В этом разделе мы представляем новую редакцию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В этом разделе мы представляем новую редакцию



В этом разделе мы представляем новую редакцию

«Положения о порядке расследования и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве", которое по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины было утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 21 августа 2001 года № 1094, а также текст самого Постановления КБУ.

 

Внесение соответствующих изменений в ранее действующее Положение было обусловлено прежде всего, принятием и введением в действие законов Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужило причиной потери трудоспособности».

При разработке новой редакции Положения некоторые государственные органы старались не в полной мере учесть требования вышеназванных законов и всячески приуменьшить роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Например, предлагалосьдаже не сообщать в соответствующие вышестоящие профсоюзные органы об смертельных и групповых несчастных случаях и не включатьих представителей в состав комиссий по специальному расследованию таких случаев. Однако твердая позиция профсоюзов Украины не только помешала им это сделать, а и дала возможность добиться исключения из нового Положения некоторых вопросов, которые не устраивали профсоюзы.

Так, теперь в Положении уже не идет речь о том, что несчастный случай признается связанным с производством при условии, если будет установлен факт влияния на пострадавшего опасных или вредных производственных факторов и т.п..

На что хотелось бы обратить внимание не только председателей первичных профорганизаций, а и всех представителей профсоюзов по вопросам охраны работы, которые принимают участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Прежде всего следует всегда иметь в виду, что своевременное и квалифицированное расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также их достоверный учет имеют большое значение для предупреждения этих неприятных фактов. Поэтому чем полнее и объективнее удастся провести расследования, не предвзято и достоверно выяснить обстоятельства, на которые относить тот или другой несчастный случай или возникшее профессиональное заболевание, тем меньшая достоверность ошибок в определении их причин и тем больше гарантий, что принятое решение о мероприятиях по предотвращению таких случаев будет правильным.

Надо также помнить, что главная цель расследования любого несчастного случая, и в особенности с тяжелыми последствиями, - не в констатации факта, который имел место, а в обоснованных выводах и разработке на их основе таких профилактических мероприятий, реализация которых дала бы возможность предотвратить аналогичные случаи не только на том участке, где он случился, а и на предприятии в целом.

С целью обеспечения надлежащей социальной защиты членов профсоюзов, потерпевших на производстве от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т. д., а также членов семей погибших на производстве профсоюзным организациям всех уровней необходимо не только установить суровый контроль за своевременным и объективным выяснением причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а и активно участвовать в работе комиссий по их расследованию.

Соответственно требованиям законов Украины «Об охране работы» и "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также Положению о расследовании и учете несчастных случаев ни один такой случай не должен расследоваться без участия представителей профсоюзной организации, членом которой есть пострадавший.

Главная задача представителя профсоюзов в работе комиссии по расследованию несчастного случая, профзаболевания состоит в том, чтобы не допустить необоснованного обвинения пострадавшего или отнесение случая к таким, что не связанны с производством.

Надо принять во внимание и то, что комиссия по расследованию несчастного случая устанавливает только факт наличия вины пострадавшего. Степень вины и размер соответствующего единовременного пособия устанавливаются трудовым коллективом по представлению собственника и профкома предприятия, организации. Однако в любом случае, несмотря на степень вины потерпевшего, уменьшение ему единовременного пособия не может превышать 50% {статья 11 Закона «Об охране работы»).

Вместе с тем профсоюзные организации всех уровней должны:

- оказывать содействие потерпевшим, членам семей погибших, а также лицам, которые защищают их интересы, в ознакомлении с материалами расследования, своевременном получении акта формы Н-1 и в рассмотрении собственником заявлений в случае несогласия с его содержанием, решении вопросов возмещения вреда от повреждения здоровья, увечья или гибели работника, в выплате единовременного пособия, получении других выплат и компенсаций, связанных с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями;

- добиваться от собственника предоставления необходимой информации о мероприятиях, которые принимаются с целью профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- рассматривать причины несчастных случаев, в особенности с тяжелыми последствиями, на заседаниях своих коллегиальных органов, принципиально оценивать действия собственника относительно повышения уровня безопасности работы на производстве; при выявлении нарушений Положения о расследовании и учете несчастных случаев вносить собственнику представление об устранении этих нарушений, а при необходимости направлять их органам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о работе и правоохранительных органах;

- выступать в средствах массовой информации с анализом причин производственного травматизма и т.п.

===========================================

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2001 г. № 1094
Киев

Некоторые вопросы расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве

В связи с принятием Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые стали причиной потери трудоспособности" Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить такие, что прилагаются:

Положение о порядке расследования и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;

перечень обстоятельств, в связи с которыми наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

2. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти. Совету министров Автономной Республики Крым, областным. Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям:

обеспечить своевременное доведение до предприятий, учреждений и организаций требований Положения о порядке расследования и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве и перечень обстоятельств, в связи с которыми наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

внести в трехмесячный срок к своим нормативно-правовым актам по вопросам расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве изменения, которые вытекают из этого постановления.

3. Признать такими, что утратили действие:

постановление Кабинета Министров Украины от 10 августа 1993 г. № 623 "О Положении о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях" (ЗП Украины, 1994 г., № 1, ст. 1);

постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 1998 г. № 923 "О внесении изменений и дополнений в Положение о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях" (Официальный вестник Украины, 1998 р" № 25, ст. 922);

пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины от 27 октября 1999 г. № 1988 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины" (Официальный вестник Украины, 1999 г., № 43, ст. 2154).

ПОЛОЖЕНИЕ

Расследование и учет аварий

82. На предприятии в соответствии с требованиями законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и охраны работы должны быть разработаны и утвержденные работодателем:

план предупреждения чрезвычайных ситуаций, в котором определяются возможные аварии и прочие чрезвычайные ситуации техногенного и естественного характера, прогнозируются следствия, определяются мероприятия по их ликвидации, сроки выполнения, а

также силы и средства, которые для этого привлекаются;

план ликвидации аварий (чрезвычайных ситуаций), в котором пересчитываются все возможные аварии и прочие чрезвычайные ситуации, определяются действия должностных лиц и работников предприятия во время их возникновения, обязанности работников профессиональных аварийно-спасательных служб или работников других предприятий, которые привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К авариям техногенного характера належат аварии на транспорте, пожара, взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих отравляющих, радиоактивных, биологически опасных и других загрязняющих веществ, внезапное разрушение сооружений, оснащение

и т.п..

83. Аварии делятся на две категории. К І категории належат аварии, вследствие которых:

погибло 5 ли травмирован 10 и больше лиц;

относить выброс отравляющих, радиоактивных, биологически опасных веществ за

границы санитарно-защитной зоны предприятия;

увеличилась концентрация загрязняющих веществ в окружающей естественной среде более как в 10 раз;

разрушен здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья значительного количества работников предприятия или население.

К II категории належат аварии, вследствие которых:

погибло до 5 ли травмирован от 4 до 10 лиц;

разрушен здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья работников цеха, участка с численностью работающих

100 мужчина и большее.

Случаи нарушения технологических процессов, работы оборудования, временной

остановки производства вследствие срабатывания автоматических защитных блокирований и прочие локальные нарушения в работе цехов, участков и отдельных объектов, падение опор и обрыв проводов линий электропередачи и т.п. не належат к категорійних

аварий и расследуются соответственно требованиям законодательства.

С целью учета специфики областей, определение перечня категорійних аварий в случае необходимости центральными органами исполнительной власти утверждаются отраслевые положения по согласованию с Держнаглядохоронпраці.

84. Об аварии свидетель должен немедленно сообщить непосредственного руководителя работ или другое должностное лицо предприятия, которые в свою очередь обязанные сообщить работодателя.

85. Работодатель или лицо, которое руководит производством во время изменения, обязанные

действовать в соответствии с планом ликвидации аварии, принять первоочередные меры относительно спасания пострадавших и предоставление им медпомощи, предотвращение дальнейшему распространению аварии, установление границ опасной зоны и ограничения доступа к ней людей.

86. Работодатель или уполномоченная ним лицо обязанный немедленно сообщить об аварии территориальный орган Держнаглядохоронпраці, орган, к сфере управления которого належит предприятие, соответствующую местную госадминистрацию или исполнительный орган местного самоуправления, штаб гражданской обороны и из чрезвычайных ситуаций, прокуратуру по месту возникновения аварии и соответствующий профспіл

ковий орган, а в случае травмирования или гибел работников также соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда.

87. Расследование аварий с несчастными случаями проводится в соответствии с пунктами 1-51 этого Положения.

Расследование аварий без несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию, которые получаются:

в случае аварий І категории - приказом центрального органа исполнительной власти или распоряжением соответственно местной госадминистрации (Автономной Республики Крым, области, гг. Киева и Севастополя) по согласованию с соответствующими органами государственного надзора за охраной работы и МНС;

в случае аварий II категории - приказом руководителя органа, к сфере управления которого належит предприятие, распоряжением ли районной госадминистрации или исполнительного органа местного самоуправления по согласованию с соответствующими органами государственного надзора за охраной работы и МНС.

Председателем комиссии назначается представитель органа, к сфере управления которого належит предприятие, местного органа исполнительной власти или представитель органа государственного надзора за охраной работы ли МНС.

88. В ходе расследования комиссия по расследованию определяет характер аварии, выясняет обстоятельства, которые спричинили ее, устанавливает факты нарушения требований законодательства и нормативных актов по вопросам охраны работы, гражданской обороны, правил эксплуатации оборудование и технологических регламентов, определяет качество выполнения строительно-монтажных работ или отдельных узлов, конструкций, их соответствие требованиям технических и отраслевых нормативных актов и проекта, устанавливает лица, которые несут ответственность за возникновение аварии, намечает мероприятия по ликвидации ее последствий и предотвращения подобным авариям.

89. Комиссия по расследованию обязанная на протяжении десяти рабочих дней расследовать аварию и составить акт по форме Н-5. Вред, причиненному аварией, определяется с учетом потерь, указанных в прибавлении 16.

В зависимости от характера аварии в случае необходимости проведение дополнительных исследований или экспертизы указанный срок может быть продолжен органом, который назначил комиссию.

90. По результатам расследования аварии работодатель выдает приказ, которым соответственно выводам комиссии по расследованию утверждает мероприятия по предотвращению подобным авариям и привлекает к ответственности работников за нарушение законодательства об охране работы.

91. Материалы расследования аварии включают документы, указанные в пункте 48 этого Положения, а также докладную записку о работе аварийно-спасательных формирований или подразделов государственной пожарной охраны, если они привлекались к ликвидации этой аварии.

92. Техническое оформление материалов расследования аварии проводит предприятие, где произошла авария, которое в пятидневный срок после окончания расследования присылает их прокуратуре и органам, представители которых принимали участие в расследовании.

Первый экземпляр акта расследования аварии, вследствие которой не произошло несчастного случая, сохраняется на предприятии к завершению сроков осуществление мероприятий, определенных комиссией по расследованию, но не меньшее двух лет.

93. Работодатель обязан проанализировать причины аварии и разработать мероприятия по предотвращению подобным авариям в дальнейшем.

94. В случае если авария произошла через проектные недоработки или конструктивные недостатки оборудования, для участия в работе комиссии по расследованию привлекаются представители предприятий, которые разрабатывало и изготовляли его.

Работодатель обязан прислать проектной организации, завода - изготовителю оборудование обгрунтовані рекламации, а их копии - органам, к сфере управления которых належит предприятие, проектная организация или завод-изготовитель (в случае его отсутствия - соответствующей местной госадминистрации или исполнительному органу местного самоуправления). По видам работ и оборудования, на которые выдается разрешение (лицензия) на проектирование или изготовление, копия рекламации также присылается органа, который выдал разрешение (лицензию) на проектирование или изготовление оборудования.

95. Учет аварий І і II категорий ведут предприятия и соответствующие органы государственного управления и надзора за охраной работы с регистрацией их в журнале (прибавление 17). При этом учитываются аварии, вследствие которых произошли несчастные случаи и вследствие которых несчастные случаи не произошли.

Государственная статистическая отчетность относительно аварий утверждается Госкомстатом по представлению Держнаглядохоронпраці.

Письменную информацию об осуществлении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию, работодатель подает организациям, представители которых принимали участие в расследовании, в сроки, указанные в акте расследования аварии.

96. Контроль и надзор за своевременным и объективным расследованием, документальным оформлением и учетом аварий, осуществлением мероприятий по устранению их причин полагается на органы государственного управления и надзора за охраной работы.

Заключительные положения

97. Работодатель и должностные лица, которые проводило расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, несут ответственность в соответствии с законодательством за своевременное и объективное их расследования и принятые решения.

98. Лица, которые допустило нарушения или невыполнения требований этого Положения, притягиваются к ответственности в соответствии с законодательством.

 

 

В этом разделе мы представляем новую редакцию

«Положения о порядке расследования и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве", которое по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины было утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 21 августа 2001 года № 1094, а также текст самого Постановления КБУ.

 

Внесение соответствующих изменений в ранее действующее Положение было обусловлено прежде всего, принятием и введением в действие законов Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужило причиной потери трудоспособности».

При разработке новой редакции Положения некоторые государственные органы старались не в полной мере учесть требования вышеназванных законов и всячески приуменьшить роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Например, предлагалосьдаже не сообщать в соответствующие вышестоящие профсоюзные органы об смертельных и групповых несчастных случаях и не включатьих представителей в состав комиссий по специальному расследованию таких случаев. Однако твердая позиция профсоюзов Украины не только помешала им это сделать, а и дала возможность добиться исключения из нового Положения некоторых вопросов, которые не устраивали профсоюзы.

Так, теперь в Положении уже не идет речь о том, что несчастный случай признается связанным с производством при условии, если будет установлен факт влияния на пострадавшего опасных или вредных производственных факторов и т.п..

На что хотелось бы обратить внимание не только председателей первичных профорганизаций, а и всех представителей профсоюзов по вопросам охраны работы, которые принимают участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Прежде всего следует всегда иметь в виду, что своевременное и квалифицированное расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также их достоверный учет имеют большое значение для предупреждения этих неприятных фактов. Поэтому чем полнее и объективнее удастся провести расследования, не предвзято и достоверно выяснить обстоятельства, на которые относить тот или другой несчастный случай или возникшее профессиональное заболевание, тем меньшая достоверность ошибок в определении их причин и тем больше гарантий, что принятое решение о мероприятиях по предотвращению таких случаев будет правильным.

Надо также помнить, что главная цель расследования любого несчастного случая, и в особенности с тяжелыми последствиями, - не в констатации факта, который имел место, а в обоснованных выводах и разработке на их основе таких профилактических мероприятий, реализация которых дала бы возможность предотвратить аналогичные случаи не только на том участке, где он случился, а и на предприятии в целом.

С целью обеспечения надлежащей социальной защиты членов профсоюзов, потерпевших на производстве от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т. д., а также членов семей погибших на производстве профсоюзным организациям всех уровней необходимо не только установить суровый контроль за своевременным и объективным выяснением причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а и активно участвовать в работе комиссий по их расследованию.

Соответственно требованиям законов Украины «Об охране работы» и "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также Положению о расследовании и учете несчастных случаев ни один такой случай не должен расследоваться без участия представителей профсоюзной организации, членом которой есть пострадавший.

Главная задача представителя профсоюзов в работе комиссии по расследованию несчастного случая, профзаболевания состоит в том, чтобы не допустить необоснованного обвинения пострадавшего или отнесение случая к таким, что не связанны с производством.

Надо принять во внимание и то, что комиссия по расследованию несчастного случая устанавливает только факт наличия вины пострадавшего. Степень вины и размер соответствующего единовременного пособия устанавливаются трудовым коллективом по представлению собственника и профкома предприятия, организации. Однако в любом случае, несмотря на степень вины потерпевшего, уменьшение ему единовременного пособия не может превышать 50% {статья 11 Закона «Об охране работы»).

Вместе с тем профсоюзные организации всех уровней должны:

- оказывать содействие потерпевшим, членам семей погибших, а также лицам, которые защищают их интересы, в ознакомлении с материалами расследования, своевременном получении акта формы Н-1 и в рассмотрении собственником заявлений в случае несогласия с его содержанием, решении вопросов возмещения вреда от повреждения здоровья, увечья или гибели работника, в выплате единовременного пособия, получении других выплат и компенсаций, связанных с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями;

- добиваться от собственника предоставления необходимой информации о мероприятиях, которые принимаются с целью профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- рассматривать причины несчастных случаев, в особенности с тяжелыми последствиями, на заседаниях своих коллегиальных органов, принципиально оценивать действия собственника относительно повышения уровня безопасности работы на производстве; при выявлении нарушений Положения о расследовании и учете несчастных случаев вносить собственнику представление об устранении этих нарушений, а при необходимости направлять их органам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о работе и правоохранительных органах;

- выступать в средствах массовой информации с анализом причин производственного травматизма и т.п.

===========================================

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2001 г. № 1094
Киев

Некоторые вопросы расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве

В связи с принятием Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые стали причиной потери трудоспособности" Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить такие, что прилагаются:

Положение о порядке расследования и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;

перечень обстоятельств, в связи с которыми наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

2. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти. Совету министров Автономной Республики Крым, областным. Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям:

обеспечить своевременное доведение до предприятий, учреждений и организаций требований Положения о порядке расследования и ведение учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве и перечень обстоятельств, в связи с которыми наступает страховой случай государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

внести в трехмесячный срок к своим нормативно-правовым актам по вопросам расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве изменения, которые вытекают из этого постановления.

3. Признать такими, что утратили действие:

постановление Кабинета Министров Украины от 10 августа 1993 г. № 623 "О Положении о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях" (ЗП Украины, 1994 г., № 1, ст. 1);

постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 1998 г. № 923 "О внесении изменений и дополнений в Положение о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях" (Официальный вестник Украины, 1998 р" № 25, ст. 922);

пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины от 27 октября 1999 г. № 1988 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины" (Официальный вестник Украины, 1999 г., № 43, ст. 2154).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.05 с.)