Методы развития физических способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы развития физических способностей



Школьники с умственной отсталостью в большинстве своем име-

ют низкий соматический статус, слабое физическое развитие. Испыты-

вая дефицит двигательной активности, они имеют по сравнению со здо-

ровыми сверстниками сниженные показатели мышечной силы, быстроты,

выносливости, гибкости и особенно координационных способностей.

Развитие мышечной силы используется в целях:

— обучения двигательным действиям;

— коррекции и компенсации двигательных нарушений;

— поддержания работоспособности и развития физических кон-

диций;

— достижения результатов в выбранном виде спорта;

— активного отдыха, нормализации веса и коррекции телосло-

жения.

Средствами развития мышечной силы являются:

- упражнения основной гимнастики: лазание, ползание, подтя-

гивание, сгибание-разгибание рук в упоре, поднимание ног из поло-

жения лежа и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической ска-

мейке лежа с помощью рук;

- корригирующие силовые упражнения для профилактики на-

рушений осанки, предупреждение сколиотической установки позво-

ночника и коррекции имеющихся нарушений;

- легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упраж-

нения, спрыгивание в глубину с высоты 30—40 см с последующим

отталкиванием вверх;

-упражнения с преодолением внешней среды — бег по песку,

передвижение на лыжах по глубокому снегу, в гору;

- упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновым амор-

тизатором, на тренажерах, с партнером;

- подвижные игры и эстафеты с переноской груза, прыжками;

- плавание одними ногами, одними руками, с гидротормозом.

Методы развития силы носят избирательный и в основном

щадящий характер и зависят от возраста, пола, состояния сохранных

функций и физических возможностей учащихся.

При тяжелых формах умственной отсталости, осложнени-

ях соматического характера, нарушениях зрения, симптоматике

церебрального типа, сколиозах упражнения с поднятием тяже-

стей, соскоками, прыжками противопоказаны.

Развитие скоростных способностей. Для умственно отста-

лых детей скоростные способности необходимы в бытовой, учебной,

спортивной, трудовой деятельности. Ребенок должен быстро реагиро-

вать на внешние сигналы, предвидеть и упреждать опасность (напри-

мер, транспортную), быстро перестраивать свою деятельность в соот-

ветствии с меняющимися условиями. Скоростные качества и

реагирующая способность зависят от состояния центральной и пери-

ферической нервной системы, от психических функций (ощущений,

восприятия, внимания), от уровня координационных способностей (рав-

новесия, ориентировки в пространстве и др.), от особенностей харак-

тера и поведения. У детей с умственной отсталостью как минимум

один или несколько из перечисленных факторов имеют дефектную

основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей.

Быстрота простой двигательной реакции развивается в упраж-

нениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время

ходьбы, бега, по хлопку — остановка, поворот кругом или упор при-

сев и т. п.

Быстрота сложной двигательной реакции развивается преиму-

щественно в подвижных и спортивных играх. Например, в Круго-

вой лапте ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно

проанализировать ситуацию, быстро отреагировать: поймать мяч или

увернуться от него. Так как от его самостоятельного решения зави-

сит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию,

направление полета мяча.

Быстрота одиночных движений и темп движений развиваются

следующими методическими приемами:

• создание облегченных условий выполнения упражнений;

• выполнение простых движений с максимальной частотой (бег

на месте, движение только рук);

• повторение циклических упражнений в течение 5—6 с с мак-

симальной частотой;

• эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнова-

ний.

Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта разви-

ваются очень медленно, темп развития носит индивидуальный харак-

тер, а сенситивный период — 10—12 лет.

Развитие выносливости. Лимитирующим фактором развития

выносливости у данной категории детей является не только снижен-

ный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но, глав-

ное, — сниженная способность к волевым усилиям.

Об их функциональных возможностях можно судить по програм-

ме соревнований. Например, международная ≪Программа развития

спортивных умений и навыков≫ (1993) для умственно отсталых де-

тей включает соревнования по лыжному спорту на дистанциях 10 м,

50 м, 100 м, 500 м, 1 км, 3 км, 5 км, 7,5 км и 10 км.

Для большинства детей задача развития выносливости ограниче-

на рамками упражнений в зоне умеренной интенсивности и состоит

в том, чтобы не избирательно воздействовать на отдельные факто-

ры выносливости, а создавать условия для повышения общего уровня

работоспособности к широкому кругу видов деятельности. Для раз-

вития выносливости используются равномерный метод, реже пере-

менный и повторный. Школьники к окончанию 9-го класса должны

пробегать дистанцию 300—00 м, на лыжах —1 км и плавать на

расстояние 25 м. При подготовке используется повторный метод в

беге на отрезках 20 м в младших классах и 40—0 м —в стар-

ших. Девушки повторяют упражнение 5—6 раз, юноши 8—10 раз

(Черник Е.С., 1997).

Средствами развития выносливости являются упражнения рит-

мической и основной гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготов-

ки, плавания, спортивных и подвижных игр на уроках физкультуры,

рекреационных и спортивных занятиях.

Для поддержания аэробной выносливости рекомендуется нагрузка

с частотой сердечных сокращений 120—140 уд./мин, для повышения

аэробной выносливости — 140—165 уд /мин. Для детей с тяжелой

и даже умеренной умственной отсталостью последняя недоступна.

Развитие гибкости. Дети с легкой умственной отсталостью

уступают здоровым учащимся в развитии гибкости на 10—20%

(Дмитриев А.А., 2002), с более тяжелыми формами — еще больше.

Причинами являются нарушения нервной регуляции тонуса мышц,

межмышечной координации, функциональное состояние суставов:

суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, врож-

денная или приобретенная тугоподвижность.

Педагогическими задачами развития гибкости являются:

— развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для

выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нор-

мального функционирования опорно-двигательного аппарата;

— минимизация регресса подвижности в суставах.

Наиболее продуктивным для развития пассивной гибкости яв-

ляется возраст 9—10 лет, активной — 10—14 лет. К 20 годам амп-

литуда движений заметно падает. Следовательно, младший и сред-

ний школьный возраст — самый плодотворный для развития гибкости.

Используются следующие виды упражнений:

— динамические активные упражнения: маховые, пружинистые,

прыжковые, с резиновыми амортизаторами;

— динамические пассивные упражнения с дополнительной опо-

рой, с помощью партнера, с отягощением, на тренажерах;

— статические упражнения, включающие удержание растяну-

тых мышц самостоятельно и с помощью партнера.

Особое значение для умственно отсталых детей имеет подвиж-

ность рук, мелких суставов кистей и пальцев. Рекомендуемые уп-

ражнения предваряются массажем или самомассажем:

> для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием

другой руки — сначала легкими, затем сильными пружинистыми

движениями и статическим удержанием в разогнутом положении;

> для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, стати-

ческое удержание в разогнутом положении за счет надавливания

другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену);

> для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в

разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны впе-

ред хватом за рейку гимнастической стенки, самостоятельно или с

партнером, пружинные отведения рук, выкруты гимнастической палки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.011 с.)