Глава третья. О сословиях в России обретающихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава третья. О сословиях в России обретающихся.



§ 1. Исчисление Сословий в России обретающихся.

Много существует различных Сословий, Состояний или Классов Людей в России. Каждое из оных имеет свои особенные отличительные виды и преимущества, свои особенные определенные выгоды и ограничения. - По соображению настоящого Положения Вещей оказывается таковых Сословий в Народе до Двенацати различных, кои суть:

  1. Духовенство.
  2. Дворянство.
  3. Купечество.
  4. Мещанство.
  5. Казенные Крестьяне.
  6. Вольные Земледельцы.
  7. Военные Поселяне.
  8. Солдатские Дети.
  9. Дворянские Крестьяне.
  10. Дворовые Люди.
  11. 3аводские Крестьяне и
  12. Монастырские Крестьяне.

О каждом из сих Сословий говорено будет особенно и отдельно и меры изложены которые с ними приняты быть имеют. Прежде же изложения сих меропринятий надлежит обстоятельно рассмотреть три суждения или соображения которые служить имеют основанием и руководством Временному Верховному Правлению при изменениях с Сословиями последовать долженствующих.

§2. Сословия Постепенности в Государственных Делах не образуют.

Много было рассуждаемо о необходимости чтобы Постепенность в Государственном Устройстве существовала; то есть чтобы Политическо отвлеченное пространство отделяющее Массу Народную от Верховной Власти на разные Степени было разделяемо и степени сии начинали бы от Массы Народной и восходили бы до Верховной Власти. Мысль сия совершенно справедлива и таковой порядок конечно необходим; надлежит только истинные избрать средства к введению и установлению оного. Люди зловластие любящие уверяли что таковая Постепенность требует разделения Народа на многия Сословия таким образом чтобы низшее Сословие мало прав и никакой власти бы не имело, а начиная от него все прочия Сословия имели бы различное Количество прав, преимуществ и Власти смотря на удаленность их от Народа и Приближенность к Верховной Власти. Сии правила извлечены из феодальной Системы и совершенно в Существе Дела с истиною не согласны потому что теперешния Сословия никакой Постепенности не образуют ибо Постепенность в Государстве должна быть устанавливаема для того чтобы Верховная Власть не была обременяема всеми Делами в Государстве без изъятия и Дела бы сии от части разрешались в низших Степенях, от части до нея восходили чрез посредство Степеней установленных между Верховною Властью и разными местами где Дела возникать могут. Из сего явствует что ежели бы Сословия постепенность Составляли, то Дела должны бы поступать от Крестьян на решение Мещан, от сих к Купечеству, от Купечества к Дворянству и так далее. А поелику сие бы слишком было безразсудно, то и не существует сего нигде а тем самим и доказывается что Сословия никакой в Государстве Постепенности не образуют, ибо не чрез их посредство Дела восходят до Верховной Власти. Напротив того, они разные только отделения между Народом образуют, которые вечно друг на друга враждуют. Истинную Постепенность в Государстве образует Чиноначальство состоящее из тех Чиновников, которые в службе находятся, разные должности исполняют и разными званиями друг от друга отличаются. Сие Чиноначальство будучи распределено по разным Степеням общего и частного Государственного Правления дает всем Делам Законное течение и доводить оные от их начала до Совершения а ежели нужно то и до самой Верховной Власти. Кратко сказать: Постепенность в Государстве необходима и находится не в народных Сословиях но в Государственном Чиноначальстве, которое всегда может состоять совершенно от Сословий независимым ибо в Чиновнике нужны Способности, Знания и Добродетели, могущия быть найдены во всех Сословиях и не составляющия принадлежности которого либо из них в особенности. Изложенное здесь понятие весьма важно и должно во всех случаях руководствовать соображениями всякого благомыслящого Правительства.

§3. Аристокрация Богатств.

Распределение Народа на Сословия занимающияся исключительно земледелием, изделиями или торговлей совершенно отвергнуто Политическою Економией доказавшей неоспоримым образом что каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу Заниматься тою отраслею Промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и Прибыли лишь бы честен был и к Законам исполнителен. Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к Усовершенствованию Народного Богатства, но споспешествование должно состоять в разных законодательных и вспомогательных меропринятиях относительно промышленности а не в распределении Народа по отраслям Промышленности, которое на против того мешает повсеместному преуспеванию Народного Богатства. Сверх того надлежит при сем еще Заметить что все Сословия составляющияся чрез распределение частных Лиц по отраслям промышленности самые суть безрассудные и зловредные потому что имея основанием своего бытия Богатство они все желания и Помышления обращают единственно на деньги, другого отличия между людьми не знают как одни Деньги, Богатство ставят первейшим Достоинством превышающим все прочие и соделывая Народ ужасно падким к корыстолюбию производит неминуемую порчу в Нравах. Известно что исключительная Любовь к деньгам граничит к скупости а сей порок более всякого другого соделывает человека жестокосердым, почему и по всей справедливости сказать можно что Таковые Сословия суть самые безчеловечные, до чрезвычайности умножают число Бедных и Нищих и основывают свое влияние на Народ не на общем мнении но на Золоте и Серебре посредством коих подавляют общее мнение как хотят и приводят народ в совершенную от себя Зависимость.Отличительная черта нынешного Столетия ознаменовывается явною борьбою между Народами и феодальной Аристокрацией во время коей начинает возникать Аристокрация богатств гораздо вреднейшая Аристокрации феодальной ибо сия последняя общим мнением всегда потрясена быть может и следовательно некоторым образом от общего мнения зависит между тем как Аристокрация Богатств владея богатствами находит в них орудия для своих видов противу коих общее мнение совершенно бессильно и посредством коих она приводит весь Народ как уже сказано в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое Благомыслящее Правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковые Сословия отдельным от Массы народной Составлением сами собою бы не устанавливались и не образовывались. А тем более обязано их уничтожать Ежели они где либо существуют.

§4. Все должны быть перед Законом ровны.

Все вышеупомянутые Сословия составились в разные времена и при разных обстоятельствах и разделив Народ на разные Классы произвели большия различия и разнородности в Гражданском положении Людей принадлежащих к одному и тому же Государству. Различия сии целью имеют не лучшее Устроение Государственного порядка, коего нельзя посредством их достигнуть и не удобнейшее доставление общественного блага всему Народу, но единственно дарование некоторымь Людям больших преимуществ против Массы Народной и подавление сей последней в пользу и в Корысть Малейшего Числа. - Гражданские общества а следовательно и Государства составлены для Возможно большего Благоденствия Всех и каждого а не для блага некоторых за устранением большинства Людей. Все Люди в Государстве имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемые и все имеют ровные обязанности нести все тягости нераздельные с Государственным Устроением. Из сего явствует что все Люди в Государстве должны непременно быть перед Законом совершенно ровны и что всякое Постановление нарушающее сие равенство всех перед Законом есть нестерпимое 3ловластие долженствующее непременно быть уничтоженным. - Сверх того нарушают сии различия добрую между Гражданами связь разделяя их на несколько отделений имеющих совсем различные виды и выгоды а следовательно и образ Мыслей. Сколь же добрая связь между Гражданами важна для благоденствия Государства ясно доказано было в предыдущей главе и точно также нарушается различием сословий, как и разнородством племен. Сословия тем еще пагубны, что они только одним пристрастием дышат, что некоторым членам Народа выгоды дают в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для Государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких Людей жестокую оказывают Несправедливость против наибольшей части Народа и что противны цели Государственного Существования состоящей не в пристрастии к малому числу, но велико возможно большем благоденствии многочисленнейшого числа Людей в Государстве. - А из всего вышесказанного следует что учреждение Сословий непременно должно быть уничтожено, что все Люди в Государстве должны составлять только одно Сословие могущее называться гражданским и что все граждане в Государстве должны иметь одни и те же права и быть перед Законом все ровны.

Изложив таким образом коренные Соображения о Сословиях вообще, приступить теперь можно к изложению меропринятий коим каждое из них в особенности подвергнуться имеет.

§ 5. Духовенство.

  1. - Духовенство считается ныне особым Сословием Российского Государства самым Несправедливым образом ибо особое Сословие составляют те только Люди или Класс Людей, которые признаны Законами государственными: пользующимися правом иметь в виду собственные свои выгоды отдельно от Массы Народной. Следовательно в том состоит отличительная черта всякого Сословия что оно имеет целью своего существования собственное благо своих членов отдельно и независимо от Массы Народа и без внимания на нее. Духовенство не находится в таковом положении: Цель его существования несут Мирские Выгоды Духовных Лиц но есть Священнослужение необходимое для блага Всех, и Духовных и Мирян. Из сего явствует что Духовенство не есть особое Сословие но есть особое Звание имеющее особые занятия, исполняющее особые должности. А по сему Духовенство должно быть признано частью Правительства и частью самою наипочтеннейшей. Оно есть ветвь Государственного Правления, отрасль чиноначальства и чем теснее связь между Духовными и Мирянами, тем счастливее Народ, тем благополучнее Государство. Сами же Духовные Лица суть Чиновные особы и вместе с тем Российские Граждане как и все вообще Чиновники занимающие какия либо должности в Государственном Правлении. Духовные Лица яко Граждане должны быть приписаны к которой-нибудь Волости и считаться членами оной так точно как и все вообще Граждане, пользуясь на ровне с прочими Чиновниками правами Российского Гражданства. Точно так и Дети Духовных Лиц должны почитаться российскими Гражданами на общих для всех правилах без всякого различия и отнюдь не составляя отдельного Сословия. Сие относится до Белого только духовенства ибо Черное отрекается от сего света а с тем вместе и от всех прав Рос. Гражданства поступая на совсем особое положение. Сверх того поелику Духовенство есть часть Правительства то и могут исполнять духовные Должности одни только Рос. Граждане, Инностранцы же немогут к тому быть допускаемы. Посему обязывается Временное Верховное Правление всегда иметь то Коренное правило в виду что Духовенство не есть отдельное Сословие Народа но есть отрасль Чиноначальства, часть Государственного Правления.
  2. - Соблазны, 3ловластие и Подобострастие прошедших времен ввели в церковь многия новости о коих православные Христиане первых веков и понятия не имели, и которые противны Высоким Велениям прежних Церковных Отцов. К сему числу относится удаление Белого Духовенства от Высших званий церкви. В первые Времена Христианства одно белое Духовенство украшалось знатнейшими Санами Священно Начальства и черного Духовенства совсем не существовало во время жития святых Апостолов. Святой Василий Великий первый завел в 4-м столетии Монашество и предопределил ему жить в отдаленности от света никогда никакими общественными Делами не заниматься и всю жизнь проводить в одних молитвах отвергая всякую вещь могущую льстить самолюбию и служить поводом к возбуждению светских мыслей и желаний.

По сему Черное Духовенство никакие бы не должно занимать должности по Духовному Управлению исключая одних Монастырей и должно бы совершенно уступить белому Духовенству все Управляющие 3вания Священноначальства; Но принимая в соображение что внезапное удаление Черного Духовенства от Духовных Правлений лишило бы Церковь многих самих Достойнейших Мужей постановляются следующие правила коих обязывается Временное Верховное Правление в Действие привезти:

    1. Все особы ныне к Черному Духовенству принадлежащие не только остаются при своих званиях и Должностях но могут еще возвышаться и все Степени Священноначальства по прежнему проходить.
    2. Все Миряне и Духовные которые в Монашество поступят после обнародования сего постановления не будут уже ни в какое Управляющее Звание назначаемы и всю жизнь свою оставаться будут в своих Монастырях.
    3. Все Особы Белого Духовенства могут от ныне и впредь замещать все без изъятия Должности и Звания по Духовному Правлению на том основании как сие Правление устроено будет; о чем в главе о Министерстве Духовных Дел обстоятельно изображено и
    4. Ежели Святейший Правительствующий Синод за благорассудит теперешнему Черному Духовенству дозволить переход в белое Духовенство вообще или частно то Временное Верховное Правление Обязывается тому не противиться, а ровно и не принуждать впредь вдовцов из белого Духовенства ко вступлениюв Монашество.
  1. Люди поступающие в Монашеское Звание отрекаются при вступлении в оное от сего бренного Света и клятву произносят в посвящении остальных Дней своих одному только благочестивому молению Всевышняго и умерщвлению плоти; а посему и должен образ их жизни смиренностью и чистотой своей соответствовать в полной мере высокому их предопределению. Взирая же на теперешнее житие Монахов оказывается что не везде сии правила с надлежащей точностью исполняются, а посему и возлагается обязанность на Временное Верховное Правление старательное обратить внимание на сей предмет и с духовными отцами сердечно об оном пересоветоваться дабы глубокомысленно пересмотреть теперешнее положение Монашеского чина и на меру положить каким образом утвердить оный на пути угодном в своих Действиях Богу и святым отцам Православные Церкви, искореняя непременно разврат и Злоупотребления. С сею целью постановить надлежит между прочим следующие правила основанные на Древних велениях и Законах Церковных Отцов:
    1. От ныне впредь никто не может в монахи поступить прежде 60-го году от рождения
    2. В Бельцы никто не может поступить прежде 40-го года от рождения.
    3. Лучшее испытание для Бельцов составляют Мисионерства.
    4. Первой и второй Пункт относится как до Мужчин так и до женщин.
  2. - Поелику Коренным Правилам постановлено что от ныне впредь никто не может в России духовные обязанности исполнять и Духовные Звания носить как только одни Российские Граждане в каком бы то ни было Исповедании или Вере ибо Духовенство признано частью Правительства а в службе Государственной могут находиться одни только Российские Граждане то и утверждается Постановление что если Духовенство какого-нибудь иноземного Исповедания признает или признавать будет над собою Начальство состоящее вне России, то должно оно или Россию невозвратно оставить или от своего Начальства отказаться и всякие с ним связи и Сношения совершенно на всегда прекратить: ибо Россия никакого не должна признавать Внешнего влияния; а тем еще менее внешнего Начальства над своими Гражданами в каком бы то ни было отношении. По сему случаю разрешается Временное Верховное Правление нужные сделать и согласить Конкордаты и потом их в Действие привезти. Что же касается до Монашеских Чинов иноземных исповеданий то им не дозволяется пребывание в России ибо все сии ордены противны Духу Православной Веры и потому не могут в России быть терпимы.
  3. Никакое звание не требует столь сильных Добродетелей как Духовное, долженствующее словом и Делом наставлять мирян в сей жизни и приуготовлять к будущей. Сверх того требует оно и больших. познаний; а по сему и должно всевозможное Старание быть приложено для доставления желающим вступить в Духовенство Воспитания и Учености соразмерных с высокою важностью сего Чина. На сей Конец должны с особенною разсмотрительностью быть правила постановлены для приуготовления к Духовному Сану; а равно и для вступления в оный. - Духовные Училища должны с отличнейшею бдительностью быть устроены при Университетах особыми Богословскими Лицеями в коих кроме иных наук надлежит непременно медицину преподавать дабы особенно Сельские священники могли больных пользовать соединяя таким образом врачевание нравственное с врачеванием Телесным. - Что же касается до вступления в Духовную Службу, то каждый Россиянин может оную проходить на основании Церковных Законов лишь бы мог выдержать Лицейный Екзамен. На том же основании и Лицейные Ученики вступать должны в Духовную Службу. Если же кто из Духовных Чинов пожелает оставить сие звание то может от оного быть уволен после чего поступает в число прочих Частных Людей не находящихся в Службе.
  4. - Наконец Обращая взоры на положение в коем находится ныне Российское Духовенство оказывается что сие положение горько и жалостно - оно едва имеет ныне Насущный хлеб а в Старости остается без всякого должного призрения и хотя Духовенство конечно не должно о богатствах помышлять и в тяжкой скудости не должно переставать являть примеры строжайшей Добродетели и единственным своим занятием полагать Возвание к ВсеВышнему теплых и благочестивых своих молитв о спасении Душ наших, однако же чем чистосердечнее оно исполняетъ сии Добродетели, тем более должны и мы думать о Доставлении Ему жизни покойной и бессуетной. А по сему и обязывается Временное Верховное Правление все Средства употребить для доставления почтенному Российскому Духовенству совершенно Приличного Содержания соответствующого важности его 3анятий и в полной мере его обеспечивающего в способах покойной жизни. Особенно же надлежит всемерно улучшить Состояние Приходских Священников дабы они не были принуждены сами заниматься Земледелием и беспокоиться о своем пропитаннии; и могли бы посвящать все свое время на усердное исполнение многозначительных своих обязанностей, доставляя вместе с тем и семействам своим приличное и достаточное содержание.

§6 Дворянство.

Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, которое свои особенные имеет преимущества состоящие в следующих пяти предметах:

  1. Дворянство обладает другими людьми как собственностью своею называя их своими крепостными и право имеет составлять Майораты с разрешения Правительства.
  2. Дворянство никакой подати не платит и никаких вкладов в пользу общую не вносит.
  3. Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям подобно прочим Россиянам ниже за самые ужаснейшие преступления.
  4. Дворянство не подлежит Рекрутскому набору и всякие звания и должностные места в Государстве замещает за изключением прочих Россиян и
  5. Дворянство называется Сословием Благородным имеет Гербы и присоединяет к сему различные Титла. Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании §5 предисловия: тем более что сии Выгоды не только не основанные на предшествующих обязанностях, но даже напротив того от обязанностей избавляют и потому должны быть признаны Преимуществами а не правами. - Рассмотрим теперь должны ли таковые преимущества в благоустроенном Государстве отдельному Сословию быть дарованы.

Первое. - Обладать другими Людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, Выгоды сии а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное Человечеству, противное законам Естественным, противное святой Вере Христианской, противное наконец Заповедной воле ВсеВышняго гласящего в священном писании что Люди пред ним все ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволено одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно на веки отречься от гнусного преимущества обладать другими Людьми. - Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно злосовестный Дворянин чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостного состояния в России; но ежели бы паче всякого чаяния нашелся изверг который бы словом или Делом вздумал сему Действию противиться или оное осуждать то Временное Верховное Правление обязывается всякого такового Злодея безизъятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко Врага отечества и изменника против первоначального коренного права Гражданского. Сие Уничтожение рабства и крепостного Состояния возлагается на Временное Верховное Правление яко священнейшая и непременнейшая его обязанность. Позывается оно к престолу ВсеВышняго на вечное посрамление если не устремится всеми силами на исполнение сего веления в скорейшем времени решительнейшими и Действительнейшими меропринятиями. Что же касается до Майоратов, то должны теперешние непременно быть уничтожены и Составление новых на будущее время совершенно быть запрещено: ибо Дети должны быть все наделены ровными участками от родительского наследства и Установление Майоратов есть столь же гнусная сколь и явная Несправедливость. Уничтожение Теперешних Майоратов предоставляется распоряжению Временного Верховного Правления.

Второе. - Гражданское общество составлено для возможного Благоденствия всех и каждого. Сие Благоденствие достигается разными средствами и действиями; в числе коих находится Необходимость и Подати собирать. А поелику все члены имеют ровное право на Благоденствие, то все члены имеют точно также ровную обязанность и содействовать водворенио оного. Сверх того одно только зловластие может все тягости возлагать на одних а других всеми выгодами осыпывать: Честный Человек без угрызения совести не можеть пользоваться трудами и пожертвованиями ближних без всякого с своей стороны возмездия или соучастия. А потому и не может Дворянство от Податей быть освобождаемо. Оно должно со всеми прочими Россиянами разделять не только все Государственные выгоды, но равным образом и все Государственные тягости. Временное Верховное Правление обязывается при введении новой Государственной Финансовой системы подвергнуть Дворянство податям на ровне с прочими Россиянами.

Третье. - Род наказания должен ответствовать роду преступления а не сословию преступника ибо преступление есть произведение злых качеств человека а не причисления его к тому или другому сословию и хотя утверждают что одинаковое наказание для человека образованного и человека без воспитания будет большее страдание для первого нежели для второго но одинаковое преступление соделанное человеком образованным и человеком без воспитания заставляет предполагать более разврата и более унижения в первом нежели во втором а следовательно и должен первой быть наказан сильнее второго чем равновесие и восстановится. К тому же,цель наказания не есть страдание преступника но есть исправление его а еще более удержание других посредством примера от подобных Деяний; почему и должно Наказание быть соображено преимущественно с действием на посторонных Людей. Из чего и явствует необходимость чтобы за одинаковые преступления налагаемы были одинаковые наказания: тем более что нет возможности сообразить наказание со степенью чувствительности наказываемого и что Люди даже одного и того же сословия столь же различны в отношении к сей чувствительности сколь и люди различных Сословий. А по сему и должно Дворянство на ровне со всеми прочими Россиянами за одинаковые преступления одинаковым подлежать наказаниям и ежели и телесные Наказания будут признаны необходимыми то должны оным быть подвергнуты Дворяне так точно как и все прочие Люди. Временное Верховное Правление обязывается распорядить приведение сего в исполнение безупустительно с самого начала вступления своего в Должность.

Четвертое. - Набор Ратников в войско есть учреждение необходимое для Государственной безопасности а следовательно и для Государственного бытия, и потому должно оно неминуемо существовать; Но поелику польза от Военной Силы происходящая на всех членов Гражданского общества распространяется одинаковым образом то и должны все Сословия одинаковым образом в Составлении сей Силы участвовать руководствуясь очередью и жребием как то объяснено будет в Главе восьмой, то есть одинаковыми для всех Россиян правилами на сей счет. А по сему и не может Дворянство от сей личной повинности быть освобождаемо и должно сие преимущество его быть уничтожено. Главнейшее средство к избежанию рекрутства будет состоять в выдержке положенного Екзамена по которому право приобретаться будет вступать в службу не рядовым но уже офицером. Сие право распространено быть имеет на все Сословия и на всех вообще россиян одинаковым образом. О сем будет пространнее упомянуто в Восьмой Главе. Само собою разумеется что имеющий ныне какой бы то ни было офицерской Чин по какому бы то ни было ведомству уже более рекрутству подлежать не может и не будет. - Что же касается до исключительного права Дворян замещать все Должностные места то Сие право распространяется на всех Россиян вообще и перестает быть исключительным преимуществом одного Дворянства. Кто по своим познаниям, способностям и Достоинствам окажется заслуживающим право на Должностные места, тот и будет сим правом пользоваться на основании общих правил без всякого внимания на его происхождение или Сословие. Временное Верховное Правление обязывается привезти сию Статью в полное и совершенное Исполнение без всякого послабления.

Пятое. - Люди все рождены во Благо: ибо они суть все творения ВсеВышняго и потому несправедливо называть Благородным одно только Сословие Дворян. В следствие сего должно быть уничтожено Преимущество Дворянства именоваться Сословием благородным. - Титла: Князь, Герцог, Граф, Барон и тому подобные происходят от тех времен, когда Сии титла означали разные Должности или Степени Владычества; но так как они ныне ни того ни другого уже более не означают, то и суть они одни только пустые звуки удовлетворяющие одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию. А по сему и не могуть таковые титла существовать в Государстве, коего Устройство и образование основаны быть имеют на истиной справедливости, чистой Нравственности и здравом смысле и рассудке. К тому же если к сим Титлам присоединяются, особые какия нибудь преимущества, то они вредны и пагубны ибо препятствуют Необходимому и Непременному равенству всех перед Законом. Если же они ни с какими особыми преимуществами не сопряжены, то составляют одно только ребяческое пустословие и следовательно во всех случаях должны решительно быть уничтожены. Временное Верховное Правление обязывается все сии Званья и Титла совершенно уничтожить без малейшого внимания на какия бы то ни было побочные Соображения. Что же касается до Гербов, то могут они подлежать двум различным Заключениям: или быть совершенно уничтожены и на всегда запрещены или всем Гражданам без изьятия быть дозволены. В сем последнем случае не должны Гербы ничего означать иного как только простой произвольный рисунок, который каждой Гражданин имееть право составлять, употреблять и изменять как ему угодно и на который Правительство ни малейшого не обращает внимания не давая оному совершенно никакого Значения. Временному Верховному Правлению дозволяется выбрать по своему Усмотрению одно из сих Средств.

Из всего до сих пор сказанного явствует что все пять родов Преимуществ, коими Дворянское Сословие по ныне пользовалось должны непременно решительнейшим образом быть уничтожены; а так как Дворянское Достоинство ни что иное есть как итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего что и само 3вание Дворянства должно быть уничтожено: члены оного поступая в общий Состав Российского Гражданства на основании общих правил ниже сего изложенных и долженствуя подобно всем прочим Россиянам по Волостям быть расписаны; - Хотя можеть быть некоторые Люди и будут полагать что при уничтожении Первых Четырех родов Дворянских Преимуществ, пятый род может быть сохранен в предположении что льстя одному только пустому Самолюбию, не будет оный производить Существенного Вреда. Но мысль сия совершенно не справедлива: ибо всякое Существование отдельного от общей массы Народной Сословия есть вещь пагубная по той причине что таковое Сословие не долго будет удовлетворяться одним наслаждением Самолюбия: Оно верно будет скоро искать существеннейших выгод и отделившись раз от общей массы Народной будет всегда жертвовать благом общим для пресыщения своей Корысти и для овладения Существеннейших преимуществ нарушающих равенство всех перед Законом, сие первейшее Главнейшее и прочнейшее основание Государственного благоденствия. Чего не делали древние Козни Дворянские?

А По сему Временное Верховное Правление обязывается все Вышеобьясненные меропринятия привезти в непременное, полное и совершенное исполнение: им(е)я всегда в виду и во внимании что сии меропринятия принадлежат к числу самых важнейших и необходимейших Действий для утверждения благоденствия России: ибо не существует без оных Равенства перед Законом а следовательно и не существует Главнейшего основания правильного Государственного Установления. Законы без сих меропринятий всегда пребудут орудием одного только зловластия некоторых Человек над массой Народной для общей пагубы целого Государства. Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный Конец сему гнусному и неистовому распорядку Вещей. Добрые Дворяне, истинные Сыны Отечества с удовольствием и радостью примут сие Постановление в полном убеждении что не нужно им Вышепомянутых отдельных преимуществ дабы общею пользоваться любовью и Доверенностью, дабы посредством оных занимать разные Государственные должностные места, участвовать в разных частях и отраслях Правления, продолжать иметь случай и возможность оказывать Отечеству Услуги, личными Достоинствами приобретать признательность и уважение Соотчичей и наконец самим пользоваться всеми Гражданскими выгодами и частными благами приобретаемыми средствами праведными и никому не обидными. Они будут чувствовать что выгоды доставляемые Дворянству наравне с прочими Россиянами новым Государственным Порядком сею Русскою Правдою определяемым несравненно обширнее и значительнее тех преимуществ коих Дворянство сим лишается, и что они следовательно меняют Малое на Большое не говоря уже о том что теряют Постыдное а приобретают Похвальное и Достойное. Что же касается Дворян закосневших в своих враждебных против Массы Народной предрассудках и мыслящих что вся Россия для них одних существует, то крепкую питать можно надежду что таковых Дворян окажется весьма Мало. Однако же ежели паче чаяния найдутся таковые недостойные Сыны Отечества, то противу них надлежит принять меры решительные дабы в полной мере укротить свирепый их нрав и поставить в невозможность Отечеству вредить хотя бы к тому и нужными были Действия скорой и непреклонной Строгости.

§ 7. Купечество.

В нынешних постановлениях о Купечестве считающемся отдельным Сословием обретаются большие Несправедливости, противоречия и Злоупотребления многоразличными препонами и затруднениями гибель торговле наносящие. Известно что лучший способ для доставления Народному Богатству возможности процветать состоит в Даровании Свободы, обращая внимание. Правительства на промышленность народную с тою только целью чтобы распространять познания и сведения необходимые для Промышленности и вообще Просвещение и чтобы устранять препятствия частные Способы превышающие. Из сего явствует что Свобода есть главная Необходимость для Народной Промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных предметах:

  1. Чтобы каждый Гражданин имел право и позволение заниматься той или теми отраслями промышленности, которые он заблагорассудит избрать лишь бы честен был и к Законам исполнителен.
  2. Чтобы каждому дозволено было заниматься Промышленностью не только в одних Городах и назначенных местах, но равным образом и в Селениях всякого рода и вообще везде где только пожелает. и
  3. Чтобы сама промышленность была освобождена елико возможно более от всяких затруднений и препятствий производимых иногда не только худообдуманными Постановлениями но и посторонными Действиями и причинами, так чтобы она находила в Распоряжениях Правительства не препоны своему преуспеванию но напротив того Защиту и Содействие. Для окончательного соображения надлежит еще присоединить ко всему здесь сказанному содержание третьего параграфа сей Главы в коем обьяснен весь вред произойти долженствующий от Составления особых Сословий по отраслям Промышленности.

В следствие сего обязывается Временное Верховное Правление в отношении к Купечеству:

  1. Объявить что Купечество не будет более считаться отдельным Сословием Народа; а по сему уничтожить гильдии и распределить всех членов сего Сословия по Волостям дабы они поступили в общий Состав Российского Гражданства.
  2. Так как 3емледелие, Изделие и Торговля столь многоразличные имеют связи и соотношения что точное отделение одной отрасли Промышленности от другой, образуя для каждой особенное Сословие столь же вредно сколь и невозможно, то и распространить на всех россиян без изьятия одинаковым образом все права Торговли, дозволяя во всяком месте торг и Лавки заводить
  3. Все Старания приложить к Устранению тех многочисленных препятствий и Неудобств, которые ныне столь сильно Торговлю затрудняют и Торговцов угнетают, а вместе с тем и перебрать все Тарифы дабы они как можно более торговлю облегчали, к лучшему ее ходу способствовали и притом остальным отраслям Промышленности не вредили и
  4. Устроить взимание Податей с Торгующих на общих правилах Государственной финансовой системы оставляя однако же по необходимости нынешний порядок до введения нового о котором надлежит без промедления времени озаботиться. Соображение подробностей и приведение всего сего в надлежащий ход и Действие предоставляется усмотрению и распоряжению Временного Верховного Правления.

§8. Мещанство.

Мещане составляют ныне подобно Купечеству особое Сословие с собственными своими преимуществами и ограничениями. О них следующее надлежит заметить: 1.) Мещане распределенные по цехам. 2.) Мещане приписаны все к городам. 3.) Мещане мало могут заниматься Земледелием потому что мало Земель имеют и 4.) Для мещан Торговля затруднительна. - На сии четыре предмета надлежит заметить:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.018 с.)