Учение Аристотеля о человеке. Психология, этика и политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Аристотеля о человеке. Психология, этика и политика.



Аристотель – создатель психологии как науки. Он написал знаменитый трактат «О душе», в котором, по своему обыкновению, привёл в систему всю совокупность современных ему знаний о душе. Книга Аристотеля оставалась актуальной в течение многих веков. Даже в начале XIX в. Гегель писал, что «наилучшее до новейшего времени из того, чем мы обладаем по психологии, принадлежит Аристотелю».

Психология Аристотеля – это не только систематическое эмпирическое описание душевных явлений, но и целостная теория души, которая даёт ответ на вопрос о её сущности. Этот ответ опирается на его метафизику, общую теорию бытия. А именно, душа вообще, по Аристотелю, есть энтелехия, т.е. форма живого тела – его жизнь, его деятельность, его осуществление, его акт, или актуальность. Из учения о форме ясно, таким образом, что нет никакой души «без тела». Однако в душе человека есть такая часть (способность или деятельность), которая не связана с телом – это ум, который, согласно Аристотелю, неизменен, неразрушим, неиндивидуален.

Итак, душа – не вещь, не субстанция, не сущее, а «форма», или деятельность. Лишь в Боге деятельность есть сама субстанция. Во всех же конечных вещах, в том числе и в человеческом теле, деятельность (форма) предполагает действующее (тело). Поэтому нелепо говорить о «единстве» или «взаимосвязи» души и тела. Собственно, нет никакого «тела» без души, как и души без тела. Душа – тот способ существования или характер материи, который и делает её данным живым телом. Душа – сущность тела, т.е. то, что оно, собственно, есть. Поясним мысль Аристотеля примером. Что составляет сущность глаза, его «субстанцию» в аристотелевском смысле? То, что делает его глазом в полном и точном смысле слова – акт зрения, видение. Его суть образуют не жидкости, палочки, колбочки и т.п. частицы материи, но тот способ их соединения, благодаря которому они составляют одно целое, и, действуя совместно, как одно целое, совершают акт зрения. Сам этот акт или процесс видения и есть «сущность» глаза, истинно «сущее» в нём, его «субстанция».

Аристотель различает три части души, соответствующие трем уровням природы: вегетативную (растительную) душу; чувственную (животную) душу; разум, присущий только человеку. Растительная душа осуществляет питание и рост; животная - ощущение и движение; разум – мышление и познание. Разум (дух, ум) занимает особое место: в нём следует различать воспринимающий (рецептивный) и деятельный (творческий) дух, причем первый составляет «материальное» (потенциальное), а второй - «формальное» (актуальное) в душе. При этом воспринимающий дух, связанный с чувственным восприятием, присущим второй, животной части души, принимает в себе лишь формы предметов мышления, в то время как активный дух есть общий принцип активности духовной части души. В отличие от других частей души деятельный дух не связан с телом, а потому - бессмертен. Hо поскольку мышление возникает только в связи с ощущением, постольку дух после смерти не является индивидуальным (в отличие от позиции Платона). «Индивидуальное» вообще обусловлено материей как принципом индивидуации. Поэтому бессмертия нематериальной индивидуальной души Аристотель не признаёт.

Практическая философия имеет своим предметом область человеческой деятельности, основанной на воле или решениях - и этим она отделяется от «теоретической» философии, которая направлена на созерцание неизменного, вечного. Всякое существо от природы стремится к своему благу, в котором оно находит свое завершение. Благо для человека - деятельность души согласно разуму. Именно в ней заключено «блаженство» (счастье, «эвдемония») человека, которое не зависит от внешних обстоятельств и представляет собой его конечную цель. Для того, чтобы точнее определить благо души, Аристотель разделяет добродетели на этические и дианоэтические: вторые присущи деятельности самого разума, который разделяется на теоретический и практический. Среди этих добродетелей для практической деятельности важнейшей признается ум (смышленость, толковость) (фронэсис). Этические добродетели предзаданы человеку общественным устройством, традицией, государством, поддерживаются общим согласием (мужество, щедрость, великодушие и т. п.). Усвоение существующих в государстве норм и ценностей составляет для Аристотеля важную часть нравственного воспитания. Только взаимодействие ума и этических добродетелей создает нравственное поведение, добрый характер, «хорошего человека». Человек не может быть хорошим без ума, а подлинный ум естественно приводит к нравственности («этическим добродетелям»). Ум позволяет найти средства и пути, ведущие к благу; цель же указана этическими добродетелями. Ум определяет волю, направляя ее посредством правильного взгляда на добрую цель, таким образом придается форма естественным желаниям и обуздываются страсти (аффекты). Свобода воли, согласно Аристотелю, сомнению не подлежит. Если решение хорошее, значит понимание истинное, а стремление - правильное. Одно и то же утверждается мышлением и образует предмет стремления. Для позиции Аристотеля характерно, вместе с тем, что нравственность не следует автоматически из правильного понимания, но требует упражнения и привычки. Ей нужно научиться. Требуются пример, опыт, его обсуждение, чтобы точнее определить и укрепить добродетель. Более конкретно она определяется как середина (мезотес) между ложными крайностями, например: мужество (отвага - трусость), умеренность (сладострастие - тупость), щедрость (расточительность - скупость) и т.д. Особенно важна справедливость, имеющая незаменимое значение для общения. Как распределяющая она заботится о справедливом распределении благ и почестей в обществе; как выравнивающая она обеспечивает воздаяние за причиненный ущерб. Существенное значение имеет также дружелюбие, общительность, благодаря которой человек переходит от одиночества к общению, к общности с другими людьми.

Учение о государстве Аристотеля подчинено его общему методу и его пониманию «сущности». В противоположность Платону «эмпирик» Аристотель получает большую часть теории путем описания и сравнения различных типов реально существующих государств. Ему приписывают сравнительный анализ 158 конституций различных городов и государств, от которого, правда, сохранился лишь небольшой фрагмент о государстве афинян. Ученик, в отличии от учителя - реалист: Платон говорит об идеальном государстве, Аристотель - о действительных и возможных формах. Иначе, чем Платон, решает Аристотель и вопрос о происхождении государства, выводя его не из слабости индивида, а из естественной склонности к общению, объединению. Сущность человека в том, что он – «политическое животное», т. е. человек – это общественное существо, образующее государство. Речь для Аристотеля - прямое указание на то, что человек существует не только для того, чтобы жить и выживать; он создан для общения, которое должно характеризоваться пользой, добром и справедливостью. Как и Платон, Аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Оно (государство) необходимо для счастливой и доброй жизни всех граждан. Только в нем может полностью развиться и добродетель отдельных людей. Государство формируется путем последовательного увеличения общностей: первичны общности двоих (муж и жена, отец и сын, господин и раб); они, в совокупности, образуют домашнюю общину, из которых составляется деревня, а из деревень - полис. Только в полисе достигается автаркия, т. е. самодостаточность, самостоятельность, независимость, самоподдержание общности. Формообразующий принцип полиса - конституция, основной закон. Формы государства Аристотель, как и Платон, разделяет на три «правильные» и три «испорченные» (вырожденные), признавая возможность их взаимного превращения: монархия и тирания, аристократия и олигархия, народовластие (полития) и демократия. Критерий классификации - число правителей: один - немногие (меньшинство) – все (большинство). Хорошее государство служит всем, дурное - правителям. Из трех «правильных» в принципе Аристотель не предпочитает ни одну. Проще всего реализуется и стабильнее других - полития. Она соответствует и этическому принципу середины; власть принадлежит среднему сословию и удерживается от крайностей. Hо в общем, опираясь на исторический анализ, Аристотель делает вывод, что «наилучшая» форма та, которая соответствует данной стране и потребностям ее граждан.

Внутри государства, согласно Аристотелю, следует сохранять и поддерживать семью, естественную и первичную («элементарную») основу общества, а также частную собственность. Государство должно отвечать за воспитание детей. Общность имущества Аристотель отвергает и в отношении собственности избирает средний путь, имя в виду, в особенности, Спарту, где собственность в частном владении, но используется всеми. Аристотель признает рабство и вообще неравенство, которые связаны с естественными различиями и естественно устанавливаются. Hо между свободными мужчинами должно быть равенство.

Поэтика - одна из областей практической философии. В одноимённом сочинении Аристотель изложил теорию поэтического творчества, в особенности - трагедии, действие которой на человека непревзойденно. Основные понятия поэтики Аристотеля: 1) подражание (мимесис): искусство должно отображать действительность, но не описывать (в противоположность истории); 2) единство действия, времени и места: действие должно быть единым, последовательным и завершенным, его длительность должна ограничиваться одним днем; 3) катарсис (очищение): искусство должно очищать и облагораживать душу зрителя благодаря тому, что он отождествляет себя с представляемым и переживает свои аффекты на другом уровне.

 

По степени влияния Аристотеля можно поставить рядом только с Платоном и Кантом. В средневековье его учение было основой схоластики. До эпохи Возрождения оно считалось безошибочным.

Приложение

 

Репетиториум по античной философии

 

Вопросы:

 

1. Назовите основные периоды греческой философии.

2. Какие проблемы были поставлены первыми?

3. Какой вопрос был поставлен прежде всего?

4. Кто и какие давал на него ответы в первый период?

5. Что есть начало (принцип) мира, согласно Пифагору?

6. Как устроен Космос, согласно пифагорейцам?

7. Какова цель всего, происходящего на Земле?

8. Что такое добродетель?

9. В чем состоит заслуга пифагорейцев перед наукой?

10. Что прооисходит с душой после смерти?

11. В чем заключается принципиальное отличие взглядов пифагорейцев от предшествующей натурфилософии?

12. Что есть сущность (принцип) вещей согласно Гераклиту?

13. Что является для Гераклита первоначалом (архэ)?

14. В чем заключается «логос» мира, согласно Гераклиту?

15. Какая школа противопоставила себя учению Гераклита?

16. Кто был основателем этой школы?

17. Чему он учил?

18. Из какой противоположности исходит учение Парменида?

19. Перечислите основные определения умопостигаемого мира, т.е. истинного бытия.

20. В каком отношении, согласно Пармениду, находятся мир умопостигаемый и мир чувственно воспринимаемый?

21. Сформулируйте кратко основной принцип Парменида.

22. Какое значение он имел для последующей истории западно-европейской философии?

23. Кто, когда и каким образом сформулировал прицип, прямо противоположный принципу Парменида?

25. Кто из греческих философов опирался на учение элеатов о бытии?

26. Против чего были направлены апории Зенона?

27. Каким методом Зенон вёл доказательство?

28. Кто предпринял попытку преодолеть дуализм Парменида?

29. Из чего состоят вещи, согласно Эмпедоклу?

30. Как они образуются?

31. Что необходимо для образования вещей, кроме элементов?

32. Как мы получаем знание о внешнем мире?

33. Кто еще в античной философии разделял учение об «эйдола» (идолах)?

34. Как называются неизменные элементы мира в учении Анаксагора?

35. Какими свойствами они обладают?

36. Что такое «нус»?

37. Кто развил учение Анаксагора о нусе?

38. Что есть истинно сущее по Демокриту?

39. Чем различаются взгляды Анаксагора и Демокрита относительно «cемян» всех вещей?

40. Что такое «атомы»?

41. Почему тела делимы, а атомы неделимы?

42. Каков механизм образования тел?

43. Каким было первоначальное состояние мира?

44. Как возникло его нынешнее состояние?

45. Что является причиной возникновения, изменения и разрушения тел?

46. Какое значение имела атомистика в истории философии и науки?

47. Что является для Демокрита высшим благом и целью мудрого человека?

48. Как они достигаются?

49. Какие три плода приносит философия, согласно Демокриту?

50. Кто возродил атомистику в эпоху Возрождения?

51. Какие проблемы находились в центре внимания греческой философии во второй период ее развития?

52. Назовите имена знаменитых греческих софистов.

53. Какова была главная цель деятельности софистов?

54. Какая важнейшая философская проблема была ими впервые поставлена?

55. Как они её решили?

56. Какой знаменитый тезис Протагора кратко формулирует эту точку зрения?

57. К каким следствиям он приводит в области этики?

58. Что думали софисты о религии?

59. Какое действие оказывали учения софистов на религиозно-нравственную жизнь общества?

60. Кто выступил против софистов?

61. Что было главной целью его деятельности?

62. Почему возможны общезначимые, общеобязательные, одинаковые для всех нравственные понятия и нормы?

63. Как можно их найти и определить?

64. Почему Сократ был назван оракулом «мудрейшим из греков»?

65. В чем видел главную заслугу Сократа Аристотель?

66. Назовите основные составляющие метода сократического философствования.

67. Каким термином он кратко называется?

68. О чем говорил Сократ со своими собеседниками?

69. Что такое «сократовская ирония»?

70. Что такое «майевтика» Сократа?

71. Как называется современный научный метод, аналогичный в известной мере сократовскому методу исследования нравственных понятий?

72. Что такое «этический рационализм»?

73. Можно ли научиться добродетели?

74. Может ли человек сознательно стремиться к злу и совершать злые поступки, зная, в чем состоит добро?

75. К какой цели прежде всего должен стремиться каждый человек?

76. Как связаны знание и добродетель?

77. Как связаны добродетель и счастье?

78. Какое место занимает Сократ в истории философии?

79. По каким сочинениям можно познакомиться с беседами Сократа?

80. Назовите сократические школы.

81. Назовите главных представителей античного кинизма.

82. В чем заключаются высшее благо и цель жизни человека согласно киникам?

83. Что такое гедонизм?

84. Чем отличается эвдемонизм от гедонизма?

85. Какая школа в философии эпохи эллинизма развивала идеи киренаиков?

86. Какая этическая школа античности развивала учение киников?

87. Кто был самым знаменитым учеником Сократа?

88. Основное понятие философии Платона?

89. Что такое «эйдос», по Платону?

90. Какие основания побудили Платона утверждать бытие идей?

91. В каком отношении друг к другу находятся идеи и вещи, мир чувственно воспринимаемый и мир умопостигаемый?

92. В каком диалоге и посредством какого образа (сравнения) Платон поясняет отношение мира идей и мира вещей?

93. К чему стремятся все вещи в мире?

94. Что такое «мировая душа»?

95. Как возник Космос?

96. Что такое материя, по Платону?

97. Из чего состоят вещи?

98. Существуют ли, по Платону, атомы и пустота?

99. Как связаны идеи друг с другом, как «устроен» мир идей?

100. Как мы приходим к познанию идей?

101. Что дает первый толчок к познанию?

102. Почему душа способна познавать идеи?

103. Что такое «познание»?

104. Что такое «анамнезис»?

105. Что такое душа?

106. Какое положение она занимает среди идей и вещей?

107. Какие свойства души роднят ее с идеями?

108. В чем она подобна вещам?

109. Назовите три главные способности (силы) души и их местоположение в теле.

110. Какая из них должна быть господствующей?

111. Что такое добродетель?

112. Назовите три кардинальные добродетели души.

113. Какая добродетель гармонически объединяет их и должна считаться «верховной»?

114. Что происходит с душой после смерти?

115. В чем заключается высшее благо человека?

116. Что лежит в основе учения Платона о государстве?

117. Какую аналогию можно провести между строением Космоса, души и устройством государства?

118. Из каких сословий (классов) состоит государство?

119. Какова роль философов в обществе?

120. Когда в государстве царит справедливость?

121. Основная мысль учения Платона о государстве?

122. К чему должны стремиться, согласно Платону, и каждый человек, и государство, и Космос?

123. В чем заключается противоположность между учением Платона о государстве и классической философией права Нового времени?

124. Какие положения платоновской теории государства объединяют его с социалистическими и коммунистическими учениями?

125. Какое место занимает учение Платона в истории философии?

126. Как называется основанная Платоном школа?

127. Сколько времени она существовала и когда была закрыта?

128. В чем заключается главное отличие платоновского учения о Боге от христианского его понимания?

129. Какие идеи Платона были заимствованы и переосмыслены христианскими богословами и философами?

130. Кто был самым знаменитым учеником Платона?

131. Как относился к платоновскому учению об идеях Аристотель?

132. Чем отличается «форма» Аристотеля от «идеи» Платона?

133. Что такое материя по Аристотелю?

134. Что такое «форма»?

135. Что такое «сущее»(cубстанция)?

136. Какие четыре вида причин различает Аристотель?

137. Что является причиной изменения вещей?

138. Что такое «телос» и «телеология»?

139. Чем отличаются вещи более совершенные от вещей менее совершенных?

140. Что образует нижнюю и верхнюю границу степеней совершенства?

141. Что есть в конечном счете причина всякого существования, изменения, и цель мира?

142. Главное определение Бога.

143. Что можно ещё сказать о Боге?

144. Кто из христианских философов использовал учение Аристотеля для доказательства бытия Бога?

145. Какие термины использовал Аристотель для обозначения той части философии, которая рассматривает первые причины и начала всех вещей, «сущее как таковое» и божественное?

146. Что такое душа, согласно Аристотелю?

147. Какие три души объединены в душе человека?

148. Какова высшая способность души?

149. Бессмертна ли душа?

150. Возможна ли, согласно Аристотелю, «чистая форма», без материи?

151. Что является практической целью жизни?

152. Посредством чего она достигается?

153. Что такое добродетель?

154. Совпадают ли знание и добродетель?

155. Что заставляет человека действовать?

156. Что является причиной поступка?

157. Какую роль играет в практической деятельности разум?

158. Какие два вида добродетелей различает Аристотель?

159. Как возникло государство?

160. Какая форма государственного устройства является лучшей для народов, стояших на низшей ступени развития?

161. Как возникают из неё другие формы государства?

162. По какому принципу Аристотель классифицирует формы государственного устройства?

163. Сколько основных форм государства указал Аристотель и как они называются?

164. Какую форму государственного устройства Аристотель считает наилучшей?

165. В каком отношении находятся индивид и государство?

166. Приведите определение человека у Аристотеля, связанное с понятием государства.

167. Как возникает знание, согласно Аристотелю?

168. Какие виды знания он различает?

169. Существует ли знание, которое не происходит из опыта?

170. Назовите отличительные признаки научного знания.

171. Что такое «логика»?

172. Как называется свод логических сочинений Аристотеля?

173. На какие основные разделы распадается восходящая к Аристотелю традиционная логика?

174. Что такое дедукция?

175. Что такое силлогизм?

176. Как называются исходные положения дедуктивного рассуждения, которые принимаются без доказательства?

177. Каким образом они устанавливаются?

178. Что такое индукция?

179. Из чего состоит умозаключение?

180. Что такое «суждение»?

181. Что такое «посылки»?

182. Как образуется понятие?

183. Каким образом определяются понятия?

184. Чем различаются понятия в логическом отношении?

185. Как называются высшие, наиболее общие понятия?

186. Сколько категорий указал Аристотель? Перечислите их.

187. Чем различаются в логическом отношении суждения?

188. Что такое «средний термин» умозаключения?

189. Сколько фигур силлогизмов исследовал Аристотель?

190. В каком трактате Аристотель сформулировал два основные закона логики?

191. Как Аристотель формулирует высший закон логики?

192. Как называется главный труд Аристотеля?

193. Какую школу основал Аристотель и как назывались последователи его учения?

194. Какое значение имело учение Аристотеля для средневековой философии?

195. Какой характер имела послеаристотелевская, эллинистическая философия?

196. Какие исторические события и процессы определили этот характер?

197.Перечислите четыре основные философские школы поздней античности.

198. Назовите имена наиболее известных стоиков.

199. Основная идея стоицизма?

200. В чем сущность человека?

201. Какой должна быть его жизнь?

202. Какова роль разума в жизни?

203. Как связаны разум и природа?

204. Что является целью нравственных поступков?

205. Что такое добродетель?

206. Что означает принцип нравственной автономии?

207. Назовите основные аффекты.

208. Какое значение имеют аффекты для жизни?

209. Что такое «апатия»?

210. Как стоики относились к имуществу и прочим материальным благам?

211. Является ли удовольствие благом?

212. Является ли страдание злом?

213. Как соотносятся добродетель и счастье?

214. Какие идеи предшествующих греческих философов стоики использовали в своей физике?

215. Из каких элементов состоит мир?

216. Как связаны душа человека и мировая душа, божественный дух?

217. К какому типу относится теория познания стоицизма?

218. Как происходит чувственное восприятие?

219. Как возникает понятие?

220. Существуют ли врожденные понятия?

221. Каково общее, главное значение стоицизма?

222. Что считал целью жизни Эпикур?

223. Как её можно достичь?

224. Какое удовольствие выше всех?

225. Что является причиной страданий?

226. Как их можно избежать?

227. Две главные задачи разума?

228. Что такое «атараксия»?

229. Чьё учение Эпикур положил в основу своей физики?

230. Как он относился к телеологии?

231. Как совмещается свобода человека с законами природы?

232. Что такое боги?

233. К какому типу относится теория познания Эпикура?

234. В чем заключается, согласно Канту, главная ошибка эвдемонизма?

235. Сформулируйте основное положение философского скептицизма.

236. К какой конечной цели стремится скептик?

237. В чем различие между скептицизмом и догматизмом?

238. Испытывает ли скептик сомнения и колебания?

239. В чем различие между скептицизмом и диалектикой?

240. Назовите несколько скептических «тропов».

241. Как называется последняя крупная философская школа античности?

242. Назовите двух ее крупнейших представителей.

243. Что такое «эманация»?

244. Перечислите основные ступени эманации.

245. Что такое «эволюция»?

246. Можно ли познать Бога?

247. Чем отличается неоплатоническое представление о Боге от христианского?

248. Что такое апофатическая теология?

249. Какое значение имел неоплатонизм для становления и развития средневековой теологии и философии?

 

 

Ответы:

 

 

1. Космологический (натурфилософский), антропологический, систематический, этическо-религиозный. Другая периодизация: досократики (ранняя классика), средняя классика (софисты, Сократ), высокая классика (Платон), зрелая классика (Аристотель), эпоха эллинизма, поздняя классика (римская эпоха).

2. Натурфилософские.

3. Вопрос об архэ, т.е. о первоматерии, первовеществе, первоначале, об «истинно сущем», о том, что не возникает и не уничтожается, о том, «из чего» всё состоит.

4. Фалес: вода. Анаксимандр - неопределённое, бесконечное (апейрон). Анаксимен - воздух. Гераклит - огонь. Эмпедокл – четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь).

5. Число, гармония.

6. Космос состоит из десяти концентрических сфер, на которых небесные тела движутся вокруг центрального огня. Это сферы: неподвижных звезд, пяти планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий), Солнца, Луны, Земли и Противоземли. Расстояния небесных тел от центрального огня находятся в гармоническом (музыкальном) отношении друг к другу.

7. Гармония.

8. Гармония, согласие, соразмерность способностей, телесных и духовных, высших и низших, разумного и неразумного в душе. Познание мировой гармонии.

9. Они положили начало чистой (теоретической) математике как науке о числах и геометрических фигурах.

10. Гармоническая, прекрасная душа переходит в более совершенное тело и ведет более счастливое существование. Недостаточно очистившаяся душа переходит в менее совершенное, низшее бытие (животное).

11. Предшествующие натурфилософы исследовали материю вещей, пифагорейцы - их форму, формообразующий принцип.

12. Становление, изменчивость, текучесть: «всё течёт», всё есть и не есть, существует и не существует.

13. Огонь.

14. В единстве и взаимном переходе противоположностей.

15. Элеаты.

16. Ксенофан.

17. Нет множества богов. Все вещи прозошли от одного начала, одной божественной сущности, в которой все они заключаются.

18. Парменид резко протвопоставляет миру чувственно- воспринимаемому, как миру видимости, или «мнения», - мир истинного бытия, постигаемого мышлением (умопостигаемый мир).

19. Единое, бесконечное, неподвижное, неизменное, непреходящее, вечно себе довлеющее, покоящееся бытие.

20. Между ними нет никакой связи. Истинной действительностью обладает лишь мыслимое бытие, чувственно воспринимаемый мир есть, напротив, лишь видимость, неистинное бытие, которое не может быть выведено и обосновано из умопостигаемого бытия.

21. Истинно существует лишь то, что мыслится (мыслимо); одно и то же есть мысль и то, что она мыслит (принцип тождества мышления и бытия).

22. Он лежал в основе всей «классической» западной философии от Парменида до Гегеля, в основе «западной», научно-технической цивилизации.

23. Ф.Ницше в XIX в.: «то, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция». С.Кьеркегор: «всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно». А.Шопенгауэр: чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие «в себе» разумом непознаваемо.

25. Платон, различая мир идей и текучий мир видимости, предмет «мнения».

26. Против признания истинного бытия множества и движения.

27. Диалектическим, а также «апагогическим» (доказательство от противного).

28. Эмпедокл, Анаксагор и особенно атомисты.

29. Из четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня.

30. Посредством смешения и разделения четырех элементов.

31. Силы, приводящие их в движение - любовь и вражда (две противоположно направленные силы - притяжения и отталкивания).

32. От тел отделяются их тонкие подобия-образы, «эйдола», которые проникают через поры в органы чувств и создают в них образ вещи.

33. Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики.

34. Гомеомерии, «подобочастные».

35. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых в опыте однородных тел (земли, воды, воздуха, огня, крови, кости, золота и т.п.).

36. Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическую смесь гомеомерий.

37. Аристотель.

38. Атомы и пустота.

39. Атомы, в отличие от гомеомерий, не имеют никаких качеств, кроме неделимости (абсолютной твердости). Они обладают лишь количественными характеристиками (форма, размер, положение).

40. Неделимые, неизменные, невозникшие, неуничтожимые, вечные, невидимые, движущиеся в пустоте составные части тел, отличающиеся друг от друга лишь формой и размером.

41. Потому что тела - сложные, состоят из атомов, между которыми есть пустота. Атомы, напротив, просты, не имеют частей, поэтому не могут быть и разделены на них.

42. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются, «зацепляясь» друг за друга, воздействуя друг на друга соприкосновением и толчком. Все тела возникают и разрушаются, атомы - вечны.

43. Хаотическое.

44. Посредством вихревых движений атомы сами собою упорядочились (вращение, сгущение, разогревание, уплотнение, дифференциация атомов).

45. Чисто механическое движение. Всё происходит по необходимости, нет ни случайности, ни целесообразности.

46. Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, научное и механистическое мировоззрение. Принцип атомизма лежит в основе научного естествознания начиная с XVII в.

47. Невозмутимое спокойствие души, «атараксия».

48. Посредством познания сути вещей, следствием которого является свобода от аффектов.

49. Способность хорошо говорить, хорошо мыслить и хорошо поступать.

50. Пьер Гассенди и Галилео Галилей.

51. Антропологические, этические, политические.

52. Протагор, Горгий, Продик.

53. Просвещение, воспитание, образование, обучение «мудрости».

54. Проблема субъективности и относительности знания.

55. Не существует общезначимого знания. Нет никакой абсолютной, объективной истины, есть лишь «мнения». Всякое знание зависит от познающего субъекта.

56. Человек есть мера всех вещей, существующих - что они существуют, и несуществующих - что они не существуют.

57. К этическому релятивизму, утилитаризму, эгоизму: каждый стремится к тому, что хорошо для него, к своей выгоде и пользе. То, что есть «добро» для одного, для другого - «зло».

58. Религия, как и нравственность, - человеческое изобретение. Её придумали умные и хитрые жрецы для того, чтобы держать людей в повиновении, для того, чтобы люди «боялись Бога», т.е. не только не делали дурного, но боялись даже думать и замышлять дурное.

59. Они ослабляли и разрушали традиционные нравы и религиозные верования, заменяли авторитет и традицию - «своим умом».

60. Сократ.

61. «Познать самого себя», точнее - исследовать в беседах с людьми их нравственные понятия и найти их общие определения, не зависящие от частных и субъективных мнений, единые для всех людей, с тем, чтобы сделать жизнь осмысленной, разумной, подчинить её «логосу».

62. Потому что все люди обладают одним и тем же «разумом», который и образует их главный родовой признак, отличающий их от животных.

63. Так как они содержатся в разуме, то они могут быть найдены путём самопознания, а именно - путём анализа явлений нравственной жизни (поступков) и собственных нравственных понятий, ими руководящих.

64. Согласно Сократу потому, что другие люди думают, будто знают, что такое добродетель, мужество, благо и т.д., но в действительности ничего этого не знают, а Сократ - единственный, кто знает о своём незнании.

65. В том, что Сократ впервые попытался дать общие определения нравственных понятий, т.е. найти всеобщее в сфере нравственности, морали.

66. Диалог, «ирония», уточняющие вопросы, анализ понятий, приведение собеседника к противоречию с самим собой, «майевтика», обобщение частных случаев и восхождение к сущности, общему понятию.

67. Диалектика.

68. Об их образе жизни, занятиях, поступках, об их представлениях о благе, о добродетели, о справедливости, о красоте, о мужестве и т.д.

69. Такой способ ведения беседы, когда Сократ делал вид, что не знает того, что наверное знает его собеседник и просил научить его, задавая вопросы. Постепенно, путем дополнительных, уточняющих вопросов он приводил собеседника к пониманию того, что его «знание» - мнимое, кажущееся, что он «ничего не знает».

70. Такой способ ведения беседы, посредством вопросов и ответов, который побуждал и заставлял собеседника самостоятельно «родить» истинное знание, обобщая отдельные примеры какой-нибудь добродетели и постепенно восходя к её общему понятию и определению.

71. Индукция.

72. Отождествление знания и добродетели. Сократ полагал, что добродетели можно научить, что невозможно делать добро, не зная, что это такое, и наоборот - невозможно зная добро поступать дурно: никто не творит зла сознательно, оно творится лишь по ошибке, вследствие ложно понятого блага.

73. Согласно Сократу - можно и нужно, более того - это самое важное из того, чему должен научиться каждый человек.

74. Согласно принципу этического рационализма - не может.

75. К познанию, или мудрости, т.е. к добродетели.

76. Добродетель и есть истинное знание о том, что такое благо, добро и зло.

77. Счастье (блаженство, «эвдемония») - следствие добродетели, так как добродетельная жизнь - и только она - соответствует природе, сущности человека, его разумности.

78. Он положил начало этике, как философской теории морали, нравственности. Он открыл нравственную сущность человека. Он впервые положил в основание философии самосознание.

79. По диалогам Платона и «Сократическим сочинениям» Ксенофонта.

80. Киническая, киренская, мегарская.

81. Антисфен, Диоген Синопский.

82. В совершенной внутренней, душевной свободе, независимости от всего внешнего, в простоте и естественности жизни, в равнодушии к материальным благам, отказе от ложных желаний и потребностей.

83. Философско-этическое учение об удовольствии, чувственном наслаждении как высшем благе и цели жизни.

84. Гедонизм усматривает высшее благо в чувственности, в приятных ощущениях, эвдемонизм - в спокойствии, хорошем расположении души. Гедонизм связывает благо с единичным, отдельным, эвдемонизм - с общим, целым: жизнь должна быть приятной в целом, а для этого от многих удовольствий надо отказываться.

85. Эпикурейская.

86. Стоики.

87. Платон.

88. Идея, «эйдос».

89. Это прообраз, образец, «порождающая модель» ряда вещей, принадлежащих одному роду или «виду», их общая объективно-реальная и существующая независимо от них и от человеческого ума сущность. Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств, не воспринимаются чувствами, не находятся в пространстве и времени, неизменны и вечны.

90. Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы, следовательно, предмет понятий - неизменные и бестелесные объекты. В мире должно существовать нечто неизменное, сохраняющееся; чувственно воспринимаемые вещи текучи - следовательно, истинно сущее бестелесно и умопостигаемо. Должно быть бытие, более совершенное, чем чувственно воспринимаемый мир.

91. Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен, мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и стремится воплотить его, но никогда не достигает идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как вещи существуют и в то же время не существуют - они «текут», становятся.

92. В диалоге «Государство», в мифе о пещере.

93. К совершенству, к тому, чтобы «уподобиться» идеям, воплотить их.

94. Космический эрос, стремление материи к оформлению, совершенствованию, воплощению в себе идеального мира, к одухотворению.

95. Архитектор мира, Демиург, создал посредством смешения мира идей с бесформенной материей мировую душу, т.е. одушевлённую материю, способную к развитию, из которой и произошли все вещи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.21 с.)