Распределение инструментов внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение инструментов внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления



Формы международных экономических отношений Национальный (республиканский) уровень Региональный (областной) уровень
     
I. Международная торговля 1) Административные методы: а) нормативно-правовые акты, регулирующие международную торговлю; б) межгосударственные договора по развитию торговых отношений 1) Административные методы: а) нормативно-правовые акты, регулирующие экспортно-импортные операции региона; б) договора о межрегиональном экономическом сотрудничестве с другими странами
2) Валютная политика: - введение валютных ограничений; - политика регулирования валютных курсов 2) Регулирование валютных отношений:   -
3) Тарифные методы: - механизм взимания таможенных тарифов; - политика тарифных ставок; - тарифная политика в рамках региональных объединений, в состав которых входит государство 3) Тарифные методы: - совместная с национальным уровнем управления тарифная политика свободных экономических зон, созданных на территории; - согласование размера тарифных ставок по некоторым товарам, имеющим значение для региона
4) Нетарифные методы: - лицензирование; - квотирование; - скрытые методы; - субсидирование. 4) Нетарифные методы: - для предприятий мелкого и среднего бизнеса, СП и ИП с небольшим уставным фондом; объектов местного хозяйства, осуществляющих внешнеторговые операции.
II. Международное движение капитала 1) Правовые методы: - законодательные акты в отношении движения капитала 1) Правовые методы: - нормативные акты в пределах своей компетенции об условиях иностранных инвестиций
2) Финансово-кредитная политика: - амортизационная политика; - политика процентных ставок; - условия кредитования участников рынка капитала; - страхование инвестиционных рисков 2) Финансово-кредитная политика: - компенсация банкам льгот по кредитованию инвестиционных объектов, значимых для региона; - участие в страховании инвестиционных рисков
3) Налогово-бюджетная политика: - льготное налогообложение; - субсидирование 3) Налогово-бюджетная политика: - льготы по местным налогам; - участие в субсидировании инвестиционных проектов регионального значения
4) Организационные методы: - разработка и реализация инвестиционных проектов с участием зарубежным партнеров на программной основе; - политика размещения (разработка схем размещения производств, с участием иностранного капитала, стимулирующая политика) 4) Организационные методы: - региональные программы привлечения иностранных инвестиций и развития международного сотрудничества; - организационные меры по улучшению инвестиционной привлекательности территории; - политика размещения (разрешение на отвод земельных участков, экологические стандарты и т. п.)
5) Организационные методы: - участие в создании объектов внешнеэкономической инфраструктуры; - создание свободных экономических зон 5) Организационные методы: - участие в создании объектов внешнеэкономической инфраструктуры; - участие в создании свободных экономических зон на территории; - информационное обеспечение внешнеэкономических связей
III. Международный рынок рабочей силы 1) Законодательные условия международной миграции рабочей силы 1) Разработка региональных программ повышения квалификации рабочей силы на уровне мировых стандартов
2) Экономические меры регулирования эмиграции и иммиграции рабочей силы 2) Организационные мероприятия, направленные на повышение общей информированности рабочей силы о ведении международного бизнеса (организация семинаров, конференций, издание буклетов)

 

В обобщенном виде типология региональных внешнеэкономических инструментов по данному критерию может быть представлена следующим образом:

I. Меры общего характера:

а) правовые:

· представление интересов региона при проведении многосторонних переговоров на государственном уровне по вопросам международного экономического сотрудничества;

· участие в заключении соглашений по межрегиональному экономическому сотрудничеству, не противоречащих законодательству Республики Беларусь;

б) прогнозирование и программирование:

· определение оптимальных с точки зрения региональных интересов форм и направлений международного экономического сотрудничества;

· разработка региональных программ экспорта;

в) экономические методы:

· создание дополнительных стимулов для привлечения иностранных инвестиций путем отмены или сокращения местных налогов, финансовых льгот по кредитам;

· предоставление дополнительных финансовых гарантий участникам региональных программ, связанных с развитием международных экономических отношений;

· страхование зарубежных инвестиционных проектов;

г) организационные методы:

· содействие в организации кооперационных связей между экономическими субъектами различной государственной принадлежности, а также сбытовых пулов, объединяющих предприятия-экспортеры;

· организация территориальных представительств в зарубежных странах и регионах, имеющих потенциал для международного сотрудничества;

· оказание технического содействия в привлечении иностранных инвестиций;

· содействие выпуску информационных бюллетеней, брошюр о зарубежных рынках;

· совместно с национальными органами управления создание в регионе свободных экономических зон, «еврорегионов».

II. Регулирование международных экономических отношений через трудовые ресурсы региона:

а) правовые:

· участие в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих миграцию рабочей силы, а также использование трудовых ресурсов в развитии международных экономических отношений;

б) прогнозирование и программирование:

· разработка и реализация образовательных программ по переквалификации кадров с учетом структурных изменений региона;

в) организационные методы:

· создание образовательных центров;

· организация симпозиумов, конференций по проблемам международного бизнеса;

· обмен делегациями;

· повышение квалификации руководящих работников внешнеторговых служб предприятий регионов.

III. Регулирование природных, земельных ресурсов и экологических условий региона:


а) правовые:

· участие в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих использование природных и земельных ресурсов в международных экономических отношениях;

· экологическое законодательство в отношении нерезидентов страны;

б) прогнозирование и программирование:

· схемы размещения предприятий в части иностранных и совместных производств с целью оптимального использования ресурсов региона;

· проектно-планировочные планы застройки городов;

в) экономические методы:

· платежи за природные ресурсы в отношении нерезидентов;

· штрафы и экологические налоги за нарушение природоохранного законодательства;

· плата за отвод земельных участков для строительства совместных и иностранных предприятий.

IV. Регулирование через другие иммобильные объекты региона (инфраструктуру), в том числе предприятия мелкого и среднего бизнеса:

а) правовые:

· участие в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих условия пользования инфраструктурными объектами нерезидентами;

б) прогнозирование и программирование:

· разработка программ инфраструктурного обеспечения внешнеэкономических связей региона;

· программы развития мелкого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт;


в) экономические методы:

· налоговые и финансовые стимулы для развития объектов инфраструктуры, обслуживающей международные экономические отношения и повышающей инвестиционную привлекательность территорий;

· субсидирование предприятий-экспортеров мелкого и среднего бизнеса;

г) организационные методы:

· маркетинговые исследования и консультационная помощь в содействии выхода предприятий на внешние рынки;

· организация выставок-продаж, ярмарок с целью освещения новых зарубежных рынков;

· содействие в формировании объектов информационной инфраструктуры;

· консультирование по вопросам ведения международного бизнеса.

Контрольные вопросы к теме №6

1) Какие общие тенденции должны учитываться в процессе совершенствования государственной региональной политики?

2) Какие направления совершенствования государственной региональной политики связаны с децентрализацией и предоставлением регионам дополнительных полномочий в принятии управленческих решений?

3) Каким образом может быть достигнуто повышение эффективности государственной политики?

4) В чем заключаются отличия между: а) местным управлением и самоуправлением; б) местным управлением и государственным управлением в целом?

5) Что относится к органам местного управления?

6) Что входит в состав органов местного самоуправления?

7) Почему свободная экономическая зона является эффективным инструментом региональной политики?

8) Как классифицируются свободные экономические зоны?

9) В чем заключаются особенности и проблемы функционирования свободных экономических зон в Республике Беларусь?

10) Чем обусловлена необходимость расширения полномочий регионов в регулировании международных экономических отношений?

11) Какие принципы должны быть положены в основу разграничения функций центра и регионов в сфере международных экономических отношений?

12) Как могут быть распределены инструменты внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления?


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Глобализация и регионализация как взаимосвязанные и взаимообусловленные явления.

2. Экономика и управление регионом как наука: предмет, объект, методы и задачи научной дисциплины.

3. Региональные исследования в трудах экономистов-классиков (формирование теории размещения производства, населенных пунктов и т.п.).

4. Региональные исследования в трудах зарубежных и отечественных экономистов первой половины ХХ-го века (формирование общей теории размещения).

5. Современные региональные исследования зарубежных и отечественных ученых.

6. Принципы и методы районирования и административно-территориального деления страны.

7. Региональная экономика и региональная политика.

8. Методы и инструменты воздействия на развитие регионов.

9. Общая характеристика механизмов управления территориальным развитием, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой.

10. Региональная политика Великобритании.

11. Опыт регионального управления в Германии.

12. Тенденции совершенствования регионального управления в странах Западной Европы.

13. Региональная политика Европейского союза.

14. Специфика региональной политики стран Центральной и Восточной Европы.

15. Специфика региональной политики в странах Балтии.

16. Формирование и развитие системы регионального управления в России.

17. Региональные проблемы и опыт их решения в Украине.

18. Состояние, тенденции и проблемы регионального управления в Республике Беларусь.

19. Региональные особенности распределения промышленного и сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь.

20. Экологический потенциал регионов Республики Беларусь.

21. Общая характеристика ресурсного потенциала региона.

22. Природно-ресурсный потенциал регионов и его хозяйственная оценка.

23. Управление природопользованием в регионе.

24. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов.

25. Государственное регулирование трудового потенциала региона.

26. Промышленный потенциал региона и его общая характеристика.

27. Государственное управление промышленным потенциалом страны и регионов в Республике Беларусь.

28. Государственное управление промышленным потенциалом страны и регионов в США и Великобритании.

29. Потенциал агропромышленного комплекса и управление им в нашей стране и за рубежом.

30. Потенциал строительного комплекса и управление им.

31. Инфраструктура регионов. Отечественный и зарубежный опыт ее развития.

32. Экономическая диагностика регионов. Основные показатели и индикаторы оценки развития регионов.

33. Методы региональной экономической диагностики.

34. Общие сведения о региональном прогнозировании и планировании (сущность и применяемые методы).

35. Инструменты государственного регулирования социально-экономического развития регионов ориентирующего характера.

36. Инструменты активного воздействия государства на социально-экономическое развитие регионов.

37. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны и регионов в Республике Беларусь.

38. Финансовые ресурсы регионов, их формирование и использование.

39. Местные бюджеты как фактор регионального развития.

40. Межбюджетные отношения. Бюджетное выравнивание в Республике Беларусь и за рубежом.

41. Сущность, значение и организационные формы инвестиционно-инновационной политики в регионах.

42. Источники и структура государственных инвестиций в регионах.

43. Инвестиционный климат и инвестиционный потенциал региона.

44. Инвестиционный риск и инвестиционный рейтинг региона.

45. Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы.

46. Межотраслевые комплексы: состояние и возможные направления развития.

47. Основные направления развития промышленного комплекса Республики Беларусь.

48. Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

49. Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь.

50. Региональные воспроизводственные циклы и пропорции как факторы комплексного развития региона.

51. Транспортная инфраструктура регионов и ее развитие.

52. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в регионах Республики Беларусь.

53. Бытовое обслуживание населения регионов и основные пути его развития.

54. Домашнее хозяйство как элемент экономики региона.

55. Концептуальные основы совершенствования государственного управления регионами в Республике Беларусь.

56. Местное управление и самоуправление: состояние и концептуальные положения их совершенствования.

57. Свободные экономические зоны как фактор регионального развития.

58. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь и основные направления совершенствования их деятельности.

59. Регион как субъект международных экономических отношений. Необходимость и проблемы территориальной децентрализации управления внешнеэкономической сферой.

60. Общие принципы разграничения внешнеэкономических полномочий между национальным и региональным уровнями управления.

61. Распределение инструментов внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления.

62. Ресурсный подход к классификации и типологии региональных внешнеэкономических инструментов.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бильчак В.С., Захаров В.Я. Региональная экономика: Монография / Под ред. В.С.Бильчака. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 316 c.

2. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. – Москва; Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2000.

3. Вертинская Т.С. Регион как субъект международных экономических отношений. Научный доклад, подготовленный по результатам НИР Института экономики НАН Беларуси / Под. науч. ред. акад. П.Г.Никитенко. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2001. – 32 c.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с.

5. Жилкин А.А. Экономика региона: Учеб. пособие. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. – 90 с.

6. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. – М.: Прогресс, 1966.

7. Карпов В.В., Золотарев С.Е., Штурляк Н.Г. Региональная экономика: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – 84 с.

8. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М.: Мысль, 1969.

9. Концепция государственной региональной экономической политики Республики Беларусь. – Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2000.

10. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РДЛ, 2001.

11. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах с рыночной экономикой: Курс лекций / НГАЭиУ. – М.: ОАО «Издательство экономика», 1998.

12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: УРСС, 1997.

13. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.

14. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: Учеб. пособие. – М. ТЕИС, 2003. – 330 с.

15. Осипов В.А. Региональная экономика (экономический потенциал и проблемы развития регионов): Учеб. пособие / ДВКИ. – Владивосток, 1994. – 85 с.

16. Ратнер Н.М. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. университета, 1998.

17. Региональная экономика: Учеб. пособие / Под ред. М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 463 с.

18. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 686 с.

19. Региональная экономика: Учеб. пособие / Н.И.Синдяшкин и др. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 462 с.

20. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г.Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 304 с.

21. Региональная экономика: опыт и перспективы рыночных преобразований / Под ред. Г.П.Лузина. Ч 1. – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1994. – 178 с.

22. Родионова И.А. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономич. спец. / И.А.Родионова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 384 с.

23. Романова Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. – 242 с.

24. Россия перед лицом глобализации. – М.: Центр обществ. наук при МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. – 220 с.

25. Сасноўскі В.М. Методыка рэгіянальных эканамічных даследаванняў: Вучэб. дапаможнік. – Мн.: БДЭУ, 2002. – 138 с.

26. Сигов И.И. Региональная экономика (понятийный аппарат). – СПб, 2000. – 78 с.

27. Фатеев В.С. Региональная политика: теория и практи-
ка. – Мн.: ЕГУ, 2004. – 480 с.

28. Фатеев В.С. Менеджмент и региональная политика за рубежом / Под ред. М.Никитенко. – Мн.: Наука и техника, 1994. – 213 с.

29. Экономика региона: Учеб. пособие / В.И.Борисевич, П.С.Гейзлер, В.С.Фатеев и др.; Под ред. В.И.Борисевича. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 432 с.

 


 

 

 


Учебное издание

 

 

Байнев Валерий Федорович

 

 

Экономика региона

 

Курс лекций

 

Ответственный за выпуск С.С. Жаврид

Художник обложки О.А. Стасевич

Под авторской редакцией

Компьютерная верстка Н.М. Азаревич

 

 

Подписано в печать 4.11.2004.

Бумага офсетная. Формат 1/16. Гарнитура «Таймс»

Печать трафаретная. Усл.печ.л. 13,95. Уч.-изд.л.15,0.

Тираж 100 экз. Заказ

 

 

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Лицензия №02330/0056905 от 01.04.2004 г.

 

 

Отпечатано в редакционно-издательском центре Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.

220007, г. Минск, ул. Московская, 17.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.069 с.)