Положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины



Сравните три российские революции (1905-1907 гг.,Февральская и Октябрьская 1917 г.): выделите сходства и отличия (причины революций, задачи, их характер,движущие силы, ход событий, результаты).

Революция 1905-1907г.г.

1.Причины и задачи революции.

В начале XX в. В России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. Крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. Противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.

Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы – стачки и забастовки, а основная движущая сила – рабочие (пролетариат).

 

2.Движущие силы

Движущие силы революции- рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, средняя и

мелкая буржуазия. Интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников революция была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

 

3.Ход событий

Первая революционная волна пришлась на январь-март 1905 г. 9 января 140-тысячное шествие рабочих с хоругвями было остановлено на подступах к Зимнему дворцу, в ряде мест растянувшиеся колонны демонстрантов были обстреляны и атакованы казаками. В январе-марте в них приняли участие 810 тыс. промышленных рабочих. Рабочих поддержали студенты и служащие, интеллигенция, земства. Впервые политический процесс включилась небольшая часть представителей крупной буржуазии. Предприниматели провели совещание в Москве и обратились к правительству с перечнем необходимых преобразований, включая введение народного представительства. На этом этапе Николай II ограничился рескриптом на имя нового министра внутренних дел А.Г. Булыгина о подготовке проекта законосовещательной Думы.

Вторая революционная волна приходится на апрель-август 1905 г., когда в стачках участвовало 740 тыс. чел. 12 мая – 26 июля состоялась стачке текстильщиков Иваново– Вознесенска. Весной – летом стали массовыми крестьянские восстания, которые охватили каждый пятый уезд Европейской части страны. Главным достижением были изданные 6 августа документы о выборах в законосовещательную Государственную думу с очень узким слоем избирателей. Единодушный протест всех направлений освободительного движения, бойкотировавших выборы, заставил правительство отказаться от ее создания. С августа началась организация продажи казенной земли крестьянам в рассрочку через Крестьянский банк.

Третья революционная волна приходится на сентябрь-декабрь1905 г. – март 1906 г. Самым крупным событием этого периода является Всероссийская октябрьская политическая стачка. В забастовке приняли участие 2 млн. человек. Участники требовали 8-час. Рабочего дня, демократических свобод, Учредительного собрания. Развернулось создание рабочих органов власти – Советов, осенью их возникло более 50. В ходе Декабрьского вооруженного восстания в Москве рабочие проявили наибольшую активность в 1905 г. Стачка 100 тыс. рабочих, организованная Московским Советом, 10 декабря стихийно вылилась в вооруженную борьбу 6 тыс. дружинников. Восстание, последним оплотом которого стала Пресня, было жестоко подавлено гвардией и казаками к 19 декабря. Под влиянием Октябрьской стачки и борьбы крестьян произошли 89 волнений и восстаний в армии. Самым крупным выступлением военных стало восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта (ноябрь). Под давлением Октябрьской стачки и других осенних выступлений в Манифесте от 17 октября Николай II “даровал” свободу слова, печати, собраний, союзов и, главное, законодательную Думу. 3 ноября отменили выкупные платежи.

Политических партии в революции. С августа 1905 г. Расширились возможности легальной деятельности в России. В октябре 1905 г. Либералы активно

поддержали Всероссийскую стачку, а после публикации Манифеста 17 октября организационно оформились либеральные партии. Самыми крупными явились

Конституционно-демократическая партия (П.Н. Милюков, П.Д. Долгоруков и др.), имевшая леволиберальную направленность, и праволиберальный “Союз 17 октября”

(А.И. Гучков, Д.Н. Шипов). Обе партии ставили своей целью установление буржуазного общественного строя и парламентской монархии. По аграрному вопросу признавалась необходимость разрушения общины и частичной конфискации помещичьей земли. В отношении рабочих предлагалось признание профессиональных рабочих союзов, экономических стачек. Весной 1905 г. Возникла Русская монархическая партия во главе с В.А. Грингмутом. Самой крупной правонационалистических организацией являлся Союз русского народа, образованный в ноябре 1905 г. И возглавлявшийся А.И. Дубровиными В.М. Пуришкевичем. Крайний национализм черносотенцев сочетался с резким антисемитизмом. На 1906 – июнь 1907 гг. приходится спад революции. В 1907 г. Выступления почти прекратились. В 1906 – начале 1907 гг. усилилось влияние Союза русского народа. Правые требовали распустить Думу и восстановить самодержавие. Одновременно они расширили применение террора в борьбе с революцией.

Деятельность Государственной думы. Избирательный закон 1906 г. Значительно расширил круг избирателей по сравнению с “булыгинским” проектом, но охватывал лишь небольшую часть жителей России. При этом выборы были неравными и многоступенчатыми. В противовес Думе Государственный совет был превращен в

верхнюю палату российского парламента. Половина Госсовета назначалась императором, половина избиралась от Академии наук, духовенства, дворянства,

земств, предпринимательских организаций. В 1-й Государственной думе (апрель-июль 1906), выборы в которую бойкотировали социал-демократы, эсеры, руководящая роль принадлежала кадетам. Главным в 1-й Думе явился аграрный вопрос. Предложенные кадетами и трудовиками проекты предлагали (на разных

условиях) принудительное отчуждение помещичьей земли. 2-я Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) была избрана в условиях затухавшего, но

непрекратившегося революционного движения. Принявшие участие в выборах неонародники и социал-демократы получили 43% мест. Кадеты, октябристы и другие

либералы – 45%. Среди депутатов появились черносотенцы (4%). Дума осталась оппозиционной, а основным вопросом – аграрный. 3 июня 1906 г. 2-я Дума была

распущена. Правительство совмещало жесткие меры (введение военно-полевых судов, репрессии) с вырванными революционным движением уступками в области изменений государственного строя, по крестьянскому и рабочему вопросам. Аграрную проблему власти попытались решить началом реформы (ноябрь 1906), разрушавшей общину и превращавшей крестьянина в частного землевладельца. Кроме того, крестьяне были уравнены в правах с другими сословиями, ограничен произвол земских начальников.

В конце 1905 г. Разрешены были профсоюзы и, формально, рабочие собрания и экономические забастовки. Но когда нажим революции несколько ослаб,

самодержавие совершило государственный переворот. В ночь на 3 июня 1907 г. Начались массовые аресты. Указом об изменении избирательного закона от 3 июля

были нарушены Основные законы. Революция закончилась. Возникла Третьеиюньская монархия.

 

4.Результаты революции

Революция, в целом, потерпела поражение, но революционные массы добились значительных результатов. Революция носила буржуазно-демократический характер, она представляла собой движение широких народных масс, боровшихся в том числе за установление демократических порядков.

Но главные вопросы революции не были решены так, как этого требовали народные массы. Общественный строй и государственное устройство не были радикально

изменены. Классы и группировки, правившие раньше, остались у власти. Как показал опыт революции, уступок от самодержавия можно было добиться лишь путем

широкого революционного движения, в том числе с массовым применением насильственных методов.

 

 

 

Схема 1 Итоги первой русской революции 1905-1907г.г.

 

Политическое устройство

Национальная политика

1. Предпосылки образования СССР

Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в этом движении сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникли и другие предпосылки для объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Потребность к объединению была вызвана также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. В основу " Декларации прав народов России " (2 ноября 1917 г.) и " Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа " (январь 1918г.) были положены принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение, что способствовало объединительным процессам. Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья

 

 

Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет "Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении. Формы объединения республик и Образование Союза ССР

Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика). Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции. Проект, разработанный И.В. Сталиным летом 1922 г. и известный как план "автономизации", предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. В.И. Ленин осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета. Он предложил форму федеративного союза как " добровольного и равноправного объединения" самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г., который в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской и Белорусской ССР и ЗСФСР. Съезд избрал ЦИК СССР - верховный орган власти в период между съездами, который по Конституции 1924 г. состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Провозглашая федеративный принцип устройствагосударства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Итоги образования СССР

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности. После 1936 г. она существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины

Община являлась достаточно сложным и противоречивым социально-экономическим феноменом. Выявление сущности и характера этих противоречий является крайне важным для общей оценки всей социальной истории России, особенностей национальной ментальности русского населения. Являясь одной из базовых идеологических характеристик самодержавной России, заключенной в триаде: самодержавие – православие – народность, община являлась хранительницей традиций, одной из основ консервативных устоев. В то же время, являясь школой коллективного хозяйствования и самоуправления, она могла стать основой для формирования оптимальных общественных отношений, построенных на основе принципа равенства и социальной справедливости, других норм крестьянской этики. Противоположные идейные и политические силы акцентировали внимание на различных сторонах общины. Одни видели в ней источник здорового консерватизма, другие – тормоз для экономического и социального прогресса. С одной стороны, морально-этические императивы и запреты общины в современной интерпретации охраняли нравственные начала здорового образа жизни, регулировали нормы поведения людей в обществе, ставя заслоны на пути антиобщественных поступков. С другой стороны, в замкнутой и закрытой обстановке сельского мира произрастали негативные разрушительные силы.Чем крупнее община и чем больше свойственная каждому крупному сообществу сумма коллективных факторов опирается на консервативные предрассудки, вредные для индивидуальности, тем больше будет подавляться – морально и духовно – индивидуум, и в результате единственный источник морального и духовного прогресса общества зарастает тиной коллективизма. Как и следовало ожидать, единственным, что может буйно расти в такой атмосфере, оказывается общественный инстинкт и все, что относится к коллективному в индивидууме. Все индивидуальное в нем гибнет, то есть обрекается на вытеснение. Индивидуальные элементы опускаются в бессознательное, где по закону необходимости превращаются в нечто по существу злое, разрушительное и анархическое. В обществе это злое начало обнаруживает себя в эффектных преступлениях (цареубийство и т.п.), совершаемых некоторыми профетически настроенными индивидуумами; но у большей части народных масс оно остается в тени и проявляется лишь косвенно, в неумолимом нравственном вырождении общества. Русская община в действительности осуществляла постоянный контроль над своими членами и не позволяла выплескиваться наружу темным сторонам подсознания. Люмпенизированные крестьяне, попадая в город и освобождаясь от опеки сельского мира, становились носителями антиобщественного поведения, способствовали формированию социально-психологических предпосылок революционного террора.

 

 

Крестьянская поземельная община являлась исторически сложившейся формой совместного землепользования и самоуправления, занималась переделом земли, регулировала широкий комплекс вопросов внутриобщинной жизни и выполняла налоговые и иные обязательства перед государством. Община возникла исторически как способ коллективного выживания русского крестьянства в экстремальных условиях. В общину крестьянин был приписан принудительно от рождения, а экономическое участие проявлялось в солидарной ответственности за выплату налогов и отчислении средств на общие проекты. Доходы от предприятий, учрежденных общинами, как правило, не распределялись среди индивидуальных хозяйств, а шли на погашение различных внешних обязательств и, в первую очередь, выплату государственных налогов. Это состояние можно охарактеризовать с учетом крепостнического прошлого России как вынужденную, принудительную приписку. Появление и устойчивость общины объяснялись как природно-климатическими факторами, заставляющими создавать наиболее адекватные организационно-хозяйственные структуры для совместного выживания, так и социально-политическими. Централизованное Российское государство видело в общине наиболее эффективный способ взаимоотношений с сельским миром. Этот социальный институт устраивал всех и выполнял поистине универсальные функции, порождая порой неоправданные иллюзии и надежды.

Русская община родилась задолго до возникновения государства. Общинная держава – это государство, в котором народ владеет землей, объединен в самоуправляемые общины и платит государственной власти десятину за службу народу

Первичное начало русской жизни – кровное родство в семье, роде, народе и равенство людей в общине. Русский человек по своей воле строит семью, семьи образуют общину, общины избирают русскую власть. Русский человек – это самодержавный хозяин, который содержит свою семью и добровольно трудится в русской общине.

Русский мужчина, глава русской семьи, исполняя долг перед общиной, должен честно трудиться в общине (мире) с сородичами. Это высший и первичный долг и честь русича. Второй долг – долг перед предками, вечный позыв к продолжению рода и свободному труду. Гражданские обязанности - третий долг русского человека, который исполняется при условии, что государство служит народу и защищает его жизненные интересы вплоть до семьи и отдельной личности. При русской власти каждое должностное лицо подотчетно как народу в целом, так и той общине, которая его выдвинула.

Суть общинности состоит в избрании персонально ответственных перед обществом руководителей. Деятельность руководителя подконтрольна снизу. Если он допускал ошибки, отступления от норм жизни общества, то такой человек немедленно отстранялся от управления.

Законы самоуправления в общинах были разные: "Что ни город, то и норов, что ни деревня, то и обычай". Обычаю неукоснительно следовал каждый член общины. Тем не менее, было несколько правил, обычаев, общих для всей России. Приведем их:

1) Главное - всеобщая справедливость.

2) Община формировалась по принципу "семьи", но... без главы - "отца". "Отцом" было собрание общины - коллективный орган управления. Где все принимали участие.

3) Решение на собрании общины могло быть принято только единогласно

4) Из принципа русской семьи автоматически вытекал следующий принцип: ни один член общины, не мог быть исключен из нее ни при каких условиях. Родился в общине, либо был принят в нее - все, нет силы, способной тебя оттуда выдворить. Правда, в обычной семье отец мог отделить от себя сына, отдав ему часть имущества. А в общине, наоборот, ее член мог уйти из общины добровольно, но ничего из общего имущества ему не полагалось.

И в семье, и в общине человек мог быть спокоен: какие бы решения не принимал отец или община, никакую несправедливость по отношению к нему лично никто не допустит.

5) Непризнание личной собственности на землю - священная русская идея, пронесенная через тысячелетия. Собственность только общая, земля должна находиться в распоряжении того, кто ее обрабатывает.

6) Русский мужик всегда считал, что общественный интерес выше личного, причемне только считал так, но и руководствовался этим принципом. И на мирских сходках исходили именно из интересов общины, следовательно, разногласий быть не могло

7) Для крестьянина община - дом, в котором живет он и будут жить его дети, внуки. Разорение общины - разорение его лично. Крестьянин отвечал своей судьбой за принятое им решение

8) Решения принимались на сходках только тогда, когда успокаивался последний спорящий

9) Человеку, который пошел против мира, никто и ничего не прощал. Он обязательно расплачивался за свою дерзость и часто вынужден был из общины уходить.

10) Община гарантировала, что твоим личным интересом никто не будет пренебрегать. Поскольку в интересах общины учитывать интересы всех

11) Соблюдение справедливости при распределении земли - средства своего существования. Способы распределения земли у общин были разные.

12) Общей для всех общин была коллективная ответственность по внешнимобязательствам (налогам и рекрутам). Решение общины (приговор мира), в этом случае обжалованию не подлежал (выбранного новобранца могли доставить к призывному пункту связанным).

13) Если внешняя сторона (помещик или чиновник), нарушая законы и обычаи, наносили общине обиды, а законным путем добиться справедливости не удавалось, то община решалась на бунт или собрав несколько мужчинубивала нарушителя, а затем мужчины сдавались властям (остальные постоянно собирали деньги и отсылали их осужденным - своим героям). Так как супружество освящалось в церкви, то это было богоугодно Богу и чтобы не разрушать семьи государство оплачивало проезд жене и детям к месту пребывания осужденного.

14) Общими для всей общины были луга, пастбища, лес и пахотная земля.

15) Крестьянская община всем миром на выделенной земле в лучшем местестроила дома для всех семей общины.

16) Перепись населения производилась раз в семь лет. За это время подать платили неизменную, исходя из едоков мужского пола (в большинстве губерниях велся более точный учет: мальчику - 10 лет - 0,25 надела; 12 - 0,5; 14 - 0,75; мужчине с 20 до 55 до 2-х наделов, но с 55 - 0,5 надела, а после 60 лет крестьянин освобождался и от земли, и от подати).

17) Надел мог состоять из полосок земли разного сорта (до 15), кроме того, полоски располагались на трех полях: яровом, озимом и пару. Это был не всегда оптимальный способ, но зато справедливый. Так считала община (полоски были рассчитаны на выносливость вола за одну ходку).

18) Община ежегодно оперативно реагировала на семейные изменения передавая наделы друг другу. Свято исповедовался принцип: землей владеет только тот, ктоееобрабатывает!

19) Кому, какой надел отдать решал жребий (вообще в России жребий применялся практически в любом случае, когда надо было что-то делить).

20) Продать свой надел крестьянин в общине не мог, он мог сдать в аренду. Община же могла это сделать (продать или купить землю).

21) Луга косили, как правило, артелью. Делив сено по числу людей и бросая жребий кому, какая часть готового сена достанется.

22) Старики и дети, если оставались одни - "шли по миру" - живя определенное время по очереди в каждой семье общины, одеваясь на общинные деньги. Но могли жить и у себя в избе, тогда им приносили готовую пищу и это не было подаянием, это было обязанностью общины. Мальчики-сироты особенно ценились, община следила за их здоровьем, это были будущие рекруты - воины.

23) Община собирала денег больше, чем требовалось государству в виде десятины. Эти деньги шли на те же цели, которые и сейчас преследует государство увеличивая налоги. Община запасала хлеб, строила школы и нанимала учителей, а если была сильна, то врачей, фельдшеров. Фактически крестьянин тратил больше, чем предусматривалось правительством, но эту разницу устанавливал он сам и тратил ее тоже сам. Центральное правительство получало деньги за то, что могло сделать только оно. Остальное оставалось в общине и в руки бюрократии не попадало.

24) Во всех русских общинах существовала система взаимопомощи. Эта помощь делилась на три категории: общину или ее часть крестьянин приглашал строить дом и никто не вправе был ему отказать и что-либо за эту работу требовать; если дело оказалось ему не по силам, то по окончанию работ для приглашенных полагался ужин с выпивкой; в страду, когда каждый день - год кормит, а работа в воскресенье Богом запрещалась, крестьяне "обманывали" Его помогая друг другу (работать нельзя, помогать можно).

25) Русская крестьянская община, будучи более коммунистической, учитывала законы поведения людей. (1-й закон. Человекдействует так, чтобы в результатеполучить максимально необходимое ему поощрение и минимальноенаказание. 2-й. Человек стремится достичь результата своей деятельности (Дела) сминимальными затратами для себя. 3-й. Человек делает только то, что указывает емуинстанция,которая поощряет и наказывает его. Человек этой инстанции подчиняется, она имеет над ним власть (инстанция не обязательно люди). Властью обладает тот,кто поощряет и наказывает). Крестьянин, работая в общине, на наделе земли принадлежавшей общине, получал за свой труд не зарплату от начальника, а конечный результат своего труда в полном объеме и в натуральном виде

26) В общине высший орган руководства - собрание, круг, сходка общины, но между ними текущими делами управлял староста - исполнительная власть общины.

27) Община не знала минеральных удобрений, получая урожай столетиями.

Таким образом, крестьянская община являлась своеобразным сообществом людей где в основном учитывались общественные интересы, нежели интересы отдельного человека. Взаимовыручка являлась необходимой для выживания в климатических условиях, но она представляла собой тормоз для развития человека как индивидуума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.07 с.)