Строение простого периода из двух предложений. Период из трех предложений и неделимый на предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение простого периода из двух предложений. Период из трех предложений и неделимый на предложения



В очень многих периодах черты экспозиционности сказываются в квадратности строения (ведущей начало от песенно-танцевального рода музыки), то есть в четырехтактовости частей.
Основные варианты квадратности в периоде:

Пример: Бетховен. Соната, ор. 26, ч. 1-я, тт. 1—16.
Много реже встречаются периоды протяжением в 32 (или 64) такта. Об этом ниже.
Таким образом, с внешней стороны в периоде бывает не меньше, чем восемь тактов.
Изредка встречаются периоды в 4 такта, что наблюдается, обыкновенно, в сложных размерах, и потому каждый такт может быть принят за два (4*2 = 8):

Наряду с наиболее обычным типом периода, состоящего из двух предложений, встречаются периоды из трех предложений, сходных тематически:

или несколько контрастирующих:

В них часто все три каденции различны, как в приведенных примерах
Наконец, встречаются периоды, делящиеся на предложения не вполне отчетливо. Их можно распознать по относительной законченности темы, общему экспозиционному характеру, полной каденций в заключении, количеству тактов, часто — по повторению целиком и начальному положению в форме:

Более мелкие элементы формы, в частности периода: фраза

Очень многие предложения периодов и вообще четырех-или шеститактовые построения подразделяются на построения более мелкие — в два такта (см. примеры 49, 56), иногда в три такта (см. пример 72), — называемые фразами. Фраза вполне отделима, по смыслу, от соседних построений, то есть обособлена ритмически. Выбор гармонии для заключения всех фраз предложения, кроме последней, на которой кадансирует все предложение, не ограничен так, как в главных каденциях периода. Фраза может окончиться на любом аккорде с любым басом.
Тематическое соотношение фраз в обычном восьмитактовом периоде встречается следующее,

Наряду с предложениями, делящимися на фразы, существуют и неделимые (см. примеры 47, 70, такты 5—8).

Мотив. Субмотив

Фраза, в свою очередь, может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения, называемые мотивами. Мотивом называется ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.
Такая группа, несмотря на краткость, часто обладает определенностью характера (см. примеры 46, 70), ритмической обособленностью и потому, действительно, является вполне осмысленной отдельной частицей целого. Благодаря этому, мотив, повторяясь и видоизменяясь, может служить тематическим зерном, из которого вырастает законченная музыкальная тема и даже целое произведение.

Имея один главный акцент, мотив большей частью приблизительно равен одному такту, обладающему тем же признаком. Сказанное ранее всецело относится и к мотиву: начало и конец мотива сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой (подробнее — ниже), оканчивается он непременно аккордовым звуком, но не на задержании, проходящем звуке и т. п.
Сильное время мотива (называемое также «иктом») может быть выражено только одним звуком. В приведенных ниже схемах оно обозначено тактовой чертой и тире (I —).
Слабая доляможет быть выражена как одним, так и несколькими звуками. Независимо от числа звуков, слабая доля отмечена в схемах знаком U. Слабое время может предшествовать сильному как затакт (называемый также «предыктом»), а также следовать за сильным временем, как слабое окончание.
Основные типы мотива — следующие.
а) амфибрахический мотив, наиболее полная разновидность; встречается очень часто:

б) ямбический мотив; также широко употребителен:

в) хореический мотив; несколько менее распространен:

г) неполный мотив из одного сильного звука; самостоятельное значение имеет редко, а чаще служит началом фразы или предложения и, в сущности, неотделим от последующего движения:

Звук мелодии, занимающий целый такт, преимущественно сливается с продолжением в двутакт или четырехтакт (в неделимую фразу или предложение):

но, при нарочитом выделении, может представляться и обособленным однозвучным мотивом:

Мотив или фраза иногда подразделяются на более мелкие мелодико-ритмические группы длиной в часть такта, называемые субмотивами (см. примеры 26,33, 47, т. 3).
О гармонии мотива, в общих чертах, можно сказать следующее: от затакта к сильной доле гармония большей частью сменяется и оттеняет различное их значение: затакта, как размаха, приготовления к действию, и сильной доли, как самого действия. Слабое окончание довольно обычно на продолжении гармонии, вступившей на сильной доле (род движения по инерции), но может сопровождаться и сменой гармонии. Окончание мотива возможно на любом аккорде с любым басом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.005 с.)