Государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственной службы и службы в органах местного самоуправления.



Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:

1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий, сходства и отличия данных составов.

3. Уголовная ответственность за халатность

4. Уголовно-правовая характеристика взяточничества, отличие дачи взятки от коммерческого подкупа

5. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

 

Методические указания

Целью занятия является усвоение курсантами понятий: объекта должностных преступлений, должностного лица и совершаемых этим лицом преступных деяний с умышленной и неосторожной формой вины, характера и степени причиняемого этими деяниями вреда, роли в этих преступлениях мотивов и целей, форм соучастия в этих преступлениях других лиц, не являющихся должностными, и др.

Вопрос №1.

Понятие, общая характеристика и виды преступлений

против государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления.

Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это общественно опасные деяния, посягающие на ОО., обеспечивающие законную деятельность органов государственной власти и управления, а равно органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 285-293 УК.

Родовой объект - ОО, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти.

Видовой объект - ОО, обеспечивающие в соответствии с действующим законодательством функционирование публичной власти, ее органов, учреждений, служащих и иных представителей, а также ее авторитет.

Объективная сторона характеризуется преимущественно действием, хотя в некоторых случаях может иметь форму бездействия (злоупотребление должностными полномочиями, отказ в представлении информации, халатность - ст. 285, 287, 293 УК РФ соответственно).

Обязательным признаком объективной стороны в преступлениях с материальным составом являются преступные последствия:

а) существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285, 286, 293 УК);

б) существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 УК).

Квалифицирующим признаком ряда преступлений является наступление тяжких последствий (ст. 285, 286, 287, 293 УК РФ).

Все преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:

1) совершаемые только д\л (ст.285 - 290, 293);

2) совершаемые д\л, государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст. 282);

3) совершаемые служащими и муниципальных органов (ст. 288);

4) совершаемые общим субъектом (ст. 291).

Субъективная сторона характеризуется преимущественно умышленной (ст. 285-292 УК) и только в одном случае неосторожной (ст. 293 УК) формой вины.

Для некоторых видов преступлений обязательным признаком является наличие корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 и 292 УК).

При ответах курсантов необходимо акцентировать внимание на особенностях отнесения составов к одной главе и критериях их различия между собой.

Глава 30 УК РФ включает девять статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

превышение должностных полномочий (ст. 286);

отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);

присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

получение взятки (ст. 290);

дача взятки (ст. 291);

служебный подлог (ст. 292);

халатность (ст. 293).

 

Вопрос №2

Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий, сходства и отличия данных составов

 

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285).

Непосредственный объект - ОО, обеспечивающие законную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

Дополнительный объект (является альтернативным) - ОО., посредством которых реализуется права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Объективная сторона включает:

а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

б) наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

в) причинную связь между указанными в законе последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из указанных в законе последствий.

Субъект специальный - должностное лицо. Примечание 1 к комментируемой статье содержит уголовно-правовое понятие должностного лица. Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан:

а) лица, осуществляющие функции представителя власти;

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;

в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла, конкретизированного корыстной или иной личной заинтересованностью.

Понятие: Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1).

Основной непосредственный объект - ОО., обеспечивающие законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а равно государственных и муниципальных учреждений.

Дополнительный объект (альтернативный) - ОО., посредством которых реализуется права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Объективная сторона включает:

а) общественно опасное действие, явно выходящее за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом;

б) общественно опасное последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

в) причинную связь между общественно опасным последствием и действием.

Субъект специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Смежные составы и отграничения от них:

Ст. 203 (другой основной непосредственный объект; иной субъект).

Ст. 285 (особенности деяния - должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, а не выходит за рамки предоставленных ему по службе полномочий).

Ст. 301 (другой основной непосредственный объект; иной субъект).

 

Вопрос № 3

Уголовная ответственность за халатность

Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Непосредственный объект - 00., обеспечивающие законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а равно государственных и муниципальных учреждений.

Объективная сторона халатности характеризуется:

а) неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного к ним отношения;

б) если это повлекло причинение крупного ущерба (свыше 100 тыс. р.);

в) наличием причинной связи между указанными вредными последствиями и неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей.

Субъектом данного преступления является только должностное лицо.

Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины.

Наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 293 УК РФ является общей нормой по отношению к ряду специальных норм (например, ст. 143, 216, 217, 238, 283, 299, 305 УК РФ). В случае конкуренции общей и специальной применяется специальная норма.

Вопрос №4

Уголовно-правовая характеристика взяточничества,

отличие дачи взятки от коммерческого подкупа

 

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Непосредственный объект - ОО., обеспечивающие законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а равно государственных и муниципальных учреждений.

В особо квалифицированном составе (п. «в» ч.4) в качестве дополнительного объекта выступает ОО., обеспечивающие право собственности.

Предмет - деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (например, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные путевки, туры, проездные билеты, ремонтные, строительные работы, бесплатный проезд на транспорте).

Объективная сторона складывается из:

а) получения должностным лицом взятки, т.е. вознаграждения, и

б) получения взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Получить взятку - это значит принять ее лично или через посредников.

Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, в карман пальто), это еще не означает, что он принял ее.

Если у должностного лица не было умысла на получение взятки, а обнаружив ее у себя, оно немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает.

В законе исчерпывающе перечислены виды действий (бездействия), для совершения которых дается взятка:

а) действия (бездействие), совершение которых входит в служебные полномочия должностного лица;

б) действия, представляющие собой способствование совершению другими должностными лицами действий, желательных для взяткодателя (использование при этом личных связей должностного лица не может рассматриваться как использование должностного положения);

в) общее покровительство со стороны должностного лица либо

г) за попустительство по службе.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла, как правило, конкретизированного корыстной целью.

Квалифицирующим признаком, согласно ч. 2 ст. 290 УК РФ, является получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Особо квалифицирующим признаком, согласно ч. 3 ст. 290 УК, является совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ч.1).

Непосредственный объект - 00., обеспечивающие законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а равно государственных и муниципальных учреждений.

Предмет - деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективная сторона:

Деяние - действие - вручение должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Момент окончания - принятие должностным лицом предмета взятки.

Субъектом дачи взятки может быть должностное или частное лицо, которое добивается желаемых преимуществ для себя, своих родных, знакомых.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом.

Мотивы дачи взятки различны. Они не влияют на квалификацию.

Квалифицирующим признаком, согласно ч. 2 ст. 291 УК РФ, являются дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Смежные составы и отграничения от них:

Ч. 1 Ст. 184 (специальный случай подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов)

Ч. 1 и ч.2 ст. 204 (другой основной непосредственный объект; предмет взятки передается лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации).

Ст. 304 (при внешней схожести характеризуется иной целью - создание доказательств получения должностным лицом взятки - либо его шантаж).

 

Вопрос №5

Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.044 с.)