Тема 9. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи



Изучение данной темы целесообразно начать с рассмотрения положений закона о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо учитывать, что к таким детям относятся как дети, лишившиеся родительского попечения в результате смерти родителей, лишения или ограничения их в родительских правах либо признания судом их недееспособными, так и дети, у которых родители фактически есть, но они уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, длительно отсутствуют, болеют, отбывают наказание, находятся под стражей в период следствия и т.п.

Обязанность по выявлению, учету и устройству таких детей в первую очередь возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом обязанность сообщить органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без родительского попечения, и возможных формах их устройства возлагается и на иных должностных лиц и граждан, располагающих соответствующими сведениями. За неисполнение данной обязанности для некоторых из их предусмотрена административная ответственность (ст. 5.36 КоАП РФ).

Далее студентам необходимо составить точное представление о том, кто и какие действия совершает с целью устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в какие сроки, а также из каких этапов состоит данная деятельность.

Особое внимание при этом необходимо уделить ознакомлению с законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Банк данных представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъекта РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях)., а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Информация о детях, нуждающихся в устройстве в семью, представляет собой анкетные данные, включающие:

1) фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка;

2) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

3) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие;

4) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

5) этническое происхождение ребенка;

6) причины отсутствия родительского попечения над ребенком, а также многие другие сведения.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Такая же детальная информация содержится и в анкетных данных граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. При ознакомлении с законом необходимо также обратить внимание на порядок доступа заинтересованных лиц к конфиденциальной информации, содержащейся в банке данных о детях, ее использования, защиты и другие аспекты деятельности федерального и регионального операторов.

При изучении отдельных форм устройства в семью детей, оставшихся без печения родителей, детальное внимание необходимо уделить трем основным формам, которые названы и регламентированы Семейным кодексом РФ: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье.

Усыновление (удочерение) закон называет приоритетной формой устройства детей в семью. Оно представляет собой юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками с одной стороны и усыновленным с другой стороны возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми и их родственниками по происхождению. При этом правовая связь усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению по общему правилу прекращается. В отличие от иных форм устройства в семью детей усыновление осуществляется только в судебном порядке.

При ознакомлении с законодательством, судебной практикой и учебной литературой, посвященной усыновлению, особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:

· недопустимость посреднической деятельности по усыновлению (удочерению) детей;

· требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители;

· круг лиц, чье согласие является необходимым условием для вынесения решения об усыновлении (удочерении);

· правовые последствия усыновления (удочерения);

· проблема сохранения тайны усыновления (удочерения);

· основания и порядок отмены усыновления (удочерения).

Изучение данного вопроса предполагает обращение к гражданскому процессуальному законодательству, регламентирующему порядок рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей судом (гл. 29 ГПК РФ), а также административному и уголовному законодательству, предусматривающим различные виды ответственности за нарушения в данной сфере (ст. 5.37 КоАП РФ, ст. 154, 155 УК РФ).

Институт опеки (попечительства) является комплексным правовым институтом. Его можно понимать, с одной стороны, как способ восполнения дееспособности ребенка, с другой – как своеобразный институт представительства. С точки зрения семейного права опека представляет собой одну из форм устройства в семью детей, оставшихся без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Отношения по опеке и попечительству регулируются различными нормативными правовыми актами. Поэтому при рассмотрении вопросов, связанных с установлением опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, необходимо обратиться к положениям ГК РФ, которые устанавливают основания и порядок назначения опекунов (попечителей), а также порядок их освобождения или отстранения от выполнения своих обязанностей; предусматривающим требования, предъявляемые к лицам, которые желают стать опекунами (попечителями); их права и обязанности, в том числе по управлению имуществом подопечного и др. Семейный кодекс детализирует положения ГК РФ, устанавливает права детей, находящихся под опекой (попечительством), и предусматривает особенности установления опеки (попечительства) над детьми, находящимися в образовательных, медицинские организациях, организациях, оказывающих социальные услуги и других организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», которым введены такие институты, как предварительная опека, соопекунство, назначение опеки в отношении несовершеннолетних по заявлению родителей и другие. Для того чтобы получить представление о том, за счет каких средств опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании детей, необходимо вспомнить положения семейного законодательства об алиментах, обратиться к законодательству о социальном обеспечении, в том числе к нормативным актам субъектов РФ.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Деятельность приемных родителей является оплачиваемой. Размер их вознаграждения, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Кроме того, на содержание каждого ребенка приемным родителям ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ.

Сравнивая различные формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обращать внимание на такие их принципиальные различия, как:

· порядок и основания передачи ребенка в семью (решение суда, акт о назначении опекуна или попечителя, договор);

· обязанность лиц, принявших ребенка, по его содержанию и их право на вознаграждение за свою деятельность;

· основания прекращения соответствующих правоотношений и возможность их сохранения по достижении ребенком совершеннолетия и т.п.

Следует обратить внимание, что СК РФ допускает возможность введения законами субъектов РФ дополнительной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - патронатной семьи. В настоящее время некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и приняли законы о патронатных семьях, патронатном воспитании и др., которые по отдельным вопросам имеют существенные отличия от усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, способные оказать влияние на выбор той или иной формы конкретными гражданами.

 

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейнымотношениям с участием иностранных граждан и лиц без

На долю семейных отношений выпадает наибольшее число межнациональных контактов в частной жизни, выражающихся в смешанных браках, в браках между гражданами одного государства, но заключенных или расторгнутых на территории других стран, в международном усыновлении и прочем. Поэтому важно, чтобы правовые последствия, возникшие с точки зрения одного суверена, признавались другими. Для решения этого вопроса требуется на национальном и международном уровне выработать систему норм, которые помогали бы гражданам, вовлеченным в такие семейные отношения, осуществлять и защищать свои права.

Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить, что представляет собой «коллизионная проблема» в отношениях, осложненных иностранным элементом, и каковы известные современной юриспруденции общепризнанные пути ее решения.

Одним из наиболее эффективных и желательных способов разрешения коллизий различных правовых систем, претендующих на регулирование одного правоотношения, является достижение унификации правового регулирования общественных отношений на международном уровне или максимальный учет материально-правового нормотворческого опыта других государств. При этом безусловной спецификой трансграничных семейных отношений являются ревностно поддерживаемые национальными правовыми системами различия в регулировании. Данная область не только почти не поддается заимствованиям, но и каждая страна, напротив, принципиально сохраняет национальный, исторический, религиозный колорит семейных норм и правил. В связи с этим во избежание «хромающих отношений», когда правовой акт, признаваемый одним государством, не будет вызывать юридических последствий на территории иных стран, активно развиваются коллизионные нормы в этой области.

Прежде чем начать осваивать нормы разд. VII Семейного кодекса РФ, где в основном содержаться коллизионные нормы, стоит выяснить для себя их правовую природу, структуру, и особенности применения, для чего изучить теоретические разработки по данной теме в рекомендуемой литературе, а также публикации по общим положениям международного частного права.

Далее полезно ознакомиться с общими положениями разд. 6 части третьей Гражданского кодекса РФ, нормы которого выполняют роль фундамента всего коллизионного права.

Из ГК РФ важно почерпнуть сведения о том, что такое «иностранный элемент», осложняющий отношения и требующий коллизионного метода регулирования. При этом надо иметь в виду, что Семейный кодекс был принят и введен в действие намного ранее чести третьей Гражданского кодекса, содержащей раздел о международном частном праве. В связи с этим подход к пониманию некоторых коллизионных механизмов и общих понятий в семейном законодательстве отличается. Так, познавательно и практически полезно сравнить ст. 167 СК РФ и ст. 1193 ГК РФ, касающиеся оговорки о публичном порядке, и выяснить, как различия в формулировке скажутся на применении этого института. Настолько же интересно выяснить, как соотносится понятие «личный закон физического лица» (ст.1195 ГК РФ) и используемые в Семейном кодексе «закон гражданства» и «закон места жительства».

Необходимо также решить вопрос о том, будут ли в принципе применяться к семейным отношениям с участием иностранцев положения гражданского законодательства. Аргументируйте свой ответ ссылками на нормы права и воспользуйтесь знаниями, полученными при изучении темы «Источники семейного права РФ», в частности, по вопросу о соотношении семейного законодательства с нормативными актами других отраслей.

Переходя к анализу коллизионных правил в области семейных отношений, следует иметь в виду, что структура разд. VII СК РФ довольно своеобразна. Так, нормы более общего характера расположены в завершении раздела, а сначала предусматриваются специальные коллизионные положения, касающиеся заключения, признания и расторжения брака с иностранным элементом, установления и оспаривания отцовства (материнства), родительских и супружеских прав и обязанностей, международного усыновления.

Нормы о заключении брака и признании браков, заключенных за пределами территории РФ, а также недействительность брака, предусмотренные ст. 156-159 СК РФ, должны рассматриваться в системе, поскольку коллизионные привязки в них взаимообусловлены. Для правильного понимания коллизионного регулирования в этой области необходимо установить содержание понятия «сверхимперативные нормы» и в связи с этим осмыслить природу ст.14 Семейного кодекса РФ.

Расторжение брака занимает особое место в числе семейных коллизионных норм, так как практически во всех случаях применимым правом для этого отношения будет право Российской Федерации. В то же время предусмотрена возможность признания действительным расторжение брака, произведенного за границей.

Для установления права страны, подлежащего применению к родительским и супружеским правоотношениям с иностранным участием, используется сходный алгоритм: во-первых, предусмотрены основные и субсидиарные коллизионные нормы, а во-вторых, изначально отношения «привязываются» к праву страны общего места жительства и лишь в итоге могут быть урегулированы правом страны гражданства (для ребенка) или правом РФ.

Особое внимание законодателя сосредоточено на коллизионных вопросах усыновления. Однако этот вопрос требует обязательного изучения международных конвенций и двусторонних соглашений в этой области. Необходимо понимать, что при усыновлении российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства из законодательства иностранного государства по общему правилу применяется «личный закон» усыновителя, в остальном должны применяться нормы российского СК. Поэтому студенту здесь необходимо вспомнить условия усыновления, о которых говорит законодатель в гл. 19 СК РФ, особое внимание уделив п.4 ст. 124 СК РФ. Кроме этого, необходимо вспомнить особый порядок данной процедуры, установленный ГПК РФ.

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

Выполнение контрольных работ по семейному праву является важным способом контроля за изучением студентами данной дисциплины, степенью освоения соответствующего материала.

Задания для контрольных работ составлены таким образом, что в каждом варианте предусмотрено выполнение задания в виде составления таблицы, приведения примеров конкретных правовых норм и т.п., а также решение задачи. При выполнении контрольной работы студент должен использовать рекомендуемые в программе по курсу «Семейное право» нормативные акты, судебную практику, учебную и специальную литературу. Решение задачи должно быть полным, последовательным, со ссылками на соответствующие статьи законов, с анализом всех приведенных в задаче обстоятельств. На последней странице работы должна быть личная подпись студента. Варианты распределяются следующим образом. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы:

«А» - «Ж» - выполняют, соответственно, 1 вариант задания,

«Ж» - «О» – 2 вариант,

«Н» - «Х» – 3 вариант,

«Ц» - «Я» – 4 вариант.

 

Вариант 1

1. Заполните следующую таблицу:

Основания, по которым лицо (лица) имеет право требовать признания брака недействительным Лицо (лица), имеющее право требовать признания брака недействительным
   

 

2. Морозов Л.Т., находясь в зарегистрированном браке с Морозовой И.Л., состоял в интимных отношениях с Селивановой Е.С. В результате их близких отношений Селиванова забеременела. Морозов не желая расторгать брак со своей женой, одновременно настаивал на сохранении беременности Селивановой и рождении ею ребенка. Для подтверждения серьезности своих намерений он заключил с ней соглашение об уплате алиментов на ее содержание в период беременности и в течение пяти лет со дня рождения ребенка в размере прожиточного минимума. Соглашение было нотариально удостоверено.

После рождения ребенка Морозов добровольно оказывал материальную помощь Селивановой. Однако после того как она сообщила ему о своем намерении выйти замуж за другого мужчину, Морозов перестал предоставлять ей содержание.

В связи с этим Селиванова предъявила нотариально удостоверенное соглашение в службу судебных приставов для исполнения, на основании чего было возбуждено исполнительное производство.

Узнав об этом, Морозова И.Л. обратилась с иском о признании указанного соглашения недействительным, ссылаясь на то, что муж заключил его без ее согласия.

Необходимо ли получать согласие второго супруга для заключения соглашения об уплате алиментов? Могут ли лица, которые не несут обязанности уплачивать алименты в соответствии с СК РФ, заключить соглашение об уплате алиментов? Является ли такое соглашение семейно-правовым? Имеет ли такое соглашение силу исполнительного листа?

Вариант 2

1. Письменно укажите статьи СК РФ, определяющие компетенцию субъектов РФ в регулировании семейных отношений.

2. Перепелкин обратился в суд с иском о расторжении брака. В судебном заседании выяснилось следующее. Перепелкины ожидали рождение двойни. На поздних сроках беременности выяснилось, что у детей пороки в развитии. Супругами по совету врачей было принято решении о стимуляции преждевременных родов. В результате искусственно вызванной родовой деятельности жена родила двух мальчиков, которые на следующий день умерли. С момента смерти детей до момента подачи иска о расторжении брака прошло девять месяцев. Супруга на расторжение брака своего согласия не дала. Судья прекратил производство по делу, сославшись на ст. 17 СК РФ, и указал, что поскольку у супругов родилось двое детей, то вновь подать иск о расторжении брака Перепелкин сможет только по прошествии двух лет с момента рождения детей. Перепелкин подал жалобу на определение судьи о прекращении производства по делу, указав следующее. О пороках развития детей супруги узнали поздно, прервать беременность иначе уже было невозможно. Решение о прерывании беременности принимали совместно и по медицинским показаниям. Следовательно, преждевременные роды в качестве естественных рассматривать нельзя, и ст. 17 СК РФ в данном случае применяться не должна.

Оцените доводы Перепелкина и правильность судебного акта.

Вариант 3

1. Заполните следующую таблицу:

  Круг заявителей Основания Последствия Основания восстановления/ отмены
Лишение родительских прав        
Ограничение родительских прав        

 

2. В орган ЗАГС обратилась Лидия Синицина с заявлением о расторжении брака ее сына Игоря и его жены Елены. Она приложила документы, свидетельствующие, что ее сын признан судом недееспособным и она назначена его опекуном. Работникам ЗАГС она пояснила, что жена ее сына нигде не работает и они живут на его пенсию по инвалидности и ренту, доставшуюся ему по наследству. Орган ЗАГС вызвал Елену Синицину с целью выяснить ее мнение о расторжении брака. Синицина пояснила, что они с мужем живут неплохо. В периоды обострения он уходит проживать к матери, а в период ремиссии они живут вместе. Не работает она временно. Брак расторгать не желает, тем более что ждет ребенка от мужа. Орган ЗАГС принял решение о расторжении брака Елены и Игоря Синициных.

Правомерно ли орган ЗАГС вызвал Елену Синицину для выяснения ее мнения о заявлении свекрови? Законно ли решение органа ЗАГС? Изменится ли решение, если бы Лидия Синицина подала заявление о расторжении брака сына в суд? Какое решение вынес бы суд?

 

Вариант 4

1. Заполните следующую таблицу:

Плательщики алиментов Получатели алиментов Требования, предъявляемые к плательщику Требования, предъявляемые к получателю
Бабушки (дедушки)      
Внуки      
Братья (сестры)      
Воспитанники      
Пасынки (падчерицы)      

 

2. В 2001 г. между супругами Борисовыми был заключён брачный договор, закрепивший режим совместной собственности на унаследованный мужем гараж и автомобиль. Впоследствии супруги разделили имущество, составив в простой письменной форме соглашение, в соответствии с которым гараж перешёл к жене. Позднее при расторжении брака муж настаивал на исполнении брачного договора, ссылаясь на то, что соглашение о разделе имущества не было облечено в нотариальную форму. Жена ссылалась на то, что соглашение о разделе имущества заключено после брачного договора, и для него законом не установлено требования о нотариальной форме, то должно исполняться именно оно.

Решите спор. Изменится ли решение, если соглашение о разделе имущества было бы заключено в нотариальной форме?

 

8. ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.

· Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

· Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. – № 5. – Ст. 410; 2001. – № 49. – Ст. 4553; 2006. – № 52 (Часть I). – Ст. 5496.

· Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 20 ноября. – № 220.

· Жилищный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 1 (часть 1). – Ст. 14.

· Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462–I // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357.

· Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

· Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

· Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. – 2001. – 20 апреля.

· Федеральный закон от 20 июля 1998 г. № 116-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

· Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 7. – Ст. 5340.

· Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52.

· Закон РФ от 15 июня 1993 г. №5252-I «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места постоянного пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227.

· Семейный кодекс Республики Татарстан от 13 января 2009 г. № 4-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2009. – 16 января. – № 8.

· Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 г. «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию в Республике Татарстан» № 71-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2010. – 24 октября.

· Закон Республики Татарстан от 21 января 2009 г. «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» № 7-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2010. – 24 января. – № 14.

· Закон Республики Татарстан от 20 марта 2008 г. N 7-ЗРТ
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства» // Республика Татарстан. – 2008. – 22 марта. – № 54.

· Закон РТ от 30 декабря 2005 г. № 146-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на регистрацию актов гражданского состояния» // Республика Татарстан. – 2005. – 31 декабря. – № 260.

· Закон РТ от 27 февраля 2004 г. № 7-ЗРТ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. – 2004. – 2 марта. – № 43–44.

· Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №21. – Ст. 2460.

· Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432
«О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 2009. – №21. – Ст. 2581.

· Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»// Собрание законодательства РФ. – 2009. – №21. – Ст. 2572.

· Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 46. – Ст. 4801.

· Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // Российская газета. – 2002. – 13 апреля. – № 67.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 125 «О детском доме семейного типа» // Российская газета. – 2001. – 30 марта. – № 63.

· Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 15. – Ст. 1590.

· Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, их которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 31. – Ст. 3743.

· Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 19. – Ст. 2304.

· Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» // Бюллетень нормативных актов РФ. – 1996. – № 8.

Международные акты:

· Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – 5 апреля.

· Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005
(Рим, 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 200. № 2. Ст. 163.

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.

· Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.

· Конвенция о правах ребенка: Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1990. – № 45.

· Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года. // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 51. – Ст. 7452.

· Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.: Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 15. – Ст. 1684; 1995. – № 17. – Ст. 1472.

· Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Москва, 18 ноября 2011 г.) // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/www.pravo.gov.ru

· Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Москва, 13 июля 2011 г.) // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/www.pravo.gov.ru

· Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей
(Москва, 6 ноября 2008 г.) // СЗ РФ. - 2010. - № 5. - Ст. 46.

 

Официальные акты высших судебных инстанций:

· Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2010 г № 17-П «По делу о проверке конституционности подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4297.

· Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. № 1055-О-П «По жалобе гражданки Ф. на нарушение ее конституционных прав статьей 144 Семейного кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ». - 2009. - № 3.

· Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. № 575-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамовой А.Р. на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. – 2007.- № 24.

· Определение Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 года №496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав п. 1 ст. 12 СК РФ» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. – 2007. - №5.

· Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 6.

· Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1999. – № 1.

· Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1998. – № 7.

· Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. – № 1.

Материалы судебной практики:

· Обзор практики разрешения споров, связанных с воспитанием детей (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г.) // СПС «Гарант»

· Обзор судебной практики Верховного Суда РТ за 1 полугодие 2011 года (по гражданским делам) // СПС «Гарант».

· Обзор судебной практики Верховного Суда РТ за 2 полугодие 2011 года (по гражданским делам) // СПС «Гарант».

· Обзор судебной практики Верховного Суда РТ за 1 полугодие 2012 года (по гражданским делам) // СПС «Гарант».

· Обзор судебной практики Верховного Суда РТ за 3-й квартал 2001 года (по гражданским делам) // СПС «Гарант».

· Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2005 года // СПС «Гарант».

 

 

Специальная литература:

Основная литература:

· * Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010.

· Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.

· * Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011.

· Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2010.

· * Нечаева А.М. Семейное право: учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2011.

· Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010.

· * Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. – М., 2010.

· * Семейное право: учебник для студентов вузов / под ред. П.В. Алексия, И.В. Петрова. – М.: Юнити-Дана, 2008.

· Семейное право: Учебник / Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010.

· Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А. Чефрановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

· * Шевчук Д.А. Семейное право: учебное пособие. – Ростов н/ Дону, 2008.

Дополнительная литература:

· Айвар Л.К. Правовое положение суррогатного материнства в России: Пробелы законодательства // Юридический мир. – 2006. – № 2. – С. 28-35.

· Александров И.Ф. Правоспособность и дееспособность в семейном праве // Актуальные проблемы правоведения. – 2002. – № 3. – С. 113-115.

· Ананьев В.В. Семья как социальный институт и правовая категория // Право: теория и практика. – 2005. – № 8 (60). – С. 31-40.

· Андреева О.А. Регулирование брачно-семейных отношений в древнерусском праве // Семейное и жилищное право. – 2005. – № 2. – С. 39-45.

· Апель А.Л., Бабянская Н.С. Расторжение брака: Правовые особенности отношений бывших супругов. – СПб.: Питер, 2004.

· Артемьева Н.В. Совместная собственность супругов: актуальные вопросы правового регулирования и практика применения // Государство и право. – 2004. – № 1. – С. 3-8.

· Архипов Б.П. Предприятие как предмет права общей совместной собственности супругов // Законодательство. – 2005. – № 10. – С.24-34.

· Афанасьева И.В., Белова Е.А. Особенности процесса усыновления детей российскими гражданами // Семейное право. – 2004. – № 2. – С. 18-24.

· Афанасьева И.В., Белова Е.А. Тайна усыновления: за и против // Семейное право. – 2004. – № 1. – С. 8-10.

· Белоус И.В. Проблемы соотношения конституционных норм и законодательства субъектов РФ в области семейных отношений // Семейное и жилищное право. – 2004. – № 3. – С. 18–20; 2005. – № 1. – С.9-11.

· Беляева Л.И. Патронат в России (CICв. – начало CCв.) – М.: Академия МВД России, 1996.

· Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. – М., 2004.

· Беспалов Ю.Ф. Комментарии к судебной практике по семейным делам. – М., 2005.

· Беспалов Ю.Ф. Основания и порядок лишения родительских прав // Р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.105 с.)