Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории конечного и бесконечного ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Категории конечного и бесконечного являются предельно общими, тесно связанными с такими философскими категориями, как материя, движение, развитие, пространство, время, познание и т.д.
Основные положения 1. Что конечно и что бесконечно. Точка зрения материализма: конечны все конкретные вещи, явления, процессы. Бесконечен материальный мир, движение, развитие. Два аспекта бесконечности: бесконечность в пространстве и во времени. Идеализм: бесконечно только духовное. Это противоречит действительности, где духовное ограничено и детерминировано материальным. Обойти это обстоятельство можно лишь исказив смысл бесконечности, абсолютизировав како-то из ее аспектов, чтобы уместить бесконечность на прокрустовом ложе духовной субстанции. 2. Где источник идей конечного и бесконечного. Материалисты считают, что источником этих идей является сам материальный мир, что эти идеи, возникая в сознании человека, опосредованны опытом. Объективные идеалисты считают, что человеческий опыт имеет дело только с конечным, а идея бесконечности возникает в сознании или сама по себе или при участии внешних духовных сущностей, например – Бога. Субъективные идеалисты считают, что идея бесконечности – всего лишь игра воображения. 3. Познаваемость конечного и бесконечного Материалисты считают познаваемыми и конечное и бесконечное. Правда они говорят о познаваемости в принципе, в то время как человек не может познать бесконечного полностью. Идеалисты считают бесконечность непостижимой, недоступной для познанаия.
Категории конечного и бесконечного в истории философии Категории конечного и бесконечного появляются в представлениях человека о пространстве, времени и количестве. Способность оценивать промежутки пространства и времени не является врожденной, она закладывается и развивается в практической деятельности. Первобытный человек, в силу ограниченности практики, не мог адекватно отразить пространственную или временную удаленность вещей и событий. Он не только не мог мыслить бесконечность, он, вероятно, даже не подозревал, что нечто может быть бесконечным. С развитием практической деятельности человека, с расширением сферы опыта, рождалось понимание того, что наряду с объектами, ограниченность которых устанавливалась непосредственным наблюдением, существуют и такие объекты, относительно которых это сделать не удается. Человек пришел к необходимости выработать понятия, фиксирующие это различие.
Различая конечное и бесконечное, люди, тем не менее, еще долго не могли осознать противоположность между ними. В их мышлении неограниченное, скорее всего, отождествлялось очень большим конечным. (Мифология) Противоположность между конечным и бесконечным впервые четко обозначена у Анаксимандра в учении об апейроне. Бесконечное у Анаксимандра выступает как всеобщий субстрат, из которого рождаются и в который вновь обращаются все предметы. Анаксимандр высказал ряд замечательных догадок о диалектической природе бесконечного, о связи бесконечного и конечного, о бесконечном «круговращении» материи и смене миров во времени. Античные философы часто субстанциализировали бесконечное, считали, что оно существует отдельно от конечного и, при этом – противоположно конечному («чистое бытие» элеатов, «мир идей» у Платона). Но наряду с субстанциальной, качественной бесконечностью, формировались и представления о количественной бесконечности, бесконечности как особого рода величине. Появились понятия бесконечно большого и бесконечно малого. Апории Зенона. Аристотель ввел понятия о потенциальной и актуальной бесконечности. В средние века категории конечного и бесконечного работают в проблеме сущности Бога (Бог бесконечно мудрый, бесконечно могущественный – всесовершенный), в онтологическом доказательстве Бога. Превращая бесконечность в атрибут Бога, философы средневековья усматривают в ней высшую степень совершенства. Ансельм и Августин, по сути повторяют ошибку Зенона. Количественная трактовка бесконечности в средние века уступила место представлению о бесконечности, как об особой качественной характеристике божественной сущности. Бесконечность имела исключительно божественную природу, ни один элемент мира ни мир в целом свойством бесконечности не обладал. В эпоху Возрождения возникает идея тождества конечного и бесконечного, совпадения мира и Бога (Н.Кузанский). Правда это тождество определялось абстрактно (количественно) и плохо согласовалось с чувственным опытом.
Новое время. Исчисление бесконечно малых величин в математике. Преодоление боязни бесконечности в количестве. Включение понятия бесконечности в категориальный аппарат математики и естествознания. В философии происходит поворот от онтологического к гносеологическому аспекту категории бесконечного. На первый план выступают вопросы, касающиеся познаваемости бесконечного мира. В ходе анализа этих вопросов, существование актуальной бесконечности, считавшееся раньше «высшим» ее видом, подвергается сомнению. Потенциальную бесконечность многие философы начинают истолковывать в субъективистском духе, как понятие, отражающее не столько свойства объективной реальности, сколько свойства нашего мышления. Апогеем сомнений в объективном содержании категории бесконечности являются взгляды Канта. Кант доводит проблему конечного и бесконечного до неразрешимого, на его взгляд, для человеческого разума парадокса. Гегель блестяще справляется с антиномией Канта, предлагая в качестве решения идею истинной и дурной бесконечности. Бесконечность, противопоставленная конечному невозможна, пуста, не имеет смысла, «дурная». Истинная бесконечность не есть пустота, она включает в себя конечное, состоит из него. Современные взгляды на проблему конечного и бесконечного. Неопозитивизм. Анализ математических определений конечного и бесконечного. Через эти категории специфически выражается природа человеческого мышления, которое, с одной стороны, нуждается в ограничении предмета мысли, с другой стороны – в неограниченной свободе создания мыслительных образов. Другая тенденция представлена в рамках неотомизма и экзистенциализма. Бесконечность мистифицируется и противопоставляется конечному. Бесконечности приписывается сверхприродное, трансцендентальное значение. Сторонники обеих тенденций едины в одном: в отказе от исследования объективной диалектики конечного и бесконечного, в скептическом отношении к возможностям рационального философского анализа проблемы. Диалектический материализм. Бесконечное и конечное – противоположные, но одинаково необходимые определения бытия. Категория конечного выражает наличие границ у отдельных, чувственно данных предметов. Категория бесконечного выражает относительность всякой границы, также чувственно данную. Ограниченность и неограниченность – смысловое ядро проблемы, которое так или иначе сохраняется во всех концептуальных схемах, раскрывающих содержание категорий конечного и бесконечного.
Содержание категорий конечного и бесконечного.
Конечное и бесконечное, как и любые другие категории имеют эмпирические корни. Любой предмет, фрагмент действительности мы воспринимаем двояко: как нечто отдельное, самодостаточное (конечное) и соотнесенное с другими предметами и явлениями (бесконечное). Конечное и бесконечное выступают одинаково необходимыми определениями бытия. Бесконечное не может существовать вне конечного. Пустая бесконечность не дана нам в опыте, непредставима и логически невозможна. Если бесконечность существует отдельно от конечного, то она им ограничена, то есть не бесконечна. Бесконечность есть все конечное.
Категория бесконечного, в силу своего предельного характера, не может быть определена традиционным в науке способом. Мы вынуждены, определяя бесконечность, противопоставлять ее конечному, ибо больше ее не от чего отличить. В этом противопоставлении мы абстрагируемся от содержания бесконечного, что и порождает ту самую иллюзию «пустоты». Но то, что мы можем сделать с понятием, мы не можем сделать с реальностью. Реальная бесконечность абсолютно полна и конкретна, благодаря конечному. Смысл категории конечного, в отличие от категории бесконечного, представляется нам совершенно очевидным: конечна любая вещь, любое явление. Однако это такая же иллюзия, как и пустая бесконечность. Конечное никогда не дано нам в опыте и не мыслимо, как существующее само по себе, ничем не окруженное. Кроме того, всякая конечная в нашем понимании вещь бесконечна в отношении своих свойств, составных частей и связей с другими вещами. Конечное есть непосредственная форма бесконечного. Некоторые распространенные ошибки в понимании природы бесконечного. 1. Бесконечность мыслится как непрерывность, как бесконечный ряд конечных вещей, как простая их сумма. Конечное, в данном случае, является только частью бесконечного. На самом деле, отношение конечного и бесконечного нельзя рассматривать как отношение целого к части. Немыслимо нечто конечное, которое бы ничто не окружало и точно также немыслимо бесконечное, которое не состояло бы из конечных элементов.
но эти уникальные явления не нарушают универсальных закономерных связей, а являются как бы частным их проявлением. Так, каждая революционная ситуация возникает в уникальных исторических обстоятельствах (специфические культурные традиции, уровень развития государства в целом, личностные качества лидеров и т.п.) В итоге сценарий революционного переворота - неповторимый, но в основе любой революции лежат противоречия между господствующим и подчиненным классами в обществе, а они имеют универсальный характер.
Конкретно-всеобщая теория развития. Единый закономерный мировой процесс
Конкретно-всеобщая теория развития, как уже было сказано ранее, изучает основные закономерности прогресса как основной тенденции происходящих в мире изменений, особенности перехода от низшего к высшему. В наиболее общих чертах конкретно-всеобщая теория развития, в частности, идея единого закономерного мирового процесса развития, была изложена Энгельсом в «Диалектике природы». В «романтическом» виде эта идея присутствует в работах русских философов-космистов (Вернадский) Затем – в диалектическом материализме (российском, советстком) эта теория была проработана детально. Сейчас эта теория перестала быть исключительно философской теорией. Её положения используются в физике, в биологии, во всех естественных науках. Здесь также есть основные законы. Их 2 – 1-закон аккумулятивного характера развития, 2-закон конвергентного характера развития.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.016 с.) |