К основным классам явлений, изучаемых в психологии, не относятся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К основным классам явлений, изучаемых в психологии, не относятся



а) явления сознания;

б) явления поведения;

в) продукты культуры;

г) неосознаваемые причины поведения.

 

3. Какая характеристика зрительного ощущения соответствует интенсивности стимула:

а) насыщенность;

б) яркость;

в) тон;

г) длительность.

4. Смена воспринимаемого объекта при наблюдении двузначных фигур происходит в результате:

а) колебаний внимания;

б) переключений внимания;

в) устойчивости внимания;

г) отвлечений внимания.

5. Выжидательное внимание представляет собой:

а) одну из разновидностей непроизвольного внимания;

б) одну из разновидностей произвольного внимания;

в) одну из разновидностей послепроизвольного внимания;

г) самостоятельный вид внимания.

6. Процесс присвоения численных значений стимулам и/или реакциям называется:

а) чувствительность;

б) шкалирование;

в) эксперимент;

г) психодиагностический метод.

7. Способность живых организмов воспринимать факторы окружающей среды называется:

а) чувствительность;

б) эмоция;

в) наблюдательность;

г) внимание.

8. Свойство восприятия, позволяющее получить целостный образ предмета во всём многообразии и соотношении его свойств и сторон:

а) предметность;

б) константность;

в) наблюдательность;

г) целостность.

9. Длительность сосредоточения внимания на объекте, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам называется:

а) предметность;

б) устойчивость;

в) наблюдательность;

г) внимательность.

10. Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора называется:

а) синестезия;

б) избирательность;

в) перцепция;

г) устойчивость.

11. Исторически сложившаяся форма взаимодействия людей посредством языка называется:

а) сознание;

б) речь;

в) деятельность;

г) мышление.

12. Специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в нервное возбуждение есть:

а) функциональные органы;

б) анализаторы;

в) нервные клетки;

г) рецепторы.

13. Наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущения есть:

а) чувствительность;

б) разностный порог;

в) абсолютный порог;

г) сила раздражителя.

14. Присвоением чисел характеристикам или свойствам индивидов согласно определённым правилам есть:

а) мышление;

б) представление;

в) психологическое измерение;

г) эксперимент.

15. Лучшее воспроизведение заученного материала после отсрочки называется:

а) реминисценция;

б) представление;

в) память;

г) отдых.

16. Метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов называется:

а) включенное наблюдение;

б) интервью;

в) анкетирование;

г) эксперимент.

Тестовые задания по разделу № 2. Эмпирическое исследование интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения.

1. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного отношения к происходящему называется:

а) мотивация

б) воля;

в) эмоция;

г) смысл.

2. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям при..... типе реагирования:

а) интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в) интровертированном;

г) экстравертированном.

3. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации принимает человек на себя при..... типе реагирования

а) интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в) интровертированном;

г) экстравертированном.

4. Какой вид мышления противопоставлялся творческому мышлению при «мозговом штурме»:

а) шаблонное;

б) репродуктивное;

в) реалистическое;

г) критическое.

5. Переживания человека, в которых отражается его устойчивое отношение к определенным предметам или процессам окружающего мира определяется термином:

а) мотивация;

б) чувства;

в) эмоции;

г) ценности.

6. Негативное психическое состояние, обусловленное внезапной невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей есть:

а) гнев;

б) тревога;

в) фрустрация;

г) отчаяние.

7. Временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки, обусловленное физическим и психическим истощением называется:

а) лень;

б) утомление;

в) фрустрация;

г) скука.

8. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей определяется термином:

а) труд;

б) творчество;

в) игра;

г) мастерство.

9. Обширный круг состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом и психологическом уровнях определяется термином:

а) тревога;

б) тревожность;

в) стресс;

г) фрустрация.

10. Потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течении определенного времени составляет:

а) работоспособность;

б) умение;

в) навык;

г) потенциальная возможность.

11. Извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности есть:

а) сознание;

б) деятельность;

в) навык;

г) поведение.

12. Волевое качество, направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели:

а) сознательность;

б) настойчивость;

в) собранность;

г) постоянство.

13. Сравнительно продолжительное психическое состояние, проявляющееся как положительный или отрицательный фон психической деятельности, называется:

а) настроение;

б) самочувствие;

в) работоспособность;

г) активность.

Тестовые задания по разделу № 3. Эмпирическое исследование личности и сознания. Планирование психологических исследований

1. Уникальность человека в отличие от других людей, его своеобразие и неповторимость обозначается понятием:

а) личность;

б) индивид;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

2. Формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов характеризуют:

а) индивидуальные особенности личности;

б) черты характера;

в) свойства темперамента;

г) социальные роли личности.

3. Доминирующие отношения, интересы, влечения, ценности можно назвать:

а) характером;

б) темпераментом;

в) направленностью;

г) самооценкой.

4. Наиболее полноценное личностное развитие в детском возрасте возможно при доминирующей направленности личности:

а) на себя;

б) на других людей;

в) на предметы мира;

г) на высшие духовные ценности.

5. Характеристикой индивидуальности являются:

а) особенности темперамента;

б) личностные смыслы;

в) социальные качества;

г) индивидные особенности.

6. Склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций называется:

а) чертой характера;

б) потребностью во внимании;

в) отношением личности;

г) ригидностью личности.

7. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения, есть:

а) темперамент;

б) характер;

в) отношение;

г) мотивация.

8. Система личностных конструктов представляет собой:

а) основные черты характера;

б) значимые детские переживания;

в) четкие эталоны или модели интерпретации действительности;

г) ведущие потребности.

9. Механизмы психологической защиты выполняют роль:

а) овладения собственным поведением;

б) осуществления свободного личностного выбора;

в) оптимизации эффективного взаимодействия личности и среды;

г) помощи в понимании других людей и ситуаций социального взаимодействия.

10. Структура личности состоит из следующих элементов:

а) опыт, установки, отношения с действительностью, самоотношение;

б) темперамент, характер, способности, направленность;

в) деятельность, отношения, мотивы, потребности;

г) эмоции, воля, мышление, поведение.

11. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а) уровень притязаний;

б) локус контроля;

в) самооценка;

г) самоотношение.

12. Обеспечивает человека жизненными ориентирами, определяют цели деятельности и придают жизни человека определенный смысл:

а) личность;

б) потребность;

в) система ценностей;

г) индивидуальность.

13. Стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям:

а) мотивация;

б) потребность;

в) уровень притязаний личности;

г) самооценка.

14. Черта личности, проявляющаяся в частом возникновении состояний боязливости и тревоги:

а) трусость;

б) тревожность;

в) низкая мотивация;

г) отсутствие интереса.

 


7. ГЛОССАРИЙ

 

Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Беседа - метод получения информации на основе словесной коммуникации /речевого общения/.

Биографический метод -изучение личности по имеющимся документам её биографии.

Игра - активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

Интервью - способ получения информации с помощью устного опроса.

Метод «Минимальных изменений» или «метод границ» - выбранный континуум стимулов необходимо предъявлять таким образом, чтобы дискретные значения этого континуума отличались друг от друга на минимально возможную величину. Предъявление стимулов чередуют то в возрастающем, то в убывающем порядке.

Метод «Постоянных раздражителей», или «метод констант» требует проведения предварительного опыта, цель которого состоит в ориентировочном определении диапазона пороговой зоны (диапазона интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула). Выявленный в опыте диапазон пороговой зоны разделяют на равное, желательно нечетное, число интервалов интенсивности (от 5 до 9). Поэтому все разности между величинами всех стимулов в пороговой зоне одинаковы, которые в течение всего опыта остаются неизменными (отсюда и название метода: метод констант). Во время проведения опыта стимулы разной интенсивности предъявляют в случайном порядке одинаковое число раз.

Метод «Средней ошибки» - испытуемому предъявляют одновременно два стимула - эталон и переменный, причем величину переменного стимула испытуемый изменяет самостоятельно. Диагностическая аппаратура должна позволять плавную регулировку измеряемого параметра переменного стимула. Задача испытуемого состоит в подравнивании переменного стимула к эталону.

Методы психологии - основные пути и приёмы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Наблюдение – эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренном восприятии психических явлений для изучения их специфических особенностей.

Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Психологическое измерение - присвоением чисел характеристикам или свойствам индивидов согласно определённым правилам.

«Фокус-групп» метод - фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников группы «фокусируют» на вопросах, интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации.

Шкалирование -процесс присвоения численных значений стимулам и/или реакциям. Шкала представляет собой единицы, в которых выражаются результаты измерения. Шкала наименований (nominal scale) допускает классификацию объектов по качественно различным и независимым категориям. Порядковая шкала (ordinal scale) включает классификацию и величину (больше или меньше), т.е. она допускает ранжирование объектов по степени выраженности той характеристики, которой они обладают. Интервальная шкала (interval scale) включает классификацию, величину и равенство интервалов. В дополнение к классификации, сравнении величин и установлении равных интервалов, шкала отношений (ratio scale) обладает абсолютным началом отсчета.

Эксперимент - основной метод психологии, опирающийся на точный учёт изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Этапы психологического исследования: /1/ Подготовительный -изучение материала, определение цели и задач, выдвижение рабочей гипотезы, разработка методики исследования; /2/ экспериментальный - сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов, для этого применяются различные методы; обычно разделяется на ряд этапов-серий; /3/ обработка результатов - количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных; /4/ интерпретация данных и формулирование выводов.


Приложение

Схема оформления исследовательской работы

Название и номер исследовательской работы

Экспериментатор

Испытуемый

№ Группы

Дата и время

Цель:…. (назначение работы)

Введение :…(краткий теоретический обзор исследуемого)

Материал:…. (необходимое оснащение для работы)

Ход работы

Методика работы (условия и этапы проведения работы)

Инструкция испытуемому: «…..» (то, что говориться испытуемому – пишется в кавычках)

Фиксация полученных результатов (удобно фиксировать результаты в форме таблицы)

Обработка результатов исследования (в ряде работ может отсутствовать, в других работах может состоять из нескольких этапов)

Анализ результатов (психологическое значение полученных результатов

Вывод / Заключение (результат работы)

Литература (в том числе Интернет-источники)

Приложение (бланк ответов испытуемого)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.075 с.)