Проблема разделения властей: традиции и новаторство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема разделения властей: традиции и новаторство.



Принцип разделения властей является одним из гарантов узурпации власти одной из ветвей (необходимый атрибут современного демократического государства).

Суть разделения властей заключается во взаимном ограничении ветвей власти, нейтрализации их друг друга (самостоятельность + взаимный контроль).

1) Законодательная ветвь власти сдерживается существованием жесткой процедуры принятия законов. Существует Конституционный суд, который может заблокировать принятие конституционного закона (роспуск ГД)

2) Исполнительная ветвь власти вправе принимать только подзаконные правовые акты. Президент может отправить правительство в отставку или распустить парламент. Фактором сдерживающим президента является процедура импичмента. Он вправе издавать только подзаконные акты. Исполнительная и судебная власти имеют срочный характер.

3) Судебная власть не может выносить решения по своему усмотрению. Решения должны быть вынесены на основании закона, в соответствии с принципами права.

Существует мнение о том, что должно быть жесткое разделение властей. Но современный подход заключается в том, что разделение властей носит условный характер. Это разделение функций государства. Власти должны сотрудничать. Так парламент наделен законотворческими функциями. Но и исполнительная власть принимает акты, носящие нормативный характер. Кроме того в России судебная практика дэ факто является источником права, хотя официально в России нет судебного правотворчества.

Право законодательной инициативы в России принадлежит президенту, правительству, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Конституционному суду РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии в России жесткого разделения властей.В Англии можно это также проследить. Так, там можно быть и депутатом, и членом правительства.

Новаторство заключается в том, что, по мнению Чиркина, следует выделить помимо трех общеизвестных ветвей власти и другие: *контрольная ветвь власти (Конституция Алжира), * власть избирателей. С этим можно согласиться. Генеральная прокуратура- это надзорный орган, Счетная палата РФ является примером контрольной власти. Уполномоченный по правам человека в РФ также более вписывается в контрольную власть.

Избирательная власть реализуется корпусом избирателей в ходе выборов различных органов.

Ершов (д. ю. н, профессор): идея разграничения деятельности государственных органов в самом общем виде высказывалась еще античными мыслителями- Платон, Аристотель, Полибий и др.

Платон: законодательство, управление, правосудие- направлены на одно и то же, но отличны друг от друга. 3 формы государственной деятельности.

Аристотель: 3 элемента политического устройства- законосовещательный орган(основополагающий элемент), административный правительственный орган, судебные органы.

Полибий: необходимое разграничение власти между консулом, сенатом, народным собранием (должны оказывать взаимную поддержку сдерживать друг друга).

В юридической литературе редко отмечалась роль Д. Лильберна в становлении теории разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Цель – предупреждение законности.

Большинство исследователей основоположниками классического варта теории разделения властей называли Локка и Монтескье.

Локк: все подчиняются законодательной власти, т. к., тот выше, кто может подписать законы. Не выделял отдельно судебную власть, считая ее составным элементом исполнительной власти.

Монтескье: выделяет и судебную власть, но судебная власть в известном смысле как бы не власть, т. к. осуществляется не специальным органом, а выборными лицами из народа. Действительная заслуга - разработана система сдержек и противовесов.

В. Проблема соотношения сущности и природы права.

Сущность (содержание) права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая определяет его природу и назначение в обществе.

Содержание права – это служение права тем или иным общественным интересам.

Лившиц выделяет 2 основные теории:

1) право – это сила, средство преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка путем насилия и принуждения. Это осуществляется одной частью общества для подчинения другой (теория насилия и марксизма-ленинизма). Например, рабовладельческое, феодальное раннебуржуазное, социалистическое право имели классовый (сословный, кастовый) характер. Некоторые современные государства также имеют антидемократический режим.

2) Право обеспечивает порядок в обществе путем достижения социальных компромиссов (теория общественного договора, солидаризм Дюги). У Дюги существует общая норма, которая не является конкретным законом, но составляет основу законодательства. Пример права как соглашения – договор нормативного содержания. Путем соглашения создаются нормы международного права.

Сущность права- внутренние, присущие праву качества, признаки.

От сущности права следует отличать природу права. Природа права есть то, из чего исходит правовая воля.

1. Теория естественного права, солидаризм и психологическая теория важнейшим элементом права считают правовые идеи, представления людей о праве. Правовые нормы и правовые отношения лишь отражают и реализуют эти идеи.

Содержание идеи различалось: 1) божественное начало; 2) объективный разум; 3) равенство; 4) справедливость.

Но получается, что в рабовладельческом, феодальном, раннебуржуазном, социалистическом государствах не было права, т.к. нельзя назвать справедливым существовавшее том право.

2. Нормативистская теория Кельзена. Суть:

1) право состоит из норм;

2) норма имеет свою иерархию, субординацию;

3) после образования государства государство в лице правительства, правителя, парламента творит право;

4) =» право нуждается в охране со стороны государства;

5) нормы права – это логические конструкции.

3. Юридический позитивизм Остина. Сущностью права является приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции.

Здесь выделяли 4 элемента в праве: 1) приказ; 2) санкция; 3) обязанность исполнения; 4) суверенная власть.

Остин объявлял право реально существующим фактом. Реальность праву придает государство, закрепляя нормы в письменных источниках.

4. Социологическая школа отдает первенство конкретным правоотношениям. Право следует искать не в норме, не в психике, а в реальной жизни, его формулируют судьи.

Нормы права, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права. Право не то, что задумано, и не то, записано, а то, что получилось в действительности.

По мнению Эрлиха, право – это живой порядок. Следует изучать прядок, существующий в общественных союзах. Право никогда целиком не содержится в тексте законов. Право, зафиксированное в законах, и право, складывающееся на практике, отличаются друг от друга. Живое право отличается от сухих иероглифов законов так же, как стремительный водный поток от застойного пруда. Законодатель только обнаруживает сложившиеся нормы права, а не создает право.

Роско Паунд обосновал социологическое понимание права так: 1) правопорядок; 2) совокупность норм; 3) правоприменительная деятельность.

РЕАЛИСТЫ: (возникло под влиянием социалистической юриспруденции)

Карл Левеллин предлагал переориентировать юридическую науку на изучение судебной и административной практики. Отказаться от теоритических исследований.

Джером Фрэнк: право – это решение, вынесенное компетентным органом по конкретному случаю только в отношении этого конкретного случаю.

Правоотношения + решения.

 

Президентская власть.

Президентская власть в соответствии с теорией разделения властей рассматривается как власть исполнительная. Зачастую такое положение содержится в конституциях(США, Филлипины)Однако многие не дают характеристики власти президента(ФРГ 1949, болгария)

Вопрос о природе през. Власти в РФ, тк. Исполнительную власть осущ. По конституции правительство, а президент-глава государства.

В большинстве новых конституций не определено положение президента. Т.к. занимает особое место.некоторые из полномочий президента, о чем будет сказано ниже, могут свидетельствовать о принадлежности президентской власти к иной ветви. Кроме этого следует отметить, что в современных условиях прослеживается тенденция к увеличению числа ветвей власти.

В государствах с республиканской формой правления главой является, как правило, единоличный президент. Из приблизительно 200 государств мира 150 возглавляются президентом.

Объем его правомочий в каждом конкретном государстве зависит от разновидности республиканской формы правления.

1) В парламентарной республики (Италия, ФРГ) президент обладает наименьшим объемом полномочий. Лишь по конституции в его руках находится исполнительная власть или ее элементы. Реально же свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и согласию» правительства. Акты президента действуют только при условии их подписания премьер-министром (правило контрасигнатуры). Т.о. министры не подчинены президенту и перед ним не ответственны. Либо в экстраординарных случаях, например при распаде правительства или утрате им поддержки парламента- может осуществлять реальную власть(индия 1979 г)ФРГ- глава государства, скромное место, значительная часть полномочий к канцлеру отошла. Избир. Федеральным собранием, подписывает законы, Может опротестовать закон как антиконституционный, назначает по предлож. ФК министров.есть резервные полномочия(распустить Бундестаг если не избрал канцлера)не несет ответ перед представительными органами.

2) В президентской республики (США, гос-ва Латинской Америки, Сирии) президент глава гос-ва, и глава исполнительной власти. Министры подчинены президенту, он назначает и смещает их. Президент самостоятельно принимает решения. Согласия министров не требуется. Президент независим и неподотчетен Конгрессу. ответственность только перед народом. формально не пользуется правом законодательной инициативы. Но аппарат презид. Разрабатывает законопроекты большинство из которых принимаются. Принимает указы. Право вето. все высшие дол. Лица назначаются президентом с согласия и по совету сената.

Особые условия связаны с теми президентскими республиками, где есть некоторые элементы парламентаризма. Речь идет о возможности парламента выразить недоверие правительству. Однако в этих случаях требуется инициатива до 25% всего кол-ва парламентариев, проголосовоать должно квалифицированное большинство. Это осложняется тем, что в парламенте или господствует партия президента, или политические партии разрознены, что сокращает численность оппозиции. Даже если недоверие правительству будет выражено, это не обязывает президента отправить правительство в отставку.

В последнее время в презденсткой республики исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Президент не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу.

3) В президентско-парламентских республиках (полупрезиденсткие)(Россия, Франция, Финляндия) закрепляется значительная самостоятельность президента, связанная вместе с тем полномочиями парламента. Заметно стремление конституции поставить президента над ветвями власти, наделить его помимо исполнительно-распорядительными полномочиями нормотворческими; арбитражными полномочиями. Создается администрация президента) положение по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти.

И в России, и во Франции президент обладает исполнительной властью, не смотря на то, что конституция не содержит таких полномочий.

Во Франции президент обладает реальной исполнительной властью в зависимости от расстановки сил в парламенте.

В России назначение председателя правительства требует согласия Нижней палаты парламента. Остальных министров президент назначает сам. Он руководит силовыми министерствами. Председатель правительства раз в неделю является к президенту с докладами и получает от него поручения. Поручения содержатся и в указах; которые адресованы и другим органам власти.

Главная черта власти президента в президентско-парламентских республиках – выступление его в роли арбитра между ветвями власти. Президент в России в праве использовать согласительные процедуры для урегулирования разногласий между органами гос. власти федерации и органами власти субъектов федерации. Здесь президент более активно, чем в президентской республике, участвует в законодательстве, т.к. его положение по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти.

Значение президента в гос-ве определяется рядом предоставленных ему полномочий:

1) Президент представляет гос-во на международной арене (назначает дипломатических представителей, заключает международные договоры) и внутри страны (награждает гос. наградами, присваивает почетные звания, выступает с согласительными процедурами)

2) Обладает полномочиями в законодательной сфере (назначает дату выборов в парламент, в праве досрочно распустить парламент, подписывает законы, обладает правом вето, правом законодательной инициативы.…)

3)Формирует ряд высших органов гос-ва и назначает высших должностных лиц (назначает судей, представляет парламенту кандидатуры для утверждения на должность ген. прокурора в состав счетной палаты…)

4) Полномочия в сфере нормотворчества: издание нормативных и ненормативных актов. Они не должны противоречить законом.

5) Объявление чрезвычайного, военного, осадного положения, вводить президенсткое правление в субьеутах(Индия)

6) Выступление в качестве главнокомандующего

7) Принятие в гражданство, дача разрешения на выход из гражданства

8) Предоставление помилования осужденным преступникам, смягчение наказания.

Президент несет ответственность за умышленное нарушение конституции и законов, за гос. измену, за взяточничество и т.д. Для привлечения его к ответственности необходимо прежде всего отрешить его от должности.в австрии может быть отозван избирателями.

В заключении следует сказать о том, что тенденцией последних лет является отделение президентской власти как особой разновидности гос. власти, выступление его как арбитра по отношению к другим ветвям власти. При этом возрастает разнообразие и складываются новые формы президентской власти.

Судебные приказы в англо-саксонских странах

 

32 в. КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ // Чиркин

Зачатки контрольной власти можно проследить в деятельности омбудсменов, различных представителей «государева ока», в конституционном контроле, возникшем в XIX в. в США. Новый этап в развитии контрольной власти связан с деятельностью рабоче-крестьянской инспекции, народным контролем в социалистических странах. Серьезный скачок произошел после Второй мировой войны, когда появились такие органы контроля как народные защитники, счетные палаты и др.

Контрольная деятельность в той или иной форме присуща всякому государственному органу. Вышестоящий государственный орган всегда осуществляет контроль за нижестоящими органами. Но это не является его основной функцией.

Другое дело контрольная власть. Контроль – ее единственная функция. Сфера действия контрольной власти не ограничена.

1. Институты контрольной власти организационно обособлены от других ветвей власти. Это выразилось и в том, что главы конституций, посвященные контрольным органам, обособлены от глав о правосудии (не в Конституции РФ)

2. Специфическая черта контрольной власти заключается в том, что она имеет комплексный характер и осуществляется комплексом однопрофильных органов, объединенных одной целью.

Контрольная власть представлена высшими органами государства особого рода (в отличие от органов административного контроля).

3. Органы контрольной власти независимы в своей деятельности. Основной закон Намибии, например, прямо говорит, что омбудсмен независим и подчиняется только закону.

(Хотя органы конституционной власти не подчинены друг другу, они могут быть представлены в виде определенной системы).

4. Специфика деятельности органов конституционного контроля: они проверяют, изучают состояние дел, но не вправе вмешиваться в деятельность предприятий, учреждений. Они, как правило, сообщают результаты проверки иным государственным органам, которые наделены правом применять соответствующие меры к нарушителям.

Органы контроля вправе вызывать для дачи объяснений должностных лиц, вправе требовать от них предоставления любой информации. При этом принадлежность той или иной документации к составляющей служебную тайну, не будет приниматься во внимание (например, дело, приведшее к отставке президента Никсона в США).

Виды. Контроль может быть предварительным и последующим. Первый осуществляется до принятия и опубликования законов (осуществляется конституционными советами). Второй осуществляется общими судами или омбудсменами, счетными палатами, которые проверяют факты, уже имевшие место.

Контрольные органы принимают акты, носящие индивидуальный, конкретный характер. Их акты обращены к должностным лицам, к предприятиям, учреждениям, а иногда и к частным лицам (Намибия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.043 с.)