медицинских текстов пришли поиски «природы болезней». Это сказалось в тщательном наблюдении за больными, собирании и систематизировании симптомов болезни, установлении последовательности их развития. Это было по существу началом клинической медицины.

Выразителем этого движения явился падуанский ученый Джованни Батиста Монтано (1489-1552). «Источник медицинской науки – только у постели больного», «учить можно не иначе, как посещая больного» – таковы основные положения Монтано.

Особенно большое развитие клинический метод получил в Лейдене, Амстердаме и других научных центрах Нидерландов. Виднейшим врачом-клиницистом был Герман Бургаав (1668-1738), профессор Лейденского университета. Ему принадлежит определение клинической медицины в его сочинении «Введение в клиническую практику», «…клинической называется медицина, которая: наблюдает больных у их ложа там же изучает подлежащие применению средства; применяет эти средства.

Главной заслугой Бургаава является его педагогическая деятельность и создание научной школы. Его заслужено называли «всей Европы учитель». Нововведением в клинике Бургаава было применение термометрирования больных, с использованием термометра Фаренгейта.

Ярким противником галенизма и схоластики был Парацельс (1493-1541) – выдающийся немецкий врач. Теофраст Парацельс родился в Швейцарии, в семье ученого врача. Псевдоним «Парацельс» означает «превзошедший Цельса» – некогда глубоко почитаемого римского врача, которого современники Парацельса считали великим знатоком своего дела. Парацельс оставил значительное количество сочинений по политическим, религиозным вопросам и медицине. Совершающиеся в организме процессы он считал химическими и химию рассматривал как основную область знаний ученого-врача. В лекарствоведении Парацельс развил учение о дозировке. Ввел в лечебную практику много химических веществ: ртуть и серу при сифилисе; свинец, сурьму, олово, медь, мышьяк. Уделял много внимания в своей деятельности развитию врачебной этики. «Сила врача в его сердце, - работа его должна освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства – любовь».

Поскольку в средние века и позднее были широко распространены эпидемии, то преобладающее место в медицинской литературе занимали описания заразных болезней и мероприятий против них (эпидемиография). Большую роль в выяснении природы заразных заболеваний и их систематизации сыграли труды падуанского профессора Джироламо Фракасторо (1478-1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546), «О сифилисе или французской болезни». По Фракасторо «Зараза – что поражение, переходящее от одного к другому». Фракасторо передачу заразы приписывал не особым таинственным нематериальным свойствам, а наоборот, материальному началу.«Источник заразы телесен» – специфичен для разных инфекций». Фракасторо систематизировал пути передачи инфекции: непосредственным контактом; через окружающие предметы (постель, одежда, вещи, которые соприкасались с больным); на расстоянии.

Таким образом, эпоха Возрождения была эпохой революций, и наука

неуклонно продолжала развиваться.

 

Создание централизованного Московского государства было завершено при Иване III (1462-1505) после победы московских войск на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского ига.

С этого времени начинается возрождение многих сторон внутренней жизни русского общества, русской национальной культуры, а вместе с ним - народной, светской и монастырской медицины.

В лечебниках ХIII-ХV вв. значительное место отводилось хирургии. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Больных усыпляли при помощи мака, мандрагоры, вина. Инструменты (ножницы, долота, топоры) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли, тонкими кишками животных. Использовали магнитный железняк для извлечения металлических осколков стрел, славились оригинальные протезы для нижних конечностей.

Европа эпохи феодализма - арена опустошительных эпидемий. В летописях эпидемии чумы, дизентерии называются "повальными болезнями", "моровыми поветриями". Из-за "прилипчивости" заразы использовались: изоляция больных, оцепление неблагополучных мест, умерших погребали в их же дворах. Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. В ХVI-XVII вв. карантийные меры стали правительственной системой. Сообщения между городами прекращалось. На дорогах устанавливались заставы, через которые никого не разрешалось пропускать, невзирая на чины. Медицина того времени была бессильна против эпидемий и тем большее значение имела система государственных карантийных мероприятий.

Первым государственным медицинским учреждением в России стал Аптекарский приказ, основанный в 1620 году. Сначала это было придворное медицинское заведение, потом функциями его стали: приглашение врачей, контроль за их работой, оплатой, снабжение войск медикаментами, организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, сбор и хранение книг, сбор лекарственного сырья.

Первая в Московском государстве "царева" аптека была открыта в 1581 году при Иване Грозном. Нижняя (для простого люда) - в 1672 году.

 

Иноземные врачи пользовались значительными привилегиями. Подготовка русских врачей носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил лекарским помощником. Иногда Аптекарский приказ назначал экзамены, после чего русскому лекарю выдавали набор хирургических инструментов.

Первая государственная Аптекарская школа на Руси была открыта в 1654 году при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке. Преподавание велось у постели больного. На Руси не было той схоластики, которая господствовала в Западной Европе. Анатомия преподавалась по костям и рисункам, и сокращенному переводному труду Андрея Везалия.

 

 

Контрольные тесты

1.Условное начало истории средних веков в Западной Европе 1). 340 г. до н.э. 2) 476 г. н.э. 3). 1054 г. н.э. 4). 1498 г. н.э. 5) 1918 г. н.э.
2.Учение, господствовавшее в медицине раннего и развитого средневековья в Западной Европе А) Галенизм Б) Аюрведа- учение о долгой жизни В) Натурфилософия Г) Конфуцианство Д) Все вышеуказанное
3.Характерные черты университетского образования в средние века в Западной Европе А)преклонение перед авторитетами, отрицание нового Б) схоластика В) изучение анатомии Г) изучение физиологии Д) изучение химии
4.Ученый, положивший конец средневековому галенизму, автор труда «О строении человеческого тела» А) А. Везалий Б) В. Гарвей В) Н.И. Пирогов Г) Парацельс Д) Дж. Боккаччо
5.Ученые, способствующие развитию анатомии в эпоху Возрождения А) Леонардо да Винчи Б) Андреас Везалий В) Габриэль Фаллопий Г) Джироламо Фабриций Д) Все вышеперечисленные  
6.Парацельс является А) Основателем ятрохимии Б) Основоположником биомеханики В) Выдающимся анатомом Г) Основоположником педиатрии Д) Основоположником ятрофизики
7.Характер преподавания медицины в средневековых университетах А). Клинический Б). Догматический В) Материалистический Г) Научный Д0. Все вышеперечисленное  
8.Где были открыты первые больницы-богадельни в эпоху средневековья в Западной Европе А) Италия Б) Фпанция В) Инглия Г) Германия Д) Испания
9.Ученый, впервые в Западной Европе описавший малый круг кровообращения А)М. Сервет Б)Ж. Кальвин В)А.Везалий Г)М.Мальпиги Д) Френсис Бэкон
10.Три основные цели медицины, сформулированные Ф. Бэконом А) сохранение здоровья Б) излечение болезней В) борьба с инфекционными заболеваниями Г) продление жизни Д) пропаганда здорового образа жизни
11.Кем сформулирована первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней А)Дж. Фракасторо Б) Н.Коперником В)Дж.А.Борелли Г) Д.С.Самойловичем Д) Р.Декартом


Тема 6

Медико-биологическое направление нового времени (серединаXVII – начало XX века)

 

Цели изучения темы

1. Знать влияние французского материализма XVIII в. на развитие медицины.

2. Иметь представление о дифференциации медицинских дисциплин в изучаемый период

3. Иметь представление о сути учений Дж. Б. Морганьи, М.Ф.К. Биша, роли И.Ф. Земмельвейса, И.В. Буяльского, Дж. Листера в борьбе с раневой инфекцией, знать значение деятельности Л. Пастера, И.И.Мечникова, Д.И.Ивановского и других ученых для развития микробиологии и вирусологии. И.М. Сеченов, И.П. Павлов – крупнейшие физиологи мира.

 

 

Основная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. М.-2004.- С. 327-381.

2. Лисицын Ю.П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед.».-2004.-С.105-151..

 

Дополнительная литература

1.Болдырев Н.Ф. Гарвей, Дженнер, Кювье, Пирогов, Вирхов: Биографические повествования.- Челябинск, Урал. ТД, 1998.- 399 с.

2.Бургасов П.Н. Я верил….-2-е изд., испр. и доп..- М., 2001.-253 с.

3. Гольд Э.Ю. НИ. Пирогов и И.И. Мечников. //Советское здравоохр., -1972. -№10-С. 74-76.

4.Гуго Глязер. Драматическая медицина. М.,1965.

5.Жданов В.М. Первооткрыватели вирусов. //Здоровье, 1964. -№11.-С.6-8.

6.Кажал Н., Ифтимович Р. Из истории борьбы против микробов и вирусов.- Бухарест, 1968.-С.132-382.

7.Коштоянц X.С. Сеченов. М., 1950.

8.Мечников И.И. Академическое собрание сочинений. М.,1950-1960. - т. 13.-С.239-261, Т. 15.- С. 26-34.

9.Пионтковский И.А. А.И. Полунин. М.,1949.-145 с.

10.Путко А.Б. Укрощенный вирус. М.,1964.

11.Розова К.А Гордость русской науки. //Здоровье, 1965. №8. -С. 22.

12.Резник С.Е. И.И. Мечников. М, 1972.

13.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.,1961

14.Симонов П. Труд, обращенный в будущее.// Наука и жизнь,-1963.- №12.- С. 14-19.

15.Смирнов А.А. Первая русская женщина-врач (Н.П. Суслова. 1848-1918), М.,1960.-179 с.

16.Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Новое время (1640 - 1917): Учеб. пособие.- М.: Изд. УДН, 1983.- 168 с.

17.Сорокина Т.С. История медицины: краткий курс лекций: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Изд. УДН. 1988.-72 с.

18.Чернобель Г.Т. Присуждение Нобелевской премии И.И. Мечникову за работы по иммунологии. Ж. М.Э. И., 1965.-№5.-С_128-131.

19.Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов под редакцией и с примечаниями П.Е. Заблудовского.- М.: Медицина, 1968 - 359 с.

20.Файтельберг Р.О. Дружба И.И. Мечникова и И.М. Сеченова.//Врачебное дело, 1965.- № 5.- С. 128-1317.

 

Методические указания

 

Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640-1918 г.г.. Капиталистический способ производства ранее всего стал развиваться в странах Западной Европы, где и совершились первые буржуазные революции. В погоне за обогащением буржуазное общество стремилось обеспечить технический прогресс, создавать условия для развития естественных наук. Особое влияние на развитие естественно-научных знаний оказал французский материализм XVIII века. В области медицины большое значение имела деятельность врачей –материалистов: Анри Леруа, Жюльена Ламетри, Пьера Кабавниса.

Наибольшее влияние на развитие медицины 19 века оказали 3 великие естественно-научные открытия:

1.закон превращения энергии (М.В.Ломоносов, 1748; Лавуазье, 1773).

2.эволюционная теория английского естествоиспытателя Ч.Дарвина, которую он изложил в книге «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование» (1859 г.).

3.теория клеточного строения организма. В основных своих чертах эта теория была сформулирована в трудах немецкого ботаника М.Шлейдена и немецкого врача Т.Шванна (1839).В создание ее большой вклад внесли французский ученый Распайль (1824-1825 гг.), английский ботаник Броун, русский ученый Горянинов (1834г), чешский врач Я.Э. Пуркине (1837), и др.

Во 2-й половине 19 столетия формируется новое направление в медицине – патологическая анатомия, основателем которой явился Джованни Батиста Морганьи. Он доказал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Создал первую научную классификацию болезней.

Французский анатом, физиолог и врач Мари Франсуа Ксавье Бища впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав. Патологический процесс поражает не весь орган, а только отдельные его ткани. Заложил основы гистологии.

Развитие патологии в середине 19 века проходило в борьбе 2 направлений: старого, гуморального (humos – влага) и более позднего, солидарного (solidus - плотный). Ведущим представителем гуморального направления был Карл Рокитанский. По его мнению основной причиной болезненных процессов является нарушение состава жидкостей организма. Понимал болезнь как общую реакцию организма. Однако в середине 19 столетия гуморальная теория К. Рокитанского вступила в противоречие с новыми фактическими данными. Принципы морфологического метода в патологии заложил Рудольф Вирхов, который создал теорию целлюлярной (клеточной) патологии. Суть его учения: 1.жизнь организма – сумма жизней автономных клеточных территорий; 2материальным субстратом болезни является клетка, 3.вся патология – есть патология клетки.

В целом его теория – шаг вперед по сравнению с теориями тканевой патологии Биша и гуморальной патологией Рокитанского. Однако он подвергался критике со стороны многих клиницистов, физиологов, которые отстаивали мнение, что болезнь- патологическое состояние всего организма.

Это время экспериментального периода развития физиологии. Успехи достигнуты по изучению отдельных систем и функций организма (Р. Декарт, 1956, Франция), А. Галлер (1708 -1777, Швейцария), Л. Гальвани (1737 - 1798,Италия), Ф. Мажанди (1783 - 1855, Франция), Мюллер (1801 - 1858, Германия), К. Людвиг (1861 - 1895, Германия), Э. Дюбуа - Реймон (1818 - 1896), К. Бернар (1813 - 1878, Франция), Гельмгольц (1821 - 1894, Германия).

В развитии нервизма и формировании нейрогенной теории в России большую роль сыграла деятельность Е.О. Мухина, И.Е. Дядьковского, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.П. Павлова.

В это время в мире, в т.ч. России наблюдается становление экспериментальной медицины (Л. Траубе, Германия; С.П. Боткин, Россия; И.П. Павлов, Россия).

В развитии микробиологии можно выделить 2 периода: эмпирический и научный.

Эмпирический период связан с Эдвардом. Дженнером, который предложил метод вакцинации.14 мая 1796 г. привил 8-летнему мальчику от больной матери вирус коровьей оспы. Явился прародителем новой науки, которую впоследствии назвали иммунологией. Официальным годом рождения иммунологии считается 1881 г., когда Л. Пастер, прочитав свой знаменитый публичный доклад в стенах Французской академии наук, известил об универсальном принципе создания искусственного иммунитета, путем введения ослабленного возбудителя то же самой болезни..

И.И.Мечников – выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета. В 1908 г. был удостоен Нобелевской премии вместе с Паулем Эрлихом, который положил начало учению об антителах как факторах гуморального иммунитета.

В 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский открыл вирусы и заложил основы вирусологии. Роберт Кох, лауреат Нобелевской премии 1905 г. предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах, окончательно установил этиологию сибирской язвы, открыл возбудителей туберкулеза (1882), холеры (1883).

В медицине России в начале XIX в. происходит зарождение, становление и развитие основ научной анатомии, физиологии и клинических дисциплин, материалистической концепции единства орга­низ­ма и среды (М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский), нервизма (И.Е. Дядьковский). Происходит становление и дальнейшее развитие патологической анатомии (А.И. Полунин, М.М. Руднев), патофизиологии (И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский), микробиологии и иммунологии (Л.С. Ценковский, И.И. Мечников, Г.Н. Габричевский, Н.Ф. Гамалея).

При этом огромное влияние на развитие естествознания и медицины оказывала русская материалистическая философия (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).

Контрольные тесты

1.Один из основных представителей гуморального направления патологической анатомии XIX века А) К. Рокитанский Б) Р. Вирхов В) Н.И.Пирогов Г) В.В.Пашутин Д) Все вышеуказанные
2.Кто создал научную микробио-логию А) А.Левенгук Б). Л.Пастер В) Р.Кох Г) Г.Н.Габричевский Д) все вышеперечисленные
3.Кто открыл витамины А) Н.И.Лунин Б) Л.Пастер В) Г) Дж. Б.Монтано Г) И.И.Мечников Д) Ж.Л.Пти
4. Кто открыл группы крови А) Э. Дженнер Б) Я. Янский В) К. Ландштейнер Г). И.И.Мечников Д) Л.Пастер
5.Основоположник эволюционного учения, автор труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» А) Ч. Дарвин Б) Г. Мендель В) И.И. Мечников Г) Г.И. Минх Д) М. Буонарроти
6.Кто создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета А) И.М, Сеченов Б) Г.Н. Габричевский В). И.И.Мечников Г) П.Эрлих Д) Л Пастер
7.Кому в 1908 г. была присуждена Нобелевская премия А) И.И. Мечникову Б) П. Эрлиху В) И.И. Мечникову и П.Эрлиху Г) Г.Н. Габричевскому Д) И.М. Сеченову
8.Сформулировал хромосомную теорию наследственности А) Т.Х.Морган Б) Ф.Рюйш В)Ч.Дарвин Г) Ж.Ламарк Д)К.Линней
9.Определил орган как место локализации болезненного процесса А) Дж. Б. Морганьи Б) М.Ф.К. Биша В) К.Рокитанский Г) И.И.Мечников Д)Л.Пастер
10.Создатель целлюлярной патологии А) Р.Вирхов Б) А. И.Полунин В) К.Рокитанский Г) Д. Б. Морганьи Д) Ж.Н.Корвизар


Тема 7

 

Медицина нового времени (XVII-XIX вв): клиническая медицина (терапия, хирургия, стоматология, педиатрия), гигиена и общественное здоровье.

 

Цели изучения темы

1.Иметь представление об утверждении клинического метода в Западной Европе.

2. Иметь представление о первых методах и приборах физического обследования больного.

3. Ознакомиться с развитием гигиены и общественного здоровья.

 

Основная литература

 

1.Сорокина Т.С. История медицины. М.-2004.- С. 381-481.

2.Лисицын Ю.П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед.».-2004.-151-196..

Дополнительная литература

1.Белицкая Е.Я. Поликлиническая помощь в дореволюционном Петербурге и участие в ней женщин-врачей //Советское здравоохр, 1972.-№10.-С.64-68.

2. Геселевич А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова. М.: Медицина, 1976.

3.Иваницкая К.П. К 120-летию со дня смерти И.Е. Дядьковского// Клиническая медицина. т. 41. №3. -С. 145-147

4.Кажал Н., Ифтимович Р. Из истории борьбы против микробов и вирусов.—Бухарест,1968.-С.97-149.

5. Кацнельбоген А.Г., Н.И. Пирогов и "женский вопрос"// Советское здравоохр., 1985,-№1,-С. 59-62.

6.Кацнельбоген А.Г. Декабристы и передовая медицинская общественность России//Сов. здравоохр., 1980. -№10.-С. 51-55.

7.Комаров Б.Д., Полонский А.К. Н.В. Склифосовский //Советская медицина, 1976, - №9.-С.136-139.

8.Коростелев Н.Б. Федор Федорович Эрисман.- М.:- 1992.- Эрус.- 23 с.

9.Кобельников В.П. Медики - декабристы // Фельдшер и акушерка, 1986. -№10.- С. 39-44.

10.Кузьмин М.К., М.Я. Мудров. Основоположник клинической медицины в России.// Терапевт, архив,-1977.-Т. 49.-№1.-С. 137-140.

11. Муравьев М.В. Роль Пирогова в становлении системы усовершенствования врачей // Советское здравоохр., 1985. -№9. -С. 59-62.

12.Мудров М.Я. Избранные произведения. М., 1949.-С. 119-160, 167-199, 201-255, 257-281.

13.Петров Б.Д. Русские врачи и Игнац Земмельвейс.// Акушерство и гинекология, 1966, №1.-С. 76-77.

14.Пирогов Н.И. Собрание сочинений. - М.,1957, т. 1.

15.Соловей М.Г., Грибанов Э.К. М.Я. Мудров //Кл. медицина, 1976.- т. 54.- №5.-С. 147-151.

16.Хромов Б.М. П.А. Загорский - основоположник русской анатомии// Советское здравоохр. 1972.-№З - С. 176-179.

17.Хотовицкий С. Ф. Педиатрия. С.Пб.,1947.

18. Хрестоматия по истории медицины. М., 1968.-С. С. 78-105,327-329.290-264.

 

Методические указания

В эпоху нового времени наблюдается бурное развитие клинической медицины; передовые медицинские центры формируются в Западной Европе. Развиваются новые методы физического обследования больного: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, А.Цельсий, М.Штремер), перкуссия (Л.Ауэнбруггер), опосредованная аускультация (Р.Т. Г. Леннэк), эндоскопия, рентгеновский метод и др.

В Голландии утверждается клинический метод. Ярким представителем этого метода являлся Г. Бурхааве, 1668 - 1738, призывавший врачей работать у постели больного.

Больших высот достигает техника оперативных вмешательств (Л. Гейстер, Ж.Л. Пти, Ж.Д. Ларрей, И.В. Буяльский, Б. Лангенбек, Н.И. Пирогов). Дальнейшие успехи хирургии связаны с решением таких важнейших проблем, как обезболивание, профилактика послеоперационных осложнений, переливание крови при полостных операциях.

История развития эфирного наркоза связана с У. Мортоном, Ч. Джексоном, 1864, США); хлороформного с Дж. Симпсоном, 1847, Англия; внедрение наркоза на поле военных действий с Н.И. Пироговым..

Эмпирические начала антисептики связаны с именем И.Земмельвейса (1818-1865 гг), который предложил метод защиты от послеродового сепсиса у женщин – мытье рук раствором хлорной извести. Джозев Листер (1867, Англия) разработал теоретически обоснованные мероприятия по борьбе с хирургической инфекцией, которая основывалась на применении растворов карболовой кислоты и включала в себя элементы антисептики и асептики.

Успешное развитие полостной хирургии связана с решением задачи по остановки крови. Немецкий хирург Эсмарх предложил специальный жгут для обескровливания. Кохер (1841 - 1917, Швейцария), Микулич, Пеан разработали и ввели в хирургическую практику кровоостанавливающие пинцеты-зажимы. В 1906 г. венский бактериолог Ланштейнер на основании своих исследований разделил людей по агглютинационным свойствам эритроцитов крови на 3 группы. К 1910 г. была выделена 4-я группа крови Jansky (1907) и Moss (1910).

 

Становление общественной (социальной) медицины как науки в различных странах мира происходило неодновременно – в те периоды истории каждой страны, когда в ней утверждалось капиталистическое производство и формировалось буржуазное общество. В западной Европе, в наиболее передовых в экономическом отношении странах (Нидерланды, Англия, Франция) капиталистические производственные отношения зародились в XVI в.).

Общественная (социальная) медицина – наука о сохранении здоровья населения, предупреждении и лечении болезней. В период развития мануфактурного производства возникла необходимость хотя бы приблизительного учета числа работающих. В Англии в 1527 г.В Лондоне стали выпускаться «бюллетени смертности» Первый анализ таблиц смертности в Лондоне за 1603-1653 гг. сделал Джон Граунт, ставший одним из основоположников демографической статистики. Первоначально демографическая статистика называлась политической арифметикой. Этот термин ввел Уильям Пети – английский врач армии Кромвеля. Он интересовался количеством врачей, числом и состоянием больниц и приютов, влиянием эпидемий на сокращение численности населения и т.д.

Первые попытки связать болезни рудокопов и литейщиков с профессиональными отравлениями свинцом, ртутью и сурьмой предпринял выдающийся ученый эпохи Возрождения Парацельс. Современник Парацельса Георг Агрикола, описывая заболевания работающих, предлагал и меры их предупреждения.

Основоположником профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины явился итальянский врач Бернардино Рамаццини. Он описал условия труда и заболевания работников более чем 60 профессий, разбирал причины заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения.

 

Самобытное развитие медицины России определялось профилактическим направлением, материалистическим толкованием здоровья и болезни, гуманизмом. М.В.Ломоносов в своем письме к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» изложил материалистические взгляды на состояние здоровья населения России и определил задачи перед правительством по совершенствованию медицинской помощи и повышению уровня здоровья россиян. Материалистические взгляды на причины развития заболеваний высказывал А.Н.Радищев в работах «О человеке, его смертности и бессмертии (1792)., «Путешествие из Петербурга в Москву».

С целью совершенствования подготовки отечественных врачей и ученых в России в XVIII веке был проведен ряд государственных реформ. Открыты госпитальные школы (1707-1712), которые впоследствии были преобразованы в медико-хирургические училища (1766), созданы медико-хирургические академии (1796), Российская Академия наук (1725), открыт медицинский факультет при Московском университете (1764).Основы подготовки будущих врачей были заложены Н. Бидлоо, П.З.Кондоиди: выделены клинические палаты в госпиталях, организована медицинская библиотека, введено обязательное вскрытие трупов, усовершенствована система медицинского образования, составлена русская военная фармакопея, заложены основы клинического метода наблюдения и лечения больных.

Во второй половине XIX века происходят значительные качественные изменения в развитии клинической медицины в России. Ускоряется процесс дифференциации, благодаря быстрому развитию смежных с медициной отраслей естествознания. Однако центральное место в клинической медицине по-прежнему занимает терапевтическая клиника - клиника внутренних болезней.

 

 

Контрольные тесты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.90 (0.119 с.)