Особенности купли – продажи земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности купли – продажи земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения



Под оборотом ст. 1 Закона понимает только совершение сделок с земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, но не реализацию правомочий собственника по владению и пользованием имуществом.

В силу п.1 ст.1 Федерального закона от 18 июля 2005 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» под оборотом земель сельскохозяйственного назначения понимается совокупность сделок, результатом совершения которых является возникновение им прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ее доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Данный закон исключил из числа принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения следующий принцип: предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе, в случаях, установленных федеральными законами. Этим устранено противоречие с Земельным кодексом, в котором представление земельных участков в собственность физическим и юридическим лицам за плату в число принципов земельного законодательства не входит.

Основной особенностью регулирования договоров купли – продажи сельскохозяйственных земельных участков является закрепление в законодательстве преимущественного права органов государственной власти субъекта Федерации или органов местного самоуправления на приобретение продаваемого участка.

Договорно – правовой режим купли – продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения зависит от формы собственности субъективного состава, целевого режима их использования и других факторов. С учетом этих факторов В.Е. Лукьяненко выделяет следующие разновидности купли – продажи земельных участков:

«а) купли – продажи земельных участков, которые уже находятся в частной собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных коммерческих организаций;

б) купля – продажа земельных долей или земельных участков, принадлежащих гражданам на праве общей долевой собственности;

в) купля – продажа земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства или расширения его деятельности;

г) отчуждение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на торгах (конкурсах, аукционах) с последующим оформлением договора купли – продажи;

д) выкупной договор».

До принятия Федерального закона № 87-ФЗ от 18 июля 2005 года, собственник – продавец должен был выполнить две основные обязанности:

а) известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора;

б) вручить извещение органу под расписку или направить заказным письмом с уведомлением о вручении. Извещение всегда должно было быть в письменной форме.

Если субъект Федерации или муниципальное образование отказывалось от покупки либо не уведомляли продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течении месяца со дня поступления извещения, то в этом случае продавец был вправе в течении года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка, по цене ранее заявленной или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение.

В случае продажи земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект Федерации или муниципальное образование имели право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке передаче им прав и обязанностей покупателя.

Статья 12 Федерального закона «Об обороте сельскохозяйственного назначения» предусматривает, что к сделкам в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК РФ, согласно которых, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставной (складочный) капитал юридического лица свою долю или распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 ГК РФ.

Участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектах Федерации, о намерении продать долю третьему лицу. Извещение должно содержать указание на необходимость направления участниками долевой собственности предложений о покупке доли в праве общей долевой собственности продавцу и в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения такого участка, доля в праве общей долевой собственности на который предложена для продажи.

В то же время, следует отметить, что ограничение права собственника на свободное распоряжение долей в праве общей долевой собственности противоречит ст. 8 и ч.2 ст.36 Конституции РФ, принципу участия государства в гражданском обороте на равных с физическими и юридическими лицами, затрудняет совершение сделок с земельными участками, увеличивает срок их совершения. Особенно это касается оборота долей в праве общей стоимости на земельный участок при возмездном его отчуждении.

Сохранив право имущественной покупки доли в праве общей собственности для государственных и муниципальных органов в Федеральном законе, в новой редакции, отражено, что таким правом обладают и другие участники долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственная организация или гражданин – член крестьянского (фермерского) хозяйства, что оправдано с точки зрения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 77 ЗК РФ) и необходимости поддержки деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, уже используемых соответствующий земельный участок.

В качестве стимула добросовестного поведения таких собственников, а также в целях стабильности гражданского оборота (законодатель включил в абзац 1 п. 1 ст. 5 Закона, следующую норму: «В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков, имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей».

Пункт 3 ст. 5 Закона изложен в следующей редакции: «В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации, или должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности».

Новая редакция п.2 ст.8 Закона приводит конкретный перечень тех данных, которые должны содержаться в извещении: цена, размер, местоположение земельного участка и срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. При этом указывая, что срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. «Новая редакция п.4 ст.8 Закона именует все сделки по продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки ничтожными, в связи с чем указанные сроки не влекут правовых последствий с момента их совершения являются недействительными независимо от решения суда… Приведенные изменения можно признать ошибкой законодателя, указывает И.Илюшихин «Дело в том, что признание сделки недействительной повлечет отсутствие каких-либо правовых последствий совершения данной сделки, в результате чего земельный участок вновь окажется в собственности того субъекта, который уже выразил волю на его продажу, в связи с чем он будет вынужден заключать договор купли-продажи с соблюдением всех установленных законом стадий. Параграф 2 главы 9 признание сделок недействительными является следствие пороков воли, волеизъявления сторон, формы и содержания сделки, а не порядка уведомления, считает он».

Согласно п.1 ст.10 Закона «Об обороте земельных участков сельскохозяйственного назначения» земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляются гражданам и юридическим лицам в собственность только в порядке продажи на торгах (конкурсах, аукционах). Организация проведения торгов осуществляется по правилам, установленным в ст. 38 ЗК РФ, что по мнению Лукьяненко В.Е. противоречит правилам ст. 217 ГК РФ, которая устанавливает способ передачи государственного или муниципального имущества в «частные руки» - только в форме приватизации. В то же время, согласно Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в редакции от 18 июля 2005 года к способам приватизации государственного и муниципального имущества относится их продажа на аукционе, конкурсе, посредством публичного предложения и т.д.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков» утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение аренды.

В.Е. Лукьяненко указывает, что «в них не предусмотрен судебный порядок проверки законности решений организаторов торгов». Более того, отмечает он, «в п. 8 Правил говорится, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Такой срок явно недостаточен для приватизации земельных участков, т.к. заявителю-претенденту может быть отказано по различным «техническим» основаниям, которые устранить в «отведенное» время он не в состоянии. В результате Правила сделали торги не открытыми, а «закрытыми».

Государственная регистрация сделок с земельными участками осуществляется при наличии плана земельного участка, являющегося предметом сделки. Регистрация прав на земельный участок проводится в десятидневный срок с момента поступления в орган государственной регистрации прав на земельный участок всех необходимых документов о правах на земельный участок. Затем выдается удостоверение с указанием в нем даты и номера регистрационной записи, сведений о регистраторе.

При государственной регистрации сделки с земельным участком, не влекущий за собой отчуждения земельного участка, соответствующую запись о совершении сделки с земельным участком вносится в государственный реестр (Поземельную книгу). Если совершается сделка с земельным участком, влекущая за собой отчуждение земельного участка, документ продавца о правах на землю подлежит сдаче в орган государственной регистрации прав на земельный участок. Порядок регистрации прав на земельные участки и связанную с ним недвижимость определяется федеральными законами о государственном земельном кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании п.5 ст.8 Федерального закона от 29.11.2004г. №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных государственных актов Российской Федерации» органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на эти земельные участки по состоянию на 1 января 2005 года. Впервые форма «сведения о земельных участках, а так же личностях, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения представляется на основании п.5 ст.8 ФЗ № 141-ФЗ и только один раз.

Как уже отмечалось, в соответствии с ч.1 ст.37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 22 августа 2004 года) кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.

Понятие «кадастровая карта (план) участка» неотъемлемо от понятий «государственный земельный кадастр» и государственный кадастровый учет земельных участков».

Из содержания Федерального закона от 2 января 2000г. № 28-ФЗ усматривается, что государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации. В свою очередь государственный кадастровый учет земельных участков есть их описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить этот участок из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный учет земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ в Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» внесены дополнения.

Так, ст. 19 ФЗ дополнена п. 6 «в случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади такого земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании».

Далее указано, «содержащаяся в документах о его межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более, чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования».

Закон предусматривает, что если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе) площади и (или) местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу (это может быть риэлтор) одновременно с выпиской, предоставляемой ему в соответствии с правилами ст. 22, выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений.

Для того чтобы земельный участок был индивидуализирован, то есть получил признаки, позволяющие выделить его из других подобных участков, необходимо произвести межевание этого участка. Согласно ст. 17 Федерального закона от 18 июля 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 18 июля 2005 г.) межевание объекта землеустройства, то есть земельного участка, представляет собой работы по установлению на местности границ этого участка с закреплением таких границ межевыми знаками и описью местоположения.

Согласно п.7 «Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для поставки земельных участков на государственный кадастровый реестр земель при поставке земельных участков на государственный кадастровый учет либо при внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках. В состав описания входят титульный лист и приложение, включаемые в кадастровое дело». При оформлении Описания используется градостроительная и иная документация, содержимое необходимое для государственного кадастрового учета земельных участков сведений.

Договор продажи предприятий

Договор продажи предприятий представляет собой относительно новое явление в отечественном гражданском праве. Пункт 1 ст. 559 ГК РФ определяет договор продажи предприятия как консенсуальный, взаимный и возмездный.

Договор продажи предприятия является отдельным видом договора купли-продажи. Особенность правового регулирования договора продажи предприятия, подлежит субсидиарному применению правила, регулирующие договор продажи недвижимости, и лишь при отсутствии таковых - общие положения о купле – продаже товаров (п.2 ст.549 ГК РФ).

Данный прием законодательной техники, позволяющей избежать включения в параграф 8 главы 30 ГК РФ (продажа предприятия) норм, дублирующих правила, содержащиеся в параграфе 7 главы 30 ГК РФ (продажа недвижимости), в юридической литературе иногда интерпретируются таким образом, что договор продажи предприятия из отдельного вида договора купли-продажи превращается в разновидность договора продажи недвижимости.

Квалифицирующим (видообразующим) признаком, позволяющим выделять договор продажи предприятия в отдельный вид договора купли – продажи, является специфика предмета договора, включающего в себя, как и предмет всякого договора купли – продажи, два рода объектов: во-первых, продаваемое предприятие как единый имущественный комплекс; во-вторых, действия продавца по передаче предприятия в собственность покупателя, а также действия последнего по его принятию и оплате (представление о том, что предметом этого договора является только предприятие, не соответствует понятию предмета обязательства).

Естественно, в соотношении указанных объектов, составляющих предмет договора предприятия, превалирующую роль играет первый объект – предприятие. Именно специфические особенности предприятия как имущественного комплекса предопределяет необходимость специальных прав, регламентирующих действия сторон по его продаже.

Предприятие представляет собой довольно специфический объект гражданских прав, что нашло отражение в ГК РФ (ст.132). Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права.

Действующее российское законодательство, в отличие от его дореволюционного предшественника не дает определения «промышленное предприятие». «В Уставе о прямых налогах Российской империи промышленное заведение (фабрика, завод) обозначалось как одно или несколько закрытых или открытых помещений, находящихся в одной черте фабричного или заводского устройства и состоящее между собой по роду производства в непосредственной связи».

По мнению Л.С. Таля, промышленное предприятие выступает как:

«1) индивидуальная обособленная единица, вызывающая представление об отдельном самостоятельном юридическом объекте;

1) как отдельная ценность, способная служить единым объектом отчуждения, залога, пользования, приемства и объектом финансового обложения;

2) как правовая организация, социальное образование в недрах которого осуществляется «должный правопорядок».

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Тем не менее законодатель, как уже отмечалось, счел необходимым включить в текст ГК РФ наряду с правилами о продаже недвижимости (параграф 7 гл.30) и нормы о продаже предприятий (статьи 559-566), указав, что правила о продаже недвижимости применяются к продаже предприятий, если иное не предусмотрено нормами о договоре продажи предприятия (п.2 ст.549).

Дело в том, что продажа предприятия в целом предполагает передачу покупателю не только зданий и оборудования, Но и привязанных к материальной основе производства прав и обязанностей продавца. Сложные отношения, возникшие при такой продаже, требуют специального регулирования (ст. 559 – 566 ГК РФ).

Несмотря на то, что предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью, оно представляет собой совершенно особый объект гражданских прав.

Как правильно отмечает О.М. Козырь, отношение законодателя к предприятию как к особому объекту прав проявляется «во-первых, чисто формально – предприятие не упоминается в определении недвижимости в статье 130 ГК, а «вводится» в статье 132, которая расположена после блока статей о недвижимости. Во-вторых, по составляющим его элементам объект этот настолько неоднороден, что отнесение его к той или иной группе объектов может быть осуществлено только исходя из характеристики его как особого имущественного комплекса, но не основываясь на природе составляющих его элементов, многие из которых, такие как права требования, долги, исключительные права, к недвижимости не относятся. Предприятие является недвижимостью не в силу его неразрывной связанности с землей, а по решению законодателя распространить на этот специфический объект особенности правового режима, устанавливаемого для недвижимого имущества. В - третьих, предприятие является объектом, который «выпадает» из классификации недвижимых и движимых вещей, поскольку оно вещью, даже сложной, не является»

Правой режим предприятия как особого объекта гражданских прав просматривается не только в нормах, регулирующих договор продажи предприятия. Специальные правила установлены ГК РФ и в отношении некоторых других видов договоров, объектом которых является предприятие как имущественный комплекс: аренды (статьи 656-667); доверительного управления (пункты 1 и 3 ст. 1013). Особые положения, регулирующие сделки с предприятием, содержаться также в Федеральных законах: «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 86); «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ст.26); «Об ипотеке (залоге недвижимости» (статьи 69-73).

Необходимо еще раз подчеркнуть, что действующее законодательство, и прежде всего ГК РФ 9ст.132), рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс только в качестве объекта гражданских прав, а не в качестве их субъекта.

Дело в том, что ранее российское законодательство оперировало понятием «предприятие», имея ввиду именно субъекта (юридическое лицо) гражданских прав и участника имущественного оборота, и именно в таком качестве (субъекта гражданских прав) предприятие нередко становилось предметом различных сделок, включая и договор продажи предприятия. Ситуация, когда допускается продажа субъектов гражданских прав и обязанностей, представляется парадоксальной. Ведь указанные субъекты (юридические лица) являются такими же участниками имущественного оборота, как и физические лица. С введением в действие части первой ГК РФ (1 января 1995г.) законодательство избавилось от этого порока. Тем не менее, в юридической литературе до настоящего времени можно встретить взгляд на продажу предприятия в качестве субъекта гражданских прав и обязанностей.

В то же время следует обратить внимание на позицию И.В. Елисеева который отмечает, что «из текста п.1 ст. 559 ГК РФ следует, что покупатель приобретает предприятие в собственность». Он указывает, «эта формулировка неточна, поскольку в состав предприятия как имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные и неимущественные права, долги и пр. Продавец не является «собственником» этих объектов «имущественного комплекса», и, соответственно, не может передать их «в собственность покупателя».

Итак, объектом договора продажи предприятия является предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. В этом смысле необходимо выделить две категории прав продавца (собственника предприятия), в отношении которых в ГК РФ предусмотрены два противоположных правила (пункты 2 и 3 ст.559).

К первой категории относятся права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также принадлежащие ему на основании лицензии права на использование таких средств индивидуализации. Если иное не будет предусмотрено договором продажи предприятия, эти права переходят к покупателю.

Вторую категорию права составляют права, полученные продавцом на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью. Указанные права не подлежат передаче покупателю. Исключения могут составить лишь случаи, предусмотренные законом или иными правовыми актами. Причем за неисполнение переданных покупателю в составе предприятия обстоятельств, имевшее место по причине отсутствия у покупателя разрешения (лицензии), необходимого для исполнения этих обстоятельств, продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность. Договор продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами с обязательным приложением к нему документов, указанных в п.2 ст.561 ГК РФ. Несоблюдение формы договора продажи предприятия влечет его недействительность.

В договоре продажи предприятия должны быть точно указаны состав и стоимость продаваемого предприятия, которые определяются на основе полной инвентаризации предприятия.

Договор продажи предприятия считается заключенным после достижения сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора и его государственной регистрации.

Исходя из специфики предмета договора, его сторонами обычно выступают предприниматели – граждане или коммерческие организации. При продаже предприятия в ходе приватизации продавцами могут быть уполномоченные соответственно государством или муниципальным образованием органы.

Существенная особенность порядка заключения договора продажи предприятия, отличающая его от договора продажи недвижимости, состоит в том, что ГК РФ обязывает стороны совершать определенные действия, являющиеся необходимыми и обязательными для последующего заключения договора продажи предприятия. В частности, Кодекс содержит правила, позволяющие удостоверить состав продаваемого предприятия (п.2 ст.561). Стороны еще до подписания договора продажи предприятия должны составить и рассмотреть: акт инвентаризации; бухгалтерский баланс (он составляется продавцом и подписывается в соответствии с требованиями к таким документам); заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия; перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требования. Долги – это не только обязанности по выплате денежных сумм, но и обязанность по передаче товаров, выполнению работ и оказанием услуг.

Указанные выше документы служат обязательным приложением к договору продажи предприятия, который заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Отсутствие какого-либо из названных документов расценивается как несоблюдение формы договора продажи предприятия, что влечет его недействительность (п.2 ст. 560 ГК РФ).

В параграфе 8 графы 30 ГК РФ отсутствуют какие – либо специальные правила относительно цены продаваемого предприятия, хотя, конечно же, условие о цене предприятия является существенным условием договора продажи предприятия. В данном случае подлежит применению нормы, содержащиеся в статье 555 ГК РФ (о цене в договоре продажи недвижимости).

Исходя из этих норм, можно сделать вывод о том, что для признания договора продажи предприятия, заключенным, необходимо наличие в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене предприятия которая учитывала бы стоимость всех видов имущества, входящего в состав имущественного комплекса, в том числе зданий, сооружений и других объектов недвижимости, находящихся на земельных участках, включая цену передаваемых с указанными объектами земельных участков или прав на них.

При определении цены предприятия должны приниматься во внимание также права требования и долги продавца по обстоятельствам, связанным с соответствующим имущественным комплексом, и права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ, услуг.

Особый порядок оценки предприятия, предполагающий определение его стоимости с привлечением независимого аудитора, вводится в интересах покупателя, с тем, чтобы при согласовании цены у него имелась достоверная информация о действительной стоимости предприятия.

Характерная особенность договора продажи предприятия, выделяющая его в самостоятельный вид договора купли-продажи и отличающая его от договора продажи недвижимости, заключается в том, что продажа предприятия во всех случаях сопровождается, с одной стороны, уступкой прав требований продавца покупателю, а с другой – переводом на него долгов, что, как известно, требует согласия кредиторов. Поэтому в ГК РФ предусмотрены положения, определяющие особый порядок уведомления кредиторов и получения их согласия на продажу предприятия, а также последствия нарушения этого порядка (ст. 562).

Обязанностью сторон по договору продажи предприятия является письменное уведомление кредиторов по обязательствам, включенным в состав предприятия, до момента передачи покупателю этого предприятия. Объем прав кредиторов, и последствия реализации ими своих прав для сторон поставлены в прямую зависимость от исполнения продавцом и покупателем обязанности по уведомлению кредиторов о продаже предприятия.

Кредиторам, получившим уведомление о продаже предприятия, но не давшим согласие на перевод долга, а также не получившим такого уведомления, предоставлено право потребовать: прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения продавцом причиненных убытков; признания договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части. Разница состоит в том, что, кредитор, получивший уведомление, может воспользоваться своими правами в течении трех месяцев со дня получения уведомления о продаже предприятия, е кредитор, не получивший уведомления, в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия покупателю.

Кроме того, по долгам, включенным в состав данного предприятия которые были переданы покупателю без согласия кредиторов на перевод этих прав, продавец и покупатель после передачи предприятия последнему несут солидарную ответственность.

Что касается исполнения обязательств по договору продажи предприятия, то оно требует от продавца совершения определенных действий, несвойственных иным договорным обязательствам. В частности, если иное не будет предусмотрено договором, продавец за свой счет должен подготовить предприятие к передаче покупателю, составить и представить на подписание покупателю передаточный акт. В передаточном акте должны быть отражены сведения об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, данные о составе предприятия, о недостатках, выявленных в переданном имуществе, перечень утраченного продавцом имущества.

День подписания продавцом и покупателем передаточного акта признается моментом передачи покупателю предприятия и перехода на него риска случайной гибели или случайного повреждения имущества предприятия.

Вместе с тем момент передачи предприятия покупателю не совпадает с моментом перехода права собственности на это предприятие, который определяется датой государственной регистрации права собственности. Однако, не являясь собственником переданного предприятия (до регистрации), покупатель получает право распоряжаться имуществом предприятия в той мере, в какой это необходимо для целей, для которых приобреталось предприятие (ст. 564 ГК РФ). И, соответственно, продавец, сохраняющий право собственности на переданное предприятие до момента государственной регистрации, лишается такого права.

Как уже отмечалось, помимо договора продажи предприятия, государственной регистрации подлежит также переход права собственности к покупателю, которая осуществляется после исполнения продавцом обязательств по договору продажи предприятия.

Обращает на себя внимание, что, хотя в состав предприятия могут входить многие объекты недвижимости, передаваемые покупателю, требуется лишь один акт государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие в целом.

В пункте 2 статьи 22 Закона о государственной регистрации содержится специальное правило, относящееся к порядку государственной регистрации прав на предприятие, которое отражает специфику указанного объекта, а именно: наличие в составе предприятия как имущественного комплекса целого ряда отдельных объектов недвижимости; переход прав на предприятие влечет изменение субъекта в отношении прав на все объекты недвижимости, входящие в состав имущественного комплекса. Учитывая данные обстоятельства, законодатель определил, что собственно государственной регистрации подлежат соответствующая сделка и переход прав, объектом которых является само предприятие, а не многочисленные сделки, связанные с отдельными объектами недвижимости, входящими в состав предприятия. Поэтому местом регистрации является не место нахождения указанных отдельных объектов недвижимости, а месторегистрации предприятия как юридического лица.

Таким образом, право на предприятие (переход права) подлежит государственной регистрации по месту нахождения юридического лица – правообладателя. Что же касается отдельных объектов недвижимости, входящих в состав предприятия, то в отношении них осуществляется не государственная регистрация, а внесение записей в Единый государственный реестр о новом собственнике (совладельце) предприятия, а следовательно, и субъекте права на соответствующие объекты недвижимости. Основанием для внесения таких записей применительно к каждому из объектов недвижимости, входящих в состав предприятия, по месту их нахождения является государственная регистрация предприятия в целом как имущественного комплекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.042 с.)