Тема 2. Показатели концентрации и рыночной власти фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Показатели концентрации и рыночной власти фирмы



Введение

Цели изучения дисциплины

 

Цель дисциплины «Экономика отрасли» - дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков, познакомить студентов с особенностями управления фирмой в тех или иных условиях рынка и отрасли.

 

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- формирование у студентов системы теоретических знаний в области функционирования различных отраслевых рынков;

- освоение студентами принипов работы с экономической информацией и умение использовать статистические и количественные методы для ее анализа;

- формирование навыков использования методов экономического анализа отраслевых рыночных структур;

- актуализация способности студентов использовать теоретические знания при решении вопросов управления деятельностью отдельного предприятия в рамках отраслевого рынка;

- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.

 

Требования к уровню освоения программы

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- понятийный аппарат курса «Экономика отрасли»;

- границы и принципы организации и функционирования отраслевых рынков, цели и задачи деятельности предприятий в рамках отдельной отрасли, а также в масштабах экономики в целом;

- основные принципы государственного регулирования деятельности предприятий отрасли;

- барьеры входа предприятий на отраслевой рынок, а также выхода с него;

- особенности взаимодействия предприятий отрасли, а также последствия взаимодействия;

- влияние на развитие отраслей инновационной и инвестиционной политики проводимой отдельными предприятиями отрасли.

 

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- выделить отличительные особенности и характеристики отраслевого рынка;

- анализировать состояние отрасли национальной экономики с позиции ее базовых условий, структуры, поведения фирм входящий в ее состав и результативности функционирования отрасли;

- оценивать влияние структурных характеристик отрасли на поведение субъектов рынка и результаты функционирования отрасли и предприятий;

- оценивать влияние характеристик отдельных предприятий отрасли на развитие отрасли и других ее хозяйствующих субъектов, а также на изменение структуры отраслевого рынка;

- проводить оценку уровня рыночной концентрации и интеграции, диверсификации производства, продуктовой дифференциации рыночной власти в отрасли.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть навыками:

- отбора, обработки и анализа статистической информации;

- принятия решений по вопросам управления деятельностью предприятия отрасли в зависимости от поведения других его хозяйствующих субъектов;

- работы в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива.

 

Место дисциплины в структуре ООП специальности

 

Курс «Экономика отрасли» является продолжением курса «Экономическая теория».

 

1. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

Форма обучения: дневная.

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
VIII
Аудиторные занятия: - лекции; - практические занятия и семинары;    
Самостоятельная работа: - подготовка к семинарам, изучение дополнительного материала; - письменная работа (эссе)    
Всего    
Вид итогового контроля - Экзамен

Форма обучения: заочная.

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
VII VIII
Аудиторные занятия: - лекции; - практические занятия (семинары);   -  
Самостоятельная работа: - работа с литературой; - контрольная работа   - - -  
Всего      
Вид итогового контроля - - Экзамен

 

Для оценки качества усвоения программы дисциплины используются следующие формы текущего, семестрового и итогового контроля:

- текущий: контроль посещаемости аудиторных занятий, выполнения заданий в рамках практических аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов;

- рубежный: предполагает учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период, включая баллы за систематичность посещаемости, представление результатов выполнения заданий самостоятельной работы, результаты по контрольным работам и творческий рейтинг;

- семестровый: осуществляется посредством экзамена и суммарных баллов за весь период изучения дисциплины.

Экзамен проводится в форме ответов на вопросы билета.

 

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

- пороговый (оценка «удовлетворительно») предполагает знание и понимание студентом теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации обучения.

экзамен – 50 – 67 баллов

- стандартный (оценка «хорошо») предполагает полное знание и понимание студентом теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации обучения.

экзамен – 68 – 84 баллов

- эталонный (оценка «отлично») предполагает полное знание и понимание студентом теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации обучения.

экзамен – 85 – 100 баллов

Система баллов является накопительной. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить на экзамене - 15 баллов. Остальные баллы студент зарабатывает путем участия в семинарах, написания индивидуальных кратких письменных работ (эссе), путем посещения занятий, решения практических заданий и участия в обсуждении актуальных вопросов в рамках проводимых семинарских занятий.

 

Практика № Посещение занятий, решение задач и участие в семинаре Доклад и презентация (ответы на вопросы аудитории) Индивидуальная письменная работа (эссе) Экзамен Всего
      - -  
    -   -  
    -   -  
    -   -  
      - -  
    - - -  
    - - -  
      - -  
9   - - -  
      - -  
      - -  
    - - -  
      - -  
Итого          

Система оценивания КИМов

Посещение занятий, участие в семинарах, решение задач:

За посещение практического занятия студент получает 0,5 балла.

Активное работа студента на практическом занятии (решение задач, активное участие в обсуждении актуальных вопросов в рамках проводимых семинарских занятий) оценивается в 0,5 балла.

Доклад и презентация:

10 баллов – студенты, работая в группе, полностью раскрыли тему, привели статистические данные и практические примеры, подготовили презентацию и ответили на все вопросы аудитории.

7 баллов – при подготовке доклада студенты допустили незначительные ошибки, не сказывающиеся существенно на качестве выполненной работы, либо ответили только на часть вопросов, которые были заданы преподавателем и студентами;

5 баллов – студенты не полностью раскрыли тему, не привели статистические данные в необходимом объеме, низкий уровень подготовки презентации, низкий процент ответов на задаваемые вопросы;

2 балла – студенты не полностью раскрыли тему, допустили существенные ошибки при подготовке работы, показали низкий уровень подготовки презентации, не ответили на вопросы преподавателя и студентов.

Индивидуальная письменная работа (эссе):

4 балла – студент полностью раскрыл тему и привел практические примеры;

2 балла – недостаточно полно раскрыта тема или не приведены примеры из практики.

Экзамен:

15 баллов – студент ответил на оба вопроса билета, при этом обстоятельно и полно изложив материал, обосновывая свои суждения и приводя примеры;

10 баллов – студент при ответах на вопросы билета допустил незначительные ошибки, не привел в достаточной мере пояснения и примеры, не достаточно свободно ориентируется в материале;

5 баллов – студент ответил только на один вопрос билета, при этом привел необходимые пояснения и примеры, ответил на дополнительные вопросы.

В случае если студент не ответил хотя бы на один вопрос билета, экзамен не может быть выставлен.

2 Содержание дисциплины

Содержание теоретических занятий

 

Шифр лекции Содержание лекции ТСО Литература
  Тема 1. Предмет курса «Экономика отрасли" – 2 часа Теоретическая база экономики отрасли: микроэкономика, теория фирм, экономика отраслевых рынков. Методологические основы изучения экономики отрасли: системный подход (Гарвардская школа), теория цен (Чикагская школа).   1, с. 5-9.
  Тема 2. Отрасль и рынок – 6 часов Понятия отрасль и рынок. Соотношение рынка и отрасли. Классификация рынка по различным признакам (по назначению товаров; по видам ресурсов, по географическому положению, по степени ограничения конкурентности, по отраслям, по степени законности). Границы рынка. Структура рынка и типы рыночных структур   1, с. 39-41; 2, с. 341-345, 378-392; 3, с. 5-17; 9, с. 221-278
  Количественные показатели структуры товарного рынка (численность продавцов, доля в объеме перевозок (продаж), показатели рыночной концентрации: коэффициент концентрации, индекс концентрации, индекс Хефиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини). Качественные показатели структуры товарного рынка (стратегические и нестратегические барьеры). Открытость рынка.   1, с. 42--51; 2, с. 378-403; 3,с. 5-12; 6
  Характеристика автотранспортного рынка: особенности автотранспортного рынка, автомобильный транспорт как отрасль материального производства, сущность автотранспорта, продукция автотранспорта и ее особенности, инфраструктура автотранспорта.   4, с. 20-29, 172-177, 216-218
  Тема 3. Концентрация – 4 часа Характеристика понятий рыночная концентрация и концентрация производства. Теоретические аспекты концентрации. Рыночная концентрация: факторы, влияющие на уровень концентрации: эффект масштаба производства, технологические изменения, эффект диверсификации, стохастические факторы. Виды рыночной концентрации   1, с. 49-54
  Параметры оценки рыночной концентрации: количество продавцов и распределение рыночных долей предприятий на отраслевом рынке. Концентрация и монополия. Концентрация и олигополия. Показатели рыночной (монопольной) власти: коэффициенты Бейна, Лернера, Тобина, Папандреу   1, с. 38-47, 55-71; 2, с. 403-410; 3, с. 25-28
  Концентрация производства. Экономика размещения предприятия: причины размещения, размер предприятия и факторы его определяющие. Виды концентрации по форме укрупнения   2, с. 107-127, 173-204; 3, с. 548-582; 4, с. 47-48
  Концентрация на основе специализации и кооперирования производства. Особенности специализации и кооперирования на автотранспорте. Показатели специализации и кооперирования производства. Эффективность специализации и кооперирования. Концентрация на основе комбинирования. Формы комбинирования производства. Особенности комбинирования производства на автотранспорте. Показатели комбинирования. Эффективность комбинирования.   2, с. 205-232; 3, с. 582-602; 4, с. 47-54
  Тема 4. Интеграция - 6 часов Теоретические аспекты интеграции, типы слияний, слияния и поглощения. Горизонтальная интеграция: мотивы горизонтальной интеграции (рыночное доминирование, слияние как защитный механизм, экономия от масштабов производства, мотивы продавцов, налогообложение, оживление рынка ценных бумаг, мотивы менеджеров). Эффективность слияний и поглощений.   1, с. 91-109; 2, с. 326-353
  Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: общие понятия. Причины вертикальной интеграции. Мотивы для осуществления вертикальной интеграции: асимметрия информации, повышение уровня барьеров вхождения в отрасль, технические и технологические изменения, внешние положительные и отрицательные эффекты, возможности ценовой дискриминации, национальная налоговая политика, исключение посредников и переход на прямой сбыт, наличие транзакционных издержек, жизненный цикл товара и экономические циклы. Последствия вертикальной интеграции   1, с 173-183
  Вертикальные ограничения, вертикальный контроль. Дистрибьютерство, франчайзинг, эксклюзивное дилерство – формы вертикальных ограничений. Проблемы двойной надбавки к цене, «безбилетников», недобросовестных производителей, недостаточной координации деятельности дистрибьютеров. Последствия вертикальных ограничений.   1, с 183-197
  Тема 5. Диверсификация – 2 часа Сущность диверсификации, виды, мотивы диверсификации. Условия и критерии осуществления диверсификации. Экономическое обоснование диверсификации производства. Организация и проведение диверсификации производства на автотранспорте.   1, с. 51-52; 3, с. 497-513, 9, с. 391-393
  Тема 8. Продуктовая дифференциация – 2 часа Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Модели дифференциации продукта. Роль рекламы в дифференциации продукта   1, с 148-173; 2, с. 309-318; 8
  Тема 9. Неценовая конкуренция – 2 часа Классификация некооперативных стратегий поведения. Кооперативные модели поведения олигополистов: Картельные соглашения, причины возникновения картелей, издержки картелизации   1, с. 197-22; 2, с. 353-372
  Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, дискриминация в зависимости от объема покупки, дискриминация по группам потребителей, практика ценовой дискриминации. Последствия применения ценовой дискриминации. Контрактные (договорные) отношения на автотранспорте.   1, с. 226-252; 4, с.29-31, 228-231; 9, с.260-264
  Тема 12. Перспективы развития отрасли – 2 часа Общеэкономическая и отраслевая структура экономики. Экономическая классификация отраслей. Политика правительства в области автомобильного транспорта. Производственный потенциал отрасли. Ресурсы отрасли. Влияние отрасли на эффективность функционирования экономики   2, с. 7-15; 4, с. 298-359; 10, 11, 12, 13
       
  Тема 13. Регулирование отраслевых рынков – 2 часа Типы отраслевой политики. Антимонопольная политика государства. Сущность регулирования и методы государственного регулирования автотранспортной деятельности. Лицензирование деятельности предприятий автотранспортного комплекса. Антикризисное управление на автотранспорте.   1, с. 252-255; 2, с. 410-431; 4, с. 231-256; 3, с. 17-25

 

2.2 Содержание практических занятий и самостоятельной работы студентов

 

Тема 1. Отраслевая структура экономики

Содержание практического занятия

Темы и вопросы для обсуждения: Фундаментальные условия отрасли. Роль базовых условий для развития структуры рынка. Какова взаимосвязь между фундаментальными условиями отрасли, структурой рынка, поведением фирмы и результативностью отрасли?

Семинарское занятие на тему: «Отрасль (строительство, транспорт, машиностроение), ее особенности и место в структуре народного хозяйства».

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовить доклад и презентацию на тему: «Отрасль (строительство, машиностроение, транспорт), ее особенности и место в структуре народного хозяйства». При подготовке необходимо придерживаться следующего плана:

1. Отрасль (строительство, транспорт, машиностроение) ее сущность и назначение.

2. Виды подотраслей, входящих в состав отрасли.

3. Продукция (работы, услуги), выпускаемая предприятиями отрасли и ее назначение.

4. Спрос и предложение на продукцию (работы, услуги) отрасли.

5. Взаимодействие отрасли (строительство, транспорт, машиностроение) с другими отраслями народного хозяйства РФ.

Содержание практического занятия

Темы и вопросы для обсуждения: Измерение уровня концентрации рынка (решение задач). В чем причина того, что одни параметры размера фирмы показывают более высокий уровень концентрации, чем другие? Роль крупного и мелкого бизнеса в экономике? Роль диверсификации компаний в изменении уровня концентрации в стране?

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовка домашнего задания включает в себя решение задач по теме курса и подготовку индивидуальной письменной работы (эссе) на тему: «Классификация отраслей экономики России по степени концентрации продавцов. Факторы, оказывающие влияние на степень концентрации».

Тема 3. Монополия и потери общества.

Темы и вопросы для обсуждения: Неэффективность монопольного законодательства. Потери экономики от монопольного поведения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Измерение монопольной власти (решение задач). Эволюция антитрестовского законодательства в развитых странах и России.

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовка домашнего задания включает в себя решение задач по теме курса и подготовку индивидуальной письменной работы (эссе) на тему: «Особенности антимонопольной политики в России и за рубежом».

Ознакомиться материалом параграфа 9.3 Проблема монополизации российского рынка (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999 – 544 с.) и материалом параграфа 2.1. Стремление к монополизации рынка (Гвардин С.В., Чекун И.Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.).

Содержание практического занятия

Темы и вопросы для обсуждения: Какие условия необходимы, чтобы соглашения олигополистов по цене были эффективными? Присутствуют ли эти условия в экономике России? Кто выигрывает и проигрывает в случае картеля, стабилизирующего цену? (решение задач). Олигополия в международной торговле.

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовка домашнего задания включает в себя решение задач по теме курса и подготовку индивидуальной письменной работы (эссе) на тему: «Роль доминирующих фирм в развитии отраслей (на примере отраслей промышленности в России)».

Ознакомиться с материалов статьи «Лидерство в ценах в российском автомобилестроении» и материалом параграфа 8.4 Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999 – 544 с.).

Тема 5. Дифференциация продукта и реклама

Темы для обсуждения: Дифференциация продукта и цены. Продуктовая дифференциация, как фактор победы в конкурентной борьбе. Проблемы развития рынка с дифференцированным продуктом. Роль рекламы в стратегическом взаимодействии продавцов. Оптимальные расходы компании на рекламу. Реклама товаров строительной, транспортной и машиностроительной отрасли Российской экономики.

Семинарское занятие на тему: «Границы отраслевого рынка (строительство, транспорт, машиностроение) и его структура».

Содержание домашнего задания для СРС

Подготовить доклад и презентацию на тему: «Границы отраслевого рынка (строительство, транспорт, машиностроение) и его структура». При подготовке необходимо придерживаться следующего плана:

1. Границы отраслевого рынка (продуктовые, локальные, временные).

2. Уровень концентрации продавцов на отраслевом рынке.

3. Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода. Высота барьеров входа и выхода.

4. Уровень продуктовой дифференциации и диверсификации производства.

5. Степень вертикальной и горизонтальной интеграции на отраслевом рынке.

6. Структура затрат предприятий отрасли.

Ознакомиться с материалом статьи ««Айс-Фили» и «Темп» побеждают в конкуренции за счет дифференциации продукта» (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999 – 544 с.).

Образовательные технологии

Образовательный процесс по дисциплине «Экономика отрасли» строится на основе комбинации:

- теоретических занятий (вводная лекция, лекция-презентация, проблемная лекция);

- практических занятий (расчетные задания; моделирование; презентация результатов домашних заданий; работа в группах, обсуждение конкретных ситуаций, учебных материалов и статей);

- исследовательской деятельности (подготовка студентов к практическим занятиям; выполнение ими (в группах и индивидуально) аналитического творческого задания;

- самоуправления (самостоятельная работа студентов) (работа с источниками по темам дисциплины, подготовка презентаций по темам практических занятий и домашних заданий самостоятельной работы).

Преподавателю рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении лекционных и практических занятий.

Практические занятия организуются в форме расчетно-аналитических занятий и семинаров, где студенты представляют результаты анализа и обобщения информации по вопросам темы практического занятия в виде презентаций с использованием программы Microsoft Power Point. Преподавателем организуется и стимулируется обсуждение основных вопросов темы в форме дискуссии.

Учебно-методическое обеспечение

Список рекомендуемой литературы

4.1.1 Основная литература

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр. 1998. 311с.

2. Экономика отрасли. Под ред. А.С.Пелиха. Ростов на дону. Феникс. 2003. 445с.

3. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Под ред. А.С. Пелиха. Ростов на дону. Феникс. 1999. 607с.

4. Экономика строительства. Под ред. И.С. Степанова. М. Юрайт. 2006. 619с.

5. Третьяк В. Фирма как субъект рынка. Российский экономический журнал. 2002. №1. с

6. Третьяк В. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевой рынок. Российский экономический журнал. 2001. №10.

7. Третьяк В. Введение в анализ отраслевой организации рынков. Российский экономический журнал. 2001. № 5,6

8. Третьяк В. Дифференциация продукта на отраслевом рынке. Российский экономический журнал. 2001 №9.

9. Р.М. Нуреев Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА. 2001. 560 с.

10. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учеб. для вузов / МГУ им. М.В. Ломоносова, Экон. фак., Нац. фонд подгот. кадров. – М.: Инфра-М, 2008. – 842 с.

 

11. Шундулиди А.И. Экономика отрасли (строительства): Учеб. пособие / Кузбас.гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2004. - 118с.

 

12. Шерер Ф.М. Структура отраслевых рынков [Текст] / Ф.М. Шерер, Д. Росс; пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997 – 560 с.

 

13. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник / Под ред.: А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «КноРус», 2008. – 701 с.

 

14.Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999. – 544 с.

4.1.2 Дополнительная литература

1. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков. М. Дело и сервис. 2002. 238 с.

2. Кен Хитер Экономика отраслей и фирм. М. Финансы и статистика. 2004. 477 с.

3. Вурос А., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М. Введение. 2000

4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб. Введение 2000

5. Обзор экономической политики в России за 2000 г. М.: ТЕИС. 2001. Глава 19 «Административные барьеры и задачи дерегулирования»)

6. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности СПб., 1999

7. Махлуп Ф. Теория фирмы. СПб., 1995

8. Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона, С. Уинтера. М.: 2001

9. Журнал «Российский экономический журнал»

 

10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика в 2-х т. – Спб.: Экономическая школа, 2004.

 

11.Гвардин С.В., Чекун И.Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

 

12. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Луис М.Б. Кабраль; Пер. с англ. А.Д. Шведа – Мн.: Новое знание, 2003

 

13. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. – М.: ТЕИС, 1998.

 

14. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Учебник. Отв. Ред. А.Р. Бервальд; РАН, Сибирск. отд. Институт экономики и организации промышленного производства. – Новосибирск: Феникс, 2002.

 

15. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. – М.: ТЕИС, 1998.

 

16. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. –М.: 1995

 

17. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 282 с.

 

18. Теория фирмы.,Т.3 /Под общ. ред. А.Г.Слуцкого; Сост. С.Б. Авдашева и др.: Нац. фонд подготовки кадров. - СПб.: Экономическая шк., 2003. – 534 с.

19. Хитер К. Экономика отраслей и фирм. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 480 с.

 

 

Введение

Цели изучения дисциплины

 

Цель дисциплины «Экономика отрасли» - дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков, познакомить студентов с особенностями управления фирмой в тех или иных условиях рынка и отрасли.

 

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- формирование у студентов системы теоретических знаний в области функционирования различных отраслевых рынков;

- освоение студентами принипов работы с экономической информацией и умение использовать статистические и количественные методы для ее анализа;

- формирование навыков использования методов экономического анализа отраслевых рыночных структур;

- актуализация способности студентов использовать теоретические знания при решении вопросов управления деятельностью отдельного предприятия в рамках отраслевого рынка;

- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.

 

Требования к уровню освоения программы

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- понятийный аппарат курса «Экономика отрасли»;

- границы и принципы организации и функционирования отраслевых рынков, цели и задачи деятельности предприятий в рамках отдельной отрасли, а также в масштабах экономики в целом;

- основные принципы государственного регулирования деятельности предприятий отрасли;

- барьеры входа предприятий на отраслевой рынок, а также выхода с него;

- особенности взаимодействия предприятий отрасли, а также последствия взаимодействия;

- влияние на развитие отраслей инновационной и инвестиционной политики проводимой отдельными предприятиями отрасли.

 

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- выделить отличительные особенности и характеристики отраслевого рынка;

- анализировать состояние отрасли национальной экономики с позиции ее базовых условий, структуры, поведения фирм входящий в ее состав и результативности функционирования отрасли;

- оценивать влияние структурных характеристик отрасли на поведение субъектов рынка и результаты функционирования отрасли и предприятий;

- оценивать влияние характеристик отдельных предприятий отрасли на развитие отрасли и других ее хозяйствующих субъектов, а также на изменение структуры отраслевого рынка;

- проводить оценку уровня рыночной концентрации и интеграции, диверсификации производства, продуктовой дифференциации рыночной власти в отрасли.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть навыками:

- отбора, обработки и анализа статистической информации;

- принятия решений по вопросам управления деятельностью предприятия отрасли в зависимости от поведения других его хозяйствующих субъектов;

- работы в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива.

 

Место дисциплины в структуре ООП специальности

 

Курс «Экономика отрасли» является продолжением курса «Экономическая теория».

 

1. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

Форма обучения: дневная.

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
VIII
Аудиторные занятия: - лекции; - практические занятия и семинары;    
Самостоятельная работа: - подготовка к семинарам, изучение дополнительного материала; - письменная работа (эссе)    
Всего    
Вид итогового контроля - Экзамен

Форма обучения: заочная.

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
VII VIII
Аудиторные занятия: - лекции; - практические занятия (семинары);   -  
Самостоятельная работа: - работа с литературой; - контрольная работа   - - -  
Всего      
Вид итогового контроля - - Экзамен

 

Для оценки качества усвоения программы дисциплины используются следующие формы текущего, семестрового и итогового контроля:

- текущий: контроль посещаемости аудиторных занятий, выполнения заданий в рамках практических аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов;

- рубежный: предполагает учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период, включая баллы за систематичность посещаемости, представление результатов выполнения заданий самостоятельной работы, результаты по контрольным работам и творческий рейтинг;

- семестровый: осуществляется посредством экзамена и суммарных баллов за весь период изучения дисциплины.

Экзамен проводится в форме ответов на вопросы билета.

 

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

- пороговый (оценка «удовлетворительно») предполагает знание и понимание студентом теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации обучения.

экзамен – 50 – 67 баллов

- стандартный (оценка «хорошо») предполагает полное знание и понимание студентом теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации обучения.

экзамен – 68 – 84 баллов

- эталонный (оценка «отлично») предполагает полное знание и понимание студентом теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации обучения.

экзамен – 85 – 100 баллов

Система баллов является накопительной. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить на экзамене - 15 баллов. Остальные баллы студент зарабатывает путем участия в семинарах, написания индивидуальных кратких письменных работ (эссе), путем посещения занятий, решения практических заданий и участия в обсуждении актуальных вопросов в рамках проводимых семинарских занятий.

 

Практика № Посещение занятий, решение задач и участие в семинаре Доклад и презентация (ответы на вопросы аудитории) Индивидуальная письменная работа (эссе) Экзамен Всего
      - -  
    -   -  
    -   -  
    -   -  
      - -  
    - - -  
    - - -  
      - -  
9   - - -  
      - -  
      - -  
    - - -  
      - -  
Итого          

Система оценивания КИМов

Посещение занятий, участие в семинарах, решение задач:

За посещение практического занятия студент получает 0,5 балла.

Активное работа студента на практическом занятии (решение задач, активное участие в обсуждении актуальных вопросов в рамках проводимых семинарских занятий) оценивается в 0,5 балла.

Доклад и презентация:

10 баллов – студенты, работая в группе, полностью раскрыли тему, привели статистические данные и практические примеры, подготовили презентацию и ответили на все вопросы аудитории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.144 с.)