Основные клинико-психологические законы олигофрении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные клинико-психологические законы олигофрении



Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы

 

  • два основных клинико-психологических закона
    нервно-психического недоразвития
    (олигофрении):
    • Тотальность;
    • Иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, что

  • в состоянии недоразвития находятся
    все нервно-психические и
    в определенной мере даже
    соматические функции, начиная от
    • врожденной несформированности ряда внутренних органов:
      • порок сердца,
      • нарушение строения желудочно-кишечного тракта
        и других систем,
    • недоразвития роста,
    • костной, мышечной и других систем,
    • несформированности сенсорики и моторики,
    • эмоций и кончая
    • недоразвитием высших психических функций, таких, как
      • речь,
      • мышление,
      • формирование личности в целом.

 

ИЕРАРХИЧНОСТЬ психич. недоразвития явл. вторым важнейшим признаком олигофрении. Она выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоц. сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

Эта закономерность отражена и в самой структуре недостаточности каждой из психич. функций. В конечном счете в восприятии, речи, памяти, внимании, эмоц. сфере и даже моторике при олигофрении всегда более страдает уровень, связанный с функцией отвлечения и обобщения.


Наибольшее выражение это находит в недостаточности речи. Даже при сохранности грамм. строя и достаточном словарном запасе в речи мало отражена функция обобщения.

Механическая память может быть удовл, но всегда страдает память смысловая. Внешние признаки предметов запоминаются лучше. Запоминание же и воспроизведение явлений, элементы которых объединены внутр. связью, наиболее затруднено.

В восприятии, значительно более сохранном, чем мышление, также всегда страдает наиболее сложный компонент, связанный с анализом и синтезом воспринимаемых явлений.

И в эмоц-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоц. реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного.

Вопрос

1. Классификация УО:

В отеч психиатрии в основу классификации УО положены этно-патологические характеристики:

В.В. Хватцев выделяет след. Основные формы УО: 1) УО при хромосомных болезнях 2)УО наследственные формы 3) смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные) 4) экзогенно-обусловленные формы

Классификация Ковалева имеет большое значение для клин анализа УО.

Для псих-пед анализа интел диф при УО чаще используют классификацию Певзнер, (5 форм УО): 1) неосложненная форма УО 2) УО с нарушениями нейродинамики 3) УО в сочетании с нарушениями анализаторов 4) УО в сочетании с грубыми нар-ми личности 5) УО в сочетании с психопатоподобными формами поведения (похожи на типы дизонтогенеза). В основе её классификации положен клинико-патогенетический подход. Клин картина олигофрении опред-ся особенностями патогенеза.

 

 

По МКБ – 10 ВОЗ УО подразделяется на след степени:

/F70/ Умственная отсталость легкой степени

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

Диагностические указания:

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте.

Включаются:

- малоумие;
- легкая олигофрения;
- дебильность.

/F71/ Умственная отсталость умеренная

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Диагностические указания:

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

Включаются:

- нерезко выраженная имбецильность;
- умеренная олигофрения.

/F72/ Умственная отсталость тяжелая

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71.-, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Диагностические указания:

Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

Включаются:

- резко выраженная имбецильность;
- тяжелая олигофрения.

/F73/ Умственная отсталость глубокая

У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Диагностические указания:

Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.

Включаются:

- идиотия;
- глубокая олигофрения.

/F78/ Другие формы умственной отсталости

Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.

Классификация псих недоразвития представленная Исаевым выделял 4 формы псих недоразвития у детей (используется при клин-псих-пед анализе)

Астеническая форма характеризуется неглубоким нарушением интеллекта в структуре интеллектуального дефектв. Наблюдаются нарушения школьных навыков, наблюдается недоразвитие речи, эмоционально-волевая неустойчивость, недор зрительно-пространственных функций, трудности установления послед-ых умозаключений в рассказе, сниженных уровень обобщений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.012 с.)