Особенности цнс и внд в детском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности цнс и внд в детском возрасте



ОСОБЕННОСТИ ЦНС И ВНД В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Основные морфо-функциональные характеристики нервной системы ребёнка.

2. Особенности ЦНС в различные возрастные периоды.

3. Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды.

4. Особенности ЭЭГ в различные возрастные периоды.

5. Особенности ВНД у детей грудного возраста.

6. Особенности психического развития в различные возрастные периоды.

7. Развитие познавательного процесса у ребёнка.

8. Возрастные особенности слухового анализатора.

9. Особенности зрительного анализатора у детей.

 

 

Основные морфо-функциональные

Характеристики нервной системы ребёнка

 

Головной мозг у новорождённых имеет относительно большую величину. Масса мозга на 1 кг массы тела: у новорождённого – 1/8-1/2, у ребёнка 1 года – 1/11-1/12, у ребёнка 5 лет – 1/13-1/14, у взрослого – 1/40.

К 9 месяцам масса головного мозга удваивается, к 3 годам – утраивается, после 7 лет – скорость нарастания массы замедляется.

У новорождённого полушария головного мозга, основные извилины и борозды коры уже сформированы, но имеют малую высоту и глубину. Мелкие борозды постепенно появляются в течение первых лет жизни ребёнка. С увеличением полушарий, утолщением коры меняются форма, глубина, высота борозд и извилин.

Соотношение белого и серого вещества в течение первых лет жизни несколько изменяется, что связано с перераспределением нервных клеток. Некоторые клетки головного мозга новорождённого сохраняют эмбриональный характер. Пирамидальные клетки ещё не имеют свойственной им формы, в них нет пигмента, и проводящие пути не достигли полного развития.

Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвлённости дендритов.

Различные области коры имеют свои структурные цитомиелоархитектонические особенности, и, следовательно, неодинаковую степень возрастных изменений. Увеличение клеток и расширение коры, а также увеличение площади поля продолжается до 7 лет и старше.

Миелоархитектоника прецентральной области развивается резким скачком в 3 года, когда на большей её части количество радиальных миелиновых волокон возрастает вдвое. Второй ярко выраженный перелом относится к возрастному периоду от 3 до 6 лет.

Наиболее существенные морфологические изменения в развитии прецентральных структур относятся к 1,5 месяцам, 3-летнему, 6-летнему и 10-летнему возрасту. Миелоархитектоника коры созревает позднее, чем тело нейрона или волокна.

Твёрдая мозговая оболочка у детей имеет то же строение, что и у взрослого, но у детей её толщина и площадь значительно меньше. Венозные синусы шире, чем у взрослого. У детей твёрдая мозговая оболочка сращена с черепом. До 2 лет сращение бывает прочным, особенно в области родничков и борозд, а затем развитие происходит так же, как и у взрослого.

Паутинная оболочка головного мозга до 3 лет имеет 2 листка, разделённых пространством. Грануляции паутинных оболочек развиваются приблизительно в 10 лет. У детей особенно широкое субарахноидальное пространство.

Спинной мозг взрослого представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и массой 34-38 г.

Спинной мозг новорождённого – наиболее зрелая часть ЦНС, однако, его окончательное развитие завершается в 21 год. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз.

У новорождённого длина спинного мозга 14 см, масса около 3 г, нижний конец соответствует верхнему краю III поясничного позвонка. После рождения быстрее растёт грудной отдел, затем шейный и медленнее всех поясничный и крестцовый. Боковые борозды выражены нечётко. До 4-7 лет происходит миелинизация нервных волокон канатиков белого вещества, кроме переднего пирамидного пучка, волокна которого к моменту рождения уже покрыты миелином, до 8 лет в клетках серого вещества обнаруживают включения пигмента глиальных элементов.

ОСОБЕННОСТИ ЦНС В РАЗЛИЧНЫЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Период грудного возраста

(первый год жизни)

СПИННОЙ МОЗГ имеет вес около 10 г. Характеризуется быстрым ростом. Слабо выраженная дифференцировка нейронов, способствует широкой иррадиации возбуждения по сегментам. Проводящие пути не покрыты миелином, следствием чего является генерализация спинномозговых рефлексов.

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ характеризуется быстрым ростом, несовершенными функциями. В основе регуляции лежат безусловные рефлексы.

ВАРОЛИЕВ МОСТ. Основные центры заднего моста сформированы.

СРЕДНИЙ МОЗГ. Красное ядро дифференцировано не полностью. Руброспинальный путь не покрыт миелином. В черном веществе отсутствует пигмент меланин. Нейроны четырёххолмия не дифференцированы. Следствием является несовершенство функций, что проявляется рассогласованием точности движений; отсутствием координации позно-тонических, выпрямительных и статокинетических рефлексов; слабой выраженностью и малой точностью сторожевых рефлексов (ориентировочных зрительных и слуховых); отсутствием координации сокращений и перераспределения тонуса мышц пальцев рук.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ занимает меньший объём, чем у взрослых. Аксоны нейронов не покрыты миелином. Не завершена дифференцировка ядер.

МОЗЖЕЧОК при рождении весит около 20 г. Вес к концу первого года жизни достигает 90 г. Функции несовершенны, в результате чего отсутствует координация движений за счёт рассогласования скорости сокращения различных мышц.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ растет медленно. Отсутствует дифференцировка переключающих и ассоциативных ядер. Проводящие пути не миелинизированы. В результате несовершенство функций проявляется отсутствием чёткости передачи информации в кору и отсутствием контроля со стороны вегетативных центров.

ПОДКОРКОВЫЕ ЯДРА сформированы на 20 % относительно взрослого человека. Характерна слабо выраженная дифференцировка их нейронов и частичная миелинизация. Несовершенство функций сопровождается генерализацией возбуждения, результатом чего является неточность двигательных актов.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ. Дифференцировка слоев начинается только с первых месяцев жизни ребёнка. Характерным является пониженная возбудимость и слабая активация коры.

 

ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 годы жизни)

 

СПИННОЙ МОЗГ весит около 14 г. При этом рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в результате чего отсутствует соответствие отделов спинного мозга проекциям позвоночника. Одновременно в этот период заканчивается миелинизация всех спинномозговых нервов и афферентных проводящих путей. Эфферентные (нисходящие) пути остаются не полностью покрытыми миелиновой оболочкой. Следствием является неточность координации спинномозговых рефлексов, которые осуществляются через пирамидные и экстрапирамидные пути. К концу периода, когда формирование практически завершается, наступает дифференцировка ходьбы и бега, улучшается координация спинномозговых рефлексов.

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ И ВАРОЛИЕВ МОСТ характеризуются дальнейшей дифференцировкой.

СРЕДНИЙ МОЗГ по массе составляет 50 % относительно взрослого человека. Нейроны красного ядра приобретают такую же форму, как и у взрослых. Руброспинальный путь не полностью покрыт миелином. Однако в клетках черной субстанции появляется меланин, заканчивается дифференцировка 3 и 4 пары черепно-мозговых нервов и нейронов четырёххолмия. Несовершенство функции проявляется отсутствием достаточной точности влияния на спинной мозг по руброспинальному и тектоспинальному путям.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ. Заканчивается дифференцировка нейронов. Вместе с тем незавершенной остается миелинизация ретикулоспинального пути. В результате на фоне интенсивных восходящих активирующих влияний сохраняется неточность облегающих и тормозящих воздействий на спинномозговые рефлексы.

МОЗЖЕЧОК растёт равномерно, а клетки заканчивают дифференцировку. В результате сохраняется неточная координация тонуса мышц, а, следовательно, и движений.

ПОДКОРКОВЫЕ ЯДРА составляют 40 % относительно взрослого человека. Дифференцировка нейронов не закончена, аксоны не покрыты миелином. В результате сохраняется некоторая генерализация и неточность двигательных актов.

ВТОРОЕ ДЕТСТВО

(от 7 до 11 лет – у девочек и до 13 лет – у мальчиков)

ВСЕ ОТДЕЛЫ центральной нервной системы морфологически такие же, как и у взрослого человека. Окончательно завершается дифференцировка нейронов и миелинизация их отростков.

Периоды

ЭЭГ отражает процесс созревания мозга, который продолжается до пубертатного периода.

На ЭЭГ новорождённого регистрируются медленные дельта-волны ((=1-3 Гц) низкой амплитуды, в 2-месячном возрасте – дельта волны ((=2-4 Гц).

Существенным этапом является возраст 5 месяцев, когда отмечается прогрессивная кортикализация. На ЭЭГ фиксируют (преимущественно в затылочных областях) строго ритмическую продолжительную активность с (=5 Гц.

Во второй половине I полугодия жизни в теменной области появляются тета-волны ((=5-7,5 Гц), в 6-9 месяцев – смешанные дельта- и тета-волны. Начиная с 1,5 летнего возраста регистрируются также и бета-волны с (=18-24 Гц, главным образом в лобной области.

В затылочной области, обычно уже на 4 году жизни наблюдается ритм с частотой=6,5-8Гц, который можно рассматривать как предвестник будущих альфа-волн.

Истинный альфа ритм ((=8-12 Гц) появляется в теменно-затылочной области в 4,5 года.

Индивидуальные различия в ЭЭГ значительно увеличиваются от 1 года до 5 лет, что можно объяснить быстрым формированием различных структур мозга и индивидуальными темпами их созревания.

В 7-11 лет тета-волны появляются всё реже, альфа-волны – чаще; в 11 лет тета-волны – лишь в височно-теменной области, а в лобной – бета-волны. В 12-14 лет (пубертатный период) у девочек несколько раньше – снова регистрируются тета-волны, которые позже исчезают и окончательно сменяются доминирующим альфа-ритмом. К окончанию пубертатного периода ЭЭГ полностью соответствует ЭЭГ взрослого человека, т.е. в затылочной области отмечается альфа-активность, в височной – альфа- и бета-волны, смешанные с эпизодически появляющимися субтета-волнами, в лобной преобладает бета-активность.

ЭЭГ у детей характеризуется многообразием типов волн, широким диапазоном частот и разнообразием физиологических вариантов.

 

 

ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

 

Наиболее ранней формой индивидуального приспособления новорождённых являются натуральные условные рефлексы.

Первые условные рефлексы возникают на второй неделе после рождения при соблюдении строгого режима кормления. За 30 минут до кормления увеличивается газообмен, после чего ребёнок просыпается. Это натуральный условный рефлекс на время. Почти одновременно с ним, в ответ на “положение для кормления”, появляется натуральный условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений. Сигналом для этого рефлекса служит комплекс раздражений проприорецепторов, кожных и вестибулярных рецепторов. Подкреплением в этом случае является кормление.

Приспособление детей к режиму дня, бодрствования, кормления основано на образовании временных связей в ответ на последовательный комплекс раздражений (динамические стереотипы).

Для детей 1 полугодия после рождения внешние условные раздражения являются мало эффективными. У них возникают отрицательные реакции на нарушении режима сна и питания. В 9-10 месяцев увеличивается значение комплексов внешних раздражителей. Для детей становится важен не только режим, но и внешняя обстановка, в частности, лица, осуществляющие уход за ребенком. Это определяется большим числом условных рефлексов образовавшихся на различные внешние сигналы.

Искусственные условные рефлексы начинают вырабатываться позднее натуральных. Возможность выработки условных рефлексов на раздражения различных рецепторов определяется сроками созревания отдельных анализаторов. Так, уже к концу второй недели наблюдаются неустойчивые условные рефлексы с вестибулярного (условный раздражитель – покачивание) и слухового анализатора. Затем образуются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее появляются условные рефлексы на кожно-тактильные и зрительные раздражения. Через 2 месяца после рождения вырабатываются условные рефлексы всех анализаторов на раздражение. Причём, в начале выработка условных рефлексов требует большого количества сочетаний условного и безусловного раздражений.

В возрасте от 3-6 месяцев устанавливается взаимодействие кожно-тактильного, двигательного и зрительного анализаторов, на основе которых формируются направленные движения рук и начальные представления о форме и свойствах предметов (игрушек, одежды).

Становление двигательных условных рефлексов у детей проходит три стадии.

1. Характеризуется слабыми и неустойчивыми ответами. Им обычно предшествует ориентировочная реакция с чёткими вегетативными компонентами (изменением дыхания и деятельности сердца).

2. Проявляется более устойчивыми специализированными реакциями с вегетативными компонентами.

3. Появляются четкие и постоянные условно-рефлекторные движения. Вегетативные компоненты ослаблены.

Чем младше ребёнок, тем длиннее стадии. У более старших детей две первые стадии редуцируются. При этом специализация условных рефлексов связана с развитием торможения. Безусловное внешнее торможение проявляется с самого начала условно-рефлекторной деятельности. Любые раздражения экстеро- и интерорецепторов тормозят условный рефлекс.

Лёгкость возникновения внешнего торможения является одной из причин непостоянства условных рефлексов у маленьких детей. Условное (внутреннее) торможение появляется позднее. Угасательное и дифференцировочное торможение условных рефлексов удается выработать у детей старше 2,5-3 месяцев. Причем, в начале дифференцируются лишь сильно различающиеся раздражители (гудок, звонок), к 6 месяцам дифференцировочное торможение становится более четким и точным.

Условный тормоз возникает позднее диффереренцировочного торможения. Признаки запаздывательного торможения появляются с 5 месяцев.

Индивидуальные типологические особенности ВНД появляются во втором полугодии жизни. У некоторых детей быстро образуются и становятся более прочными положительные и тормозные условные рефлексы, что говорит об уравновешенности возбуждения и торможения. У других детей хорошо образуются положительные условные рефлексы, но с трудом вырабатывается условное торможение (признак неуравновешенности процессов возбуждения и торможения). Встречаются дети, у которых с трудом образуется как положительные, так и отрицательные условные рефлексы.

Условные рефлексы на слова проявляются с 7 месяцев (первые проявления сенсорной речи). При этом слово не является самостоятельным сигналом. Оно действует как компонент комплексного раздражителя.

 

НАПРИМЕР

Вопрос "Где мама?" вызывает правильную реакцию ребёнка только в привычной ситуации. Стоит изменить хотя бы один из компонентов сложного раздражителя (голос или интонацию), как прежняя реакция исчезает.

Постепенно слово приобретает значение самостоятельного сигнала. Первые слова, произносимые в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внешней среды дети ещё не выделяют.

 

НАПРИМЕР

Дети в этом возрасте произносят слова “ма” или “па”. При этом они вкладывают в эти понятия, и платье матери, и её кровать. Ту же маму в новой одежде или в необычном окружении ребёнок может не узнать (для детей пока окружающий мир представляется мало расчлененным в звуковом и зрительном отношениях).

 

Первые слова – просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц. Сначала воспринимаются названия окружающих ребёнка вещёй (игрушек, имен), позднее – изображений предметов, затем названий частей тела и лица. Во втором полугодии жизни закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы.

Ребёнка

 

Всё развитие познавательного процесса, охватывает множество форм поведения, которые меняют своё место в соответствии с возрастом и различно взаимодействуют в определённые фазы развития.

Установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга.

В I полугодии жизни процесс познания опирается на визуальное и слуховое поведение, во II полугодии присоединяется форма речевой информации в форме вопроса. Также со II полугодия начинает формироваться визуально-моторный способ познания. Ребёнок использует руки и пальцы, чтобы, ощупывая объект, получить о нём информацию. Затем формируется манипулятивный способ познания, когда ощупывание и захватывание комбинируется с движениями, позволяющими ребёнку узнать о функции предмета. Эта форма познавательной деятельности преобладает на 2 году жизни, а с 3 года и на протяжении всего дошкольного периода преобладающим становится вербальное познавательное поведение.

В дошкольном возрасте, кроме того, большое значение имеет игровая деятельность, развитие всё более сложных форм обобщения. Одним из факторов развития на 3-6 году жизни является распознавание пола по определённым признакам (строение тела, борода, длина волос). Этот процесс длится от 2 до 3,5 лет. С 3,5 до 4,5 лет наступает фаза постоянства, и ребёнок утверждается в своей принадлежности к определённому полу. С 4 до 7 лет этот фактор действует вне ситуации и проявляет себя в социально-эмоциональном поведении.

Со школьного возраста в процессе познания приоритетными становятся чтение и письмо.

 

Развитие речи у детей

 

Речь – это форма звуковой коммуникации человека, которая обеспечивается рядом морфологических структур – органами слуха, речедвигательным аппаратом, речевыми зонами коры.

Согласно современным представлениям, чем более интенсивен и разнообразен поток информации, поступающей в мозг ребёнка, тем быстрее идёт функциональное созревание ЦНС и его психическое развитие. Закономерности усвоения ребёнком родного языка расцениваются как результат последовательного созревания нервной системы, детерминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что человеческие формы поведения, речь, психические свойства и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий жизни ребёнка в обществе. Все психические процессы у ребёнка восприятие, память, внимание, воображение, мышление развиваются через речь. Развитие речи рассматривается неразрывно с сенсорным воспитанием при существующей взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами.

Формирование функциональной системы речевой деятельности детей происходит параллельно морфофункциональному созреванию мозга.

 

Функциональные связи начинают формироваться с крика новорождённого, который, являясь биологически запрограммированной реакцией, по принципу обратной связи вызывает возбуждение в заинтересованных корковых структурах. Оставаясь основой звуковой коммуникации в первые 3 месяца жизни ребёнка, крик, во-первых, способствует синхронизации в работе голосовых связок, а во-вторых, становится одним из основных элементов развития поведенческих реакций, которые тесно связаны с функциональной корковой активностью. На фоне произносимых ребёнком звуков гуления и лепета идёт отработка интонационных и фонемных составляющих структуры языка через обратную связь – слышимая речь взрослого (и интонационная окраска и фонемный состав) и тех звуков, которые произносит сам ребёнок.

 

 

Следующий этап – усвоение смыслового состава слов через речь взрослого, совместную деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельную деятельность ребёнка, что в конечном итоге формирует возможность полноценного речевого общения.

Итак, на основании многочисленных исследований установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций, восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга.

В процессе развития функция определяет структуру, т.е. функциональное использование структур ускоряет их созревание. Напротив, недостаточное функционирование задерживает созревание мозга. В связи с этим обучение на ранних этапах развития мозга является физиологически обоснованным и должно строиться на основе сенсорной стимуляции с активным включением в деятельность двигательного анализатора.

Таким образом, закономерности усвоения ребёнком родного языка рассматриваются как результат последовательного созревания нервной системы, доминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.

 

АНАЛИЗАТОРА

 

Ухо новорождённого в общих чертах морфологчески развито, но имеются некоторые особенности:

· наружный слуховой проход короткий;

· барабанная перепонка имеет почти такие же размеры как у взрослого, но расположена более горизонтально;

· слуховая труба короткая и широкая;

· среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью;

· после рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.

 

Звуковая чувствительность

 

Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.

Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у доношенных но и недоношенных новорождённых. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта, появлением пульсации родничка.

Для исследования слуха новорождённых применяется регистрация движений век в ответ на звук. Определяют также интенсивности звуков, вызывающих электроэнцефалографическую реакцию пробуждения у спящего ребёнка или появление на ЭЭГ так называемого вертекс-потенциала.

Новорождённые поворачивают голову и глаза в сторону источника звука, т.е. обладают элементами пространственного слуха. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения.

Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце.

С первых дней после рождения самые низкие пороги звуковой чувствительности лежат в области средних звуковых частот (1000 Гц). Пороги на низкие частоты меньше, чем на высокие. В процессе онтогенеза происходит постепенное уменьшение порогов, что указывает на увеличение звуковой чувствительности.

Наименьшая величина порогов ощущения звуков достигается в 14-19 лет. По сравнению с этим возрастом слуховая чувствительность ниже как у детей более младшего возраста, так и у людей старше 20 лет.

В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО

АНАЛИЗАТОРА У ДЕТЕЙ

 

Развитие глаз начинается на 3 неделе эмбрионального развития. Интенсивное развитие латеральных коленчатых тел и зрительных проекционных зон коры больших полушарий происходит на первом году жизни. Окончательная дифференцировка клеточных структур центрального отдела зрительного анализатора заканчивается к 6-7 годам.

 

СВЕТОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

Световая чувствительность у детей отмечается сразу после рождения. Достаточно сильное освещёние глаз вызывает у них зрачковый и мигательный рефлексы, движение головы, временное прекращение обобщенных движений.

Световая чувствительность у новорождённых низка. Она многократно повышается в первые месяцы после рождения, что продолжается примерно до 20 лет.

С возрастом повышается функциональная подвижность зрительных рецепторов. У детей легче, чем у взрослых, происходит слияние ощущений в одно следующих друг за другом вспышек света. С возрастом происходит увеличение критической частоты слияния мельканий. Наибольшая частота слияния мельканий достигается к 30 годам.

У маленьких детей слабо развита способность зрительных рецепторов приспосабливаться к яркости света, т.е. темновая и световая адаптация. Оба процесса постепенно усиливаются до 20-24 лет.

Периферическое зрение появляется только через 5 месяцев после рождения, несмотря на хорошее развитие палочкового аппарата на периферии. Для детей первых месяцев жизни свойственно узкое поле зрения. Расширение границ поля зрения наиболее интенсивно происходит в возрасте от 5 до 10 лет.

 

РЕФРАКЦИЯ ГЛАЗА

 

Глазам большинства новорождённых свойственна дальнозоркость, хотя у части детей (около 14 %) параллельно падающие на глаз лучи фокусируются на сетчатке (эмметропия). Дальнозоркость (1-4 диоптрии) обусловлена относительно небольшим размером глазных яблок при их шарообразной форме и короткой переднезадней оси. Поэтому, несмотря на то, что роговица и хрусталик у новорождённых более выпуклы, задний фокус оптической системы находится за сетчаткой. Гиперметропия сохраняется в грудном и дошкольном возрасте. Увеличение размера глазных яблок с возрастом уменьшает гиперметропию, и у большинства детей (к 8-12 годам) глаза становятся эмметропическими.

Однако у 30-40 % детей переднезадний размер глазных яблок с возрастом увеличивается чрезмерно. У них развивается близорукость. Развитию близорукости может способствовать длительное рассматривание близких предметов, которое сопровождается сокращением наружных мышц глаз, обеспечивающих их конвергенцию (сведение оптических осей). Неблагоприятное значение имеет и длительное напряжение аккомодации (сокращение ресничной мышцы). Рассматриваемые предметы должны находиться на расстоянии 35-40 см от глаз. Необходимо делать перерывы в работе, следить за достаточной освещённостью.

 

АККОМОДАЦИЯ

Аккомодация – приспособление глаза к получению на сетчатке резкого изображения разноудалённых предметов. Чем выше способность к аккомодации, тем ближе от глаза расположена ближайшая точка ясного видения. У детей хрусталик обладает высокой эластичностью. У детей 10 лет вследствие этого объём аккомодации выше, чем у взрослых. После 10 лет эластичность снижается, что ведет к уменьшению объёма аккомодации и удалению от глаза ближайшей точки ясного видения.

Возрастные особенности аккомодации связаны также с изменениями свойств цинновой связки и ресничной мышцы, а также увеличением переднезаднего размера глазных яблок.

 

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

У новорождённых можно наблюдать слежение за источником света или быстрый поворот глаз в его сторону. Однако координация движений глаз несовершенна: движения глаз толчкообразны, периодически может наблюдаться сходящееся косоглазие. Несогласованность движений глаз исчезает уже через 2 недели после рождения.

В конце первого – начале второго месяца формируется реакция зрительного сосредоточения: фиксирование глаз на блестящих предметах, продолжающееся до 1,5 минут Слежение за движущимся предметом и конвергенция совершенствуются к трём месяцам. Зрительное сосредоточение продолжается 7-10 минут.

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ

В возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушку по цвету. Осознанное ощущение цветов формируется позже. Только в возрасте 2,5-3 лет дети начинают правильно называть цвет предметов. Развитие различения цветов и их оттенков продолжается в дошкольном и школьном возрасте.

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ

Острота зрения – способность различать мелкие детали предметов. У детей первых месяцев жизни острота зрения очень низка. У детей трёх-пяти лет острота зрения становится близкой к норме.

ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Обмен веществ у плода. Изменения обмена энергии после рождения.

2. Особенности основного обмена у детей. Затраты энергии на рост.

3. Возрастные особенности рабочей прибавки и специфически-динамического действия пищи у детей.

4. Возрастные особенности обмена белков.

5. Возрастные особенности регуляции жирового и углеводного обмена.

6. Водный обмен у детей.

7. Особенности терморегуляции у плода. Терморегуляция в периоде новорождённости.

8. Развитие терморегуляции с возрастом.

 

 

ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА РОСТ

 

Особенности основного обмена у детей

 

Измерение основного обмена у детей затруднено. Поэтому у маленьких детей определяют стандартный обмен энергии: во время сна и через 30-60 минут после кормления. Стандартный обмен близок к основному.

Интенсивность основного обмена с наибольшей скоростью увеличивается в первый год после рождения (примерно от 120 до 600 ккал/сут.). После этого прирост основного обмена замедляется и вновь ускоряется в период полового созревания.

Согласно правилу поверхности, величины основного обмена, приходящиеся на единицу поверхности тела, не зависят от размеров организма. Основной обмен у взрослых соответствует правилу поверхности тела. У детей имеются отклонения от этого правила. В первые недели после рождения величины основного обмена, отнесенные к 1 м2 поверхности тела, значительно ниже, чем у взрослых. К 3 месяцам его величины приближаются к уровню взрослых, после чего продолжают увеличиваться до максимума к 1-2 годам (1300 ккал/сут.). После этого основной обмен, отнесенный к поверхности тела, постепенно уменьшается. Чем меньше размеры тела, тем большая поверхность приходится на единицу массы тела. Отношение поверхности тела к его массе быстрее всего уменьшается в течение 1 года жизни ребёнка (до 420 см2/кг).

 

Затраты энергии на рост

 

У детей часть энергии расходуется на рост. Энергетическая стоимость построения 1 г тканей в возрасте до 4 месяцев составляет 4-6 ккал, у более старших – 6,3 ккал.

Увеличение массы тела у детей происходит неравномерно. С наибольшей скоростью (около 30 г/сутки) масса тела увеличивается в первые 3 месяца после рождения. Энергетическая стоимость роста составляет 140 ккал/сутки. Затем интенсивность роста ослабевает. У детей в возрасте 1 года суточная прибавка массы тела – около 10 г, а затраты энергии на рост составляют около 60 ккал/сутки. Энергетическая стоимость роста относительно низка в возрасте от 3 лет до периода полового созревания (около 30 ккал/сутки). Во время полового созревания она увеличивается до 110 ккал/сутки.

Таким образом, у детей 1 месяца на рост идет около 37 ккал/кг в сутки или около 70 % основного обмена. С возрастом относительные затраты энергии на рост уменьшаются. Минимальные величины отмечаются в период от 3 лет до начала полового созревания (1,5-2 ккал/кг в сутки, что составляет 2-4 % от основного обмена). В период полового созревания относительные величины несколько возрастают (примерно 2 ккал/кг в сутки, т.е. 7-8 % основного обмена). Количество энергии, затрачиваемой на рост детей наиболее велико в первые 3 месяца после рождения.

 

 

ДЕЙСТВИЯ ПИЩИ У ДЕТЕЙ

 

Чем старше дети, тем больше энергии расходуется на движения и поддержание позы. Наименьшее количество энергии затрачивается новорождёнными (15 ккал/сутки). Они мало двигаются, у них относительно мала масса скелетных мышц и велика длительность сна. Через 2-4 недели рабочая прибавка достигает 40-60 ккал/сутки.

В течение грудного возраста рабочая прибавка вырастает в связи с увеличением количества движений и продолжительности бодрствования. Кроме того, увеличивается масса скелетных мышц. К концу 1 года рабочая прибавка увеличивается до 200 ккал/сутки. После 1 года в рабочей прибавке заметное место занимает энергия, идущая на усиление вегетативных функций во время и после мышечной деятельности (прежде всего – на увеличение деятельности сердца и вентиляции лёгких).

Расход энергии на движения у детей одного возраста зависит от подвижности ребёнка и его режима. С возрастом (особенно в первые 2-3 года) совершенствуется координация движений. При выполнении одинаковой работы (в расчёте на 1 кг массы тела) дети 3-5 лет затрачивают энергии в 3-5 раз больше, чем взрослые. Это связано с тем, что движения ребёнка недостаточно координированы и в их реализации участвует большее, чем у взрослых, количество скелетных мышц.

Во время настольных игр расход энергии превышает основной обмен на 20-50%; во время физических упражнений, при ручном труде – на 75-125 %; при ходьбе – на 125-175 %. Максимальные энергетические затраты у детей не превышают 300-385 % основного обмена.

Чем меньше ребёнок, тем слабее выражен прирост расхода энергии после приема пищи (в расчёте на 1 кг массы тела). У грудных специфически-динамическое действие пищи на 30 % слабее, чем у взрослых. При этом белковая пища вызывает ускорение основного обмена у детей на 15-18 % (у взрослых – на 30 %), углеводистая – на 10 % (у взрослых – на 15 %), жирная – на 5 % (у взрослых – на 15 %). В валовом расходе энергии увеличивается доля рабочей прибавки от 9 % у новорождённых до 40 % у детей 14 лет и старше.

 

 

Возраст

Возраст

ВОДНЫЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ

 

Содержание воды в тканях грудного ребёнка составляет 3/4 веса (у взрослых – 3/5). С возрастом содержание воды в тканях снижается. Существует связь между энергией роста и содержанием воды в тканях. Суточная весовая прибавка у ребёнка грудного возраста составляет 25 г. Она состоит из: воды – 18 г, белка – 3 г, жира – 3 г, солей – 1 г и небольшого количества гликогена. Обилие воды в тканях является необходимым и постоянным условием, обеспечивающим возможность быстрого роста ребёнка. Избыточное введение воды в организм ребёнка раннего возраста (в отличие от взрослого) не увеличивает диурез. Избыток воды выводится через кожу и лёгкие, за счёт относительно большой поверхности тела и более интенсивной вентиляции. Суточная потребность в воде: 1 год – 800 мл; 2-4 года – 950 мл; 5-6 лет – 1200 мл; 7-10 лет – 1350 мл; 11-14 лет – 1500 мл (соответствует норме взрослого человека).

У детей вода в кишечнике всасывается значительно быстрее, чем у взрослых. Выпитая ребёнком вода проходит путь из кишечника в сосудистую систему и из неё обратно в кишечник не менее 3-5 раз. При таком круговороте у ребёнка, получившего 1 л жидкости, водный обмен составляет от 3 до 5 л.

Из организма около 60 % воды выводится почками, 33 % – кожей и лёгкими, 6 % – кишечником и около 2 % жидкости задерживается.

Водный обмен зависит от целого комплекса причин. Так, углеводистое питание может приводить к задержке воды в организме. Аналогичные явления могут быть при избыточном поступлении в организм минеральных солей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.72 (0.128 с.)