Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовая деятельность человека
Ответ: Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства материальных благ. Труд это необходимое условие существования общества. Для достижения цели в трудовой деятельности, используются разнообразные средства. Средства труда – пример: технические устройства; предмет труда – пример: материалы, подвергающиеся преобразованию, для этого применяются различные способы, которые называются технологиями, например удалить лишний металл с заготовки, можно с помощью металлорежущего оборудования. Политический статус личности Ответ: Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характеризуют правовое положение личности в обществе, т.е. ее правовой статус. Каково правовое положение личности в политических системах демократических стран? К политическим правам и свободам гражданина относятся: право избирать и быть избранными в органы гос.власти и местного самоуправления (пример: горисполком), проводить демонстрации, митинги при условии предварительного уведомления (или с разрешения властей), направлять личные и коллективные обращения (петиции) в гос.органы и должностным лицам. Таким образом, каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. №10 Политическая система общества Ответ: Политическая система – целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом. К структурным элементам политической системы относятся: организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения); нормативный (политико-правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции), культурный (политическая идеология, политическая культура); коммуникативный (информационные связи…). Предпринимательство Ответ: В соответствии с росс.законодательством, под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность отдельных граждан или их объединений, которая направлена на создание чего-либо нового, обладающего ценностью, и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их материальную ответственность. Согласно Конституции РФ (ст.34), каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с законодательством. Право на предпринимательскую деятельность является неотъемлемым правом любого гражданина.
№11 Общественный прогресс и регресс Ответ: Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к сложному, движение к более совершенному и передовому. Общественный прогресс – развитие общества, характеризующееся его совершенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что происходящее в обществе изменения могут носить разнонаправленный характер: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Регресс – обратное движение т.е. направление развития, для которого характерны переход от высшего к низшему. Социальный прогресс – развитие людей, человечества в направление к лучшему. Античные цивилизации Ответ: Особое влияние на историю народов Европы оказали Др.Грециия, Эллинистические государства (Эпоха А.Македонского, обломки империи А.Македонского – Греция, Македония, Персия, Египет…). Эллинистические – ассимиляция т.е смешение западной культуры в данном случае греческой культуры с восточной культурой пример: Персия, Египет…Особое влияние на историю Европы оказал Др.Рим. Европейским народам было от чего оттолкнуться – письменность(латинский алфавит), стал объединяющим фактором в культуре всех европейских народов. Такие языки как итальянский, французский, испанский, португальский, унаследовали звучность др.римского (латинского) языка, они вошли в группу романских языков, которые являются одной из основных частей всех европейских языков наряду с германскими, славянскими, кельтскими языками. №12 Общество и НТП Ответ: Под научно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие науки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства – предприятии основанного на разделение труда. В XVIII-XIX вв. связи научного и технического прогресса становятся тесными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Период XX-XXI- научно-техническая революция. Наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются.
Цивилизации Средневековья Ответ: На «развалинах» западно – римской империи (Римская цивилизация) 476 г. н.э., создаются варварские королевства в дальнейшем это европейские государства, такие как Великобритания, Германия, Австрия, Франция. Испания, Португалия, Италия…Будущая Европа унаследовала от греко-римской цивилизации античную культуру, вплоть до алфавита, в отличие. С IX-XV вв. н.э. формировались основные группы западно- европейского общества – духовенства в лице Папы Римского, епископов, кардиналов, аббатств, духовного рыцарства – Орден Тамплиеров…; военно – земледельческого сословия в лице королей, герцогов, маркизов, графов, баронов; податные сословия т.е те кто платил налоги – земледельческого сословия в лице крестьянства, городского – ремесленники, торговцы…Крупные города в Европе (Венеция, Флоренция, Бремен, Франкфурт на Майне…) боролись за вольности т.е за свою свободу в экономическом и политико-правовом плане. В дальнейшем появились союзы городов, например ГАНЗА – находился на территории совр. Германии, который занимался торговыми операциями, вел торговлю с другими странами. В Зап.Европе постепенно происходило зарождение гражданского общества, т.к.власть пыталась вести «диалог» с народом, иногда власть уступала народу. №13 Развитие знаний об обществе Ответ: В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Мифология как первоначальная форма познания и объяснения мира – одна из древнейших форм интеллектуального отношения человека к окружающему миру (мифы Др.Греции – 12 подвигов Геракла, миф о Прометее, об Ахиллесе…индийская мифология…). Первым источником философской мудрости в Индии стала ведическая литература («веда» с языка хинди – знание), составлялась в течении 9 столетий. Для др.индийцев зависимость жизни Человека, Земли, Космоса. В буддизме, возникшем в Индии в IV в.до н.э. раскрывается путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности – 5 буддистских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздержаться от запрещенных половых контактов, не лгать, не пользоваться опьяняющими напитками. По представлениям др.китайцев мир разделен на два начала: инь и янь. Данные положения развивали сторонники даосизма («дао»-путь). Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений при помощи медитации. В др.Китае появилось учение, в центре которых была личность не «для себя», как в даосской школе мудрецов, а для общества. Это относится к философской школе Конфуция (Кон-Цзы)-VI-V вв.н.э. Отождествляя общество с государством Конфуций уделил внимание вопросам гос.устройства. Само государство это одна большая семья. Человек должен подчинятся установленному порядку. В период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни (политология, социология, экономика…). Платон (V-IV вв. до н.э)– древнегреч.философ, он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в жилище, пище, одежде… такое поселение называется государством. Главная работа: «Государство». Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. По мнению Платона, не государство существует ради человека, а человек существует ради государства. Ученик Платона Аристотель (IV в. до н.э.), который впоследствии оказался его противником. Он сыграл огромную роль в становлении современной науки, т.к. он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохранилась до сих пор. Основная работа: «Политика», здесь он сформулировал первые признаки демократии. В частности он утверждал, что основой демократии считается средний класс, выборность органов власти. Платон к демократии относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению Платона, из демократии постепенно рождается тирания, т.к тиран обычно приходит к власти как ставленник народа, потому что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Аврелий Августин (IV-V в. н.э.) средневековый философ. «О граде Божьим» - один из основных его трудов. Он первым выделил принцип верховенства церковной власти над светской. Идею божественного происхождения госуд.власти развивает и Фома Аквинский (XII-XIII вв.). Отход от чисто теологического т.е. богословского объяснения общественного развития происходит в эпоху возрождения. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия. Возникает понятие «гуманизм» - исторически определенная система взглядов, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие…Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелла «Город солнца», Николло Макиавелли «Государь». Сен – Симон, Фурье, Оуэн. В новое время – XVI-XVII вв., развивается теория «общественного договора». В центре просветительских теорий были теория естественного права и общественного договора. Ее суть: каждый человек обладает «естественным» т.е. природным правом на жизнь и свое место в мире. Люди должны сами, добровольно отказаться от части своих естественных прав, передавая их, государству. Между государством (в лице государя) и народом заключается общественный договор: одна сторона в лице народа отдает часть своих прав, государство – берет на себя обязанность обеспечить обществу мир и согласие. Основатели теории анг.философы – Томас Гоббс, Джон Локк. Продолжателями теории естественного права и общественного договора были фран. и анг. Просветители XVIII в. – Жан Жак Руссо, Дени Дидро – говорили о том, что если правитель не выполняет обешания данные перед народом, то народ в праве свергнуть его. Монтескье говорил, о том, что жизнедеятельность народов зависит напрямую от той территории на которой они проживают. Адам Смит анг. ученый – экономист, доказал механизм работы спроса и предложения. На рубеже XVIII-XIX вв. последователи Т.Мора создали новое направление утопического социализма и коммунизма. Георг Гегель – нем.философ. ввел понятие гражданского общества, под этим термином он понимал сферу экономической жизни людей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали новую теорию общественного развития, суть которой составляет положение о способе производства, связанным с историческим развитием человечества, появляется идея классовой борьбы, понятие рабочий класс, диктатура пролетариата (рабочего класса) в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства. Последователи К.Маркса и Ф.Энгельса – Л.И.Ленин, Антонио Грамши (основатель коммунистической. партии в Италии), считал, что путь к коммунистической цивилизации должен быть мирным – реформы в рамках конституции с расширением демократии.
Что такое цивилизация? Ответ: Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества; например российская, китайская, индийская цивилизации…; 2) все достижения современного человечества; 3) в культурно – исторической периодизации – этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (норма права). Процесс становления цивилизации рассматривается как «наращивание» социальной основы, социального потенциала развития общества. Ряд ученых разрабатывали теорию локальных цивилизаций, существующих одновременно и различающихся в силу особенностей природных, исторических и культурных условий формирования и развития. (Данилевский, Освальд Шпенглер Арнольд Тойнби). Так Данилевский (основная работа: «Россия и Европа» 1869), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной истории, есть лишь теория локальных цивилизаций. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по котором каждая цивилизация имеет циклический характер: стадия зарождения, период оформления культурной и политической независимости, стадия расцвета, период упадка. Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский, а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития. Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Как и Данилевский, Шпенглер решительно отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. А.Тойнби в своем труде «Постижение истории» (1934—1961) рассматривает историю человечества, как независимое друг от друга, параллельное движение особых культурно – исторических типов обществ: цивилизаций. Он выделил белее 20-ти локальных цивилизаций, из них сохранилось к сер. ХХ в. 7-8, одна из них российская.
№14 Теории развития общества Ответ: Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Традиционное общество – первое по времени возникновения общества вообще. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционное общество - аграрное общество т.е. сельскохозяйственное. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения). В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом. Индустриа́льное о́бщество (лат. industria – промышленность) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации (рост городов). Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США, страны Евросоюза, Австралия, Япония, Канада, Россия. Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена. Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг. Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: правительство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет — это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу. Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества. Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество». В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции, информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному). Д. Белл выделяет три технологических революции: изобретение паровой машины в XVIII веке научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке создание компьютеров в XX веке Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям. Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства. Российская цивилизация Ответ: Вся история России – это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию, поэтому наше государство очень часто называют страной Евразийской зоны. Россия сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на Восток: Урал, Сибирь, Д.Восток. Так во времена правления Ивана Грозного внешняя политика в направлении захвата и освоении восточных земель была удачной. Казанское, Астраханское ханства были присоединены, как и ряд других…Ногайская Орда, Башкирия (добровольное вхождение), Сибирское ханство… Богатые природными ресурсами Сибирь, Урал в дальнейшем стали объектом как переселенческой политики российского правительства, так и постоянным источником дохода казны – рудники, в дальнейшем горнодобывающая промышленность на Урале (русские предприниматели Демидовы), лес, ценный мех – в Сибири. №15
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.210 (0.016 с.) |