Модуль 2. Речевое поведение и деловое общение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Речевое поведение и деловое общение.



Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Каковы критерии оценки аудитории в реальной ситуации речевого общения?

2. В чем единство и отличия информационной, убеждающей, побуждающей и развлекательной речей?

3. Как много понадобиться материала для выступления?

4. Как сконструировать текст логическими средствами?

5. Зачем писать текст речи, если собрано достаточное колическтво материала?

6. Чем отличается мысленная репетиция от апробации на малой группе?

7. Как одеться студенту на зачет по риторике?

 

Упражнения для формирования риторических навыков:

Упражнение 1. Описать картину "Московский дворик". Первичное описание - результат работы правого полушария головного мозга. Рассказ записать на магнитофон с последующей распечаткой и анализом результатов по лексике, грамматике, образности, метафоризации представленной картины.

(Продолжение упражнения. В.Поленов написал эту картину после возвращения с фронта Русско-турецкой войны. На картине изображен центр Москвы, т.н. собачья площадка. Здесь В.Поленов снимал комнату в доме на Арбате и видел из окна, изображенный на картине городской пейзаж.)

Рассказ записать на магнитофон с распечаткой и анализом результатов по лексике, грамматике, образности, метафоризации представленной картины. Дополнительная речевая информация подключает к работе левое полушарие путем перекрестного пересечения нейрофизиологических процессов.

Упражнение 2. Используя атрибуцию, составьте два кратких описа­ния каких-либо строений, демонстрирующие, соответственно, их дос­тоинства и недостатки. Сопоставьте эти тексты с исходным материа­лом, лишенным атрибуции.

Упражнение 3. Опишите деятельность какого-либо офиса, используя и не используя гипонимизацию. Потренируйтесь на этом описании в умении ослаблять или усиливать степень гипонимизации.

Упражнение 4. Измените следующие высказывания, используя гипо­нимизацию и синонимию для усиления их выразительности.

В магазине имеется товар в хорошей упаковке. Малоимущие не в состоянии приобрести товары первой необходимости. Здание нахо­дится в плохом состоянии: необходимы стройматериалы.

Упражнение 5. Работа над исправлением дефектов артикуляции складыва­ется из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап. Цель этого этапа состоит в под­готовке слухового и произносительного аппаратов к правиль­ному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе про­водятся упражнения по различению звуков на слух, а также от­работка опорных звуков. Например, для звука [с] опорным по месту образования является звук [и], а по способу — звук [ф].

2. Постановка звука. Цель этого этапа — отработка правиль­ного звучания изолированного звука. Это достигается либо пу­тем подражания (с помощью зрительного и слухового контро­ля), либо механически (с помощью шпателя или ложки), либо при комбинации первого и второго способов.

3. Автоматизация звука. На этом этапе осуществляется отра­ботка правильного произношения звука в составе более круп­ных языковых единиц. Упражнения проводятся постепенно, начиная со слогов, затем слов, предложений, рассказа.

4. Дифференциация звука. На этом этапе отрабатывается уме­ние различать смешиваемые звуки и правильно использовать в собственной речи. Упражнения проводятся постепен­но, начиная с изолированных звуков, кончая скороговорками испонтанной речью.

 

Упражнение 6. Упражнения, развивающие мышцы артикуляторных органов, различны по своему характеру, но, независимо от этого, их надо начинать с артикуляционной гимнастики, которая «разогревает мышцы», подготавливая их к речи.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и ниж­ние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в по­ложении улыбки,

5. Высунуть широкий язык;

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка: вверх — вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опу­щенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — прибли­жать к передним нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5—7 раз.

Упражнение 7. Выполняются упражнения на произношение скороговорок. Скороговорки (чистоговорки) укрепляют мышцы органов артикуляции и обеспечивают хорошую разборчивость даже при быстром темпе речи. Скорого­ворки произносятся сначала медленно, спокойно, один раз, за­тем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быст­рее — четыре раза и, наконец, в восемь раз быстрее — восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании (на выдохе после глубокого вдоха). Повторяющиеся согласные должны зву­чать чисто и отчетливо.

32. На дворе — трава, на траве — дрова.

33. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

34. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла укра­ла кларнет.

35. Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать.

36. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

37. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

38. Бык тупогуб, тупогубенький бычек; у быка бела губа была ту­па.

39. Полпогреба репы полколпака гороху.

40. Инцидент с интендантом.

41. Полили ли лилию, видели Лидию.

42. Попытка не пытка.

43. Ткет ткач ткани на платки Тане.

44. Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

45. Шакал шагал, шакал скакал.

46. Купи кипу пик. Пик кипу купи.

47. Либретто "Риголетто".

48. Около кола колокола.

49. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

50. Тетя чуть чего Тютчева читает.

51. Сыворотка из простокваши.

52. Клара-краля кралась к ларю.

53. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

54. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавиро­вали.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

57. Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

58. Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовывал, да зарапор­товался.

59. Мама мыла Милу с мылом.

60. Крыса в риге грызла рис.

61. Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп - под колпаком.

62. Король - орел, орел - король.

 

Упражнение 8. Речь с «камушками» во рту является одним из самым популярных и эф­фективных упражнений для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки) и пы­таться говорить так, как будто во рту ничего нет. При этом, ко­нечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подавить­ся! Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи.

 

Упражнение 9. Предназначено для отработки техники речи:

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханья и звука.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье.

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей;

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -

Голос и в тихом звучанье должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность, плавность -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Упражнение 10. Прочитайте стихотворение В.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания. Обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

БУРЯ С БЕРЕГА

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые.

Расплетались и сплетались от зари до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие.

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающие, опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете, вы, не медлительностями ли

Ласк, пьянящих, уводящих в неизведанный, предел?

 

Упражнение 11. Прочитайте вслух отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "Клеветникам России", следите за знаками препинания и интонацией речи.

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах, завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский, от побед отвык?

Иль мало нас? Или от П е рми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

 

Упражнение 12. Подготовьтесь к телефонному разговору с целью выяснения наличия вакантных мест. В ходе разговора уточните условия труда и должностной оклад. Используйте выражения речевого этикета.

 

Упражнение 13. У стная репетиция - аудиотренаж. Ее желательно провести с записью на магнитофон, представляя при этом реального слушателя из числа будущей аудитории. Цель такой репетиции не только в том, чтобы проверить свою память, но и в проверке ударений, созвучности слов, правильности интонации, логического ударения, силы убедительности и эмоциональности. Во время репетиции обратить внимание на чтение числительных (порядковых, количественных, собирательных).

 

Упражнение 14. В идео-репетиция (видео-тренаж). Во время репетиции с использованием видеоаппаратуры отрабатываются кинесические приемы. В данном случае внимание в большей степени обращено на эстетическое и выразительное соответствие жестов, мимики, позы и движений содержанию. Отмеченные видеокамерой недостатки, устраняются перед зеркалом.

В ходе этого этапа следует подготовить себя к выступлению психологически, достичь состояния внутренней уверенности и готовности изложить материал с наибольшей эффективностью. Репетиция обеспечивает начинающему оратору подконтрольность чувства страха.

 

 

Вопросы, выносимые на итоговый экзамен (зачет) по риторике.

1. Великие ораторы России.

2. Взаимоотношения говорящего и слушающего.

3. Вспомните 2-3 ситуации, когда пассивное поведение в диалоге не ведет к достижению ожидаемого результата.

4. Грамматические нормы устной речи.

5. Деловая беседа как речевое событие.

6. "Жесткий подход" к ведению переговоров.

7. "Мягкий подход" к ведению переговоров.

8. "Принципиальный подход" к ведению переговоров

9. "Сожмите" речь Цицерона "Об ораторе".

10. Значение риторики в современной культуре.

11. Значение языка, мышления и речи в деятельности человека.

12. Искусство спора, дискуссии, полемики.

13. Использование "объективных критериев" в ходе переговоров.

14. Используйте дедуктивный метод в рассказе о своей будущей профессии.

15. Используйте индуктивный метод в рассказе о своей будущей профессии.

16. Используйте исторический метод в рассказе о своей будущей профессии.

17. Используйте концентрический метод в рассказе о своей будущей профессии.

18. Используйте радиальный метод в рассказе о своей будущей профессии.

19. Используйте рядоположеный метод в рассказе о своей будущей профессии.

20. Культура речи в повседневном общении.

21. Лексическое богатство речи.

22. Логико-композиционное структурирование речи.

23. Метафоризация как фактор риторического воздействия.

24. Метод Сократа в ходе аргументации. В процессе беседы заставьте собеседника ответить "да".

25. Методика разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами.

26. Методы поддержания и активизации внимания аудитории.

27. Невербальные средства общения

28. Образ аудитории в реальной ситуации речевого общения.

29. Образно-эмоциональная выразительность речи.

30. Описание образа внешности по телефону с целью узнавания при встрече.

31. Описание образа внешности студента.

32. Оратор и аудитория.

33. Основные способы защиты от некорректных собеседников.

34. Основные способы определения понятия.

35. Основные требования к постановке вопросов.

36. Особенности общения с мужчинами и женщинами.

37. Особенности устной формы речи.

38. Перескажите текст Аристотеля "О стиле".

39. Поведение говорящего в конфликтной ситуации.

40. Подготовить текст делового представления.

41. Подготовьте вступительное слово к деловому совещанию.

42. Полифункциональность разговорной речи во всех ее стилях.

43. Методика преодоление барьеров общения средствами риторики.

44. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "Клеветникам России".

45. Прочитайте текст и репродуцируйте его в устную речь.

46. Прочитайте текст с количественными числительными.

47. Расскажите о событиях вчерашнего дня за рубежом.

48. Речевой этикет в различных коммуникативных ситуациях.

49. Риторические средства повышения эффективности устной речи.

50. Составьте речь о реальном человеке - идеальном ораторе.

51. Составьте устную речь о своей будущей профессии в научном стиле.

52. Составьте устную речь о своей будущей профессии в официально-деловом

стиле.

53. Составьте устную речь о своей будущей профессии в публицистическом

стиле.

54. Составьте устную речь о своей будущей профессии в разговорном стиле.

55. Составьте устную речь о своей будущей профессии в художественном стиле.

56. Софистические уловки на переговорах и в спорах.

57. Способы опровержения в процессе аргументации.

58. Сущность ораторского пафоса и формы его выражения.

59. Сущность риторического изобретения.

60. Техника нейтрализации замечаний собеседников.

61. Техника устной речи.

62. Требования и правила по отношению к аргументам.

63. Требования и правила по отношению к тезису.

64. Уговорите своего друга посещать занятия по риторике.

65. Эпитеты к слову "дипломат".

66. Этический образ оратора и его имидж.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.061 с.)