Выборы-99 как завершение архитектоники власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы-99 как завершение архитектоники власти



Современной кланово-корпоративной элиты

В этом смысле и прошедшие Выборы-99 призваны были окончательно укрепить власть правящего клана. Но как это сделать, когда экономика деградирует, жизненный уровень падает, социальное недовольство растет, а Запад требует демократических выборов? Выход один — пока еще можно, скорее идти на «честные, справедливые выборы», но до того продлить срок президентского правления до семи лет. Как ответный ход, народные избранники увеличили свои полномочия до пяти лет. Парламент же (и это шаг вперед) получал 10 дополнительных мест на формирование по партийным спискам, как в России (смешанная, партийно-мажоритарная система). Все это подавалось как очередной шаг к построению демократии.

Введение демократического партийного механизма рекрутирования и продвижения кадров призвано было решить ряд задач.

Во-первых, цивилизовать, структурировать и гарантировать через партии уже сформировавшиеся объективные интересы различных элитных групп общества. Так, партия Машкевича должна была и в постназарбаевский период гарантировать интересы «иностранных» инвесторов-экспортеров; «Отан» — «Отечество» (председатель — С. Терещенко), партия правящей богатой крупнономенклатурной, преимущественно отечественной элиты, которая должна была навести поря7 док, покончить с крайностями коррупции, преступностью, поддержать отечественных произво-1 дителей; Аграрная партия, задача которой — представлять интересы крупных зерновых компа j ний-монополистов и т.д. При этом «Машкевич и К°» должны были еще стать противовесом опас-1 ному монополизму «Терещенко — Оспанов и К°».

Во-вторых, «Отан», привлекая популярных лиц из вышесредних слоев (боксер С. Конакбаев, певица Р. Рымбаева, известный бизнесмен Б. Абилов и др.), должна была нейтрализовать и изолировать оппозицию, сделать электорат управляемым. Эти три ведущие партии власти должны были составить противовес оппозиционерам, если они прорвутся в парламент.

Грубые фальсификации, преследование почти всех нелояльных оппозиционеров (за исключением коммунистов) позволили реализовать задуманный сценарий. Итог пирровой победы правящей элиты на выборах-99 — менее четверти оппозиционных, неуправляемых депутатов (15 проголосовавших за кандидатуру на пост спикера лидера компартии С. Абдильдина при 3 коммунистах). 40 мест дали «отановцам», около 18 — Гражданской партии, 2 — аграриям. Итого, 60 мест! (из 77) в парламенте досталось представителям правящего класса.

Данные о преимущественно пропрезидентской номенклатуре (см. таблицу) свидетельствуют о завершении процесса укрепления-увековечения назарбаевской элиты Старшего жуза. Все ведущие ключевые и политически значимые посты в органах государственной власти, включая Верховный суд и Мажилис (спикер Ж. Туякбаев[28]), КНБ, Армию, МИД заняты старшежузовцами[29]. Неказахам достались неглавный вице-премьерский пост, Министерство энергетики, индустрии и торговли, Нацбанк, Минсоцтруда

 

Современная жузовская структура казахской правящей политической элиты

 

ЧИНОВНИКИ (курсивом выделены политически главные, ключевые или доходные посты, занимаемые казахами) Ст.жуз Ср.жуз Мл.жуз
Президент (Н. Назарбаев)      
Председатель Сената (О. Абдукаримов)      
Премьер-министр (К. Токаев)      
Председатель Мажилиса (Ж. Туякбаев)      
Госсекретарь (А. Кекильбаев)      
Руководитель администрации президента (С. Калмырзаев)      
Первый заместитель премьер-министра (А. Павлов)      
Заместитель премьер-министра (Д. Ахметов)      
Заместитель премьер-министра (Е. Утембаев)      
Секретарь Совета безопасности (М. Тажин)      
Министр финансов (М. Есенбаев)      
Председатель Национального банка (Г. Марченко)      
Министр энергетики, индустрии и торговли (С. Школьник)      
Министр образования и науки (К. Кушербаев)      
Министр транспорта и коммуникаций (С. Буркитбаев)      
Министр сельского хозяйства (С. Мынбаев)      
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды (С. Даукеев)      
•Министр экономики (Ж. Кулекеев)      
Шинистр юстиции (В. Мухамеджанов [30])      
Министр госдоходов (3. Какимжанов)      
Министр обороны (С. Токпакбаев)      
Министр культуры, информации и общественного согласия (С. Сарсенбаев)      
Министр внутренних дел, командующий внутренними войсками(К. Сулейменов)      
Министр труда и социальной защиты населения (Н. Радостовец)      
Министр иностранных дел (Е. Идрисов)      
Министр без портфеля (М. Жуйриктаева)      
Председатель КНБ (А. Мусаев)      
Председатель Таможенного комитета (М. Нукенов)      
Председатель Центральной избирательной комиссии (3.Балиева)      
Председатель Агентства по туризму и спорту (Б. Биманбетов)      
Председатель Агентства по делам здравоохранения (Омарова)      
Председатель Агентства по управлению земельными ресурсами (Оспанов)      
Аким Алматинской области (3. Нуркадилов)      
Аким Южно-Казахстанской области (Б. Сапарбаев)      
Аким Северо-Казахстанской области (К. Нагманов)      
Аким Западно-Казахстанской области (К. Джакупов)      
Аким Павлодарской области (Г. Жакиянов)      
Аким Кзыл-Ординской области (С. Нургисаев)      
Аким Жамбылской области (С. Умбетов)      
Аким Кустанайской области (У. Шукеев)      
i Аким Карагандинской области (К. Мухамеджанов)      
Аким Атырауской области (И. Тасмагамбетов)      
Аким Актауской области (Л. Киинов)      
Руководитель канцелярии премьер-министра (К. Саудабаев)      
Аким Астаны (А. Джаксыбеков)      
Председатель Комитета по чрезвычайным ситуациям (Ш. Кулмаханов)      
Председатель Агентства по регулированию естественных монополий и защите предпринимательства (А. Тлеубердин)      
ИТОГО:      

 

Если вычленить только ключевые (выделенные курсивом) посты, доставшиеся казахам гегемония Старшего жуза станет очевидной. Из 21 места 14 — заняты старшежузовцами, среднежузовцами — 6 и младшежузовцами — 1. Все или выходцы из президентской администрации, работавшие под началом президента, или сотрудничающие с Семьей лица.

Указанная выше формула межжузовского баланса эпохи Кунаева ныне сменилась односторонней формулой (как частью общей формулы «один народ — один жуз — один клан»): президент (Ст. жуз), председатель Сената (Ср. жуз) О. Абдыкаримов[31], спикер Мажилиса (Ст. жуз Ж. Туякбаев), премьер (Ст. жуз) К. Токаев. Или «Ст. — Ср. — Ст. — Ст.» или «3—1—0», что означает полное вытеснение с политического Олимпа Младшего жуза, как и русских, а также номинальное, второстепенное представительство Среднего жуза. Даже в случае внезапной смерти президента власть все равно останется под контролем Семьи и Старшего жуза, контролируют все силовые и политические структуры.

Благодаря выборам в парламент, их внешней модернизации и демократизации правящая элита в этническом и клановом аспектах достигла зенита своего могущества, обезопасила и увековечила свое привилегированное положение. Нынешний состав и архитектура парламента говорят о крайней осторожности правящей элиты, о ее глобальном и опасном для этногеополитически рыхлого рассеянного Казахстана отклонении от прагматического центра, фарватера российского политического корабля, где власти не побоялись коммунистической Госдумы во главе с Селезневыми Теперь оппозиция и этнические меньшинства (почти половина населения страны) остались вне цивилизованного управляемого политически легитимного пространства. Их вытеснили на улицу или в декоративные национально-культурные центры. Теперь оппозиции остается выбор: консолидация в рамках Форума демократических сил, прямая апелляция к гражданскому обществу и жесткая конфронтация (оппозиционеры кажегельдинского РНПК и движения «Орлеу» С. Куттыкадама). Ближайшее время и более отдаленная перспектива работают на оппозицию. Не случайно в ее рядах появились лидеры новой неноменклатурной формации, не вписывающиеся в нынешний кланово-олигархический режим или отвергаемые им (Масанов, Кожахметов, Дуванов и т.д.).

 

Перспективы

В случае серьезных социальных потрясений эта закончившаяся «хеппи-эндом» окончательная политическая легитимация нынешнего кланово-олигархического статус-кво рискует повиснуть в астанинском воздухе, оказаться без социальной поддержки и обанкротиться. Ведь удовлетво­рено нынешним строем максимум 10—15% населения республики. Реальная же база космополитичной Гражданской партии и универсальной партии власти «Отан» составляет максимум 1—2% (это альянс крупных бизнесменов и крупной номенклатуры не ниже заместителей акимов районов, являю­щихся руководителями местных отделений партий). Например, вопросы передачи территорий Китаю, развал и деградация социальной сферы, культуры и языка, дорогое платное высшее образование непопулярны даже в сельской казахской среде как конечной базе нынешнего режима.

Снижение экономического уровня неизбежно будет усиливать радикализм и популярность оппозиции, которая вышла за пределы страны в лице А. Кажегельдина и ныне способна оказывать давление не только в стране, но и из зарубежья. В условиях глобализирующегося мира без границ мнение международного сообщества и помолодевшей, обновившейся России будет играть нарас­тающую роль. Поскольку возврат к сталинизму 1937 года уже невозможен, необходимы поиски новых путей для диалога между оппозицией и властью, для широкой центристской платформы на базе общечеловеческих гражданских ценностей стабильности и социальной гармонии, социально ответственной государственности. За лозунгами «Сильный Узбекистан», «Сильная Россия» последует лозунг «Сильный Казахстан». Ведь все основные партнеры, в треугольнике между которыми находится Казахстан — Россия, Китай и Узбекистан — будут оказывать все большее экономическое давление на Казахстан.

Ведь нынешний феодальный сверхэлитарный кланово-олигархический принцип формирования власти и собственности исчерпывает свой консолидирующий и стабилизирующий потенциал, противостояние власти и просоциалистически ориентированного люмпенизированного нищего большинства с его постсоветской уравнительной психологией будет нарастать. Ведь не случайно среди казахского нищего юга становится популярным ваххабизм как исламский вариант социализма. Правящая элита уже исчерпала все манипулятивные технологии и возможности выдавать свои узкогрупповые интересы в качестве общенациональных.

Необходимо энергично восстановить баланс интересов основных групп общества. Ведь нынешний элитарный статус-кво напоминает задравший нос тонущий «Титаник», и большинство, которое уже не первый год все глубже погружается в воду нищеты, безработицы и отчаяния, неизбежно побежит наверх, к капитанскому мостику, и может опрокинуть корабль. Пока базовые отрасли и основные компоненты ценообразования — газ, бензин (особенно солярка, цена на которую выросла за год в три раза и буквально уничтожает сельскохозяйственное производство), а также электричество не будут национализированы или взяты под жесткий общественный контроль, пока не станут контролируемы доходы компаний, расходы бюджета, экономика будет убыточной, отечественная продукция — вытесняться импортной, банки же по-прежнему — больше спекулировать, чем кредитовать реальную экономику. Дешевые энергоносители и транспортные расходы позволят поднять доходы и накопления для модернизации и развития отечественной промышленности, подъема аграрного сектора. Иначе Казахстан останется сырьевой колонией и постепенно превратится в марионетку в руках соседних и далеких сверхдержав, игрушкой в большой игре за нефть.

История движется по спирали вверх, маятникообразно. Этот маятник от посткоммунистической диктатуры западного либерализма без границ (на азиатско-советской почве выродившего­ся в «бардак», принцип «хапай пока можно» и «после нас хоть потоп») вновь двинулся к другому полюсу, в сторону социализма. И очень важно остановить этот маятник на золотой середине, спа­сительной для сверхполяризованного многонационального Казахстана.

Задача общества — найти эту середину, ведь худой мир (в том числе и с оппозицией) лучше доброй ссоры. Иначе проиграют все — проиграют мир и спокойствие Казахстана. Еще более важная задача — объединение на базе общенациональной идеи («Сильный процветающий Казахстан», например) усилий всех чиновников, бизнесменов, рабочих, интеллигенции. Только тогда мы, сегодня напоминающие лебедя, рака и щуку, сможем вытащить из застоя казахстанскую «телегу».

 

Резюме

В высших слоях правящего класса доминирует Семья и личная клановая преданность, повязанность олигархическими интересами. Этой элите присущи закрытость и огромная дистанцированность: экономическая, политическая, информационная и ментальная отчужденность, отрыв от остальной массы общества. Интегрированная вокруг Семьи крупная экспортно-сырьевая космополитичная компрадорская олигархия (представленная Гражданской партией) и высшая отечественная номенклатурная бизнес-элита (представленная «Отаном» — партией власти) составляют две главные опоры Семьи и всего нынешнего статус-кво. Однако в целом эта личная преданность и столь характерная для казахов патронатно-клиентельная система продвижения кадров естественным образом совпадает с жузовской конфигурацией. Почти все решающие ключевые государственные должности заняты старшежузовцами. Среди них: президент, премьер-министр, председатель Верховного суда, председатель КНБ, министр обороны, руководитель администрации президента, министр юстиции, начальник президентской гвардии, министр культуры, информации и общественного согласия, председатель Центральной избирательной комиссии. Иными словами, жузовская сегрегация нашла свое завершение, победа Старшего жуза полная и окончательная. Итоговый «баланс» — 23 против 13 и 6. То есть, если пофантазировать, что два младших жуза объединятся против Старшего жуза[32], то все равно они будут в меньшинстве — - 19 против 23.

Вначале Назарбаев, как выходец из трайбалистской аульной среды, контролировавший одну из ветвей власти, учитывал жузовский фактор на высших этажах казахстанской макрополитики (особенно в эпоху сильного парламента, возглавляемого тогда С. Абдильдиным — Ср. жуз, найман[33]). Ныне же, в эпoxy абсолютного самовластия президента, очевидно, что межжузовский баланс нарушен. Основная линия структурирования и формирования политической и экономической элиты проходит уже не на уровне этнических или внутриказахских, жузовских силовых линий, а на уровне космополитичных кланово-экономических отношений и личной преданности. Причем в главных экспортных предприятиях сидят пришлые неказахи.

После парламентских выборов-99 правящий класс во главе с президентом завершил политическую модернизацию и легитимацию и полностью подчинил себе все ветви власти. Этот процесс был начат президентом в 1995 году, когда Верховный совет был побежден и трансформирован в карманный двухпалатный парламент. Правящий класс, составляя всего 1—2 % общества, сумел создать парламентское большинство («Отан» как эквивалент «Наш дом Россия» и невиданная нигде в СНГ Гражданская партия, плюс «латифундистская» Аграрная партия). Тем самым он окончательно укрепил, легитимизировал и застраховал свои собственнические и властные позиции и подчинил себе все ветви власти, включая масс-медиа.

Однозначно можно прогнозировать, что в средних эшелонах республиканской исполнительной власти и особенно в городской казахской бизнес-элите архаичный жузовский фактор отходит на задний план. Чем ближе к сельской глубинке, тем более родовой и жузовский фактор заметен и будет возражать. Прогнозируемые выборы акимов в начале XXI века оживят этот архаичный принцип. Жители аулов проголосуют за представителя «своего» рода и жуза. Но с развитием рыночных отношений профессионализм и компетентность начнут вытеснять эту архаику, никак не вписывающуюся в логику конкурентной рыночной экономики.

На следующих президентских выборах казахи, скорее всею, проголосуют за такого лидера-казаха, который станет интегратором всех жузов.

Но, как говорится, возможны варианты.

 

 


[1] Например, С Асфендияров, X. Apгынбаев, Н Масанов, В. Юдин.

[2] В восточных источниках территория Казахстана обозначались как «Ак-Орда» (Белая орда) – по цвету знамени улуса Джучи.

[3] См.: Артыкбаев Ж История Казахстана. Acтана: ИКФ «Фолиант», 1999. – С. 123.

[4] Его могила находится на территории бывшей Джезказганской области.

[5] Например, «Старшему сыну дал в руки посох, Среднему – перо, Младшему – пику», что соответственно означает богатство скотом расселенного на благодатных землях юга Казахстана Старшего жуза, образованность Среднего и воинственность Младшего, как защитника рубежей.

[6] Артыкбаев Ж. Указ. Соч. – С. 143.

[7] См.: Султанов Т., Жусупов С. Трайбализм на фоне казахской истории //Время по. – 1999. – 8 окт.

[8] См.: Турсунов С. Казахская ханство и казахские жузы //Энергия – 1998. – № 10.

[9] Эти названия до сих пор остались у кыргызов, которые иногда делятся на левое крыло, правое крыло и центр.

[10] Сравните значения этнонима «казах» («вольный») с родственным русским этнонимом «казак» (в смысле «вольный»).

[11] Султанов Джанибека и Керея тогда поддержали аргыны, которые были недовольны Абулхаиром за то, что он не выдал их суду батыра Кобланды, который убил в нечестном (по их мнению) поединке батыра аргынов Даир-ходжу.

[12] См.: Приложение 2 из указанной книги Ж.Артыкбаева.

[13] «Попытка присвоить ханский титул нечингизидам в сознании тюркомонгольских и других народов отражалась как противоправная и даже аморальная «(Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...: Казахстана, Средняя и Центральная Азия в XVI – XVIII вв. – Алма-Ата, 1983. – С.14).

[14] «Бий» – эквивалент монгольскому слову «нойон» (военачальник) или арабо-персидскому «эмир» (правитель).

[15] Более мелкие кочевые единицы возглавлялись старшинами-аксакалами, как наиболее опытными профессионалами в процессе пастбищного скотоводства и руководстве жизнедеятельностью аула.

[16] Амрекулов Н., Ерофеева И., Исмагамбетов Т. Исторический генезис, структура и основные ориентации казахского истэблишмента. Рукопись работы, осуществленной при поддержке RSS of the OSI/HF-.SP. grant M87/1996. С.22.

[17] Более подробно см. вышеуказанную рукопись.

[18] Здесь и далее используется классификация элит Н. Амрекулова. (См.: Амрекулов //. Пути к устойчивому развитию, или Размышления о главном. Алматы. 1998.)

[19] В тот период (да и поныне) президент обладал властью, сопоставимой с властью Николая II в эпоху Госдумы 1906 года.

[20] Причем госсекретарь - выходец из писательской партийной номенклатуры, госсоветник с 1993 по 1994 год, затем председатель не проработавшего и год первою парламента суверенного Казахстана. Несмотря на высокий статус. Его реальная власть ничтожно мала, так что он не входиi лаже в реальную пятерку влиятельных лидеров страны.

[21] В этом смысле неверно считай, власть чингизидов неким внешним для казахов-кочевников «фактором», как полагают Т. Султанов и С. Жусупов. См.: они же. Указ соч. Тогда внешним является сама государственность, единственными легитимными и реальными носителями и организаторами которой выступали изначально чингизиды, да и сами жузы как внутренние части этой казахской государственности, номадной политической системы

[22] По разным источникам, например, место рядового таможенника (для неродственников) недавно стоило около 5 тысяч долларов.

[23] Глава якобы индонезийской компании «Казахстанмунайгаз».

[24] Албан из Старшего жуза, так же как и 3. Нуркадилов.

[25] Например, октябрьский форум демократических сил КТК вовсе не освещал. «Хабар» же отрывочно и явно односторонне.

[26] По различными источникам —- после разговора президента с Гиллером (президентом АО «Караван»), поставившего его перед альтернативой или оскандалиться с неуплатой различных налогов со всеми неприятными последствиями для «Каравана», и тем самым дать повод для обвинения властей в гонении на прессу или же уезжать отсюда. Лучшим выходом для всех и была продажа «Каравана».

[27] См. предвыборный компромат на «Акцепт» и Г Касымова. который с подачи Р. Алиева опубликовала газета «XXI век».

 

[28] Экс-генеральный прокурор, экс-председатель распущенного Государственного следственного комитета, заменивший внезапно заболевшего среднежузовца-наймана М. Г. Оспанова, второе лицо партии «Отан».

[29] За исключением индифферентною к жузовским приоритетам выходца из России главы МВД К. Сулейменова, давнею соратника президента.

 

[30] Кожа, как и М. Аблязов, а также А. Байменов они не входят в жузовскую систему стратификации.

[31] Земляк Сары Алнысовны Назарбаевой и верный соратник Нурсултана Абишевича, экс-руководитель Администрации. (См.: Кто есть кто в Республике Казахстан, 1996 1997. Справочник. Алматы. РК. 1997.)

[32] Такие комбинации станут реально возможными лишь при абсолютном большинстве казахов внутри РК. составляющих ныне 51% всего населения страны. При этом сепаратизм наиболее сильно проявится в отдаленном западном регионе, где большинство населения составляют казахи и при наличии «черного золота» народ живет в нищете. Многим не нравится, что львиную долю доходов забирает Астана. Так что этот экономический сепаратизм начнет реально усиливаться (не переходя в угрозу казахскому единству и целостности государства) при выборах акимов областей. Поэтому выборы, скорее всего, начнутся с безопасного уровня районных акимов и акимов городов. Власти на местах уже научились добывать победу своим кандидатам без явных фальсификаций и давления на избирательные комиссии.

[33] Найманы и аргыны – две ведущие оппозиционные силы, почти сплошь состоящие из среднежузовцев. Хотя, разумеется, нет полной и однозначной корреляции между жузовским и оппозиционным началами. К найманом относятся также: министр К.Кушкепбваев, Д.Кушимов, экс-спикер Мажилиса М.Оспканов, С.Абдильдин экс-сопредседатель Азамата – академик Шорманов; к аргынам относятся: О.Сулейменов, С.Куттыкадам (род шакшак), Б.Турсумбаев Г.Алдамжаров, космонавт Т.Аубакиров. Кажегельдин – уак, Масанов – кипчак, Ауэзов, ныне исполнительный директор фонда «Сорос-Казахстан»Ю – сейид (кожа).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.037 с.)