Не запрещать, а регулировать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не запрещать, а регулировать



Существует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо переключать на спокойную деятельность. Но ведь это невозможно! Если у ребенка повышенная потребность в дви­жении, она должна быть удовлетворена. Двигательная активность таких детей не должна ограничиваться, необходимо лишь сосре­доточивать их внимание на движениях, требующих сдержанности, осторожности. Полезны все виды метания, точные движения с мячами (попасть в цель, прокатить мяч по дорожке, в воротца и т. п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предме­том на двоих, когда движение выполняется по очереди (сначала один ребенок бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем вто­рой и т. д.). При внесении новых пособий детям в первую очередь показывают спокойные движения, не требующие большого простран­ства, например, вращение мяча на месте, упражнения с мячом, обручем типа общеразвивающих {посмотри в окошечко, подними повыше, возьми мяч в вытянутые руки, перекатись со спины на живот и т. п.).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДВИЖЕНИЙ И ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ

(от 2 до 3 лет)

Упражнения с мячом: вращение мяча вокруг своей оси на полу; забрасывание в корзину, обруч (горизонтальную цель); про­катывание в ворота; прокатывание между двумя параллельно поло­женными шнурами, скакалками, по доске; сбивание мячом кегли; толкание мяча головой; отбивание от пола; катание друг другу из положения сидя.


С обручем: вращение на вытянутой руке; на полу (вокруг сво­ей оси); пролезание в вертикально поставленный обруч; ходьба по краю обруча (с круглым ободом); перешагивание из обруча в обруч, разложенных на двух параллельно стоящих гимнастических скамей­ках.

 


 

Со скакалкой: вращение вдвоем; раскладывание 3—4 скакалок параллельно друг другу и ходьба с перешагиванием; прыжки через 3—4 скакалки, разложенные параллельно; выкладывание из скакал­ки круга и ходьба по нему; подлезание под скакалку, натянутую между двух предметов на разной высоте.

С мягким бревном: перелезание; подлезание; ходьба; переша­гивание; передвижение по бревну, сидя на нем верхом (рис. 13).

С гимнастической скамейкой: ходьба, перелезание, подлезание; ползание на животе с одновременным прокатыванием мяча по полу вдоль скамейки правой или левой рукой* (рис. 14).

Построим дорожку

Воспитатель предлагает одному или двум детям построить до­рожку из обручей (из двух шнуров и т. д.), пройти по ней, а потом позвать кого-то из детей и пройти по дорожке вместе. Воспитатель называет имя ребенка, которого надо позвать.

Мышки в норках

На два стула, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, кладется обруч. Это норка для устраивается три-четыре. Воспитатель объясняв 1К и.

лезть в норку: встать на четвереньки, подползти к норке, и голову, подлезть, встать в середине обруча. «А теперь поиграем, говорит воспитатель.— Все мышки пойдут гулять. Они бегают легко­легко, совсем неслышно, на носочках. Устали мышки, пошли в свои норки». Дети встают на четвереньки и медленно пролезают в норки. Игра требует определенной осторожности и ловкости движе­ний, поэтому не надо детей торопить. Пролезание должно выпол­няться медленно.

Прятки

Дети держат в руках маленькие обручи. Воспитатель говорит: «Все детки выглянули в окошечки. Здравствуйте!» Дети подни­мают обручи вертикально, выглядывают из них, выносят голову несколько вперед, здороваются. Затем воспитатель предлагает детям спрятаться — присесть с обручем. Присаживаясь, дети ставят обруч на пол и поддерживают его двумя руками за середину.

Дружно прыгнем

Из пяти-шести обручей выкладывают круг. Дети встают каж­дый в свой обруч, лицом в центр, берутся за руки. Воспитатель говорит: «Будем учиться дружно прыгать». Медленно считает: «Раз, два»,— а дети делают одновременно взмах руками вперед-назад. На слово «три» малыши дружно выпрыгивают из обручей. Затем они возвращаются на свои места, и игра повторяется.

Большой дом

Между четырьмя стульями (стойками), расставленными по квад­рату, натягивают веревку на высоте 30 см. Воспитатель говорит: «Вот у нас какой большой и высокий дом. Будем жить в нем дружно». Дети встают в середину, держатся за руки. «А теперь пойдем гулять»,— предлагает воспитатель. Дети перешагивают ве­ревку, стараясь не задеть ее, ходят по комнате, пока не поступит сигнал идти снова домой.

Послушный мяч

Воспитатель подзывает к себе троих-четверых детей, предла­гает им взять мячи средних размеров: «Покажите мне, как ваши мячики умеют бегать быстро-быстро». Дети встают в ряд, с силой толкают мячи, бегут за ними. «А теперь давайте научим наши мячики катиться медленно-медленно. Посмотрите, какой у меня послушный мяч». Воспитатель показывает, как катить мяч медлен­но — маленькими толчками, почти не отрывая рук от мяча. «Теперь вы прокатите свои мячи, чтобы они от вас не убежали».

Можно катить мяч по дорожке из двух шнуров, по доске, гимнастической скамейке, половице.

Варианты заданий: сидя верхом на скамейке, продви­гаться по ней спиной вперед, подкатывая к себе мяч двумя руками;

то же, "идя на полу; в положении сидя с вытянутыми ногами катить мяч за спину, вдоль ног.

Попади в шар

На веревку, натянутой выше роста ребенка, подвешиваются два воздушных шара разного цвета. Детям предлагают попасть мячом сначала в один, потом в другой шар.

Сначала ребенок встает совсем близко от натянутой веревки. По мере развития двигательных умений расстояние увеличивается.

Покатаемся на лошадке

Один из детей изображает лошадку. Он встает в обруч, дер­жа его двумя руками на уровне пояса. Второй — кучер. Он дер­жит обруч тоже двумя руками, но с наружной его стороны. На сигнал: «Лошадка, поехала, но!» — дети бегут; на сигнал: «Стоп, лошадка!» — останавливаются.

В эту игру можно играть и втроем. Изображающий лошадку держит обруч горизонтально сзади себя, кучер держит его с другой стороны. Один ребенок стоит в середине обруча, он катается на лошадке.

Два мяча

Двое детей сидят напротив друг друга на расстоянии I м, у обоих в руках по большому мячу. Они вместе считают: «Раз, два, три!» — и толкают мячи навстречу друг другу, чтобы те столкнулись. Постепенно расстояние увеличивается.

ДВИЖЕНИЯ НА ВОЗДУХЕ

Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весенне-летний период.

Оборудуя участок, руководствуются максимумом двигательных возможностей детей. Помимо распространенных лестниц-стремянок, необходимо иметь гимнастическую лестницу с закрепляющимися на разной высоте съемными и приставными скатами, досками, желобами разной ширины и длины. Дети выполняют на этих пособиях различные движения, входят, вбегают, скатываются, сбегают по наклонным доскам, прыгают по ним веер* и вниз, ползают, проле­зают, перелезают, скатывают мячи. Можно придумать много вариан­тов размещения дополнительных деталей: сочетать пособия разной длины и ширины, размещать их в комплексе, на разной высоте, с разных сторон лестницы. несколько ящиков (можно использовать другие предметы): вверх дном, торцом, обыкновенно. Дети непременно захотят ис­следовать эту дорожку, будут стремиться ходить по ней. Еще пример: положив на "воротики для подлезания сверху лестни­цы, доски разной ширины или расставив между ними кубы, чурбаки, наклонные доски, можно получить несколько вариантов пособий. Это создает впечатление постоянной новизны оборудования, вы­зывает у детей желание двигаться не по устоявшемуся трафа­рету. Здесь заложены огромные возможности для развития двига­тельных способностей детей. Любимое место для игр малышей — песочный дворик. В нем дети могут не только играть с песком, но и упражняться в различных движениях. Для этого необходимо значительно расши­рить площадь песочника (до 15—20 м2) и обнести его со всех сторон разными ограждениями: с одной стороны широким бревном со стесанным верхом, с другой — чурбаками разной высоты и тол­щины, с третьей — обычным низким заборчиком с широкой доской поверх него для сидения, ходьбы. Хорошо рядом с песочным двори­ком поставить горку со скатом в песок. Прежде чем войти в песоч­ник или выйти из него, дети должны преодолеть препятствие. Дей­ствие всегда увлекает детей, поэтому препятствия на некоторое время становятся главным объектом внимания (рис. 15).

Такой песочный дворик, в отличие от распространенных, дает возможность малышам часто менять движения, чередовать спокой­ную и подвижную деятельность. Обязательная принадлежность каждой детской площадки —-домик. Его лучше поднять на сваи, «курьи ножки» высотой д0 50—70 см с лестницей или скатом, по которым дети входят в дом, возят куклу в коляске.

Время от времени отдельные пособия (например, гимнастичес­кую лестницу и горку, ломик и стационарную гимнастическую ска­мейку) объединяют в один комплекс. Для этою используют кубы, чурбаки, обручи и т. д. Допустим, вход в домик «блокируется» новой дорожкой — от гимнастической лестницы к нему натягивают­ся две параллельные веревки. Одновременно на дорожке расстав езды на велосипеде шириной не менее 70 см. Оборудование рас­ставляется в разных местах площадки, но так, чтобы середина ее была свободной для организованных и самостоятельных игр подвиж­ного характера. Помимо стационарного оборудования, на участке используют также и мелкие пособия: обручи, мячи, скакалки, кег­ли и т. д.

При планировании прогулок, помимо подвижных игр, наблю­дений, пособий для игр, предусматривается индивидуальная рабо­та по развитию движений детей, созданию условий для их само­стоятельной двигательной деятельности.

Оборудование для сюжетно-ролевых игр тщательно отбирается. Обычно для игр принято изготавливать специальные сюжетные по­стройки. Их на каждой площадке может быть одна или две. Вы­бирая, что лучше установить, помните, что назначение этих по­строек — вызвать у детей желание не только играть в опреде­ленный сюжет, но и активно действовать, двигаться. Поэтому не заполняйте площадки лодками, автобусами и другим оборудова­нием, рассчитанным на то, чтобы в них сидели. Они быстро надо­едают детям, так как не дают им возможности проявить свои двигательные потребности. Кроме того, эти постройки занимают много полезной площади.

Разнообразные и интересные уголки для сюжетно-ролевых игр можно устроить, использовав старые спиленные деревья: домик-гриб, царство трех медведей, дорожка, по которой катится коло­бок. Все это привлекает детей, заставляет обыгрывать, двигаться.

Для малышей необходимо иметь набор объемных и плоскостных изображений, которые можно использовать как дополнения к ста­ционарным постройкам, придав им определенный образ. Так, изоб­ражение тепловоза на кубе, фанерном круге можно подставить или закрепить на конце гимнастического бревна, скамейки, сбоку лестницы-стремянки — поезд готов! Дети влезают, удобно рассажи­ваются и отправляются в путешествие. Около гимнастической лестни­цы можно поставить детали корабля, изготовленные из фанеры: нос, корму, штурвал.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Для детей второго года жизни Игра с куклой (8—10 минут)

1. Дети ходят с куклами по площадке, ограниченной линиями, держа их в руках.

2. Водят кукол по земле, по начерченным линиям — учат их ходить.

3. Учат кукол перепрыгивать через линию.

Танцуют с куклами внутри очерченной площадки под мело­дию, напеваемую воспитателем. 5. Идут с куклами к заранее расставленным коляскам, сажает
х в коляски, катают. Затем отвозят коляски в сторону.

6. Воспитатель предлагает детям показать куклам, как они
сами умеют ходить по начерченным линиям, перешагивать их,
перепрыгивать, танцевать.

Бабушкины петушки (6—8 минут)

Воспитатель раздает детям нагрудные знаки с изображением петухов: «Слушайте, ребята, расскажу я вам сказку.

Жила-была бабушка Агафья. (Надевает на голову платок.) У нее были веселые петушки. Они ходили по двору, высоко под­нимая лапки и громко хлопая крыльями. (Дети ходят по площадке врассыпную, высоко поднимая колени, отводя руки в стороны и хлопая ими по бокам.) Любили клевать зернышки. (Малыши присе­дают, ударяя пальцами рук по коленкам.) А еще пили водичку, вот так. (Показывает. Дети останавливаются, наклоняют несколько раз голову вниз, затем поднимают вверх.) А ночью они убегали в свой домик-двор и спали там. (Дети бегут к доске, гимнасти­ческой скамейке (высотой 5—10 см), встают на нее, затем присе­дают на корточки, подкладывая ладони под щечку, закрывают глаза.) А утром снова шли во двор. Вот какие были послушные петушки у бабушки Агафьи».

Наши детки (8—10 минут)

1. Игра «Где же, где же наши ручки».

2. Движения с мячами: бросать мячи вдаль и бежать за ними. После окончания игры дети складывают мячи в корзину, кото­рую воспитатель держит, подняв на уровне вытянутых рук ребенка.

Поиграем (8—10 минут)

1. Дети идут друг за другом, а воспитатель читает стихотво­
рение, выделяя голосом его ритм:

Зашагали ножки, топ, топ, трп! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну-ка, веселее, топ, топ, топ! Вот как мы умеем, топ, топ, топ! Топают сапожки, топ, топ, топ! Это наши ножки, топ, топ, топ!

2. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

3. Подвижная игра «Возьми флажок».

Для детей третьего года жизни Веселые ребята (12—15 минут)

1. Ходьба по дорожке, построенной из чурбачков высотой 5 см. Количество чурбачков по числу детей.

2. Перешагивание чурбачков (3 раза).

3. Перепрыгивание чурбачков (3 раза).

4. Катание чурбачков, бег за ними (4 раза).

По окончании упражнения дети раскладывают чурбачки по всей площадке.

5. Игра «Наши домики». По сигналу воспитателя: «Все пошли
гулять» — дети ходят по всей площадке, по заданию воспитателя
приседают, подпрыгивают, выполняют какое-либо общеразвивающее
упражнение, бегают. На слова педагога: «Все в домики» — зани
мают один из домиков-чурбачков. (Повторить 4—5 раз.)

После игры складывают чурбачки в башенки.

Прыгаем и бегаем (12—15 минут)

Игра проводится осенью.

1. Ходьба по площадке за воспитателем.

2. Прыжки в длину с места через линию, начерченную на земле, шнур, канат, доску шириной 10 и толщиной 3—5 см, через две веревки, расстояние между которыми 30—40 см. Все пособия заранее выкладывают параллельно друг другу на расстоянии 0,5 м.

3. Катание обручей и бег за ними. На земле вычерчивают две параллельные линии на расстоянии 7—10 м друг от друга. Дети встают около одной из них. По сигналу они толкают поставлен­ный на землю обруч ладонью, чтобы он покатился. Повторяется движение от противоположной черты.

4. Игра «Лошадки» с обручами.

Поиграем (8—10 минут)

1. Дети ходят по участку врассыпную, перешагивая низкий снежный вал, цветные льдинки, разложенные рядом.

2. На слова воспитателя: «Бегите ко мне» малыши бегут к ней. (Повторить 2—3 раза.)

3. Игра «К мишкам в гости». (Повторить 3—4 раза.) Дети дарят мишкам цветные льдинки.

Уголки (6—8 минут)

На площадке выкладывается многоугольник из цветного шну­ра или льда. (Углы выкладываются по количеству детей.) Малы­ши встают каждый в своем уголке.

1. Ходьба по периметру многоугольника за воспитателем.

2. Прыжки внутрь многоугольника и выпрыгивание из него.

3. Ходьба боковым приставным шагом до следующего угла с возвращением.

4. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (линия меж­ду ног).

 

5. Игра «Уголки». Дети стоят каждый в своем уголке. На слова воспитателя: «Поменялись уголками» — меняются местами.

6. Игра «Займи свой уголок». Малыши ходят по площадке.

 

На слова воспитателя: «Займи уголок» — бегут каждый к своему уголку, приседают.

Карусели (8—10 минут)

К палочке длиной 25—30 см прибивают круг из фанеры, к которому привязывают 8—12 разноцветных лент длиной 2 м.

1. Палочка втыкается в землю, ленты равномерно располага­
ются на земле. Малыши ходят по кругу, перешагивая ленты, стре­
мясь наступить на них ногами.

Затем дети перепрыгивают ленты или медленно бегут по кругу.

2. Воспитатель берет палочку в руки, поднимает ее над головой. Дети берут в руку по одной ленточке. На слова педагога: «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели» — дети медленно бегут по кругу. На слова воспитателя: «А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом» — бегут по кругу. «Остановились,— говорит воспитатель,— вот как хорошо покатались!»

3. Воспитатель держит палочку в руках, ленты свободно лежат на земле. Педагог произносит: «Раз, два, три» — и бежит, а дети догоняют, стараясь схватить одну из лент.

Мячики (12—15 минут)

1. Прокатывание мячей. Дети становятся в ряд, воспитатель предлагает им присесть на корточки и сильно толкнуть каждому свой мяч двумя руками, чтобы он покатился далеко.

2. Дети играют с мячами (3—5 минут). Затем воспитатель приносит корзину, поднимает ее повыше и предлагает детям дотя­нуться до нее и положить туда мячи.

Примечание. Движения можно выполнять с разными пособиями: обру­чами, скакалками, кубиками, кеглями.

ПУСТЬ ПОПРОБУЮТ САМИ

У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к дви­жениям. Каждое новое движение ребенка — загадка, которую он непременно хочет разгадать, т. е. проделать. Исследовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с

особой силой.

Задача воспитателей и родителей — поддерживать и закреплять

этот естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потреб­ности. Но этого мало. Надо еще сделать так, чтобы упражнения в движениях способствовали не ТОЛЬКО физическому, но и умствен­ному, нравственному, эстетическому развитию детей.

Для упражнений в движениях широко используются физкультур­ные пособия. В предлагаемых таблицах, отражающих содержание работы по развитию движений в процессе самостоятельной дея­тельности детей от I года 6 месяцев до 3 лет, показано, как можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя со­всем незначительное количество простых пособий, но расставляя их по-разному; обучая детей отдельным движениям на каждом из пособий; развивая у малышей умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.

В течение дня физкультурные пособия в группе меняются не­сколько раз. Это необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятель­ности, объясняемой возрастными и психологическими особеннос­тями детей. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах детей раннего возраста, так как в этом случае задер­живается их физическое и общее развитие.

Внося пособия в группу, расставляйте их каждый раз несколько по-иному: в другой части комнаты, в другом пространственном расположении (например, переносную лестницу можно положить на пол; концами на два стула; наклонно, боком); дополняйте основные пособия небольшими деталями (на доску положить ку­бик для перешагивания, на гимнастическую скамейку — мяч, ко­торый подскажет ребятам новое движение: прокатывание мяча по скамейке или вдоль нее); постепенно объединяйте разные пособия в комплексы (например, доска, несколько кубов, дуга располагаются в ряд в центре групповой комнаты).

Вначале пособия раскладывает воспитатель, затем привлека­ются к помощи дети. Постепенно их учат расставлять пособия для движений по своему усмотрению. Детям второго года жизни воспитатель показывает движения, стимулируя их к выполнению путем совместной деятельности, или просит выполнить то или иное движение._

Физкультурное оборудование вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятель­ности детей.

Во время утреннего приема (в таблицах: утро) двигательная деятельность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рас­считываются на умеренную, среднюю подвижность детей. Учиты­вается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, он не может уделить должного внимания организации дви­гательной деятельности воспитанников, поэтому преимущество от­дается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, кегли, дуги и т. п.

В первой половине дня пособия даются детям перед занятия­ми и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия), в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности. Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.

 

Во второй половине дня двигательная деятельность детей орга­низуется непосредственно после сна (в этом случае ее можно сочетать с воздушными ваннами), полдника, занятия, а также на прогулке. В этот период двигательная деятельность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться. Многочисленные движения малыши выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных мате­риалов. Интересна для ребят горка с двумя скатами упрощен­ной конструкции.

В первую неделю каждого месяца можно использовать гимнасти­ческую скамейку, во вторую — переносную легкую лестницу, в третью — лестницу-стремянку, в четвертую — мостик-качалку. Эти пособия применяются ежедневно в течение недели, так как тре­буют значительного времени для овладения ими.

В последнюю неделю каждого месяца лучше всего предложить сразу несколько пособий, расставляемых каждый раз по-новому. На них дети закрепляют все знакомые движения, имеют возмож­ность проявить творчество.

В конце каждого месяца 'подводится как бы итог обучению движениям за месяц — малыши на подготовленных воспитателем пособиях упражняются в движениях в новой для них обстановке. Воспитатель оценивает двигательные навыки детей, отмечая их умение действовать с помощью взрослых или самостоятельно. Это очень важно, так как качество выполнения движений в самостоятель­ной деятельности является главным критерием оценки двигатель­ных умений детей.

Для упрощения планирования работы пособия по развитию движений в таблицах расписаны по неделям и режиму дня (в за­висимости от периода бодрствования детей). В летнее время, когда вся деятельность детей переносится на воздух, движения сплани­рованы по дням недели.

В начале учебного года обучение движениям только начина­ется, поэтому программный материал расписан по месяцам; в последующее время — поквартально. Важно обеспечить преем­ственность движений детей в повседневной деятельности и на за­нятиях.

Первоначальное ознакомление с пособиями и движениями детей в возрасте до двух лет осуществляется в часы их самостоятельной деятельности (см. методические указания). Затем пройденный ма­териал отрабатывается на занятиях по физкультуре, а потом снова переносится в самостоятельную деятельность детей.

У детей третьего года жизни уже имеется определенный двига­тельный опыт, поэтому обучение движениям осуществляется на физкультурных занятиях, после чего создаются условия для за­крепления их в самостоятельной деятельности дошкольников.

Движения детей двух лет и старше выделены в методических наказаниях звездочкой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

Сентябрь. 1-я неделя

Утро. Пособия: шнур, скакалка (короткая или длинная), веревка, палка. Движе­ния: ходьба, перешагивание, подлсзание на четвереньках под веревку, приподня­тую над полом на высоту 40 см*, ползание на четвереньках вдоль пособий, разло­женных по одному или по дорожке из двух скакалок*.

В первый день недели дети выполняют движения со шнуром (скакалкой). Воспитатель подзывает к себе двоих-троих детей, просит помочь разложить шнур на полу ровной линией, показывает, как перешагнуть шнур, пройти вдоль него; предлагает детям повторить движения. Таким же образом раскладывает с помощью детей еще 2—3 шнура. Следит, чтобы каждый ребенок попытался выполнить указан­ные движения.

Во второй день недели в группу вносятся веревка, палка. Интересно просле­дить, смогут ли дети повторить знакомые движения с новыми пособиями без на­поминания. Поэтому воспитатель не спешит с показом движений, прибегает к нему лишь в том случае, если дети не проявляют интереса к новым пособиям.

На третий день вносятся все указанные пособия. После того как дети выполнят знакомые движения и интерес к пособиям снизится, воспитатель показывает пол­зание вдоль дорожки из двух шнуров (скакалок, палок). Затем педагог вмес­те с детьми натягивает шнур между двумя стульями и предлагает пролезть под ним.

На четвертый и пятый дни недели дети повторяют все движения самостоятельно. Пособия лучше разложить подальше друг от друга, чтобы обеспечить свободное выполнение движений детьми. Воспитатель напоминает движения, если кто-то из детей их забыл.

Первая половина дня. Пособие: гимнастическая скамейка. Движения: перелеза-ние; подлезание; ходьба по скамейке* (воспитатель помогает детям). Хорошо объеди­нить детей в пары — один идет, другой держит его за руку.

Детям довольно сложно овладеть этим пособием, поэтому и интерес к нему пропадает довольно быстро. Если переставить скамейку в другое место групповой комнаты, то малыши снова охотно начинают выполнять движения. Хорошо гимнасти­ческую скамейку поместить перед игровым уголком, закрыв вход в него и с других сторон. Чтобы попасть к любимым игрушкам, дети должны преодолеть препятствие. Воспитатель помогает детям, показывая разные приемы перелезания (прямо, боком), подлезания.

Вторая половина дня. Пособие: мяч (любого размера, выполненный из разного материала). Движения: бросание сверху вниз, вдаль и бег за мячом; бросание в корзину, катание друг другу (попарно или сидя в кругу)*; катание мяча по дорожке из двух веревок, палок (чтобы мяч не уходил в стороны)*.

Ежедневно можно показывать по одному новому движению, проследив, чтобы каждый его выполнил.

А можно сделать и по-другому. Например, воспитатель показывает одним детям перешагивание, а другим — подлезание на четвереньках. Видя, как кто-то из детей выполняет какое-либо движение, другой малыш, подражая, захочет его перенять. Так в один день можно показать сразу 2—3 движения.

2-я неделя

Утро. Пособие: мягкое бревно. Движения: ходьба по бревну*, перешагивание, нерелезание.

Трехлетних детей можно объединять для выполнения движений по два чело­века: один идет по бревну, другой поддерживает его за руку. Трехлетние дети могут «ли и ивать через бревно, взявшись за руку. Малышам можно предложить пройти вдоль бревна: одной ногой идти по бревну, другой — по полу.

Первая половина дня. Пособие: переносная лестница. Движения: ходьба с перешагиванием реек лестницы, лежащей на полу; лестницы, приподнятой над полом па 5—10 см (можно положить на 4 кубика, 2 бруска)

Вторая половина дня. Пособие: обруч разных размеров (деревянный, пластмас­совый, металлический, канатный, веревочный). Движения: ходьба вдоль обруча, перешагивание в обруч и обратно, ходьба из обруча в обруч (дорожка из трех-четырех обручей), пролезание на четвереньках в обруч, поставленный вертикально (в специальном приспособлении или привязанный между двумя стульями или стойка­ми)

Чтобы у детей вызвать интерес к многократному повторению движения, можно предложить им повторить его, взяв в руки куклу («Пройди по дорожке с мишкой»), перенося пособие в другую часть комыаты, посадив рядом с пособием зайчика или другую игрушку («Зайчик смотрит, как Женечка ходит») и т. п.

3-я неделя

Утро. Пособия: дорожка плоскостная (из ткани, клеенки, линолеума); доска обычная, ребристая, наклонная; плоскостные квадраты. Движения: ходьба по дорож­ке, перешагивание, ползание на четвереньках, перелезание. Надо научить детей составлять дорожку из 5—6 квадратов: сначала сплошную, затем с промежут­ками*.

Первая половина дня. Пособия: лестница-стремянка, гимнастическая лестни­ца. Движения: подойти к лестнице, взяться за рейку на уровне плеч, подняться на 1—2 ступеньки приставным шагом. На лестнице-стремянке повторить то же с другой стороны. Предложить показать кукле это движение. «А теперь пусть твоя кукла влезет на лестницу высоко-высоко». Этот прием помогает малышу преодолеть робость и страх перед высотой.

Вторая половина дня. Пособие: горка с двумя скатами упрощенной конструк­ции. Движения: ходьба вверх-вниз с куклой, машинкой, держа ее за веревочку; с каталкой, коляской; скатывание мячей, стоя на полу у средней части горки, под­лезание, перелезание.

4-я неделя

Утро. Пособия: кубики, кегли, дуги, табуреты, ящики пкладные. Движении: ходьба между предметами, с перешагиванием предметов; входить на предмет и сходить с него, влезать и слезать, ходить по дорожке из табуретов, кубиков, ящиков, перевернутых вверх дном, расставленных сплошь или с маленькими проме-

мл

жутками, подлезание под дугу.

Воспитатель может действовать по-разному: вносить все указанные пособия и показывать каждый день новое движение или, наоборот, вносить один вид по­собий и показывать разные движения на нем.

Первая половина дня. Пособия: мостик-качалка, мячи. Движения; пролезать под мостиком на четвереньках; скатывать мяч вправо или влево, стоя у середины мостика. Учить детей использовать мостик-качалку в играх с куклами: кукла идет по мостику, машина едет под мостиком.

Вторая половина дня. Пособия: комплексы предметов. Первый комплекс: доска, 2—3 обруча, скамейка, дорожка из двух скакалок. Второй комплекс: наклонная доска, мягкое бревно, две-три (малых размеров) гимнастические палки.

Пособия раскладываются вдоль («дорожка») или параллельно друг другу (не­сколько «дорожек»).

Движения: перешагивание, ходьба, лазанье на четвереньках, перелезание. Дети в возрасте до двух лет выполняют указанные движения на отдельных пособиях.

Заметив, что у детей пропадает интерес к выполнению движений, воспитатель меняет отдельные пособия местами. Обязательно привлекайте к расстановке посо­бий детей. Вначале попросите детей помочь вам, затем предложите кому-либо построить дорожку самостоятельно.

Октябрь. 1-я неделя

Утро. Пособия: шнур, веревка, гимнастическая палка, скакалка (см. сентябрь)* Движения: перешагивание шнура, приподнятого над полом на высоту 5—10 см; перешагивание дорожки из любых двух пособий (ширина 10 см); ходьба по шнуру (веревке и т. д.)*; бег вдоль пособий*; перепрыгивание шнура, лежащего на полу*.

Ежедневно в группу вносят по два-три разных пособия. Для детей второго года жизни каждое пособие выкладывается по отдельности, для детей постарше — в комплексе (параллельно друг другу или в ряд). Внеся пособия, воспитатель сначала дает возможность детям вспомнить знакомые движения, напоминает, если их забыли. Затем показывает новое движение (по одному ежедневно).

Первая половина дня. Пособие: гимнастическая скамейка. Движения: лазанье по скамейке на четвереньках*; ходьба с перешагиванием одного-двух предметов (ленточек, кубиков, разложенных на скамейке)*. С детьми второго года жизни

повторяются движения, выполняемые в сентябре.

Вторая половина дня. Пособия: мяч, наклонная доска, кубики. Движения: прокатывание мяча в ворота (между двумя кубиками)*; скатывание с наклонной доски, вращение мяча на месте.

2-я неделя Утро. Пособие: мягкое бревно. Движения: лазание по бревну на четвереньках; ходьба со спрыгивай ием*; стать лицом к бревну, подняться, спрыгнуть с него*; ходьба парами, взявшись за руки, по двум бревнам, положенным рядом*.

Первая половина дня. Пособие: переносная лестница. Движения: ходьба по лестнице, лежащей на полу,— одна нога по полу, другая по краю лестницы; пролеза-ние между рейками лестницы, поставленной на полу боком (закрепить между

стульями или столами).

Вторая половина дня. Пособие: обруч. Движения: пролезание в обруч сверху вниз (ребенок берет обруч в две руки, поднимает его над головой, опускает вниз, пролезая через него, выходит из обруча. Предложить ребенку посмотреть на обруч, когда он вверху, прежде чем пролезть в него)*; вращение обруча на месте вокруг оси*; прокатывание обруча и бег за ним*; ходьба парами, взявшись за руки, по двум дорожкам из обручей, построенным рядом*.

С детьми второго года жизни повторяются движения, выполняемые в сен­тябре.

3-я неделя

Утро. Пособия: дорожки плоскостные, доска обычная, наклонная, ребристая,движения: ходьба с перешагиванием кубиков, расставленных на дорожке*; бег подорожке*; прыжки на двух ногах с продвижением вперед («зайчики») и сирыгие; переползание боком.

Первая половина дня. Пособия: лестница-стремянка, гимнастическая лестница, дорожка плоскостная. Движения: влезание на лестницу приставным шагом. Чтобы вызвать интерес к лазанью, можно на разной высоте лестницы закрепить игрушку (куклу, мишку), предложить ребенку влезть и поздороваться с игрушкой, Другой вариант: перед лестницей положить дорожку, предложить ребенку пройти в ней до лестницы, подняться на несколько ступенек.

Вторая половина дня. Пособие: горка с двумя скатами. Движения: ползание внерх-вниз на четвереньках; бег вверх-вниз*.

4-я неделя

Утро. Пособия: кубики, кегли, дуги, табуреты, вкладные ящики. Движения:

пролезание под дугой, влезание в ящик, вылезание из него, перелезание через,кубики, табуреты. Учить детей ставить на опрокинутый вверх дном ящик табурет, кубик, выполнять ряд движений: взойти на ящик, перешагнуть кубик, сойти с ящика, взойти на ящик, сесть на табурет (кубик), сойти с него; выполнять эти движения с куклой. Первая половина дня. Пособие: мостик-качалка. Движения: перелезание мости; с детьми второго года жизни повторить движения, выполняемые в сентябре. Мостик-качалку целесообразно поставить посередине групповой комнаты как вынужное препятствие. Чтобы привлечь внимание детей, рекомендуем положить рядом или на верху мостика-качалки пособия (мяч, машину, куклу). Вторая половина дня. Пособия: комплексы предметов (дорожки, кубы, дуги), «ложенные по-разному (в ряд сплошной линией или с промежутками). Движение: ходьба по дорожке, перешагивание кубов, подлезание под дугу. Дети ползут на четвереньках по дорожке, пролезают под дугу, встают и идут по кубам. Можно объединить все указанные пособия. Важно, как можно разнообразнее размещать пособия.

Ноябрь. 1-я неделя

Утро. Пособия: шнур, веревка, скакалка, гимнастическая палка, канат Движе­ния: поочередное перешагивание двух-трех шнуров (скакалок, веревок, приподня­тых над полом па высоту 5—10 см); подлезание под два шнура, расположенных параллельно (высота 40 см); ходьба вдоль каната; перешагивание его; перепрыги­вание*; бег по дорожке из двух пособий (ширина 30 см)*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.101 с.)