Оказание первой помощи в лаборатории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оказание первой помощи в лаборатории



1. При попадании на кожу концентрированных кислот следует немедленно промыть этот участок кожи сильной струей воды в течение 3-5 минут, после чего, если есть ожог, наложить повязку из ваты, смоченной спиртовым раствором танина или 3%‑ным раствором перманганата калия.

При сильных ожогах после оказания первой помощи немедленно обратиться к врачу.

2. При ожоге кожи раствором щелочи промыть водой обожженный участок кожи до тех пор, пока она не перестанет быть скользкой на ощупь. Далее поступают, как указано в пункте 1.

3. При попадании брызг кислот или щелочей в глаза необходимо промыть глаза большим количеством воды комнатной температуры, после чего обратиться к врачу.

4. При отравлении хлором, сероводородом, угарным газом необходимо вывести пострадавшего на воздух.

Вы внимательно прочитали о правилах работы в лаборатории, мерах предосторожности и оказании первой помощи, проверьте себя, готовы ли вы ответить на следующие вопросы:

1. В каком случае студент может быть не допущен к выполнению лабораторных работ?

2. Что должно быть на рабочем столе студента?

3. Как насыпается (наливается) реактив в пробирку? Сколько его берут?

4. Как поступают с неизрасходованными реактивами?

5. Какие опыты студенту можно проводить в лаборатории во время занятий?

6. Какие опыты проводят в вытяжном шкафу?

7. Где надо работать с легковоспламеняющими веществами?

8. Каковы правила работы со щелочными металлами?

9. Как правильно нагревать растворы?

10. Как правильно определить запах?

11. Как правильно разбавлять кислоты?

12. Какие правила техники безопасности вы еще знаете?

13. Что необходимо делать при попадании кислот или щелочей на кожу или в глаза?

14. Что надо делать при отравлении ядовитыми газами?

Лабораторная работа

«Классы неорганических соединений»

Оксиды. Получение и свойства.

Опыт № 1 Поместите небольшое количество порошка серы (или красного фосфора) в ложку для сжигания, нагрейте в пламени спиртовки до воспламенения, внесите в коническую колбу емкостью 250 мл, в которой находится 10 мл дистиллированной воды, и прикройте пробкой.

После прекращения горения оксид растворите в воде, встряхивая колбу. Определите реакцию среды, добавив в раствор 2‑3 капли метилоранжа. Напишите уравнения реакций.

Опыт № 2 В сухую пробирку с газоотводной трубкой поместите небольшое количество порошка основного карбоната меди (CuOH)2CO3 и нагрейте ее на спиртовке. Газоотводную трубку опустите в пробирку с известковой водой. Опишите происходящие процессы с помощью уравнений реакций.

Опыт № 3 Небольшие количества оксида цинка обработайте отдельно 2‑3 мл концентрированной щелочи и соляной кислоты.Сделайте вывод о характере оксида цинка, напишите уравнения реакций.

Гидроксиды. Получение и свойства.

Опыт № 4 Осторожно! Опыт выполнять в присутствии преподавателя! В фарфоровую чашку с водой прибавьте 2‑3 капли фенолфталеина и опустите небольшой кусочек металлического натрия, предварительно осушенного фильтровальной бумагой и очищенного от окисленного поверхностного слоя. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 5 В пробирку поместите порошок оксида кальция и прибавьте 2‑3 мл воды, затем – 2‑3 капли фенолфталеина. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 6 Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата никеля, прибавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Полученный осадок разлейте в две пробирки: в одну прибавьте раствор соляной кислоты, в другую – избыток щелочи. Объясните происходящие явления, напишите уравнения реакций.

Опыт № 7 В пробирку с раствором хлорида хрома(III) добавьте небольшое количество щелочи до образования зеленовато-серого осадка гидроксида хрома(III). Полученный осадок разлейте в две пробирки: в одну прибавьте раствор соляной кислоты, в другую – избыток щелочи. Объясните происходящие явления, напишите уравнения реакций. Аналогичные опыты проделайте с растворами хлорида железа(III) и хлорида алюминия.

Кислоты. Получение и свойства.

Опыт № 8 В пробирку с водой пропустите углекислый газ из аппарата Кипа. Определите среду раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 9 Опыт выполнять в вытяжном шкафу! Поместите в пробирку 1г кристаллического хлорида натрия, прибавьте 5-6 капель концентрированной серной кислоты. К отверстию пробирки поднесите смоченную водой индикаторную бумажку и определите характер образующегося газообразного вещества. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 10 К раствору силиката натрия прилейте разбавленный раствор соляной кислоты. Что выпадает в осадок? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 11 Опыт выполнять в вытяжном шкафу! Поместите небольшие количества цинка и меди в отдельные пробирки. Испытайте действие концентрированной и разбавленной соляной, серной и азотной кислот на каждый образец. Определите, какой газ выделяется при каждом взаимодействии. Напишите уравнения реакций.

Соли. Получение и свойства.

Опыт № 12 В пробирку с раствором хлорида бария прибавьте небольшое количество раствора сульфата натрия до образования осадка. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 13 В пробирку с насыщенным раствором карбоната натрия прибавьте раствор соляной кислоты. Определите, какой газ выделяется. Напишите уравнение реакции.

Опыт № 14 Поместитегранулу цинкав пробирку с раствором сульфата меди. Что при этом наблюдается? Напишите уравнение реакции.

План семинарского занятия по теме

«основы атомно-молекулярного учения»

1. Дайте определение понятий: элемент, атом, молекула, простое и сложное вещество, относительная атомная и молекулярная массы, абсолютные массы атомтв и молекул.

2. Дайте определение понятию «моль»

3. Какие величины называют молярной массой и молярным объемом?

4. Что называется постоянной Авогадро? Как используют ее для определения масс атомов и молекул?

5. Как из уравнения состояния газа получить уравнение Менделеева - Клайперона?

6. Что называется абсолютной и относительной плотностью газа?

7. Какова зависимость между молекулярной массой газа и его плотностью по водороду, воздуху?

8. Дайте определение понятий: эквивалент. Молярная масса эквивалента, эквивалентный объем.

9. Как вычислить эквивалент и молярную массу эквивалента сложного вещества (оксида, основания, соли)?

10. Как вычислить эквивалент вещества в окислительно-восстановительной реакции?

План семинарского занятия по теме

«Строение атома. Периодический закон»

1. История развития представлений о строении атома. Экспериментальные доказательства сложной структуры атома. Первые модели атома.

2. Разработка Бором теории строения атома водорода. Постулаты Бора. Развитие теории Бора Зоммерфельдом.

3. Объяснение линейчатого спектра водорода.

4. Волновые свойства частиц микромира. Волны Де-Бройля.

5. Двойственная природа электрона. Принцип неопределенности. Уравнение Шредингера.

6. Характеристика состояния электрона в атоме. Квантовые числа.

7. Электронные структуры атомов. Принцип Паули. Правило Хунда.

8. Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атомов элементов. Физический смысл периодического закона.

9. Энергетические характеристики атомов - энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность.

10. Изменение вышеназванных величин в периодах и группах Периодической системы Д.И. Менделеева.

План семинарского занятия по теме

«Химическая связь»

1. Причины образования химической связи. Типы химической связи.

2. Основные характеристики химической связи - длина, направленность, прочность.

3. Метод валентных связей:

а) насыщенность, направленность и полярность связи;

б) гибридизация электронных облаков и геометрия молекул;

в) s, p‑связи. Одинарные и кратные связи.

4. Донорно-акцепторные связи.

5. Водородная связь.

6. Ионная связь. Основные свойства (ненасыщенность, ненаправленность).

7. Металлическая связь.

8. Кристаллическая решетка. Основные понятия.

9. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки.

Лабораторная работа

«Приготовление раствора кислоты заданной концентрации. Титрование»

В цилиндр налейте раствор серной (соляной) кислоты, опустите ареометр, определите плотность кислоты. Для быстрого определения относительной плотности жидкости применяют так называемые ареометры. Это - стеклянная трубка, расширяющаяся внизу и имеющая на конце стеклянный шарик, заполненный дробью или специальной массой. В верхней узкой части ареометра имеется шкала с делениями. Чем меньше относительная плотность жидкости, тем глубже погружается в нее ареометр.

Для определения относительной плотности при помощи ареометра жидкость наливают в стеклянный цилиндр емкостью не менее 0.5 л. Размер цилиндра должен соответствовать размерам ареометра. Уровень жидкости в цилиндре должен быть на несколько сантиметров ниже края цилиндра, чтобы избежать переливания ее через край. Погружать ареометр в жидкость следует осторожно, не выпуская его из рук до тех пор, пока не станет очевидным, что он плавает. Ареометр должен находиться в центре цилиндра и ни в коем случае не касаться стенок и дна цилиндра. Отсчет проводить по делениям шкалы ареометра. Деление, против которого установился верхний мениск жидкости, характеризует величину плотности. По справочнику определите, какая массовая доля кислоты соответствует данной плотности.

Рассчитайте, сколько мл этой кислоты нужно взять для приготовления 250 мл 0.1 н раствора серной (соляной) кислоты. Рассчитанное количество кислоты отмерьте пипеткой и вылейте в мерную колбу (емкостью 250 мл). Долейте в мерную колбу дистиллированной воды до метки; оттитруйте приготовленный раствор кислоты раствором щелочи с известным титром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.019 с.)