Место окказиональных слов в содержании школьного курса русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место окказиональных слов в содержании школьного курса русского языка



Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. По подсчетам современных лингвистов, около 90% слов нашего языка являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов прошли «словообразовательный круг» в языке и имеют в своем составе словообразовательные морфемы, которые придают словам разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки. Секрет изобразительной силы русского словообразования состоит в том, что оно отличается исключительной стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов создаются словообразовательные варианты, которые получают определенную функционально-стилистическую закрепленность. Те или иные словообразовательные модели оказываются более продуктивными в определенных стилях речи: потребовать – востребовать; работник – работяга и т.п.

Одним из излюбленных художественных приемов, к которому довольно часто прибегали и прибегают писатели, является словотворчество. Этот прием основан на словообразовательных возможностях русского языка. Окказионализмы (лат. «случайный») создаются по известным словообразовательным моделям. В этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством.

В каждый из периодов развития русского литературного языка лексическая система пополнялась окказионализмами, большинство их так и осталось чертой стиля того или иного писателя, принадлежностью художественной ткани произведения литературы, а часть вошла в активный словарный состав и перестала осмысливаться в последующие эпохи как индивидуально-авторские слова. Например, В. Маяковский очень часто использовал в своих произведениях новообразования (по подсчетам исследователей, около 2840 новообразований): звонконогий, извыться, адище, любеночек, громадье и мн. др. (Ср.: в разговорной речи – планов громадье).

К словотворчеству часто обращаются писатели-фантасты, создавая образ иной реальности, описывая несуществующие в действительности предметы и явления.

Окказионализмы развивают у читателя этимологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникнуть во внутреннюю форму слова.

Таким образом, значимость знаний о возможностях русской словообразовательной системы высока, поскольку ей присуще удивительное разнообразие и богатство, с учетом этого работа по изучению словообразовательных возможностей русского языка и особенностей функционирования изобразительных приемов должна систематически проводиться на уроках русского языка.

В 5-6 классах продолжается, а в 6-ом классе завершается системное изучение морфемики и словообразования. Строение слова изучалось школьниками в начальной школе, поэтому при повторении этого раздела и рассмотрении новых тем в 5 классе требуется обобщение и систематизация знаний. Пятиклассники углубляют знания о структурных элементах слова (морфемах), об их расположении в слове, о словообразовательном значении частей слова, о родственных связях слов. В 6 классе закрепляются знания о составе слова, но основное внимание уделяется изучению способов образования слов в русском языке (школьники знакомятся с морфологическими (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением основ и др.) способами и частично – морфолого-синтаксическим (субстантивация – переход в существительные) – в школьной терминологии: переход из одной части речи в другую).

В 10 классе сведения о морфемике и словообразовании, полученные в 5-6 классах, систематизируются и углубляются. В частности, имеет смысл расширить представления старшеклассников об изобразительно-выразительных возможностях системы русского словообразования. К примеру, можно предложить более глубокое рассмотрение темы: «Суффиксы оценки», при освоении которой учащиеся должны получить знания о формальном выражении субъективной оценки с помощью суффиксов; уметь узнавать суффиксы оценки в словах; объяснять, какую именно оценку передают с помощью них писатели; образовывать с помощью суффиксов -енн-, -еньк-, -оньк-, -ущ- (-ющ-), -оват-, -юсеньк-, -охоньк- прилагательные со значением оценки с точки зрения говорящего и др.

Важно при изучении словообразования на уроках русского языка устанавливать внутрипредметные связи с разделом «Лексика» посредством развития умений учащихся объяснять лексическое значение производных слов на основе учета значения исходной единицы (производящей основы) и значения прибавляемой к ней словообразовательной морфемы. Внутрипредметные связи с разделом «Фонетика» должны учитываться также: ученики знакомятся с чередованием гласных и согласных звуков при присоединении морфем к исходной единице (например, заг а р от заг о реть: а // о; пе к арь от пе ч ь: к // ч) или случаями отсечения конечных звуков основы исходного слова (например, вербов- щик от вербова- ть – отсечена часть суффикса; нош ени е от нос и ть – отсечен суффикс -и-).

Эти сведения важны и в 10 классе, поскольку на их основе вырабатывается умение осуществлять словообразовательный разбор и толковать лексическое значение производных слов.

Особо значима с точки зрения темы дипломной работы, на наш взгляд, работа в 10 классе над темой «Словотворчество», которая позволяет не только расширить знания школьников о возможностях словообразовательной системы русского языка, но и создать условия для работы с художественным текстом, проявиться творческому началу личности старшеклассника. Данной задаче должен подчиняться отбор текстов на уроке (в частности, следует использовать фрагменты из текстов классических произведений XIX и XX вв., изучаемых в курсе литературы). На данном уроке учитель знакомит с индивидуально-авторскими образованиями (углубляется понятие окказионализмы) и их стилистической ролью в художественном тексте.

Предлагаем методическое обоснование упражнений по данному вопросу. При выполнении упражнений 1-7 в рамках изучения темы «Словотворчество» учитель должен познакомить школьников 10 класса с теоретическим и практическим материалом по следующим вопросам:

Словотворчество. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Упражнение 1. Материал для наблюдения. Прочитайте фрагмент из стихотворения С. Есенина. Найдите слово, придуманное автором (вы не встречали его вне этого текста). Как вы догадались, что оно обозначает?

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Словотворчество – художественное средство создания писателями новых слов, основанное на словообразовательных возможностях русского языка.

Для наблюдения учащимся предлагается прочесть четверостишие С. Есенина и найти в нем авторское слово (кленёночек). Вместе с учителем школьники размышляют о его значении, приводят ассоциативные аналогии (телёночек, жеребёночек, котёночек и под.), объясняя, как они поняли смысл стихотворного отрывка.

Опираясь на понятие словотворчества, приведенное в рамке, учитель объясняет школьникам, почему в русском языке могут появляться авторские слова: русское словообразование богатством своих моделей предоставляет возможности для создания новых слов.

Упражнение 2. Прочитайте стихотворение Алана Милна. Найдите однокоренные слова и назовите слово, придуманное автором стихотворения.

А если б, как медведь,

Я мехом весь оброс -

Hе стал бы я смотреть

Hа снег и на мороз!

Морозно или вьюжно,

Метельно или снежно -

Тревожиться не нужно,

Kогда одет медвежно!

Я ходил бы в большом меховом башлыке,

В меховых рукавицах (на каждой руке),

И в большом меховом пиджаке (на боках),

И в больших меховых сапогах (на ногах).

Меховым одеялом укрыт с головой,

Всю бы зиму в постели я спал меховой! (А. Милн.«Меховой медведь»).

Упражнение 3. В чем особенность данного стихотворения из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»? Разберите предложения по членам, а каждое слово – по составу и как часть речи. О чем говорится в этом отрывке?

Сверкалось… Стойкие сюды

Волчилисьу развел.

Дрожжали в лужасегрозды,

И крюк засвиревел.

Упражнение 3, содержащее стихотворный отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», предполагает творческую работу школьников с незнакомыми словами. Ученики должны разобрать предложения по членам, а каждое слово – по составу и как часть речи; затем объяснить, как они поняли содержание четверостишия. После ответов учеников зачитывается текст упражнения 4 (отрывок из сказки, в котором ее герои сами разбирают содержание странных стихов).

Упражнение 4. Прочитайте отрывок из сказки Л. Кэрролла, в котором ее герои сами объясняют, как они поняли содержание странных стихов. Сравните с собственным толкованием. Можно ли определить, к какой части речи относится авторское слово. Как именно?

- Для начала вполне достаточно, - перебил ее Шалтай-Болтай. – Тут и так полно трудных слов. «Сверкалось» - значит, что уже рассвело, скоро обед, но в то же время уже немного смеркалось.

- Понятно, - сказала Алиса. – А что значит «скойкие»?

- Ну, это просто. «Скойкие» - значит «бойкие и скользкие». «Бойкие» - это все равно что «стойкие». Понимаешь, это как вешалка в прихожей: на одно слово повесились сразу два смысла.

- Теперь ясно, - задумчиво ответила Алиса. – А что значит «сюды»?

- «Сюды» - они вроде бурундуков… и еще вроде ящериц… и еще они похожи на открывалки для бутылок…

- А что такое «волчиться»?

- «Волчиться» - значит «кружиться волчком и волочиться по земле».

- А «развелы» - это, наверное, цветы. Они растут у солнечных часов, - сказала Алиса, сама поражаясь собственной догадливости.

- Естественно. Они называются «развелами», потому что их там слишком много развелось. Особенно слева и справа от часов… Ну, «дрожжали» - это «дрожали, визжали и в то же время пухли, как дрожжи»… В «лужасе» - это, конечно, «в луже и в ужасе». Что касается «гроздов», то это маленькие, робкие птички, перья у них стоят торчком, и вообще грозд похож на живой веник.

- Так, а «крюх»? – спросила Алиса.

- «Крюх» - это своего рода зеленый боров. А вот насчет «и» я не очень уверен. Наверно, это сокращенное «вдали от родного дома»: в том смысле, что крюх заблудился.

- А «засвиреветь»?

- «Засвиреветь» - это что-то среднее между «засвирестеть, как свирель» и «свирепо зареветь» и при этом чихнуть где-то посредине…

(перевод Б. Заходера)

Упражнение 5. Прочитайте предложения. Укажите в них авторские слова, разберите их по составу.

Окказионализм(от лат. occasionalis «случайный») – авторское слово, созданное по существующей в русском языке словообразовательной модели. Например, «Захочет покоя уставший слон – царственный ляжет в опожаренном песке». (В. Маяковский).

1. Небо вокруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на белую кипень цветов трепетно-дымным, голубым светопадом. (Е. И. Носов). 2. Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотой. (С. А. Есенин). 3. Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовешь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин).

4. Вы понимаете, что значит

Просолнеченная капель? -

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель. (И. Северянин).

5. Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь. (С. А. Есенин).

Это упражнение нацелено на закрепление школьниками полученной информации об окказионализмах. Учащиеся читают примеры из разных произведений, отыскивают в предложениях авторские слова, разбирают их по составу под контролем учителя. Объясняют свое понимание значения окказионализмов в контексте. Параллельно учителю следует обсуждать с учениками стилистические функции таких слов в художественном тексте.

Упражнение 6. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Маяковского. Найдите в них авторские слова, каков их морфемный состав?

1. Граждане,

у меня

огромная радость.

Разулыбьте сочувственные лица.

2. Захочет покоя уставший слон –

царственный ляжет в опожаренном песке.

3. Вот и вечер

в ночную жуть

ушел от окон,

хмурый,

декабрый.

4. Мир огрóмив мощью голоса,

иду – красивый,

двадцатидвухлетний.

5. Будет любовь или нет?

Какая –

большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любеночек.

6. В стеклах дождинки серые

свылись,

гримасу громадили,

как будто воют химеры

Собора Парижской Богоматери.

7. А ночь по комнате тинится и тинится, -

из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.

В предложениях упражнения 6 по текстам стихотворных произведений В. Маяковского старшеклассники находят авторские слова, объясняют их морфемный состав.

Упражнение 7. Прочитайте отрывок. Объясните морфемное строение авторских слов. Создайте свое небольшое сочинение-описание о самом интересном, необычном зимнем впечатлении, используя собственные авторские слова, создающие слуховые, обонятельные и осязательные образы.

Солнце блещет ослепительно; снег на крыше – глазастый алмазик; присвистнет метелица; и взлетят снегометы; снегометы бело и неяро летят переносными стаями; легколистная снегопись серебреет на окнах. (А. Белый)

Выполняя это упражнение, учащиеся продолжают наблюдать за морфемным строением авторских слов. Данное упражнение предполагает работу по развитию связной речи учащихся. Кроме того, школьникам можно предложить создать свое небольшое сочинение-описание (по аналогии с текстом А. Белого) о самом интересном, необычном зимнем впечатлении, используя собственные авторские слова, создающие слуховые, обонятельные и осязательные образы.

Таким образом, данная тема логично позволяет повторить со школьниками морфемику слова и закрепить изученные ими способы образования слов в русском языке. Обращение к художественным текстам как дидактическому средству, наблюдение за словотворчеством писателей, анализ смысловой стороны предлагаемых в упражнениях отрывков текстов через объяснение строения слов приобщает учеников к богатствам родного языка, дает возможность проявить свой собственный творческий потенциал, что повышает мотивацию учения.

3.2 Методические приемы изучения экспрессивных возможностей русского словообразования в системе обучения русскому языку в старших классах

Для закрепления материала предлагаем разработанный урок русского языка в 10 классе.

Обучающая цель: познакомить учащихся с понятием «окказионализмы»,помочь учащимся осознать смысл словотворчества; развивать умение работать с информационным текстом.

Развивающая цель: развивать критическое мышление: умение анализировать, классифицировать, систематизировать; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Воспитательная цель: воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения, оценки; развивать умение строить диалог в ходе парной и групповой работы.

Формы работы: парная, групповая, коллективная.

Методы и приёмы работы: методы создания проблемной ситуации, мозгового штурма, составления кластера; приёмы инсерта, работы с таблицей, аналитического чтения текста, беседы, заполнения диагностической карты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Стадия вызова

Задача – актуализировать и систематизировать опорные знания учащихся по теме урока, активизировать их индивидуальный опыт.

1) Создание учителем проблемной ситуации

– В далёком от нас VIII веке Александр Радищев писал: «Ничто для нас столь обыкновенно, столь просто кажется, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесённому вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно». Скажите откровенно: часто вы следуете совету внять и удивиться «произнесённому вами слову»? Давайте проверим это.

– Прочитайте четверостишие (заранее записано на доске):

Варкалось. Хливкиешорьки

Пырялись по нове.

Хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

– Я вижу, вы улыбаетесь. Что вызвало у вас улыбку? Чем удивительны эти слова? Что вы себе представили? Почему? (Используются знакомые грамматические формы: существительные (шорьки, зелюки, мюмзики и др.), прилагательное (хливкие), глаголы (варкалось, хрюкотали).Звуковые ассоциации также вызывают определённые образы.)

– Перед вами пример словотворчества известного английского писателя Льюиса Кэрролла. Вы тоже можете попробовать себя в роли творцов слова. Образуйте новые слова от выделенного в тексте. (Возможные варианты: 1) существительное, обозначающее действие (хрюкотание); 2) прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию» (хрюкотливый); 3) прилагательное со значением высшего качества (хрюкотливый-прехрюкотливый); 4) существительное – название лица по его действию (хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).

– Легко ли образовывать собственные слова? Ответ обоснуйте.

– Каждый из вас образовал новое слово, которого нет в словаре. Как называется такое слово? (Авторский неологизм.) Что вам известно об авторских неологизмах?

2) Мозговой штурм

– Отвечая на этот вопрос, работайте в паре или в группе (4 человека). Вместе в ходе обсуждения заполните колонку «Знаю» в таблице. Записывайте всё, что вспомните, сомнительное помечайте знаком вопроса.

Знаю Хочу узнать Узнал(а) Вызывает сомнение Хочу спросить
         

Возможный вариант: Неологизмы – новые слова.
Появляются в языке вместе с новыми явлениями жизни, предметами.
Могут быть авторскими, то есть придуманы конкретными людьми.

3) Составление кластера

– А теперь давайте составим кластер. Напоминаю вам, что кластер – графический систематизатор, показывающий различные связи между объектами или явлениями. В центре листа запишем слово, определяющее тему нашего урока. Вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Продолжайте работать в паре или в группе. Принимайте любые варианты, но сомнительные по-прежнему выделяйте знаком вопроса.

III. Стадия осмысления

Задача – познакомить с новой информацией по теме урока.

1) Анализ кластера и заполнение таблицы

– Проанализируйте получившийся кластер и заполните колонку «Хочу узнать». Возможный вариант: Что такое «окказионализмы»? Как авторы придумывают свои слова? Почему эти слова, как правило, не входят в словарный состав языка?

2) Чтение и анализ текста

– Прочитайте текст, делая пометки карандашом (приём инсерта): «V» – «знаю»; «+» - «новое»; «!» - «сомневаюсь»; «?» - возникает вопрос». После прочтения текста заполните колонки «Узнал(а)», «Вызывает сомнение», «Хочу спросить».

Окказионализмы (от лат. occasio – случай) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например, В. Маяковский любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь, гросбухнем, бродвеище и др.). Авторские неологизмы можно найти почти у всех классиков русской литературы: широкошумные дубровы (А. Пушкин), звучно-мерные шаги (М. Лермонтов), громокипящий кубок (Ф. Тютчев), удилозакусный (И. Тургенев), светлозмейный (А. Блок), стихокрад (М. Горький), свежеобруганный (Л. Леонов), березь, цветь (С. Есенин), звонкокопытый (А. Фадеев), будетелянин (В. Хлебников). Поэт Василий Каменский написал целое стихотворение… из одного слова: «Рекачкачайка».

Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Впрочем, по признанию лексикографов, «в момент появления» слова (словосочетания) порой трудно сразу же найти надежные критерии для ответа на вопрос: какое слово (значение, сочетание слов) возникло – общеязыковое или разового употребления? Вот некоторые примеры. Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно «вступило в свои права», часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (22-е изд. М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Характерным примером извлечения из «запасников» ранее созданных слов может быть сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 г. (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор (примерно с 1985 г.) это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 г.

Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф. М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).

Возможный вариант: Узнал(а): Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют.
Используются в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности. Обычно не становятся достоянием общего языка, так как выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте. Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход.

Вызывает сомнение: Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат? Есть ли смысл в таком словообразовании, как «р екачкачайка»?

Хочу спросить: Кто из современных нам поэтов, писателей создаёт окказионализмы?

IV. Стадия рефлексии

Задача провести рефлексивный анализ деятельности учащихся на уроке, определить их позицию по отношению к процессу словотворчества.

1) Возвращение к кластеру

– После работы с текстом и заполнения таблицы предлагаю дополнить составленный вами кластер новыми связями.

Возможный вариант: cм. приложение 2.

2) Беседа с классом

– Обратимся к самой интересной части таблицы. Что же вызвало у вас сомнения, и какие вопросы вы хотели бы обсудить после работы с текстом?

– Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?

Оля П.: Я думаю, окказионализмы придают своеобразие авторскому стилю. Поэтому они нужны.

Дима Ф.: О необходимости окказионализмов свидетельствует, на мой взгляд, тот факт, что некоторые из них всё же закрепляются в языке и пополняют его состав.

Андрей Т.: А я по-прежнему сомневаюсь в том, нужны ли такие слова, как «стихачество, пианинить, легендарь». Всем им у нас есть в языке аналоги. Лично мне эти слова не нравятся.

– Есть ли смысл в таком словообразовании, как «рекачкачайка»?

Аня Г.: Это слово даже выговорить трудно. Вряд ли оно могло прижиться в языке. Но, по-моему, это очень интересный образ: лодка, качающаяся на волнах, и кружащаяся над ней чайка.

– Занимаются ли поэты, писатели словотворчеством в наше время? (Ответ на вопрос вызвал затруднения у учащихся.)

Учитель: У поэта с мировой известностью из небольшого города Зимы Евгения Евтушенко есть строки, которые просто невозможно обойти вниманием:

Ангара моя, Ангарушка,

Ты куда бежишь? Постой!

Я стою, бледней огарочка,

Над твоею синетой.

– Какие слова в этом четверостишии являются окказионализмами? Каким однокоренным словом можно было бы заменить слово «синета»? Почему Евтушенко придумывает свои слова? Какие они? Почему они так звучат? Почему ими никто не пользуется?

– Я тоже пишу стихи, и могу сказать, что иногда окказионализмы рождаются совсем неожиданно, случайно. Ну а что получается – судить вам.

Осень

Вот и осень – невеста печальная.

Тихо плачет от грусти она:

Разноцветилось платье венчальное,

А хотела – из белого льна.

А хотела – фату небесную

И зелёную ленту в косу,

И чтоб в пору её невестную

Согревало солнце росу.

Но завесилось небо тучами,

Ветер в чащах лесов зарыдал,

И дыханием холода скрученный,

Закружил листвяной карнавал.

И с тех пор невеста печальная.

Тихо плачет от грусти она:

Разноцветилось платье венчальное,

А хотела – из белого льна.

– Какие окказионализмы вы заметили в стихотворении?

– Как вы считаете, словотворчество – это хорошо или плохо? Почему?

– К сожалению, порой окказионализмы превращаются в искусственные штампованные словечки-однодневки. Но лично я уверена: стремление человека к яркому, свежему, неповторимому слову обязательно приводит его к творчеству.

3. Заполнение диагностической карты (выдаётся каждому учащемуся)

1. Всё ли было вам понятно на уроке? Что всё-таки требует разъяснения?_______________________________________________________

2. Что вы считаете результатом своей работы? _____________________

3. Оцените свою работу на уроке. Изменилось ли что-нибудь у вас по сравнению с другими уроками? (Если да, то что именно.)_________ ________

4. Закончите предложение.

Процесс словообразовательного творчества для меня возможен, невозможен (нужное подчеркнуть), потому что _________________________

5. Подчеркните окказионализмы.

1. Одиночила в комнате девушка

Взволновали её звуки флейты…

2. Художники! Бойтесь «мещанок».

Они обездарят ваш дар.

3. Я еду в серебряноспицной коляске.

4. Все звёзды мира, все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты. (И. Северянин)

V. Домашнее задание

– Предлагаю вам задания на выбор:

1. Творческое задание: написать небольшое рассуждение на тему: «Почему мне легко (трудно) образовывать собственные слова?»; если это возможно, в сочинение включить примеры собственных окказионализмов, дать им толкование, объяснить, каким способом они образованы;

2. Поисковое задание: найти примеры использования окказионализмов в художественной литературе, в том числе в современной литературе родного края.

Итак, приведенный вариант урока раскрывает возможности ознакомления старших школьников со способами образования окказиональных слов, особенностями функционирования в системе русского языка и в творчестве отдельных авторов.

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Развитие языка как живого организма предполагает возникновение в его составе различных новообразований, среди которых выделяются неологизмы и окказионализмы.

Основными отличиями неологизмов и окказионализмов в лингвистике чаще всего называют: 1) принадлежность слова к языку или речи (окказиональные слова принадлежат речи, неологизмы – языку); 2) словообразовательную производность (окказиональные слова всегда производны, тогда как производность не является обязательным свойством неологизмов: они могут создаваться с помощью словообразовательных средств русского языка, но могут быть и непроизводными словами); 3) соответствие закономерностям системы языка, поскольку при создании окказионализмов нарушаются словообразовательные закономерности; 4) зависимость от контекста, так как окказиональные слова прикреплены к определенному контексту или к определенной речевой ситуации, зачастую попросту непонятны вне породившего их контекста. К частным критериям разграничения терминов «неологизм» и «окказиональное» слово можно отнести творимость / воспроизводимость, включенность в словарь, индивидуальная принадлежность в словари, индивидуальная принадлежность, новизна, экспрессивность, цели создания и др.

Исследователями были выявлены следующие причины возникновения окказионализмов: стремление придать слову или словосочетанию стилистический оттенок (Г. О. Винокур), желание избежать тавтологии (И. В. Агаронян, О. С. Ахманова), попытка подчеркнуть авторское отношение к тому, о чем идет речь (Б. А. Белова), стремление своеобразным видом обратить внимание на значение слова (Е. Г. Ковалевская), желание создать тонкую игру красок в тексте (Р. Ю. Намитокова), неудовлетворенность писателя силой эмоционально-экспрессивной стороны слова (А. Г. Лыков), создание эффекта разговорности и преодоление автоматизма восприятия (Е. А. Земская).

Окказиональные образования представляют собой важный составной элемент идиостиля А. И. Герцена и служат ярким художественным средством раскрытия авторского замысла.

Использование окказионализмов в прозе писателя было вызвано как названными ранее общими причинами создания данных единиц в тексте, так и особыми целями: создать определенный эмоциональный настрой у читателя; разнообразить способы выражения авторской мысли; усилить стилистические свойства окказиональных образований; ндивидуализировать авторскую речь; найти экономную и в то же время емкую форму создания образа; увеличить информативность авторской мысли.

Новообразования в прозе Герцена создаются разными способами словопроизводства. Преобладают производные, относящиеся к таким способам, как:

- суффиксация: революционаризм, глюкист, пиччинист, рунитист, отвлекаемость (от окружающего) и др;

- префиксация (особенно продуктивен в «Былом и думах» префикс ульра-, близкий к препозициональным частицам): ультрагегельянец, ультраславянизм, ультрастуденческий, соплакальщик;

- сложение: чопорно-консервативное министерство Дерби; церковно-ученый диалект; особый характер военных поселений – петербургско-гатчинский, немецко-татарский; светско-правительственные цели;

- сращение (наиболее частотны слияния с первым компонентом себя):

Цепкая живучесть человека всего более виднее в невероятной силе рассеяния и себяоглушения; вглядываясь с участием в …, их психические себябичевания … я наконец убедился… что все это одна из форм того же самолюбия;

- субстантивация:

Тогда было общество недовольных, то есть отставных, удаленных, отправленных на покой; теперь есть общество независимых.

В тексте «Былое и думы» новообразования актуализируют деривационные связи слов. Они часто вводятся в контекст, содержащий или однокоренные единицы, или непосредственно производящее слово, или одноструктурные производные, обнажающие словообразовательную модель;

Круг слов, мотивирующих авторские новообразования, очень широк, но доминирует среди них книжная лексика. Отличительной особенностью стиля Герцена является использование слов, образованных на базе иноязычной лексики.

Новообразования Герцена представляют собой разные типы тропов. Особенно часты здесь метафоры и гиперболы.

«Былое и думы» отличают широта историко-культурного фона, богатство аллюзий и реминисценций, привлечение различных образов мировой литературы. В этом контексте новообразования выполняют особую – интертекстуальную – функцию. Они служат средством отсылки к произведениям русского и зарубежного искусства, мотивируются именами писателей, художников, литературных героев, исторических деятелей, образуются на базе мифонимов;

Окказионализмы Герцена многофункциональны: они выступают в собственно номинативной, компрессивной и интертекстуальнойфункциях, служат для создания художественного образа, пополняют состав тропов, используются как способ обобщения изображаемого. Новообразования Герцена выявляют деривационный потенциал языка и отражают особенности стиля писателя, присущие ему динамизм, свободу сопоставлений, богатство ассоциаций, «способность к поминутным, неожиданным сближениям разнородных предметов».

Таким образом, изучение окказионального словотворчества А. И. Герцена позволяет приблизиться к пониманию художественного мира писателя. Окказионализмы становятся не только яркой приметой его идиостиля, но и демонстрируют словообразовательные и выразительные возможности русского языка в целом, познание закономерностей развития которого - актуальная проблема лингвистики.

Изучая словотворчество А. И. Герцена и словообразовательную систему в целом по курсу русского языка мы пришли к выводу, что система словообразования русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием.

Особо значима, на наш взгляд, работа в 10 классе по теме «Словотворчество», которая позволяет не только расширить знания школьников о возможностях словообразовательной системы русского языка, но и создать условия для работы с художественным текстом, проявиться творческому началу личности старшеклассника, так как окказионализмы развивают у читателя этимологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникнуть во внутреннюю форму слова. Для совершенствования этих навыков мы разработали комплекс упражнений, нацеленных на изучение окказиональных образований и их функционирования в контексте произведений русских писателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.3 (0.14 с.)