Сущность налогов и налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность налогов и налоговой системы



 

Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными, местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов, финансовых ресурсов. С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой - субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Для любого налога обязательно должны быть определены следующие элементы налогообложения:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

В налоговом кодексе РФ даны следующие определения элементам налога.

«Объектом налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

«Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».

«Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

«Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном налоговым кодексом. Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или другим обязанным лицом. Уплата производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом и применительно к каждому налогу.

«Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено».

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

 

 

Функции налогообложения

 

На современном этапе экономического развития налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также концентрация в бюджете средств для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Эта функция позволяет осуществить передачу средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные (богатые) категории населения.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Через систему льгот и освобождений государство может оказывать содействие развитию тех или иных экономических процессов. И наоборот, через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество и др. государство может создать определенные препятствия для развития каких-либо экономических процессов.

Контрольная функция налогов позволяет государству осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция дает возможность оценивать эффективность налоговой системы, обеспечивать контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогообложения состоит в предоставлении государством налоговых льгот или освобождений определенным категориям граждан за особые заслуги перед обществом.

 

Принципы налогообложения

 

Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения Адама Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.

«1. Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который, в конечном счете, падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработная плата), является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Как видно из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

· равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

· определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);

· простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

· неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации заложены следующие принципы налогообложения:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала…

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы субъектов устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

 

Виды налогов

 

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

· по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

· по уровням управления (федеральные, региональные, местные);

· по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

· по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

· по целевому назначению налога (общие, специальные).

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены: акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт, импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги - это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные - те, для которых источник и объект не совпадают.

Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог – прямой.

Налог на прибыль предприятий. И объект, и источник - облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

Налоги на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

Земельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом - земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

Имущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником – текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения – имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога - текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:

а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;

б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки - это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником - текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.

Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов - доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения - добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

В Российской Федерации существует трехуровневая система установления и взимания налогов и сборов:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные);

· местные налоги и сборы.

К федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организации;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы [1,22,36,72,73].

 

 

11.6. Основные налоги, уплачиваемые
предприятиями (фирмами)

 

Налог на добавленную стоимость. Объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. База обложения НДС, формируемая согласно налоговому законодательству, представляет собой разность между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материально-технических ресурсов, полученных от внешних поставщиков и отнесенных на издержки производства и обращения. Техника расчетов сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, такова. Предприятие из полученной суммы НДС по реализованной продукции вычитает сумму НДС, уплаченную поставщикам материально-технических ресурсов, использованных при производстве этой продукции (НДС уплаченный). Разница между полученной и уплаченной суммами НДС подлежит перечислению в бюджет.

НДС направлен на доходы конечного потребителя. Но так как технически невозможно взимать НДС с потребителя, плательщиком налога выступает предприятие, имеющее торговый оборот. По сути экономического воздействия этот налог представляет собой универсальный акциз, которым облагается вся система частного и общественного потребления. Основная ставка НДС составляет 18%, существуют также две льготные ставки -10 и 0%.

Акцизы. Как правило, устанавливаются на товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью для изъятия в бюджет части сверхприбыли. Часто использование акцизов рассматривается как средство ограничения потребления населением социально вредных товаров.

Акциз устанавливается на единицу товара и включается в его цену. Но в отличие от НДС акциз ограничен определенным видом, группами товаров и никто не уплачивает его дважды с одной и той же вещи. Формальным плательщиком этого налога признаются организации, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги. Однако действительным источником средств по уплате акцизов является потребитель. В настоящее время к подакцизным товарам относятся прямогонный бензин, дизельное топливо, бензин автомобильный, моторные масла, спирт этиловый (за исключением коньячного), спиртсодержащая продукция (за исключением некоторых ее видов), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше
150 л.с.

Налоговая база по подакцизным товарам определяется в зависимости от установленных ставок. Различают ставки:

· твердые – в абсолютной сумме на единицу товара;

· адвалорные – процент к стоимости;

· комбинированные – в абсолютной сумме + процент к стоимости.

В настоящее время большинство применяемых ставок ­ твердые. Исключение составляют сигареты, по которым установлена комбинированная ставка.

Налог на прибыль. Основное влияние на формирование финансовых ресурсов предприятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения служит валовая прибыль, представляющая собой сумму:

· прибыли от реализации продукции;

· прибыли от прочей реализации (имущества, имущественных прав);

· доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Налоговая база по налогу на прибыль должна формироваться в специально создаваемой системе налогового учета. Отдельные виды расходов, связанных с производством и реализацией продукции, учитываются как расходы для целей налогообложения только в пределах установленных лимитов, норм и нормативов. Лимитируются следующие виды расходов: командировочные, представительские, на рекламу, на использование сотрудниками личных автомобилей для служебных поездок.

Налоговым кодексом РФ введена единая ставка налога на прибыль в размере 24% для российских организаций всех отраслей экономики (с января 2009 г. в связи с финансовым кризисом ставка налога снижена до 20%). Налог на прибыль относится к федеральным налогам, но формирует как федеральный бюджет (6,5%, с января 2009 г. - 2,5%), так и бюджет субъекта Российской Федерации (17,5%). По отдельным видам доходов и операций предусмотрены другие ставки налога на прибыль. Доход, полученный в виде дивидендов от российских организаций, облагается по ставке 9%. Доходы в виде процентов по ценным государственным и муниципальным бумагам облагаются по ставке 15%. При исчислении налога валовая прибыль уменьшается на сумму доходов, облагаемых налогом по другим ставкам. Налоги на доход, полученный в виде дивидендов от резидентов, и на доход, полученный в виде процентов по ценным бумагам, исчисляют отдельно в связи с другой ставкой налога по этим видам доходов.

Страховые взносы в социальные фонды. К таким фондам относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ). Объектом обложения считаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисленные работодателями работникам, подлежащим обязательному социальному страхованию. База для исчисления размера взносов определяется как сумма начисленных доходов плательщиками взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетным периодом по страховым взносам признается один год. Сумма взносов относится на тот источник, за счет которого производятся выплаты: издержки производства и обращения; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, если выплаты произведены из прибыли. Уровень ставки для исчисления взносов с 2011 г. составляет: в ПФ РФ – 26%, в ФСС РФ –.4,9%, в ФОМС РФ – 3,1%
(с 1 января 2012 г. – 5,1%). В 2010 г. начисления страховых взносов в социальные фонды производились с сумм выплат в пользу физического лица, не превышающих в течение года 415 тыс. руб. С сумм выплат физическому лицу, превышающих в течение года 415 тыс. руб., страховые взносы в социальные фонды не начисляются. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер индексации определяется Правительством РФ. Зачисление социальных взносов носит целевой характер.

Налог на имущество организаций. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения. При расчете налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если по каким-то основным средствам в соответствии с правилами бухгалтерского учета начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения будет рассчитываться за вычетом износа.

Максимальный размер налоговой ставки - 2,2% налоговой базы. Законодательные власти субъектов Федерации вправе установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (например, для организаций, оказывающих· почтовые и образовательные услуги, научных организаций). Ставки могут быть дифференцированы по видам имущества. Например, из состава имущества организации возможно выделение лабораторного имущества для проведения НИОКР, для которого может быть установлена отдельная ставка.

Сумма налога определяется умножением среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества за налоговый (отчетный) период на ставку налога [24].

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Адамчук, А.М. Экономика предприятия: учебник / А.М. Адамчук. – Старый Оскол: ТНТ,2010. — 456 с.

2 Астанский, Л.Ю. Экономика, организация и планирование производства строительных материалов / Л.Ю. Астанский, С.И. Ильин. - М.: Стройиздат, 1998.

3 Аудит: учебник/ Под ред. В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2009. - 494 с.

4 Бабаянц, Г.М. Пути повышения производительности труда в горнорудном производстве: сб. материалов науч.-техн. конф. / Г.М. Бабаянц, Ю.П. Головин, А.М. Адамчук // О путях повышения темпов роста производительности труда и более полного использования резервов производства. — Лисаковск: Кустанайский областной совет НТО, 1973.

5 Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности маркетинга) - Мн.: Лань, 2008.

6 Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2011. - 306 с.

7 Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. — М.: Гардарики, 2000.

8 Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 280 с.

9 Гражданский кодекс РФ. — Ч. 1, 2. — Воронеж: ВГУ, 1995.

10 Гурьянов, С.Х. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных предприятиях) / С.Х. Гурьянов, И.А. Поляков, К.С. Ремизов. М: «Экономика», 2003.

11 Жернаков, Ю.И. Оборотные фонды железорудных предприятий / Ю.И. Жернаков, Н.К. Кобыльникова, О.Е. Бублейник [и др.]. — М.: Недра, 1979.

12 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник для вузов по направлению и специальности "Менеджмент" / Н.Л. Зайцев, Гос. ун-т управления (ГУУ). – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.

13 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: практикум / Н.Л. Зайцев. — М.: Инфра-М, 2007.

14 Закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

15 Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: учебник / В.Г. Золотогоров – Минск: 2005. - 368с.

16 Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / В.Б. Ивашкевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2010. – 574 с.

17 Конституция Российской Федерации: сборник законов Российской Федерации. — М.: ЗАО «Славянский дом книги», 1998.

18 Корепанова, Н.А. Практика внешнеэкономической деятельности. Составление внешнеторгового контракта / Н.А. Корепанова. — М.: ПАИМС, 1993.

19 Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2008. - 304 с.

20 Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: РДЛ, 2003. - 912 с.

21 Кудинов, Л.Г. Инновационные стратегии в машиностроении / Л.Г. Кудинов. — М.: Рос. экон. акад., 1998.

22 Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга.- 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 672 с.

23 Кэй, Мэри Об умении работать с людьми / Мэри Кэй. —
М., 1996.

24 Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.-392 с.

25 Ковалев, Л.П. Диагностика банкротства / Л.П. Ковалев. –
М.: 1995.

26 Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / Лаврушин, О.И., Афанасьева, О.Н., Корниенко, С.Л.; под ред.О.И. Лаврушина; Финансовая академия при Правительстве РФ. - изд. 3-е, доп. - М.: КонРус, 2007. – 185 с.

27 Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. —
Т. 36.

28 Ли, Якокка. Карьера менеджера / Якокка Ли. — М.: Прогресс, 1990.

29 Лозовский, Л. Словарь-справочник предпринимателя / Л. Лозовский, В. Райзберг. — М.: Ось-89, 1997.

30 Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. —2-е изд. —
Т. 23.

31 Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Терминол. словарь / П.С. Завьялов, И.И. Кретов, Г.И. Ермоленко и др. - М., 1992.

32 Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия / под ред. П.С. Завьялова и В.Е. Демидова. — М.: Внешторгиздат, 1989.

33 Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерагге. Под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.

34 Мелкумов, Я.С. Инвестиции: учеб. пособие / Я.С. Мелкумов. – М.: ИНФРА-М,2003. – 254 с.

35 Моссаковский, Я.В. Экономика горной промышленности / Я.В. Моссаковский. — М.: МГГУ, 2006.

36 Налоговый кодекс Российской Федерации. — Ч. 1,2. —
М.: НОРМА, 2000.

37 Наумов, Л.А. Основы предпринимательской деятельности / Л.А. Наумов, В.Р. Степанов. — Чебоксары: КЛИО, 1993.

38 Никифоров, Д.С. Дипломатический протокол в СССР. Принципы, нормы, практика / Д.С. Никифоров, А.Ф. Борунков. — М.: Международные отношения, 1988.

39 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. —
М: Русский язык, 1990.

40 Об образовании: федеральный закон от 10 июля 1992 г. №3266-1. (ред. от 28.02.2012)

41 О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 1.9 апреля 1991 г. № 1032-1.

42 Об аудиторской деятельности в Российской Федерации (вместе с "Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации"). Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 (ред. от 26.11.2001)

43 Основные положения по разработке и применению систем сетевого планирования и управления. Межотраслевые инструктивно-методические материалы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономика», 1967. 88 с.

44 Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела / Е.Е. Смирнова, Ю.М. Осипов – М.: Издательство БЕК, 1996.

45 Прудников, В.М. Настольная книга импортёра и экспортёра / В.М. Прудников — М.: Инфра-М, 1993. — Вып. 1.

46 Пелих, А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. А.С. Пелих. - М.: Ось-89,2003.

47 Перегудов, С.П. Группы интересов и Российское государство / С.П. Перегудов, Н.Ю. Лапина, И.С. Семененко. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.

48 Прилуцкий, Л. Малые предприятия / Л, Прилуцкий. —
М.: Ось-89, 1998.

49 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

50 Рудычев, А.А. Расчет и анализ эффективности предпринимательского проекта: Учебное пособие / под ред. проф. А.А. Рудычева, И.Д. Дончак, О.В. Рыбакова - Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2008.

51 Рябушкин, Т.В. Экономическая статистика / Т. В. Рябушкин. – М.: 1966.

52 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В.Савицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688 с.

53 Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / Сергеев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 576 с.

54 Синецкий, Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника / Б.И. Синецкий.- М.: Международные отношения, 2009.

55 Страхование: учеб. для вузов / под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

56 Справочник экономиста – менеджера: в 2-х ч. / под ред. А.А. Рудычева, А.М. Адамчука – 2-е изд., перераб. и доп. – Старый Оскол: ТНТ, 2009. – Ч.I - 520 с., Ч.II – 516 с.

57 Структура и классификация информационных систем. – http://do.rksi.ru

58 1C: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием. - http://v8.1C.ru

59 Система SAPR/3/ - http://text.marsu.ru

60СПС «Гарант». - http://www.garantsoft.ru

61 СПС «Консультант Плюс». - http://www.consultant.ru

62 Справочник директора предприятия / под ред. М.Г. Лапусты. – 7-е изд. испр., изм. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

63 Томилов, В.В. Культура предпринимательства / В. В. Томилов, — СПб,: Питер, 2000.

64 Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: НОРМА, 2002.

65 Тхакушинов, Э.К. Теоретические основы управления региональными инвестиционными рисками / Э.К. Тхакушинов. – Майкоп: Изд-во МГТУ; 2006. – 114 с.

66 Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / под ред. проф. Э.Э. Батизи. — М.: Инфра-М, 1999.

67 Уткин, Э.А.Стратегическое планирование / Э.А.Уткин —
М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» — М.: Издательство ЭКМОС, 2005. — 478 с.

68 Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов.- 4-е изд. - CПб. [и др.]: Питер, 2003. - 491 с.

69 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

70 Хойер, Вольфганг Как делать бизнес в Европе / Вольфганг Хойер. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.

71 Хохлов, Н.В. Управление риском / Н.В. Хохлов. – М.: ЮНИТИ, 2001.1

72 Черник, Д.Г. Основы налоговой системы: учеб. для вузов / Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 511 с.

73 Черник, Д.Г. Налоги в рыночной экономике / Д.Г. Черник. — М.: ЮНИТИ, 1997.

74 Шахов, В.В. Страхование: Учеб. для вузов / В.В. Шахов. – М.: ЮНИТИ, 2003. - 311 с.

75 Шеремет, А.Д. Аудит: учеб. для вузов / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 410 с.

76 Шепиленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г. И.Шепиленко. – 6-е изд., доп. И перераб. – Ростов-н/Д: Изд. Центр «Март»; Феникс, 2010. – 600 с.

77 Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 832 с.

78 Экономика организации (предприятия, фирмы): учеб. для вузов / под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 535 с.

79 Экономика предприятия: учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 768 с.

80 Экономика предприятия: учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2007. – 670 с.

81 Экономика организации (предприятия): учебник для вузов / под ред. Н.А. Сафронова.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 618 с.

82 Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. В.М. Семенова. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.

83 Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учеб. пособие для вузов / под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 655 с.

84 Экономика предприятия промышленности строительных материалов: учеб. пособие / под ред. А.А. Рудычева, Ю.А. Дорошенко, В.В. Выборновой. – 2-е изд., перераб. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2009.-456 с.

85 Энциклопедия общего аудита: Законодательная нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. / Коллектив авторов - М.: Международная школа управления "Интенсив" РАГС, Изд-во "ДИС", 2003.


Содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.136 с.)