Становление государства как механизма управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление государства как механизма управления



 

Общество как совокупность людей исторически накапливало степень упорядоченности своей структуры и формировало разные институты и механизмы самоуправления. Государство в истории зарождалось как механизм управления обществом на определенной стадии его развития. Этот механизм обрастал целым рядом функций, связанных с необходимостью координации взаимодействия людей в процессах растущего разделения труда и регуляции способов обмена продуктами труда между ними в ходе исторического развития. Государство – во благо, представленное в нынешнее время тремя ветвями власти, было вызвано к жизни в качестве инструмента защиты и регуляции определенного порядка в границах общей территории. Не углубляясь в социологические аспекты феномена власти, напомню читателю определение государства в широком и узком значениях этого слова. В широком значении государственным институтам «принадлежит право официально представлять все общество в целом» (23, с.374). В узком смысле государство трактуется как «организация системы учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории» (там же, с. 386) Разумеется, государство современного типа прошло долгую эволюцию.

История протогосударств, также как эволюция живого вещества может быть уложена в определенные подвижные схемы и этапы в зависимости от социально – географических условий и стадий развития того или иного этноса и групп людей. Весьма емкую картину возникновения ранних этапов до аграрного и традиционного аграрного общества под знаком экономических инноваций и роста ВВП многих регионов мира предложил Е.Т. Гайдар в своей объемной монографии (10). В рамках перехода от присваивающего к преобразующему труду в период неолитической революции происходила смена образа жизни и деятельности многих групп людей и сообществ. На смену собирателям и охотниками пришла эпоха скотоводов и земледельцев. Неизменно кочевой образ жизни уступил приоритет оседлости и созидательному труду на основе сельскохозяйственных технологий. Эти технологии включали в себя обработку земли и выращивание скота. В целом неолитическая революция привела к тому, что человек стал более эффективно распоряжаться ресурсом флоры и фауны на определенной территории.

Вместе с тем оседлость и растущая плотность людей на орошаемых землях остро поднимала вопрос о регулировании отношений собственности на землю и разрешении различных споров. «Возникают новые отношения, в том числе связанные с координацией совместной деятельности. Это подталкивает аграрное общество к созданию более развитых, чем в предшествующую эпоху, форм общественной организации» - указывает Е.Т. Гайдар (там же, с.135). Ко всему появляются группы людей, устремленные присваивать путем насилия плоды крестьянского труда. В сущности, формируются два способа жизни: один направлен на то, чтобы кропотливым трудом создавать и умножать на земле блага жизни или средства существования; другой заключается в том, чтобы их отнимать и присваивать.

Протогосударства делают шаг к расслоению людей. Возникает необходимость противодействия насилию. Нередко скотоводы – кочевники и жители горных этносов, занимались грабежом других. Государства возникают как ответ на насилие, орудием насилия и завоевания оно становится. Зарождение государства не укладывается в строгие причинно – следственные связи, многие факторы переплетаются между собой, исключая жесткий детерминизм становления первичных государственных учреждений.

Начальную фазу образования государства в недрах аграрного общества удачно обобщает Е.Т. Гайдар: «Аграрное производство оседает на земле и концентрируется земледельческое население, возникает необходимость регулировать права собственности на землю, организовывать общественные работы, создаются предпосылки присвоения и перераспределения прибавочного продукта, складываются группы, специализирующиеся на насилии, и привилегированные, не занятые в сельском хозяйстве элиты, образуются государства» (там же, с.139). Цитируя других авторов, Е.Т. Гайдар добавляет важную реплику о статусе элит. Оказывается, право носить оружие и насиловать было прерогативой элит. В аграрных цивилизациях у крестьян оружие как способ противодействия насилию и защиты своей собственности просто изымалось. Любопытный факт, читатель? Не здесь ли таятся истоки насилия одной страты над другой внутри примитивных обществ с низкой консолидацией людей?... Как бы – то ни было, но возникновение государства стало объективно неизбежным явлением в истории человечества на заре цивилизации и приобрело многофункциональный статус где во - благо меньшинства, а где, наоборот, во благо большинства. В свете идей и постулатов А.Тойнби, многие государства и цивилизации возникали как ответ на разнообразные вызовы внешней среды. К числу главных вызовов автор относил природные условия и агрессивные набеги других групп людей. Судьба и развитие многих сообществ людей и цивилизаций определялась соотношением силы того или иного вызова и способностью найти ответ на него за счет мобилизации внутренних ресурсов.

Выделю и подчеркну основные причины возникновения государства, выделяемые социологами.

Первая причина – растущая плотность людей в регионах их оседлости и переход от присваивающего к производящему труду. Растущая концентрация людей на определенной территории вызвала необходимость координации общих действий и усилий, включая разрешение споров и поиск компромисса.

Вторая причина – опасность агрессии со стороны внешних завоевателей - чужеземцев, посягающих на собственность людей данной общности путем периодических набегов. Необходимость охраны добра вынудила общество выделять группы людей для защиты территории. Так возникли предпосылки к созданию регулярной армии, охраняющей границы земель и первых городов, княжеств и государств.

Третья причина – настоятельная необходимость в силе воздействия на людей, и собственно власти, как инструмента принуждения и подчинения, включая карательные функции его отдельных структур.

Четвертая причина заключается в том, что общество в лице государства создает правовое пространство, внутри которого оно нормативно утверждает определенные стандарты поведения и обмена продуктами труда между разными его субъектами, принимая меру суверенности и свободы действий в рамках писанных и неписанных правил.

Пятая причина состоит в том, что возникающие элитные слои стремятся сохранить свои привилегии и не упускают возможность персонифицировать властные органы для того, чтобы влиять на пружину вертикальной мобильности и неизменную поляризацию общества.

Шестая причина лежит в изначальном противостоянии двух образов и стилей жизни в истории человечества даже внутри одной группы или общности. В ней таится древний инстинкт хищника и его жертвы. Искони веков одни люди созидали, другие норовили силой или хитростью завладеть чужим трудом и собственностью. Созидатели должны были найти противоядие и оградить себя от разбойников, бандитов и воров внутри каждого племени и между ними на одной территории. Важным противовесом преобладанию стиля жизни грабителей всех мастей стало изобретение пороха, который уравновесил с ними силы тех, кто защищает плоды своего труда и территорию. И если вначале труженики сами защищали себя, в последующем эти функции были переданы наемным профессионалам военного дела. Так возникли предпосылки к созданию полиции, суда, каторги и тюрьмы. Как остро пишет А. Кемпински: «Там, где мы находим решетки и кандалы, с большой вероятностью можно принять, что имеем дело со следами человека» Еще ранее на эту же тему Гоббс писал: «Во всех местах, где люди жили маленькими родами, было промыслом грабить друг друга; и настолько не считалось против естественных законов, что чем больше человек награбил, тем больше это доставляло ему честь».

Седьмая причина, которая переходит в особенно значимую функцию государства на стадии централизации власти, заключается в потребности общей казны, создаваемой за счет сбора податей и налогов в разных формах. Е.Т. Гайдар особенно подчеркивает важность этой функции государства в условиях наличия частной собственности. Ему вторит социолог А.. Аузан, в своей публичной лекции на тему современного общества, утверждающий, что государство трансформируется в «агентство для таких продуктов как правосудие и безопасность в обмен на налоги».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.)