Глава 2. Методические аспекты преподавания Чтения хоровых партитур в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Методические аспекты преподавания Чтения хоровых партитур в вузе



2.1. Программные требования по дисциплине «Чтению хоровых партитур»

Курс «Чтение хоровых партитур» является одним из главных предметов специального цикла на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных Вузов.

Методика организации занятий по чтению хоровых партитур, их содержание, особенности структуры, многообразие видов деятельности. Принципы составления индивидуальных планов с учетом степени владения учеником навыками игры на фортепиано. Воспроизведение звучания хоровой партитуры в фортепианном изложении ставит перед учащимся следующие задачи:

1) Умение отразить в фортепианном изложении все компоненты хорового сочинения в смысле освоения мелодико-ритмического, гармонического и полифонического содержания в предусмотренном темпе с соблюдением нюансировки;

2) Умение выразить в своем исполнении художественное содержание и характер тематики хорового сочинения.

Важное значение при исполнении хоровых партитур на фортепиано имеет педализация (особенно при игре произведений без сопровождения). Хоровую партитуру надо исполнять на фортепиано «по-хоровому», т.е. соблюдая необходимые для певцов цезуры, возобновляя в положенных местах дыхание; звучание басового голоса должно преобладать. Особенно важна вокальная связность звука. Непрерывность должна осуществляться в пальцевом легато при минимуме педализации, путем быстрого «перехватывания» аккордов и задерживания на клавиатуре хотя бы одного пальца предыдущего созвучия. Отрывать всю руку от клавиатуры рекомендуется при наступлении цезур. Большого умения, терпения, чуткости требует поиск правильного тембрального оттенка при игре на фортепиано произведений (как народных, так и авторских).

Пример: Развитие навыков пения голосов с одновременным исполнением партитуры на фортепиано, пение без сопровождения с тактированием, переход с одного голоса на другой, развитие «внутреннего слуха».

Задачи дирижера-хоровика ограничиваются не только освоением произведений для хора без сопровождения, но и развернутых, масштабных сочинений для хора и симфонического оркестра.

Методы транспонирования хоровых партитур: начальный - на увеличенную приму, более сложный - интервальный, тональный, ключевой.

Не следует умалять значение ключей «До», ибо знание этих ключей облегчает способ транспонирования и способствует ориентации ученика в области оркестровых партитур (кантата, оратория, оперные сцены). Приобрести навыки в чтении различных ключей помогут хоровые сочинения Палестрины, Обрехта, Лассо, Баха и др.

Для приобретения беглости в чтении хоровых партитур различного вида ученик (студент) почаще должен самостоятельно заниматься чтением с листа, используя для этой цели существующие хрестоматии, пособия и различные сборники хоровых произведений.

В индивидуальные планы следует включать хоровые сочинения композиторов-классиков, народные песни, современная музыка, произведения в ключах «До».

Практические задания и вопросы:

1. Составить индивидуальный план по чтению хоровых партитур для студента консерватории в двух вариантах: для хорошо владеющего фортепиано и для слабо владеющего фортепиано.

2. Представить методическую разработку урока по чтению хоровых партитур для студента консерватории.

3. Какова роль педализации при игре хоровых партитур без сопровождения?

4. Расскажите о способах транспонирования в ключах «До».

5. Как следует исполнять многострочную партитуру на фортепиано (способы облегчения)?

Литература для изучения:

1. Андреева, Л., Попов В. «Хрестоматия по чтению хоровых партитур», Вып. 1-3. - М., 1968-1977.

2. Полтавцев, И., Светозарова М. «Курс чтения хоровых партитур», - М., 1964.

3. Тевлин, Б. «Хрестоматия по чтению хоровых партитур». М., 1983.

4. «Хоровая музыка эпохи Возрождения». - М., 1988.

5. «Хоровая миниатюра». - М., 1987. Вып. 1-11.

На индивидуальных занятиях преподаватель знакомит студентов с целью, задачами и содержанием курса. Основной акцент делается на этапы самостоятельной работы.

Первый этап связан с самообразованием, самоконтролем и выработкой умения пользоваться отобранной информацией для выполнения домашних заданий, второй- с достижением творческо-исполнительских задач, направленных на качественную подготовку всей программы, запланированной на семестр.

Обучение предваряется составлением индивидуального плана, который отражает программные требования, учитывает особенности музыкальной и общей подготовленности студента. Рекомендуется репертуар дифференцировать по степени сложности: для студентов имеющих специальную дирижёрско-хоровую подготовку и начинающих.

Основу репертуара должны составлять произведения композиторов для исполнения народным хором (ансамблем), хоровые сочинения русских и зарубежных композиторов для академических составов, этнографический материал (расшифровки записей народных песен), а также обработки и переложения для различных вокально-хоровых составов.

Приступая к изучению разделов и тем курса студенту необходимо уяснить широкий круг вопросов хорового письма и исполнительства. Одни, связанные с особенностями хоровых партитур (строение партитуры, специфика записи музыкального и литературного текста, виды партитур и фактура их изложения, партитурные обозначения и условные знаки, принятые при их записи, а также разные виды чтения партитур) являются основополагающими. Другие - закладываются в виде исходных позиций (всесторонний анализ, удобное и рациональное распределение аппликатуры, выработка кантилены и певучести ведения звука в разных голосах, приёмы использования педали и др.), которые доводятся до высокого уровня.

В начале изучения курса рекомендуются произведения, написанные в медленных и умеренных темпах, с несложной хоровой фактурой. В дальнейшем программный материал усложняется, изучаются произведения со смешанной и полифонической фактурой, а народные песни-с развитой подголосочной полифонией.

Подготовка заданий включает:

- правильную посадку перед инструментом;

- устранение скованности и напряжённости рук (пальцев), плеч и всего корпуса;

- приёмы разнообразного звукоизвлечения разной насыщенности, разного характера, различного тембра, оттенков и т.п.;

- целесообразность и экономичность инструментальных движений кисти и пальцев над клавиатурой;

- игра обеих рук должна быть точно согласованной во времени;

- приобретение навыка ориентироваться на клавиатуре, не глядя на неё;

- приёмы использования педали; специфика исполнения партитур в сопровождении баяна.

Формирование умений анализировать музыкальный и поэтический текст должен проходить на основе музыкально-теоретических знаний, а также знаний в области хороведения, хорового класса, постановки голоса и других дисциплин специализации. Исполнительский анализ - обобщать все элементы анализа и выстроить их в единую исполнительскую концепцию.

Сольфеджирование, пение со словами голосов в партитурах народных песен принадлежащих различным певческим стилям, должно производиться в народной манере со всеми специфическими приёмами исполнительства (глиссандирование, гукания, сбросы и т.п.). Интонирование аккордовых и интервальных сочетаний (по вертикали) необходимо для усвоения гармонического звучания партитуры.

Транспонирование на заданный интервал лучше всего начинать на увеличенную приму, т.е. путём мысленной замены ключевых и случайных знаков, постепенно усложняя задания.

Для чтения с листа партитур с инструментальным сопровождением рекомендуется включать несложные в техническом отношении произведения, чтобы студент научился выявлять самое существенное особенно в партитурах, в которых основная мелодическая линия нередко исполняется средними или низкими голосами.

Структура каждого индивидуального занятия должно состоять из следующих компонентов:

-анализ хоровой партитуры по предлагаемому плану;

-краткий анализ задач, возникающих при её чтении на фортепиано;

-сольфеджирование и пение с текстом каждого голоса, пение аккордовых сочетаний;

-транспонирование на заданный интервал;

-иллюстрация закреплённых навыков на уроке и при выполнении домашнего задания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.014 с.)