Метод опроса в профессиональной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод опроса в профессиональной



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

ОПРОС КАК МЕТОД

ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Для успешной психолого-педагогической деятельности зачастую необходима информация о субъективном мире людей и их склонностях, мнениях, мотивах деятельности, которые недоступны прямому наблюдению.

Источником такой информации являются непосредствен­ные участники этих процессов — люди, их высказывания о собственном мнении и взглядах, настроении и поступках, об окружающей их реальности. Получить такую информа­цию можно посредством обращения с вопросами, т.е. мето­дом опроса.

Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы.

Значение метода опроса в педагогике и психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой психолого-педагогической сферы информацией и чем менее доступна она непосредственному наблюдению. Вместе с тем метод опроса не универсален. Наиболее плодотворно он использу­ется в сочетании с другими методами исследования психо­лого-педагогических ситуаций.

Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использова­нием других методов. Она легко поддается обработке, полу­чить ее можно сравнительно оперативно.

Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах:

— в виде интервью (устного опроса);

— анкетирования (письменного опроса);

— экспертного опроса;

— тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса);

— в виде индивидуальной или групповой беседы;

— с использованием социометрии, позволяющей на ос­нове опроса выявить межличностные отношения в группе людей.

В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важ­ной составляющей этого метода является достоверность по­лучаемой информации — свойство метода давать информа­цию, адекватно отражающую изучаемую реальность по из­меряемым характеристикам.

В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респон­дентов, формируется мотивация их участия или помощи в ис­следовании психолого-педагогических явлений или процессов.

Опрос представляет собой одну из наиболее сложных раз­новидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респонден­том — обеспечивается с помощью различных «промежуточ­ных звеньев», влияющих на качество получаемой информа­ции. Прежде всего это анкета или интервью, представляю­щие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие от­веты респондентов. При этом анкетирование требует предва­рительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситу­аций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к прово­димому опросу.

Метод опроса, основанный на правильно спланирован­ной выборке, позволяет по сравнительно небольшому ко­личеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях раз­вития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.

 

Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых пере­менных и выдвижения гипотез исследования психолого-пе­дагогических явлений.

На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и кон­троля данных, полученных другими методами.

На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех уча­ствующих в исследовании.

Таким образом, опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обра­щении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Среди недостатков метода опроса можно указать следу­ющие: во-первых, субъективность получаемой информа­ции (респонденты нередко склонны переоценивать значе­ние некоторых фактов или явлений, своей роли в них); во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструмента­рия исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных; в-третьих, необхо­димые сведения могут быть просто неизвестны опрашива­емым.

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

И АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНЫЕ

ФОРМЫ ОПРОСА

Интервью — разновидность метода опроса, специаль­ный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по опре­деленному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента). Специфика интервью состоит в том, что педагог-психолог заблаговре­менно определяет тему предстоящего изучения психолого-педагогической ситуации и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в про­цессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесно­ты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Интервью может быть:

— стандартизированным;

— нестандартизированным (свободным);

— полустандартизированным (документированным).

Стандартизированное интервью предполагает формали­зованное наблюдение, детальную разработку всей процеду­ры, включая общий план беседы. В этом случае не разреша­ется изменять формулировки вопросов, задавать новые во­просы.

Нестандартизированное интервью — это своего рода бе­седа без строгой детализации вопросов; чаще всего опреде­ляется только тема интервью, которая предлагается респон­денту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной стадии исследования психо­лого-педагогического явления, когда уточняется содержа­ние проблемы. Оно может быть применено и перед началом составления анкеты.

Полустандартизированное интервью— содержательный перечень как строго определенных, так и возможных во­просов; при этом используются как открытые, так и зак­рытые вопросы. Круг вопросов, включаемых в план интер­вью, обязателен для интервьюера, он может менять их по­следовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Интервьюер направляет ход и со­держание беседы с респондентом. Респондент дает ответы в свободной форме, которые строго фиксируются. Этот вид интервью применяется в пилотажных исследованиях для подготовки вариантов ответов в закрытых вопросах.

Другой основной формой опроса является анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для полу­чения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Оно проводится в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

По способу общения между исследователем и опрашива­емым анкетирование подразделяется:

— на прессовое — публикуется в средствах массовой ин­формации (журналах, газетах), где читателю предла­гается письменно ответить на поставленные вопросы и переслать ответы в редакцию;

почтовое — рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответ и возвратить вопросник по почте по указанному адресу;

раздаточное — вопросники раздаются исследователем группе людей, сосредоточенных в одном месте с просьбой безотлагательно заполнить и непосредствен­но возвратить анкету (условия и время возврата ого­вариваются специально).

Надо заметить, что прессовая и почтовая анкеты имеют существенный недостаток — они дают низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий для получения данных.

В настоящее время широко распространено групповое (аудиторное) анкетирование, имеющее организационные преимущества, позволяющее с помощью небольшого числа лиц, проводящих анкетирование, и в короткий срок опро­сить значительное количество людей.

Успех анкетирования зависит от качества формулировки вопросов анкеты. По цели постановки вопросы анкеты подразделяются:

— на содержательные или результативные, т.е. позволя­ющие сделать вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях;

— функциональные, т.е. ставящие на первое место фун­кцию оптимизации и упорядоченности прохождения анкетирования.

В свою очередь среди функциональных вопросов можно выделить разновидности: функционально-психологические; вопросы-фильтры; контрольные.

Функционально-психологические вопросы используются для перехода от одной темы к другой, для снятия напряжения и нежелательных установок у опрашиваемого. Зачастую рес­пондентам задается ряд вопросов, затрагивающих темы, иногда не связанные с конкретной психолого-педагогической ситуацией, что может вызвать недоумение. Переход от одной темы к другой должен быть плавным, опрашиваемо­му следует показать необходимость дальнейших вопросов. Например: «А теперь несколько вопросов о...» или «А сей­час немного о другом...».

Вопросы-фильтры целесообразно задавать после выясне­ния ситуации, относится ли респондент к той группе лю­дей, для которой предназначен этот вопрос. Так, для того чтобы выяснить у людей мнение о тех или иных взаимосвя­зях в коллективе, необходимо узнать, в частности, о нали­чии микрогрупп, формальных и неформальных лидерах и т.п. Например, прежде чем задать вопрос о качестве прове­дения общественных мероприятий, нужно спросить, а час­то ли он там бывает?

Контрольные вопросы призваны проверить достоверность по­лученных данных. Они выполняют несколько функций: конт­ролируют ответы на одну тему; служат основанием для высчи­тывания коэффициента доверия к анкете в целом или к от­дельному вопросу; включают в анкету вопрос с заранее известным ответом. Например: сначала респондента спрашива­ют: «Довольны ли Вы результатами своей работы в коллекти­ве?» Через некоторое время задают первый контрольный воп­рос: «Хотите ли Вы перейти в другой коллектив?»; второй кон­трольный вопрос: «Предположим, что по каким-то причинам Вы не работаете, вернулись бы Вы в прежний коллектив?»

В зависимости от формы ответов вопросы подразделяют­ся на:

— закрытые;

— полузакрытые;

— открытые.

Закрытые вопросы — в них респонденту предлагается один или несколько возможных ответов.

Выделяют следующие виды закрытых вопросов:

— дихотомические (подразумевают ответы да / нет);

— альтернативные отличаются от дихотомических урав­новешенностью формулировки, например:

«Как Вы считаете, соответствует или не соответствует уровень воспитанности обучаемых предъявляемым требованиям?»

Соответствует....................................................................... 1

Не соответствует................................................................... 2

 

«Насколько часто Вы наблюдаете конфликты в группе?»

Очень часто (каждый день).................................................. 1

Часто (2—3 раза в неделю)................................................ 2

Не очень часто (3—4 раза в месяц).................................... 3

Редко (1—2 раза в месяц)................................................... 4

Очень редко (еще реже)...................................................... 5

 

 

Разновидности альтернативных вопросов:

вопросы-иллюстрации (с картинками). Здесь важно учи­тывать, кому задается вопрос, т.е. приходится печа­тать анкеты в «мужском» и «женском» вариантах, так как ответы могут иметь значительные расхождения при изучении тех явлений, где фактор пола оказывает сильное воздействие;

школьные вопросы. При шкальных вопросах опрашива­емые должны отметить интенсивность какого-либо яв­ления или мнения, например:

«Какое значение имеет для Вас присутствие в Вашей работе такого качества, как самостоятельность?»

небольшое значение_1_2_3_4_5_6_7_8_9_большое значение.

«Как интенсивно Вы используете прием воспитания на основе личного примера?»

не использую _1_2_3_4_5_6_7_8_9_использую часто;

«вопрос-меню» позволяет опрашиваемому выбрать не­сколько ответов в отличие от альтернативного вопроса, где предполагается только один ответ например:

«Довольны ли Вы внешним видом воспитанников?»

— очень доволен;

— скорее доволен, чем недоволен;

— скорее недоволен, чем доволен;

— очень недоволен.

Полузакрытые вопросы предоставляют возможность оп­рашиваемому уклониться от выбора альтернативы путем возможных ответов типа:

— не могу сказать точно;

— не могу точно ответить;

— другое (пожалуйста, напишите).

Открытые вопросы не предлагают возможных вариантов ответов, ответы на них полностью записываются интервью­ером или самим опрашиваемым.

В анкетировании можно выделить основные этапы.

1. Адаптация:

создание у респондента мотивации ответить на по­ставленные вопросы. Необходимо заинтересовать опраши­ваемых выступить активными участниками анкетирова­ния, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на поставленные вопросы приобрели для них личностный смысл;

— подготовка к исследованию психолого-педагогичес­кого явления: объяснение цели анкетирования, правил за­полнения анкеты. Необходима психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые позволят ввести рес­пондента в ситуацию опроса и приблизят к основной про­блематике.

Для повышения заинтересованности респондента и ук­репления контакта с исследователем используются контакт­ные вопросы, близкие к тематике опроса и постепенно вво­дящие опрашиваемого в изучаемую проблематику, напри­мер: «Предположим, что к Вам обратился выпускник школы с просьбой помочь ему в выборе профессии. Что бы Вы ему посоветовали?»

2. Реализация целей анкетирования — сбор основной ин­формации, необходимой для решения поставленных задач. Если анкетируемый убежден, что цель и результаты анке­тирования непосредственно связаны с удовлетворением его жизненных потребностей и общества в целом, опрос при­обретает большой личностный смысл, у респондента возни­кает желание дать достоверную информацию.

3. Снятие напряжения — для повышения интереса к ис­следованию используются функционально-психологические вопросы, содержание которых повышает интерес у опраши­ваемых, например: ребят можно спросить о футболе или хок­кее, девочек — о музыке. Основная цель этих вопросов — снять усталость и повысить мотивацию отвечающих.

К основным правилам формулировки вопросов относят­ся следующие:

— не спрашивайте сразу о многом;

— в анкете не должны использоваться непонятные слова;

— вопросы должны быть короткими;

— избегайте внушающих вопросов.

Для начинающих исследователей большую сложность представляет подготовка текста вводной части анкеты. В ней содержится информация о целях анкетирования и инструк­ция по правилам работы с анкетой (см. приведенные ниже образцы).

Образец вводной части анкеты 1

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анке­ты, цель которой — выяснить различные стороны труда и быта сотрудников. Эти данные будут полезны для улучшения работы Вашего учреждения. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.

К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выбе­рите те, которые соответствуют Вашему мнению и обведите круж­ком соответствующую им цифру. Если ни один из предназначен­ных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами, мы остави­ли для этого свободное место. Фамилию указывать не обязательно, нам прежде всего нужно Ваше мнение. Заранее благодарим за помощь.

Образец вводной части анкеты 2

Уважаемый коллега! Исследование, в котором мы предлагаем Вам принять участие, называется «Педагог — сегодня и завтра». Оно включает разделы: Кто такой современный педагог? Что он должен знать и что уметь? Как лучше подготовить педагога к его профессии? Эти и некоторые другие вопросы мы хотели бы обсудить с Вами, полагаясь на Ваш опыт и знание проблем педагогики. Наблюдения и мнения компетентных специалистов позволяют составить общую картину педагогической деятельнос­ти в учреждении и наметить пути ее улучшения, а в этом, нет сомнения, все мы крайне заинтересованы.

К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выбе­рите те, которые соответствуют Вашему мнению и обведите круж­ком соответствующую им цифру. Если ни один из предназначен­ных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами, для этого в анкете оставлено свободное место.

Если Вам будет интересно ознакомиться с итогами исследо­вания, мы предоставим Вам такую возможность. Заранее благо­дарим Вас за участие в анкетировании.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные формы проведения опроса.

2. Каковы основные этапы проведения опроса?

3. Назовите сильные стороны и недостатки метода оп­роса.

4. Дайте определение анкетированию как разновиднос­ти метода опроса.

5. Охарактеризуйте построение закрытого вопроса в ан­кете.

6. Что представляет собой открытый вопрос в анкете?

7. Какова структура полузакрытого вопроса в анкете?

8. Что представляет собой вопрос-фильтр в анкете?

9. Охарактеризуйте построение контрольного вопроса в

анкете. 10. Чем анкетирование отличается от интервьюирования?

Список литературы

Загвязинский В.И., Атаканов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического ис­следования. М., 1993.

Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998.

Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др М., 1983.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательно­сти. СПб., 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.

Глава IV

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА ПОСТУПКОВ

КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

СУЩНОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.072 с.)