Понятие о неполноценности и компенсаторности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о неполноценности и компенсаторности.



Комплекс неполноценности (по Адлеру) Термин "комплекс неполноценности" ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) – это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом. КОМПЕНСАТОРНАЯ ТЕОРИЯ ВЛАСТИ - теория А. Адлера, согласно которой стремление к власти может рассматриваться как компенсаторный механизм для преодоления комплекса неполноценности.
жизненная стратегия властолюбца является олицетворением феномена психологии власти. Властолюбец также подобен завистливому, жадному и злому ребенку, жизненное кредо которого можно передать словами: “Вот подождите, когда я вырасту, то вы у меня поплачете!”.Не научившись ничего делать как следует, властолюбец, тем не менее, как и все люди хочет признания, уважения, почета. Это, как мы уже знаем, необходимо каждому человеку для поддержания высокой самооценки или для повышения ее, если она низкая. Но социальные навыки и качества, необходимые для признания, любви и уважения, у властолюбца отсутствуют.Поэтому он, решая свои психические проблемы, стремится к власти, поскольку знает, что вобществе институт власти сам по себе, безотносительно к тому, кто его олицетворяет, пользуется
авторитетом, уважением, почитанием.Таким образом, власть необходима властолюбцу как компенсаторный инструмент, с помощью которого он может, как ему кажется, повышать свою самооценку, самоутверждаться. А в конечном счете попытаться все же преодолеть неизжитый комплекс неполноценности

 

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Структура личности
Юнг считал, что человеческая душа состоит из 3-х сложных компонентов: эго, бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго отвечает за осознание, как себя самого, как личности, которая наделена определенными чертами, характеристиками, навыками и тп., так и восприятие внешнего мира, окружения. Благодаря ему, каждый из нас сохраняет способность отличить себя от других (идентифицировать).

Личное бессознательное выступает большим темным складом, в котором храниться все наши воспоминания, конфликты, переживания, страхи, которые были нами забыты или подавлены. Там лежит все то, что человек не хочет вспоминать по той или иной причине.

И наконец, нововведенный им пласт человеческой «души» - коллективное бессознательное, отвечающее за сохранение информации, которая была получена не в нашей жизни, ею запечатлены наши предки, мысли и чувства, общие для всего человечества, все прошлое человечества. Оно складывалось веками и тысячелетиями и одинаково для всех.
Юнг предположил, что архетипы есть первичные прообразы, заложенные в наше коллективное бессознательное. Они едины для всех, что подтверждается определенным типом реагирования на определенные ситуации всеми. Архетипы позволяют быстрее реагировать на ту или иную ситуацию.
Юнг полагал, что каждый архетип помогает классифицировать определенные чувства, темы, объекты, отношения в типы и объединяет их под себя. Тем самым человеку проще извлекать из себя ту или иную эмоцию. Это единство четко прослеживается в кроскультурных исследованиях, где встречаются поразительные сходства символов, используемых людьми.

Некоторые наиболее важные архетипы
Количество архетипов не имеет границ в нашем коллективном бессознательном. Хотя сам автор своей теории выделял несколько основных: тень, самость, маска, анимус, аниме.

МАСКА, ее называют еще персоной, выполняет представительскую функцию в социальном окружении, наше публичное лицо, то как нас воспринимают другие. При этом маска обладает несколькими ролями, то есть воплощениями или одним. Чем больше ролевой набор маски человека, тем более человек адаптивен в обществе и как следствии, тем более эффективен. Юнг акцентировал свое внимание на том, что маска утаивает сущность человека от его окружения, скрывает его истинное лицо. В коучинговом понимании маски позволяет человеку проявлять все грани собственной личности, быть разным и непохожим на себя предыдущего, позволяет быстро и легко установить контакт со всеми. Важно отличать истинные роли человека, его ахитипичные составляющие и маски. Для профессионального консультанта важно обладать навыком перевоплощения, переключения с одной маски на другую, за секунду становясь другим человеком. При этом велика значимость осознания того, что ты являешься на самом деле. Когда человек «заигрывается» собственными масками, он теряет себя, он искусственен, адаптивен.
Следующим важным архетипом являются тени, которые содержат все дурное, темное проявления человека, социально неприемлемые мысли и поступки. Как и Фрейд и Адлер, Юнг наделяет данный архетип творческой активностью, необузданной энергией, которая может выражать в творчестве и созидании при разумном управлении ею.
Анимус и аниме выражают наше идеальное представление о женщине и мужчине. В каждой женщине есть мужская сторона – анимус, и в каждом мужчине есть женское проявление – аниме. Его теорию можно связать с фактом того, что в в женском организме присутствуют мужские гамоны и наоборот.
Ключевой архетип – самость, которая является сердцевиной личности, вокруг которое организованы остальные элементы. Самость отвечает за единство данной системы, за решение личностных конфликтов. Благодаря самости человек ощущает единство и гармонию личности.

Психологические функции
Юнг выделил четыре основных функции, первая из них – рациональная, тип личности использующий активно данную функцию использует в жизни логику, анализ, аргументы. В противовес рациональному типу выступает эмоциональный, он воспринимает мир чувствами и ощущениями, для чувственного типа в большей степени характерно вынесение суждений о человеке, ситуации, то есть, другими словами, им свойственна интерпретация того или иного факта, обволакивание его своей субъективной точкой зрения, и на привнесение собственного опыта. Для рационального важно определить, выявить насколько то или иное событие является объективным фактом или все-таки субъективным событием (можно дать определение: факт, событие интерпритация).
Другой парой противоположностей выступает ощущения и интуиция. Эту пару он назвал иррациональной, так как отсутствует активное начало, эти функции пассивны, они воспринимают только ту информацию, которая «оседает на них», подобно цветкам, которые ждут, когда прилетит пчела. Познание мира с помощью ощущений доступны при понимании языка явлений. Интуиция позволяет пронимать неосознанные образы и символы мира.

Развитие личности
Юнг уделял отдельно внимание развитию личности, считая, что это беспрерывный процесс, эволюционного характера. С его точки зрения, человек постоянно работает над собой, совершенствуясь, обладая новыми навыками, умениями, тем самым реализуя себя. Расставляя акцент на «приобретении себя», воссоединении с собой, создание гармоничной и целостной личности, Юнг считал, что конечная цель жизни любого человека – это полное проявления себя, то есть нахождения своей индивилуальности, уникальности и полное ее выражении в реальном, социальном мире.

 

 

Архетипы.Развитие личности.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.013 с.)