Экономическая система и предпринимательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая система и предпринимательство



Сегодня в нашем языке появилась и закрепилась некая собирательная фигура предпринимателя - этакого "спасителя отечества". На него возлагаются все возможные функции: от вытаскивания из "болота" хозяйственной ситуации до развертывания культурно-образовательной среды. Во многом, этот персонаж (Илья Муромец конца ХХ - начала XXI века) выдуман, но появился на отечественном идеологическом горизонте он далеко не случайно. Появлению подобной фигуры в мировой литературе по проблемам экономического развития мы обязаны известному немецкому философу и экономисту Йозефу Шумпетеру, который в 1912 году опубликовал работу под названием "Теория экономического развития". Он утверждал, что именно предприниматель как особая роль и особый тип мышления и деятельности является в ХХ веке движущей силой экономического развития. Сущность предпринимательской деятельности и предпринимательского мышления он определял через понятие инновации или нововведения. С этой точки зрения, распространенное утверждение о том, что основной характеристикой предпринимательства является ориентация на прибыль, оказывается лишь внешним и поверхностным признаком, характеризующим не столько предпринимательскую деятельность (мышление), сколько ту социо-культурную среду, в которой реализуются сегодня известные нам предпринимательские проекты. Что делает предприниматель и в чем природа предпринимательской прибыли в отличие от ссудного процента (получаемого инвестором) и заработной платы (получаемой менеджером за организационную работу)? Вот вопрос, на который пытается ответить Й.Шумпетер. Предпринимателем, с точки зрения Шумпетера, может считаться тот социо-культурный субъект, который создает новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта. При этом он осуществляет определенную мыслительную работу: анализирует сложившуюся рыночную ситуацию, прогнозирует динамику ее изменения, просчитывает колебания конъюнктуры на аналогичные или сопутствующие типы товаров. В результате он должен увидеть (спроектировать) тот сектор деятельности и рынка, в котором можно добиться повышения платежеспособного спроса - а значит, относительного увеличения ценности данного продукта для потребителя. Пользуясь определенным набором техник и приемов, предприниматель создает новую потребительскую ситуацию, новое потребительское качество - своего рода квази-цель для потребителя. Он создает некое искусственное "сгущение" деятельности на полюсе потребителя. Тем самым, создается дисбаланс в соотношении различных типов ресурсов - тех, которые затрачены на производство данного товара и тех, которые будут получены в новой ситуации (здесь имеется в виду не только непосредственная стоимость товара или ресурс, выраженный в денежной форме, но и такие виртуальные ресурсы, как имидж фирмы производителя, перспективность завоеванного "места" на рынке, степень управляемости потребительскими ожиданиями и предпочтениями и т.д.). В результате этой работы сумма затраченных в ходе осуществления предпринимательского проекта ресурсов должна оказаться меньше, чем сумма полученных. Здесь необходимо уточнить несколько моментов. При обычном анализе в упомянутом балансе ресурсов не учитывается сама предпринимательская деятельность или предпринимательское мышление. Можно сказать, что названный прирост ресурсов (превышение суммы полученных над суммой затраченных ресурсов) связан с дополнительной затратой предпринимательского мышления. Понимание этого факта позволило Людвигу фон Мизесу в 1928 году утверждать, что предпринимательская прибыль есть плата за правильный прогноз, плата за мышление и точный выбор той формы деятельности, которую нужно и можно осуществить в данной ситуации. Предприниматель фактически выступает как социальный инженер или конструктор социально-экономической машины: он строит новую деятельность из имеющихся в наличии позиций и фигур, создает новый контур, новую конфигурацию "производительных сил". Способ сборки, характер предлагаемого контура (конфигурации) есть результат промысливания ситуации, прогнозирования, планирования. Безусловно, позиций и фигур, с которыми работает предприниматель, гораздо больше, чем две, о которых уже сказано - производитель и потребитель. Одна из кардинальных ошибок Карла Маркса состоит в том, что он не увидел за исторически преходящими и по своему историческому месту принципиально "собирательными" позициями современных ему "капиталиста" и "наемного рабочего" более сложных структур кооперативно организованной деятельности. Сегодня "капиталист" середины ХIХ века уже не существует; он распался на ряд типов мышления и деятельности, среди которых можно назвать такие, как "инвентор" (инженер-изобретатель); "держатель капитала"; "инвестор"; эксперт, оценивающий риски; собственно, предприниматель, отвечающий за стратегический маркетинг и планирование (конструирование) нового способа деятельности; менеджер, отвечающий за техническую организацию производства (работ); менеджер по кадрам; менеджер по сбыту и т.д. Реальный деятельностный анализ экономической формы организации хозяйства Маркс подменил псевдо-этическим и псевдо-моральным рассмотрением отношений "эксплуатации" (за производством продукта стоит процесс потребления рабочей силы наемного рабочего, который и производит искомую "дельту" - разницу в начальной и конечной сумме ресурсов, изымаемую в дальнейшем "капиталистом"). В результате вместе с "капиталистом" за бортом анализа (а после осуществления социальной революции, направленной на устранение искомой "эксплуатации" -- за бортом вновь созданной социальной структуры) оказались и "инвестор", и менеджер, и "предприниматель". Современный мир движется в сторону все большей дифференциации и специализации работ в области управления и финансовой инженерии. Социальная революция по проектам и "чертежам" Маркса оказалась направленной не на усложнение, а на упрощение систем деятельности; однако "простые" системы сегодня оказываются неконкурентоспособными как в техническом, так и в духовном плане. Уже сказано о том, что предприниматель должен получить свой процент (предпринимательскую прибыль) за правильный прогноз, за мыслительный акт конструирования нового контура деятельности. Однако, этот проект (конструкция) может быть реализован только при определенных условиях: все названные позиции должны четко осуществлять свои функции и вся система в целом должна быть достаточно мобильна. Если искомая система деятельности инертна, то предпринимательский проект может устареть, не успев реализоваться. Полученный прирост ресурса может быть "съеден" за счет инфляции (которая, как известно, является оборотной стороной повышенной деловой активности); при этом речь идет не только о финансовой инфляции, но и о моральной (старение продукта, технологии, мода). Прибыль, полученная на стадии запуска новой технологии, может быть "погашена" за счет инерции созданной предпринимателем формы деятельности после того, как ситуация на рынке и конъюнктура изменилась. Наконец, прирост ресурсов, полученных в рамках отдельного удачного предпринимательского проекта, может быть "распылен" за счет макроэкономических и макрохозяйственных изменений. Понимание именно этих обстоятельств заставляет утверждать, что прибыль есть характеристика общественного хозяйства. В той мере, в какой прибыль не есть характеристика индивидуального акта предпринимательства, а сама предпринимательская деятельность тесно связана со структурами, обеспечивающими мобильность, и темпом всей хозяйственной жизни, появления предпринимательской деятельности и предпринимательского мышления (по понятию) в нашей стране в ближайшее время ожидать не приходится. Несомненно, что может появиться и уже появился носитель интеллектуальных способностей, превращающий прогноз и анализ в соответствующие технике и материальным ресурсам факторы производственной деятельности. Но момента, когда сложится (сформируется) гибкий и мобильный хозяйственный организм, как условие быстрой реализации предпринимательских проектов различного уровня сложности, придется ждать достаточно долго. Следует также подчеркнуть, что широкое движение за реструктурацию прав собственности не способствует оформлению предпринимательской деятельности. Ошибкой следует считать ту точку зрения, в соответствии с которой приватизация и распределение прав собственности между представителями трудовых коллективов, этнических групп и территориальных органов управления будет способствовать увеличению темпа и интенсивности хозяйственной деятельности. Скорее наоборот, "собственник" в любых условиях противостоит "предпринимателю", реализуя в конкретной ситуации ценности "сохранения" и "воспроизводства" (а не развития). Вместе с тем, в условиях рассредоточения прав собственности и формирования пакетов прав, достаточных для тех или иных форм (типов) деятельности, предприниматель может опереться на институт собственности, прежде всего в интересах закрепления результатов своей деятельности (предпринимательского проекта). Продолжая эту линию, можно утверждать, что так называемая экономическая система или экономическая форма организации хозяйственной деятельности сформировалась как система средств, с-фокусированная (с-ориентированная) на предпринимательскую деятельность, а значит - косвенно, - как система знаний и средств, обеспечивающая развитие хозяйственных отношений. В рамках экономической системы организации прирост ресурсов как результат предпринимательства выявляется и удерживается за счет специальной системы исчисления и ряда семиотических программ, позволяющих соотносить и связывать друг с другом различные типы ресурсов. Эта задача обеспечивается за счет выделения ключевого или замыкающего ресурса (денег), относительно которого соразмеряются другие типы ресурсов, а также за счет создания особого оперативного (семиотического) пространства со своей системой правил расчета и перевода одних типов ресурсов в другие. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что экономическая система организации не сводится к чисто мыслительному плану; так называемый "рынок" выполняет аналогичную функцию "измерения" и "взвешивания" (сопоставления) различных типов ресурсов, но уже не чисто мыслительно - а деятельностно, через систему проб и ошибок с их последующей рефлексией. Рассмотренные аспекты тесно связаны друг с другом. Предприниматель заинтересован в увеличении мобильности и гибкости хозяйственной организации, в увеличении темпа экономического оборота. Тем самым он подготавливает условия для следующего предпринимательского проекта и максимально утилизует результаты предыдущего. Вместе с тем, уже в середине ХIХ века было показано, что экономическое развитие имеет обратную сторону, проявляющуюся в виде так называемых "экономических кризисов". В условиях подобного кризиса может исчезнуть все то, что было достигнуто в предыдущих ситуациях. Понимание этого противоречия заставляет предпринимателя не просто увеличивать темп оборота капитала и интенсивность деятельности, но менять сам тип проектов и структуру деятельности. Центральным для предпринимательства оказывается не процесс получения дополнительной суммы стоимостей в результате осуществления конкретного проекта, а процесс смены средств деятельности. Этот момент понял Й.Шумпетер.Однако он не сделал из него необходимых выводов. Ориентация на изменение и развитие деятельности приводит к кардинальному изменению смысла и назначения предпринимательства в современной социо-культурной ситуации: предприниматель должен отказаться от единой системы измерения и ввести другие замыкающие факторы. Это уже не тот "классический предприниматель", которого обсуждали экономисты начала ХХ века. Это уже не чистая экономика, в той мере, в какой последняя связана с использованием единого замыкающего ресурса - денег. Современный предприниматель преодолевает границу экономического подхода. Отказываясь от жесткой фокусировки на одном типе ресурсов - финансовом, он вводит ряд различных оперативных систем и замыкающих факторов - интеллектуальных, деятельностных, социо-психологических, антропологических, культурных, экологических.  

Современный предприниматель

 

  "Предприниматель не играет по установившимся правилам - он либо создает новые, либо предугадывает изменение правил со стороны регулирующих органов и играет на опережение." Джордж Сорос Все страны имеют собственную специфику и динамику экономического развития, однако никакая страна сегодня не может позволить себе существовать, закрыв глаза на то, что происходит в мире. Современное общество становится все более открытым. Плывут и изменяются границы. Неслыханно возросли темпы, масштабы и сферы перемен. Преображается социальное, культурное и экономическое бытие. Планета Земля стала маленькой, теперь ее, в самом деле, принимают как один общий дом, т.к. ключевые тренды и тенденции носят мировой характер. Общество землян от индустриальной фазы развития переходит к постиндустриальной. Предприниматель - центральная фигура постиндустриального общества, Предприниматель - социальный инженер нового типа. Что это за типаж? Как он думает и действует? Что входит в его инструментальный арсенал? Каковы его психологические характеристики? В чем основная проблематика?

Новый герой нашего времени

Чем отличается предприниматель от бизнесмена?

На российской (как и на мировой) сцене, оставаясь, во многом, в тени, все активнее действует фигура, призванная в постиндустриальную эпоху играть ключевую роль. Это - предприниматель.

"Предпринимательство" и "бизнес" в просторечии - почти синонимы. Правильнее было бы считать их фундаментально различными понятиями.

Бизнесмен - давно известная и признанная в обществе фигура (хотя так было не всегда). Он занимается товарным производством, торговлей и/или кредитованием, стремясь при этом к получению прибыли. Отношения между конкурирующими бизнесменами определяются правилами игры, которые (в идеальной модели) устанавливает "невидимая рука рынка". Классическое "капиталистическое" государство следит за соблюдением игроками этих исторически сложившихся правил, взимая на покрытие своих издержек часть прибыли бизнесменов в форме налогов.

Предприниматель - центральная фигура постиндустриального общества, социальный инженер нового типа. В своей деятельности он использует разнообразные бизнесы не как источники прибыли, а как элементы конструктора для создания предпринимательских схем. Сами рыночные правила превращаются при этом в предмет инженерной деятельности. Они не нарушаются, они - используются.

Как пишет Джордж Сорос, предприниматель не играет по установившимся правилам - он либо создает новые, либо предугадывает изменение правил со стороны регулирующих органов и играет на опережение.

В реальности вместо четкой границы между "бизнесменом" и "предпринимателем" обнаруживается широкий спектр переходных и смешанных форм. Например, российский коммерсант может искренне считать себя бизнесменом, тщательно копирующим западные формы бизнеса и "один к одному" переносящим их на нашу почву. Однако перенос рыночных форм в нерыночную среду (где еще и сам тип "нерыночности" существенно меняется от региона к региону) представляет собой предпринимательскую задачу высокого уровня сложности. Каждую из таких внедряемых форм приходится обстраивать целой системой дополнений, щитов и прочих оболочек из подручного социального материала.

Предприниматели на наших глазах творят новый тип человеческой деятельности.

Новые формы всегда создаются из исторически предшествующих, которые используются как "природный материал". Новая форма извлекает прежние из их стихийно сложившихся отношений и объединяет в сознательно проектируемую схему, где каждая из них начинает выполнять определенную функцию в рамках созданного целого.

Конструктор берет несколько природных сил, объединяет их в рамках технологии способом, не встречающимся в природе, и получает принципиально новый эффект. Поток воды вращает колесо с лопатками, оно приводит в действие жернова, которые размалывают зерна культурных злаков. Никакие законы природы при этом не нарушаются.

В предпринимательской схеме связь между отдельными бизнесами имеет, прежде всего, информационный, а уже как следствие экономический характер. Это значит, что она основана на знании предпринимателя о том, как каждый из бизнесов устроен изнутри. В отсутствие таких знаний предпринимательская схема невозможна. Связи типа "холдинга" не способны дать предпринимательское новое качество. Экономический эффект достигается неэкономическими средствами. Поэтому, в частности, постиндустриальное общество называют еще постэкономическим.

Предпринимательская схема сверхэффективна, прежде всего потому, что она уникальна и незаметна для окружающих, как в сказках о шапке-невидимке. Как только ноу-хау схемы раскрыто, ее изобретатель становится предметом журналистских расследований, мишенью для атак законодателей и контролеров, объектом криминальных наездов и давления плагиаторов-конкурентов. Имунная система общества рефлекторно стремится уничтожить инородное тело, а его разнообразные органы и члены - присвоить находку или урвать от нее кусок. Попытка защиты неизбежно ведет к тому, что приходится "делиться". Отдача от схемы падает, сама она перестает быть уникальной и невидимой, рутинизируется и теряет качество.

Настоящий предприниматель без сожаления оставляет отработанную схему (продает, сдает в аренду или попросту отбрасывает) и принимается за разработку новой, которая, в частности, может включать старую в качестве одного из элементов. Истинный предприниматель - не тот, кто единожды изобрел новую схему и всю жизнь пытается выжимать из нее убывающие дивиденды. Он - тот, кто постоянно занимается созданием новых схем, перманентный процесс их конструирования составляет саму суть предпринимательского типа деятельности.

По мере развития новых информационных технологий жизненный цикл предпринимательской схемы становится все короче, предъявляя возрастающие требования к конструкторским качествам предпринимателя, его интеллектуальной, информационной и технологической оснащенности.

Всякий раз при появлении на свет нового типа деятельности встает вопрос о его производительности. Производит ли его творец нечто новое - или перераспределяет в свою пользу уже произведенное, хитроумно обворовывая соседей? Изобретатель товарной формы производства изготавливает с виду такие же валенки, как и прочие ремесленники, но в отличие от них он быстро богатеет, чем вызывает подозрение и возмущение. Секрет его успеха таится не столько в качестве продукции, сколько в костяшках счетов, на которых он подсчитывает издержки и соотносит их с прибылью. Конкуренты умеют валять войлок не хуже, но не умеют считать.

Любая новая схема деятельности производительна в той мере, в какой она берет из "природы" некие силы и превращает их в человеческие. Создатель нового типа деятельности рассматривает все предыдущие как лес, в котором он хозяйничает как хочет. Если предпринимательская схема позволяет взять из социальной природы ту или иную стихийную силу и обратить ее на пользу хотя бы одному человеку - тем самым для него она производительна.

В чем проблемы предпринимательства?

В основе всех проблем - нерешенность вопроса о социальной идентичности предпринимателя.

Предприниматель не понимает сам и не может объяснить другим, кем же, собственно, он является. В обиходном языке отсутствуют слова, чтобы хоть как-то обозначить его деятельность. В привычном перечне социальных ролей, в сетке профессий нет графы, с которой он мог бы себя отождествить, потому что деловая и хозяйственная активность накрепко связана с конкретными видами бизнеса или должностями в госаппарате. Для многих обывателей он - жулик, собственным детям не может объяснить, кем и где работает.

Зеркальное отражение этих проблем возникает со стороны общества. Деятельность предпринимателя не описывается принятой юридической терминологией, не охватывается системой социальных институтов. Способ, каким он добывает пропитание, отсутствует в списке легальных источников дохода, а все фирмы, которые за ним числятся, устойчиво показывают нулевую или отрицательную прибыль. Общество не понимает, с кем имеет дело, и в лучшем случае трактует подозрительную фигуру как "теневую".

Это обычное положение вещей в ситуации, когда появляется новый тип деятельности и его носитель-субъект - новый социальный слой.

Для того чтобы обрести место в обществе, недостаточно определить свою роль. Важно, чтобы эта роль была положительной. "Бандит", "террорист" или "сутенер" - вполне определенные, привычные роли. Общество и предприниматель должны взаимно уяснить, зачем они нужны друг другу. Предпринимательству нужно спроецировать свой социальный вектор на вечные оси "благо - зло", "истина - ложь", "прекрасное - безобразное".

Нерешенность этой проблемы порождает ситуацию взаимного беспредела. Государство фактически ставит на одну доску предпринимательские, "теневые" и криминальные схемы. Российские предприниматели, часто подозреваемые в принадлежности к "русской мафии" и ежечасно ожидающие выстрела в спину от собственного государства, оказываются в положении затравленного зверя.

Это опаснейшая тенденция. Со сталинской меткостью из общества выбивается наиболее творческая часть хозяйственно активного населения. Встает важнейшая задача - установить форму взаимодействия, структуру взаимных интересов и обязательств общества с его новой прослойкой и закрепить их в системе социальных институтов. Общество кровно заинтересовано в присвоении и разумном использовании перспективной мощной силы, которую представляет собой предприниматель и которую оно по собственной дурости может задушить при родах.

Из сказанного следует, что новорожденный слой российских предпринимателей балансирует на грани выживания. Небольшой сдвиг в политической системе, изменение градуса социального климата - и этот важнейший плацдарм развития может быть для целого поколения утрачен. Уничтожить или выдавить за границу хрупкий постиндустриальный уклад можно в считанные месяцы - притом, что на формирование первого поколения отечественных предпринимателей международного класса ушло десятилетие. Общество, государство и само формирующееся предпринимательское сословие, понимая это, предпринимают серьезные усилия для укрепления и развития предпринимательства.

Психологический портрет

Какими же личными качествами должны обладать люди, способные выполнять непростую предпринимательскую функцию? Экономисты в первую очередь обращают внимание на психологический склад человека, тип характера. При этом подчеркиваются очень разные свойства:
интеллект и нацеленность на новое знание (Израэл Кирцнер)
воображение и изобретательность (Дж. Шэкль)
личная энергия и воля к действию (Йозеф Шумпетер, Фридрих фон Визер)
сочетание ума и фантазии (Вернер Зомбарт) Шумпетеровский предприниматель как наиболее популярный идеальный тип представляет человека, находящегося в непрерывном движении. Он не только не является собственником данного предприятия, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими более или менее постоянными узами. В случае успеха он оставляет свое детище и начинает разворачивать новые проекты.


Привязанность к конкретному предприятию даже вредна для реализации предпринимательской функции. Предприниматель должен быть свободен, и, в этом смысле, он является полной противоположностью менеджеру современной корпорации. Среди личных качеств ему необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.

Какие мотивы движут предпринимателем на этом тернистом пути? Мотив прибыли, как мы уже говорили, обязателен. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Напротив, предпринимательская деятельность вырабатывает неприязнь ко всякого рода гедонизму.

Прибыль важна в первую очередь как критерий успеха: заработанные деньги показывают, насколько хорошо реализован задуманный предпринимательский проект.

Сам же предприниматель, по Шумпетеру, стремится, в конечном счете, к свободе и самореализации.

В шумпетеровских описаниях предпринимательство выступает как акт творческой деятельности, а облик предпринимателя не чужд отчаянного героизма. Он несет в себе черты гумилевского пассионария. И точно также необъясненными оказываются истоки этого особого психологического типа, если не относить к таковым воздействие космической энергии. На помощь призывается понятие биологической предрасположенности отдельных индивидов и групп: через ссылки на генетический код снимаются проблемы воздействия социальной среды, а социальные проблемы сводятся к различию психологических качеств.

В этом с экономистами солидаризируются профессиональные психологи. Среди психологических объяснений наибольшую популярность приобрела концепция Дика Макклелланда, связывающего феномен предпринимателя с повышенной потребностью в достижении (need for achievement).

Это "нечто в крови", оказывающееся сильнее природной лени и важнее простой жажды наживы и общественного признания. В числе прочих психологических качеств, располагающих к предпринимательству, чаще всего фиксируются повышенная склонность к риску и внутренний локус контроля по шкале Роттера (полагание на собственные силы в противовес влиянию внешних обстоятельств).


Постепенно, впрочем, в психологические объяснения вводятся социальные параметры. Подмечается, что предприниматели относительно чаще являются выходцами из больших семей. Играет роль и характер самой семьи. Например, довольно оригинальный портрет предпринимателя как маргинала и нон-конформиста нарисован в "реактивной модели" психодинамических сил, складывающих личность предпринимателя. Многие из этих сил - родом из детства, они рождаются в результате подавления личностных начал подростка авторитарным отцом. Жесткий внешний контроль постепенно вырабатывает неприятие всякой власти и организации, затрудняет социальную адаптацию.

Предпринимательский порыв есть импульсивная реакция, взрыв подавленных эмоций. Трудности встраивания в устоявшуюся социальную структуру побуждают потенциального предпринимателя к созданию собственного мира, в котором компенсируются детские фрустрации и вынужденный инфантилизм. По этим же социопсихологическим причинам предприниматель оказывается плохим менеджером, склонным к авторитаризму, нетерпимости, потере четких ориентиров. И если он не оставляет вовремя созданное им детище, его ожидает почти неминуемый крах.

Итак, экономические модели предпринимательства достраиваются "психологизмами". Но остается открытым вопрос о том, как же возник современный (буржуазный) предприниматель, откуда взялся новый предпринимательский тип? Создается впечатление, будто он существовал вечно. Откуда, наконец, берется критическая масса людей, склонных к подобному типу? На эти вопросы ответа, как правило, не дается.

Портрет предпринимателя оказывается принципиально внеисторичным. На исторические и социальные корни предпринимательства обращают внимание немецкие историки и социологи, особенно Макс Вебер и Вернер Зомбарт. Они показывают становление предпринимательского духа как составляющей духа капиталистического. При этом "дух" рассматривается не как сугубо философское понятие или чисто психологическая черта, но как экономико-социологическое явление.

Дух - это совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определенной стадии его развития, это, говоря словами Вебера, "исторический индивидуум". "Удовлетворение от достигнутого порождается скорее самим успехом инициированного действия, нежели общественным признанием индивидуального достижения… Жажда наживы не внесла серьезного вклада в экономическое развитие, а вклад жажды достижения действительно велик".


Конституирующая черта предпринимателя, отделяющая его от мещанина и бюрократа, состоит, как мы уже говорили, в его нацеленности на инновацию. Предпринимателем движут, прежде всего, не мотив извлечения устойчивого дохода и не карьерные соображения, но стремление к самореализации посредством осуществления некоего организационного прибыльного проекта. Ему присущи относительно большее желание славы и успеха ("памятника при жизни") и значительно меньшая склонность к мещанской или бюрократической умеренности. Предпринимательское действие характеризует особая рациональность, связанная с работой в условиях заведомо неполного знания и активного освоения новой информации, тесно переплетенная с интуитивными началами.

Предприниматель менее других склонен к бережливости, к точности в калькулировании прихода и расхода и более склонен к размаху (новое не дается дешево и часто противится стандартной калькуляции). Здесь меньше формализма, регламентации и больше организационного творчества. Предпринимателя выделяет также более спокойное отношение к риску. Вознаграждение его трудов менее гарантировано, более подвержено колебаниям в зависимости от успеха или неуспеха начинаний, зачастую отодвинуто во времени - к сроку реализации организационного проекта. Вместо служения семье или корпорации предприниматель ставит себя на службу Идее, подвергая, случается, существенному риску и семью, и вовлеченную в дело корпорацию. Предпринимательская натура не только более мобильна, но и более холодна, а порою не слишком строга в отношении деловой морали.

 

Связь времен

Называя сегодняшнее российское предпринимательство "новым", "становящимся", мы подчеркиваем грань, отделяющую его от "того", "старого" предпринимательства. Между прежними торгово-промышленными кругами и современными деятелями расположен глубокий котлован исторического времени. Но желание восстановить разорванную связь времен, протянув пока еще тонкие нити к давнему, кажется совершенно естественным. То, что нас (сегодняшних предпринимателей) и наших профессиональных предков (предков по профессии) объединяет, гораздо существеннее того, что нас разъединяет. И потому не случаен взрыв интереса к истории российского предпринимательства.

С одной стороны, история далекая помогает понять историю близкую. С другой, историческая память фиксирует родовую причастность к определенному сословию. Сегодняшние предприниматели - не исторические сироты "без роду, без племени". И просто грешно культурным людям не знать своих корней и не видеть своего генеалогического древа. И, наконец, с третьей стороны, прошлое преподносит образы, конструкты, смыслы, которые, неподвластны времени. Они несут свою кроссвременную и кроссисторическую правду. Тем самым, позволяя сохранять культурные традиции российского предпринимательства.

В 1912 году российскими купцами и промышленниками был выработан документ "Семь принципов ведения дел в России". Это своеобразный кодекс чести предпринимателей. Несмотря на почти столетнюю ветхость бумаги, на которой были начертаны эти слова, суть сказанного жива и сегодня. Вчитайтесь. Принципы дела и этики дела не изменились. Это не просто деловые и этические полагания, это и основания для накопления капитала. Вспомните, почти двести лет назад, Савве Васильевичу Морозову (помимо мануфактурного производства) источником миллионов служила его честность - окрестные крестьяне сносили ему деньги на хранение, тем самым, увеличивая оборотный капитал. Капиталом служило его имя, гарантирующее честность и надежность, и этот капитал он конвертировал в капитал финансовый.

Итак, Семь принципов ведения дел в России

Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны.

Люби и уважай человека. Такое отношение со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждая людей проявлять себя во всем блеске.

Будь верен своему слову - "единожды солгав, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.

Будь целеустремлен. Предпринимателю ясная цель нужна как воздух. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Приложение для будущих предпринимателей

 

 

Из работы Владимира Тарасова "Технология жизни: книга для героев"


Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов. Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток. Может быть, он хотел пить. Может быть, хотел попробовать воду на вкус. Может быть, хотел заснуть и не проснуться, но ошибся. Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем, что было до этого глотка, и что было после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять только смысл ее отдельных частей. Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов. И смысл жизни - вне ее пределов. Внутри самой жизни мы ее смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.041 с.)