Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические стандарты и философские ценности
Социальной работы
В практике социальной работы на протяжении всей истории ее развития происходили значительные перемены, однако, социальные работники всегда придерживались определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, как и раньше характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида. Система ценностей социальной работы была сформулирована в процессе ее исторического развития. С изменением исторических условий происходила и трансформация ценностных ориентиров. Вместе с тем, в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа и кто бы ее не осуществлял – общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях (метауровень, макроуровень, мезоуровень и микроуровень) и образуют своеобразную систему, мировоззренческий конструкт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности (М.В. Фирсов). Метауровень ценностей социальной работы выступает как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Данный уровень включает в себя такие универсальные общечеловеческие ценности как: 1. Право на жизнь. Ценность человеческой жизни является основой всей социальной работы в области социальной защиты и поддержки нуждающихся. Право на жизнь является абсолютным и неотъемлемым правом каждого человека не зависимо от его происхождения, социального статуса, расовой принадлежности. Тогда важнейшие ценностные ориентации социальной работы – активная поддержка жизни человека. 2. Свобода. Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человека имеет право на свободный выбор образа жизни, о чем сказано во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. 3. Равенство и недискриминация. Данная ценность отвергает в социальной работе подход к человеку на основе таких признаков как раса, пол, цвет кожи, религиозные или политические убеждения.
4. Справедливость – основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, социальные, экономические. Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам как здравоохранение и образование, социальное обслуживание и социальная защита. 5. Социальная ответственность, т.е. деятельность по оказанию помощи, поддержки, защиты интересов нуждающихся. 6. Обеспечение мира и ненасилие. Так, в документа «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятом в июле 1994 года Международной Федерацией социальных работников (МФСР) в г.Коломбо (Шри-Ланки) в разделе 2 «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» провозглашены следующие принципы: Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности. Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества. Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов. Социальные работники привержены принципам социальной справедливости. Социальный работник обязан использовать систему знаний, умений и навыков для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий. Социальная работа основана на отказе от дискриманации. Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями «Хартии ООН о правах человека» и другими международными конвенциями этой Хартии. Социальная работа основана на принципе защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.
Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему в стране законодательству. Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Социальная работа основана на принципе самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения. Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих граждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства. Отдельные социальные работники принимают оправданные с точки зрения этики решения и придерживаются их независимо от того, выработаны или нет в их ассоциациях коллективные ориентиры и кодексы этики. Макроуровень ценностей социальной работы обосновывает конкретные действия социального работника в пределах своей профессиональной компетентности и определяет его ответственность перед клиентами, коллегами, перед профессией. Так, в документа «Этика социальной работы: принципы и стандарты», в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» основой для которого стал «Международный кодекс этики профессионального социального работника», принятый МФСР в 1976 году выделены 5 групп этических стандартов: 1. Стандарты этического поведения. Общие положения. Данный раздел утверждает следующие требования к поведению социального работника: стремиться понять уникальность каждого человека, и те условия, которые определяют его поведение; социальный работник должен утверждать профессиональные ценности, совершенствовать свои знания, навыки; не переоценивать свои личные и профессиональные возможности; выявлять социальные нужды людей и давать им объяснение; в доходчивой форме разъяснять все свои установки или действия в качестве частного лица, а также в качестве представителя профессиональной ассоциации. 2. Взаимоотношения с клиентами. Основными положениями данного раздела являются то, что интересы клиента для социального работника должны стаять на первом месте; необходимо ценить и уважать личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиента; оказывая помощь клиенту необходимо стремиться к развитию его собственных потенциальных возможностей; необходимо отстаивать право клиентов на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность. Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен: уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации; информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании; получить согласие клиента на печатание, запись разговоров. 3. Взаимоотношения с агентствами и организациями. В данном разделе обращается внимание на следующие этические требования к социальному работнику: работать с теми агентствами и организациями, чья политика и практика направлены на оказание компетентной помощи клиента и поддержку профессиональной социальной работы, не противоречащей этическим принципам МФСР; с ответственностью относиться к целям и задачам агентства, вносить свой вклад в разработку социальной политики, методики социальной работы; ответственно относиться к судьбе клиента; предоставлять профессиональный отчет клиенту об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств, а также самоанализ личной деятельности.
4. Взаимоотношения с коллегами. Здесь выделены такие требования как: относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов; защищайте коллег от несправедливых нападок; уважительно относитесь к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов; способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, добровольцев знаний и навыков с целью взаимного совершенствования. 5. По отношению к профессии: отстаивайте ценности, знания, методологию профессии, вносите вклад в их популяризацию; повышайте профессионализм социальной работы; защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможной, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии; давайте конструктивную критику профессии, ее теории, методов и практики. Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, трактуются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, профессиональной некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение принципа конфиденциальности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, или пожилыми людьми; невнимание к таким актам как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, незаконное ограничение свободы.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте должностные обязанности специалиста по социальной работе. 2.Раскройте содержание основных функций, которые выполняет социальный работник. 3.Перечислите основные требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста по социальной работе, используя подзаконно-нормативные акты, ведомственные документы и литературные источники. 4.Какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной работе? 5.Почему духовно-личностные качества специалиста по социальной работе являются неотъемлемым компонентом его профессиональной деятельности?
6.Охарактеризуйте о международные этические принципы и стандарты социальной работы. 7.На основе каких моральных и нравственных принципов вы будете строить свои отношения с клиентами? с коллегами?
Литература: 1.Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работнику. Серия «Учебные пособия».- Ростов-на-Дону «Феникс»,2001. 2..Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.08.02.00 «Социальная работа». – Мн., МО РБ, 2000 3.Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.-М.: ИНВРА-М, 1998.-Гл.27 4. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басов и др. – М., 2004 5. Социальная работа:теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова –М.: ИНФРА-М, 2001.- Глава Х 6.Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2000.- Глава 2. 7.Социальная работа: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- Глава 2. 8.Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец.- Мн.: ТетраСистемс, 2005 9.Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф.. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ,1998.- Глава 19 10. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2000.- Занятие 2. 11.Этика социальной работы: принципы и стандарты // Сацыяльна-педагаг1чная работа.-1998.-№ 1
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.014 с.) |