Люсов Валерий Николаевич, к.э.н., доцент, кафедры «Мировая экономика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Люсов Валерий Николаевич, к.э.н., доцент, кафедры «Мировая экономика»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Мировой экономики

 

Одобрено

Учебно-методическим советом

факультета Мировой экономики и торговли

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальностей:

080301 Коммерция (торговое дело)

080801 Прикладная информатика в экономике

080105 Финансы и кредит

Бух. учет, анализ и аудит

080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080507 Менеджмент организации

080107 Налоги и налогообложение

 

 

Москва 2007 г.

Автор-составитель:

Люсов Валерий Николаевич, к.э.н., доцент, кафедры «Мировая экономика»

Учебно-методический комплекс «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в

ОПД.Ф. (федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин) по специальностям

080801 Прикладная информатика в экономике

080105 Финансы и кредит

Бух. учет, анализ и аудит

080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080507 Менеджмент организации

080107 Налоги и налогообложение

Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 080301 Коммерция (торговое дело) учебного плана и является обязательной для изучения.

 

 

Согласовано:

Зав. кафедрой Международной торговли,

К. с/х. н., профессор Е.В.Вавилова

 

Зав. библиотекой З.Н.Уханова


Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

«Мировая экономика»

 

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. Целесообразно провести дискуссии по темам 1, 3, 4, 5, 6 в часы, предусмотренные для проведения семинарских занятий.

 

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Целесообразно «круглые столы» провести по темам 2, 7, 9 в ходе изучения соответствующих тем в часы, выделенные для семинарских занятий.

 

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). Тесты составлены для 7 тем по мировой экономике и предназначены, в основном, для самостоятельных самопроверок.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

   
1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………...………. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………..…… 3. Объем дисциплины ………………………………………………………………. 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………. 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….. 4. Содержание курса ………………………………………………………………... 5. Темы семинарских занятий.……………………………………………………… 6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………………… 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению………………………………………………………………... 8. Темы рефератов и методические указания по их выполнению……………………………………………………….……….. 9. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу…………. 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….…… 10.1. Литература………………….………………………………...…………..... 10.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………… 11. Глоссарий терминов с английскими эквивалентами…..……..……….…………... 12. Тесты к семинарским занятиям……………………………………………………... 13. Расшифровка сокращений…………………………………………………………… Приложения……………………………………..………………………………………...    

 


1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Состоит в том, чтобы дать базовую основу студентам в области мирового хозяйства и международных экономических отношений.

 

Задача курса состоит в следующем:

- раскрыть становление и сущность мирового хозяйства и тенденции его развития;

- объяснить развивающиеся процессы глобализации в мировом хозяйстве;

- охарактеризовать субъекты мирового хозяйства;

- дать классификацию стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития;

- объяснить роль и значение международного разделения труда как основы развития международных экономических связей и мирового хозяйства;

- охарактеризовать природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства, демографические проблемы и трудовые ресурсы мира;

- показать научно-технический потенциал мирового хозяйства;

- объяснить отраслевую структуру мирового хозяйства;

- раскрыть систему современных международных отношений;

- показать роль и значение международной торговли в функционировании мирового хозяйства;

- обрисовать теории международной торговли;

- охарактеризовать международную торговлю: структуру, динамику, ценообразование;

- рассмотреть внешнеторговую политику: либерализм, протекционизм автаркия;

- объяснить необходимость государственного регулирования внешней торговли, использование тарифных и нетарифных методов;

- показать роль и значение международного регулирования торговли: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД;

- охарактеризовать внешнюю торговлю России: динамику, структуру, ее торговый баланс;

- дать характеристику международного рынка товаров и услуг;

- дать характеристику основных форм организации международной торговли;

- охарактеризовать международное движение капитала: сущность, структуру, динамику;

- показать значение прямых иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве;

- раскрыть роль и значение ТНК в мировом хозяйстве;

- рассмотреть проблему иностранных инвестиций в России и их регулирование;

- раскрыть причины бегства капитала из России;

- показать роль и значение межгосударственного кредита в функционировании мирового хозяйства;

- рассмотреть вопросы международной миграции рабочей силы и ее регулирование;

- проанализировать международные валютно-расчетные отношения, платёжный и расчетный балансы;

- объяснить происходящие в мировом хозяйстве интеграционные процессы, формы интеграционных объединений;

- рассмотреть такие интеграционные объединения, как Евросоюз, НАФТА, Меркосур, АСЕАН и другие;

- рассмотреть международные валютно-финансовые организации: МВФ, Мировой банк, ЕБРР и другие;

- охарактеризовать место России в системе современных международных экономических отношений;

- рассмотреть роль регионов в современном мировом хозяйстве: Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и стран – членов СНГ;

- дать характеристику таких стран, как: США, Япония, Китай, Германия, Индия, Россия.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Содержание курса «Мировая экономика» соответствует требованиям государственного высшего профессионального образования.

Программой определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы; перечень контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ и вопросов к экзамену (зачету). В программе представлен список литературы, необходимой для освоения тем курса.

В соответствии с рекомендациями УМС для освоения курса предусмотрен объем часов: общий, аудиторный (лекционный и семинарский), самостоятельной работы в соответствии со специальностями.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны знать и представлять процессы, происходящие в современном мировом хозяйстве, его природно-ресурсный, трудовой и научный потенциал.

Студенты должны хорошо ориентироваться в системе субъектов мирового хозяйства, знать состояние экономики ведущих стран соответствующих регионов, их место в мировой экономике.

Студенты должны хорошо усвоить систему мирохозяйственных связей, таких как международная торговля, вывоз капитала, миграция рабочей силы, интеграционные процессы, международные валютно-расчетные отношения.

Студенты должны хорошо знать состояние экономики России и ее место в мировом хозяйстве.

Процесс обучения студентов по дисциплине «Мировая экономика» осуществляется путем посещения лекций, в ходе проведения практических занятий, написаний рефератов, проведения дискуссий, «круглых столов», промежуточных оценок знаний и степени усвоения материала и, наконец, сдачи зачетов и экзаменов[1].

 

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
Коммерц. Эк.и упр.на предпр. (по отраслям) Нало-ги Прикл. инф-ка Фин.и кредит Бух. учет Менед-жмент Эк.и упр.на предпр. торгов-ли
№№ семестров                
Аудиторные занятия:                
Лекции                
Практические и семинарские занятия                
Самостоятель-ная работа                
Всего часов на дисциплину                
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Зачет   Экзамен   Зачет   Экзамен   Экзамен   Экзамен   Экзамен   Экзамен  

Форма обучения очно-заочная

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
Прикл. инф. в экон. Фин. и кредит. Менед-жмент Бух. учет Эк.и упр.на предпр. торг. Эк.и упр.на предпр. РГБ, туризм Налоги
№№ семестров              
Аудиторные занятия:              
Лекции              
Практические и семинарские занятия              
Самостоятельная работа              
Всего часов на дисциплину              
   
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Экзамен   Экза-мен   Экза-мен Экза-мен Экзамен Экзамен Зачет

Форма обучения заочная

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
Ком-мерция Фин. и кредит Менедж-мент Бух. учет Эк. и упр.на предпр. торг. Эк. и упр.на предпр. РГБ,туризм Налоги
№№ семестров              
Аудиторные занятия:              
Лекции              
Практические и семинарские занятия              
Самостоятельная работа              
Всего часов на дисциплину              
Текущий контроль (количество, №№ семестров) Контр. работа 4 сем. Контр. работа 4 сем. Контр. работа 4 сем. Контр. работа 4 сем. Контр. работа 4 сем. Контр. работа 4 сем. Контр. работа 4 сем.
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров   Зачет   Экзамен   Экзамен 4   Экза-мен   Экзамен   Экзамен   Зачет
Вид учебной работы Количество часов по специальностям
Коммер-ция Финан-сы и кредит Эк.и упр.на предпр. РГБ, туризм Налоги
№№ семестров     2/2  
Аудиторные занятия:     51/34  
Лекции     34/18  
Практические и семинарские занятия     17/16
Самостоятельная работа     119/136  
Всего часов на дисциплину     170/170  
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Зачет Экза-мен Экзамен Зачет

Форма обучения очная/очно-заочная (сокращенная)

Форма обучения заочная (сокращенная)

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
Ком-мерция Фин. и кредит Менедж-мент Бух. учет Эк. и упр.на предпр. торг. Эк. и упр.на предпр.РГБ,ту-ризм Налоги
№№ семестров              
Аудиторные занятия:              
Лекции              
Практические и семинарские занятия              
Самостоятельная работа              
Всего часов на дисциплину              
Текущий контроль (количество, №№ семестров) Контр. раб. Контр. раб. Контр. раб. Контр. раб. Контр. раб. Контр. раб. Контр. раб.
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Зачет Экзамен Экзамен Экзамен Экзамен Экзамен Зачет

3.2.Распределение часов по темам и видам работ.

Форма обучения очная

Специальности: Коммерция (080301), Прикладная информатика (080801), Экономика и управление на предприятии (торг.) (080502), Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (080502)

 

№ п/п Наименование темы Всего часов по учебному плану Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семина-ры
  Тема № 1. Мировое хозяйство и его структура 13, 18, 13, 17     6, 11, 6, 10
  Тема № 2. Потенциал мировой экономики 11, 17, 10, 15     6, 12, 5, 10
  Тема № 3. Международная торговля 14, 22, 14, 18     6, 14, 6,10
  Тема № 4. Международное движение капитала 12, 18, 11, 15     6, 12, 5, 9
  Тема № 5. Международная миграция рабочей силы 9, 15, 7, 12     6, 12, 4, 9
  Тема № 6. Международные валютные отношения 14, 22, 14, 18     6, 14, 6, 10
  Тема № 7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве 10, 20, 12, 16     4, 14, 6, 10
  Тема № 8. Система международных экономических организаций. 11, 15, 7, 13     8, 12, 4, 10
  Тема № 9. Регионы в современном мировом хозяйстве 11, 23, 12, 16     6, 18, 7, 11
Итого 105, 170, 100, 140     54, 119, 49, 89

Специальности: Финансы и кредит (080105), Менеджмент (080507)

 

  № п/п     Наименование темы Всего часов по учебному плану   Аудиторные занятия   Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Тема № 1. Мировое хозяйство и его структура 16, 18     6, 8
2. Тема № 2. Потенциал мировой экономики 13, 15     8, 10
3. Тема №3. Международная торговля 20, 22     10, 12
4. Тема № 4. Международное движение капитала 16, 18     8, 10
5. Тема № 5. Международная миграция рабочей силы 13, 15     8, 10
6. Тема № 6. Международные валютные отношения 19, 21     10, 12
7. Тема №7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве 16, 18     8, 10
8. Тема № 8. Система международных экономических организаций 8, 10     4, 6
9. Тема № 9. Регионы в современном мировом хозяйстве 19, 23     10, 14
Итого 140, 160     72, 92
             

 

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит (080109)

№ п/п Наименование темы Всего часов по учебному плану Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Тема № 1. Мировое хозяйство и его структура        
2. Тема № 2. Потенциал мировой экономики        
3. Тема № 3. Международная торговля        
4. Тема № 4. Международное движение капитала        
5. Тема №5. Международная миграция рабочей силы        
6. Тема № 6. Международные валютные отношения        
7. Тема № 7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве        
8. Тема № 8. Система международных экономических организаций        
9. Тема № 9. Регионы в современном мировом хозяйстве        
Итого        
             

 

Специальность: Налоги (080107)

  № п/п     Наименование темы Всего часов по учебному плану   Аудиторные занятия   Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Тема № 1. Мировое хозяйство и его структура        
2. Тема № 2. Потенциал мировой экономики        
3. Тема № 3. Международная торговля        
4. Тема № 4. Международное движение капитала        
5. Тема № 5. Международная миграция рабочей силы        
6. Тема № 6. Международные валютные отношения        
7. Тема № 7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве        
8. Тема № 8. Система международных экономических организаций        
9. Тема № 9. Регионы в современном мировом хозяйстве        
Итого        
             

 

Содержание курса

Темы семинарских занятий

Общие положения

Планы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Мировая экономика» включают 9 тем. Рассмотрение каждой темы предусматривает определенное количество занятий, которое зависит от объема часов, выделенных для каждой специальности.

Студентам предлагается список литературы для подготовки к семинарским занятиям. Аудиторные лекции, учебные пособия, учебники, монографии, а также статьи в периодической печати позволяют глубоко усвоить материалы курса при условии систематической самостоятельной работы студентов. Необходимо не только изучить те или иные темы курса «Мировой экономики», но и понять логику процессов, происходящих в современном мировом хозяйстве.

Подготовка к семинарскому занятию требует от студента не просто написания своего выступления, а четкого глубокого продумывания изучаемой темы, ее вопросов, составления плана ответа, подготовки основных тезисов выступления. Каждое выступление должно быть построена четко, конкретно, доступно для восприятия на слух. Студент должен уметь отвечать на задаваемые вопросы в ходе обсуждения темы.

На первом семинарском занятии следует некоторое время посвятить рассмотрению структуры изучаемой дисциплины, решению организационных вопросов, связанных с подготовкой и проведением семинарских занятий.

К каждой теме курса предлагается необходимая литература из учебников и учебных пособий. Что касается периодических материалов, то студент их находит самостоятельно. Для этого необходимо пользоваться списком статей, опубликованных в журнале за год в 12 номере соответствующего журнального издания. Обычно достаточно взять последние номера за последние 2-3 года. Большое значение имеет изучение фактических материалов, опубликованных в БИКИ, Интернете.

К темам разработаны тесты, которые позволяют более эффективное изучение курса «Мировой экономики». Имеются глоссарий основных терминов с английскими эквивалентами, расшифровка сокращений, приложения

При проведении семинарских занятий преподаватель должен:

- учитывать степень подготовленности студентов;

- избегать повторного рассмотрения вопросов, которые студенты могли пройти по другим дисциплинам (Общая экономическая теория, Экономическая география);

- широко применять активный метод обучения: дискуссии, «круглые столы», тестирование, написание рефератов (на усмотрение преподавателя). Тематика дискуссий, «круглых столов» должна определяться темами семинарских занятий и учитывать, желательно, современную реальную действительность.

 

Тема № 1

Тема № 2

Потенциал мировой экономики

1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Понятие, сущность.

2. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Распределение по странам.

3. Ресурсы минерального сырья и топлива. Уголь, нефть, природный газ. Гидроэнергетика. Распределение по странам.

4. Наделенность природными ресурсами развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой.

5. Трудовые ресурсы мирового хозяйства (МХ). Экономически активное население.

6. Отраслевая структуры населения по группам стран.

7. Отраслевая структура МХ. Первичный, вторичный и третичный сектора. Возрастание роли третичного сектора.

8. Агропромышленный комплекс. Ситуация по группам стран.

9. Понятие и сущность «зеленой революции» в развивающихся странах.

10. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Ситуация по группам стран.

11. Машиностроение мира. Главные машиностроительные регионы мира. Структура машиностроения.

12. Научные ресурсы мира. Показатели состояния научных ресурсов страны.

13. Понятие и сущность НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Важнейшие центры науки мира.

 

Литература: [1.(Гл. 11, 13); 2.(Раздел II); 3.(Раздел III, главы 15,16,19); 4.(Главы 6, 9,10,11,12); 5.(Глава 2); 6.(Тема III, 2); Приложение №7, №8]

Тема № 3.

Международная торговля

1. Международная торговля – важнейшая форма проявления мирохозяйственных связей.

2. Международная и внешняя торговля. Понятие. Сущность. Основные показатели развития международной и внешней торговли: общий объем (товарооборот), товарная структура, географическая структура

3. Торговый баланс. Понятие. Сущность.

4. Особенности ценообразования на мировом рынке.

5. Виды рынков в мировой торговле: рынок товаров, рынок услуг.

6. Рынок товаров: рынок промышленных товаров, рынок сырья и с/х продукции.

7. Рынок услуг. Разновидности рынка услуг.

8. Основные формы и методы ведения внешней торговли.

9. Международный контракт. «Базисные условия» контракта. «Инкотермс».

10. Внешняя торговля РФ. Внешнеторговый баланс.

11. Основные направления внешнеторговой политики: автаркия, протекционизм, либерализм.

12. Международное регулирование внешней торговли. Двустороннее и многостороннее государственное регулирование.

13. Международные торговые организации: ГАТТ, ВТО, ЮНКТАД. Их роль и значение.

14. Россия и ВТО.

 

Литература: [4(Гл. 3); 5.(Гл. 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15,1 6); 7 (Гл. 4, 26, 27, 28, 29, 32); 11 (Раздел II); Приложение № 1]

 

Тема № 4

Тема № 5

Тема № 6

Тема № 7

Тема № 8

Тема № 9.

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

по всему курсу [2]

1. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений.

2. Факторы, определяющие развитие мирового хозяйства и международных экономических отношений.

3. Этапы развития современного мирового хозяйства. Его центропериферическое строение.

4. Субъекты мирового хозяйства.

5. Критерии выделения трех групп стран: развитых, развивающихся и с переходной экономикой.

6. Характеристика группы промышленно развитых стран. Ее место в мировом хозяйстве.

7. 7 ведущих государств промышленно-развитой группы стран. Их место в мировом хозяйстве.

8. Характеристика группы развивающихся стран. НИС, нефтедобывающие страны, НРС.

9. Характеристика группы стран с переходной экономикой. Страны Центральной и Восточной Европы, страны СНГ, Китай, Вьетнам, Монголия.

10. Международное разделение труда. Естественная и социально-экономическая основа МРТ. Основные типы МРТ.

11. Международная специализация производства. Основные формы проявления МСП.

12. Международная кооперация производства. Сущность, Основные методы налаживания кооперативных связей.

13. Система национальных счетов. Важнейшие показатели СНС: ВВП, ВНП и т.д.

14. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

15. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.

16. Отраслевые структуры мирового хозяйства.

17. Агропромышленный комплекс. Его структура.

18. Машиностроение мира. Главные машиностроительные регионы мира.

19. Научные ресурсы мира.

20. Мировая торговля. Ее структура. Новые тенденции.

21. Рынок товаров.

22. Рынок услуг.

23. Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле на современном этапе.

24. Протекционизм и методы его осуществления.

25. Система тарифных барьеров.

26. Система нетарифных ограничений.

27. Формы и методы ведения международной торговли: аренда, встречная торговля, международные торги, товарная биржа, международный аукцион.

28. Встречная торговля и основные ее формы.

29. Базисные условия контрактов. «Инкотермс».

30. Торговый баланс России.

31. ГАТТ/ВТО.

32. ЮНКТАД.

33. Экспорт капитала. Сущность, основные формы.

34. Мировой рынок ссудных капиталов. (Мировой денежный рынок. Мировой рынок капиталов.)

35. Международный кредит – важнейший элемент мирохозяйственных связей.

36. Формы международного кредита.

37. ТНК и их значение в МЭО.

38. Международная миграция рабочей силы – важнейшая форма МЭО.

39. Мировые рынки рабочей силы.

40. Этапы развития мировой валютной системы.

41. Бреттон-Вудская валютная система.

42. Ямайская валютная система.

43. Европейская валютная система. Евро.

44. МВФ. Основные направления его деятельности.

45. МБРР. Основные направления его деятельности.

46. ЕБРР. Основные направления его деятельности.

47. Платёжный баланс.

48. Сущность экономической международной интеграции.

49. Формы и уровни интеграционных экономических процессов.

50. НАФТА.

51. Евросоюз.

52. АТЭС.

53. Меркосур.

54. АСЕАН.

55. США – ведущее государство в мировом хозяйстве.

56. Экономическое развитие Канады.

57. Экономическое развитие Японии.

58. Экономическое развитие Китая.

59. Место России в мировом хозяйстве.

60. Специфика экономического развития стран Центральной Европы.

61. Перспективы экономической интеграции стран СНГ.

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

1. В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник. 2-е изд.– Москва, Юнити, 2003.

2. Мировая экономика. Учебник. Под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. Москва, Юрист, 1999, 2005.

3. Мировая экономика. Отв. ред. Б.М. Маклярский. Москва, «Международные отношения», 2004.

Дополнительная:

4. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. 4-е изд. Москва, 1999.

5. Л.Е. Басовский. Мировая экономика. Курс лекций. Москва. ИНФРА-М, 2001.

6. В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолод. Мировая экономика. Краткий курс лекций, 2-е изд., доп., Москва. Юрант, 2003.

7. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. Под общей ред. д.э.н., проф. В.В. Полякова и д.э.н., проф. Шекина. Москва, Кнорус, 2005.

8. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. чл.-корр. И.С. Королева. Москва, Экономист, 2003.

9. А.Г. Мовсеян, С.Б. Огнивцев. Мировая экономика. Учебник. Москва, «Финансы и статистика», 2001.

10. З.К.Раджабова Мировая экономика. Учебник. Москва, ИНФРА-М, 2002.

11. Е.Д. Халевинская. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. Москва, Экономист, 2004.

12. Р.И. Хасбулатов. Мировая экономика. Москва, Инсаи, 2005.

13. М.А. Щербанин и др. Международные экономические отношения: Интеграция. Учебное пособие для вузов. «Банки и биржи». Москва, Юнити, 2005

Рекомендуемая:

14. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. Москва, Юрист, 2005.

15. Я.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отно-шения. Учебное пособие. Москва, Финансы и статистика, 2005.

16. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово и новое явление? Москва, Экономика, 2005

17. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. Перевод с английского. Москва, Прогресс, 2005.

18. Мировая экономика. Экономика зарубежных связей. Учебник. Под ред. проф. Колесова В.П. и проф. М.Н.Осьмовой. Издание «Флинт». Москва, 2001

19. Основы внешнеэкономических связей. Под ред. И.П. Фаминского. 2-е издание, перераб. и доп. Международные отношения. Москва, 2005

20. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, Высшая школа, 2005.

21. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. Москва, Международные отношения, 2004.

22. Пебро Ф. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. Пер. с французского. Москва, Прогресс. Универс, 2004.

23. Семенов К.А. Международные экономические отношения. Курс лекций. Москва, Гардарика, 2005.

24. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». Москва, Новый Юрист, 2005.

25. Спиридонов А.И. Мировая экономика. Учебное пособие. ИНФРА-М. Москва, 2005.

26. Фомичев В.И. Международная торговля. Учебник. ИНФРА-М. Москва, 2004.

27. Г.П. Черников, Д.А. Черникова. Мировая экономика. Москва, Дрофа, 2003.

Периодические издания с указанием интернет-сайтов:

28. «Вопросы экономики» (www.vopreco.ru)

29. «Мировая экономика и международные отношения» (www.naukaran.ru, www.malk.ru)

30. «Международная экономика» (www.mec.panuz.ru)

31. «Нефтегазовая вертикаль» (www.ngv.ru)

32. «Общество и экономика» (Международный научный и общественно-политический журнал) (www.cemi.ru/jsae)

33. «Российский экономический журнал» (www.rej.ru)

34. «Экономист» (www.economist.com.ru)

35. «Экономическое развитие России» (www.vedi.ru)

36. «Эксперт» (www.consultant.ru)

37. БИКИ

38. «Экономика и жизнь»

 

39. Правительство РФ ( www.government.ru)

40. ЦБ России (www.cbr.ru)

41. Федеральная служба статистики (www.gks.ru)

42. Федеральная таможенная служба (www.customs.ru)

43. Министерство экономического развития и торговли (www.ress.ru)

44. Иностранные инвестиции в России (www.consulco.com.ru)

45. МВФ (www.inf.org)

46. Всемирный банк (www.worldbank.org)

47. ВТО (www.wto.org)

48. ЮНКТАД (www.unctad.org)

49. ООН (www.un.org)

 

10.2. Методическое обеспечение дисциплины

При подготовке к семинарским занятиям студент может воспользоваться соответствующими кафедральными публикациями:

1) «Мировая экономика». Планы семинарских занятий, специальность 060600. Москва, 2003. Составитель: доцент Захарова Н.В. Тема № 1 «Современное мировое хозяйство и его структура» (с.2-6).

2) «Экономическая география зарубежных стран». Планы семинарских занятий. Москва, 2001. Составитель: профессор Вавилова Е.В.

3) «Международные экономические отношения». Методические указания по подготовке к семинарским занятиям. Москва, 1997. Составители: профессор Люсов В.Н., профессор Назаров В.А., ассистент Кудрявцева И.С.

4) «Международные экономические отношения». Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов специальностей: 061410, 061500, 052900, 060800, 061100, 060500, направлений 522000, 521510, 521600. Москва, 1999. Составитель: профессор Люсов В.Н.

5) «Мировая экономика». Планы семинарских занятий. Москва, 2003. Составитель: доцент Захарова Н.В. (Темы № 2, 3, 4, 5, 6, 7, с.6-29).


11. Глоссарий терминов с английскими эквивалентами [3]

Автаркия (closed economy, autarchy) - экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. В качестве основных средств такой политики используются, в частности, протекционистские меры.

Активный торговый баланс (active trade balance) - торговый баланс, характеризующийся превышением вывоза товаров из страны над ввозом в нее.

Акционерное совместное предприятие ( joint equity venture, JEV)- форма международной бизнес-операции вхождения на зарубежный рынок, предполагающая учреждение там юридического лица.

Антиглобализм (antiblobalism) - национальное и международное поли­тическое движение против негативных социально-экономических последст­вий тотальной глобализации.

Антидемпинговое законодательство (antidumping law) - совокуп­ность законодательных актов, защищающих национальный или региональ­ный рынок от импорта товаров по заниженным ценам.

Антимонопольное законодательство (antirust law) - это правовые нормы, направленные на предотвращение злоупотребления доминирующим положением на внутреннем рынке. Первые антимонопольные законы появи­лись в США более 100 лет тому назад. В настоящее время антимонопольное законодательство является частью правовой системы многих стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.288 с.)