Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работоспособность, функциональные состояния человека в труде, Принципы и методы их диагностики и коррекции. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Трудоспособность, работоспособность (актуальная, потенциальная). Факторы (внешние и внутренние), обусловливающие работоспособность человека. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности. Закономерности (фазы) динамики работоспособности в процессе труда. Функциональное состояние – основные подходы к изучению, определение с позиций системно-структурного подхода. Классификация функциональных состояний человека в труде (общие и специфические). Виды функциональных состояний. Методы диагностики функциональных состояний. Состояния сниженной работоспособности: утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.). Монотонный труд — пример для изучения изменений функционального состояния человека в процессе работы в целях его нормализации. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки. Сущность неблагоприятного воздействия на работника. Психологические способы преодоления аномальных состояний человека в условиях монотонного труда и средства профилактики возникновения состояния монотонии у человека в процессе деятельности. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс. Способы преодоления монотонности труда в промышленности.
Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм. Понятия профессиография, профессиограмма, психограмма профессии. Структура профессиограммы и психограммы. Методы профессиографии: организационные методы сбора эмпирических данных; методы обработки эмпирических данных, интерпретационные методы. Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма профессионала. Профессионально обусловленные особенности психики индивидуальных и групповых субъектов труда. Профессиональные задачи и особенности трудовых действий по их выполнению: действия сенсомоторные (трудовые движения); перцептивные (восприятие в труде); действия самоконтроля и контроля (своеобразии внимания в труде, действия по саморегуляции, волевые действия); действия мнемические (профессиональная память); имажинитивные действия (воображение в турде); логические действия (виды профессионального мышления, творчество в труде); интерперсональные действия (профессиональное общение); профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы, личности; особенности сознания и самосознания субъекта труда.
Психология труда педагога. Мотивы трудовой деятельности. Методики выявления мотивов трудовой деятельности. Требования к педагогу на современном этапе общества. Профессионально-значимые качества педагога. Составление профессиограммы. Различные точки зрения на труд педагога. Акмеологический подход к изучению деятельности педагога. профессиональная роль педагога. Содержание и особенности педагогической деятельности. Требования к личности педагога. Типология личности педагога. Профессиональное самосовершенствование личности педагога. Диагностика уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности учителя. становление педагога – путь от новичка до профессионала. Индивидуальный план профессионального развития учителя. Мотивация профессионального развития учителя.
Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы. Сущность психокоррекционного процесса. Основные направления в современной психокоррекционной работе. Групповые и индивидуальные формы психокоррекционной работы. Психокоррекционные подходы и технологии. Основные подходы к психоконсультированию и психокоррекции: психоаналитический, адлерианский, личностно-центрированный, экзистенциальный, гештальт-терапевтический, когнитивный подходы, транзактный анализ, рационально-эмотивная терапия.
Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Основные этапы психодиагностического процесса. 1. Этап предварительной подготовки. Формулировка психологической проблемы и цели исследования. Выбор методов диагностики. Подготовка условий тестирования. Установление контакта и мотивация испытуемых. Тестовая тревожность и тестовая искушенность.2. Этап сбора данных. Необходимость точного выполнения указаний по проведению методики (описанных в методическом пособии применяемого теста). 3.Этап обработки и интерпретации данных. Психологические теории и профессиональный опыт психодиагноста как основа интерпретации. 4. Психологический диагноз как главная задача психологической диагностики. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический. Типы психологического диагноза. Виды критериев, используемых для проведения сравнительного анализа получаемых в обследовании данных. Психологический прогноз.Зависимость психодиагностической информации от статуса ее потребителя (заказчика) и характера запроса. Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. 5.Представление информации о результатах исследования. Сообщение результатов психодиагностического обследования клиенту. Написание письменного заключения. Подготовка отчета по психодиагностическому исследованию. Методы психодиагностики.Приборные психофизиологические методики. Аппаратурные поведенческие методики. Объективные тесты с выбором ответа. Опросники. Проективные методики. Контент-анализ. Психосемантические методы. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Социометрический метод. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Беседа и опрос. Ролевая игра. Диагностический обучающий эксперимент. Особые методы.
Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики. Стандартизация методик. Выборка стандартизации, правила ее подбора; генеральная и специфическая популяции. Требования к процедуре психодиагностического обследования. Стандартизация шкал. Критериальные нормы. Процентильная шкала, Социально-психологический норматив. Определение норм для теста. Правила формирования выборки стандартизации: популяция, репрезентативность, кривая нормального распределения. Виды норм. Относительность норм. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Необходимость тестовых норм. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Стандартизация шкал. Статистическая природа тестовых шкал. Проблема меры в психометрике. Оценка типа распределения тестовых баллов и проверка устойчивости распределения. Стандартные тестовые шкалы (Z-шкала, Т-шкала, IQ-шкала, шкала стенов и др.). Процентильная шкала. Критериальные нормы. Социально-психологический норматив.
Определение норм для теста. Правила формирования выборки стандартизации: популяция, репрезентативность (возраст, пол, профессия, социальный статус), кривая нормального распределения. Виды норм: возрастные, школьные, профессиональные, локальные, внутригрупповые. Относительность норм. Цель стандартизации. Стандартизация как единообразие процедуры проведения диагностики. Стандартизация как оценка выполнения теста. Линейная стандартизация. Нелинейная стандартизация.
Психодиагностика «трудного класса». Метод наблюдения в работе с «трудным классом». Применение проективных методов в диагностике «трудного класса. Методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса. Методы диагностики социально-психологического климата в «трудном классе. Методы диагностики школьной мотивации «трудного» класса. Определение понятия «трудный класс». Типология «трудных классов»: «необучаемый» класс «Немотивированный» класс, «неуправляемый» класс, «внутренне конфликтный» класс, «закрытый» класс, «звездный» класс. Основные направления работы школьного психолога с «трудным классом». Возможности метода наблюдения в работе с «трудным классом». Характеристика взаимодействия школьников друг с другом или учителя с классом. Характеристика социально-психологического климата в классе. Характеристика стиля учебной деятельности класса. Применение проективных методов в диагностике «трудного класса»: рисуночные методы, цветовой анализатор мира, незаконченные предложения. Методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса»: тест Э.Ф. Замбацявичене, методика оценки умственной работоспособности. Методы диагностики социально-психологического климата в «трудном классе»: социометрическая методика, референтометрическая методика. Применение тестов школьной тревожности для диагностики социально-психологического климата. Методы диагностики школьной мотивации «трудного» класса. Методика диагностики школьной мотивации в начальной школе.
Литература по возрастной психологии Основная литература 1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М., 2005. – 512 с.2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества / В.С. Мухина. – М., 2002. – 452 с.3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 442 с.4. Психология человека от рождения до смерти: учебник для вузов / под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. – 175 с.5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. – М., 2005. – 349 с.Дополнительная литература
Литература по социальной психологии Основная литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов /Г.М. Андреева. – М., 2003. – 363 с. 2. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теорет. подходы: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М., 2002. – 286 с.3. Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – СПб., 2005. – 220 с.4. Майерс Д.Дж. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2004. – 793 с.5. Социальная психология: словарь / [ред. М.Ю. Кондратьев]. – М.; СПб., 2006. – 175 с.6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: учеб. пособие для вузов / П.Н. Шихирев. – М.; Екатеринбург, 2000. – 447 сДополнительная литература 1. Акопов Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. – М., 2000. – 295 с.2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. – 591 с.3. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. – СПб., 2005. – 118 с.4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / М.Р. Битянова. – М., 2000. – 575 с.5. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов / В.А. Горянина. – М., 2004. – 415 с.6. Конфликтология: Хрестоматия: учеб.-метод. пособие / [сост. Н.И. Леонов]. – М., 2003. – 302 с.7. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. Пособие для студ. вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 2001. – 318 с.8. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб., 2003.- 333 с.9. Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для студ. вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 2003. – 474 с.10. Социальная психология в трудах отечественных психологов / [сост. А.Л. Свенцицкий]. – СПб., 2000. – 512 с11. Тейлор Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – 10-е изд. – СПб., 2004. – 767 c.12. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Дону, 2006. – 445 с.
Литература по психологии семьи Основная литература 1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / [под ред. Е.Г. Силяевой]. – 2-е изд. – М., 2004. – 192 с.2. Системная семейная психотерапия / [под ред. Э.Г. Эйдемиллера]. – СПб., 2002. – 367 с.3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000. – 498 с.Дополнительная литература 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – Минск, 2000. – 316 с.2. Бровкин А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А.В. Бровкин, И.А. Еремичев, Э.Л. Страунинг. – М., 2002. – 121 с.3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб., 1998. – 270 с.4. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания / И.Ф. Дементьева. – М., 2000. – 36 с.5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб., 2000. – 149 с.6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – М.; Воронеж, 1999. – 224 с.7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 672 с.8. Технологии социальной работы с детьми и подростками / [под ред. В.Н. Келасьева]. – СПб., 2001. – 61 с.9. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер.– СПб., 1999. – 283 с.
Литература по методам АСПО Основная литература 1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 167 с. 2. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 1991. – 96 с. 3. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Флинта, 1998. – 191 с. 4. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 256с. 5. Методы активного социально-психологического обучения: Учебно-методическое пособие по специальности 020400 – Психология / Сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. – 55 с. Дополнительная литература 1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. – 380 с. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с. 3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. – М.: Знание, 1988. – 64 с. 4. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с. 5. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр. – 2001. – 251 с. 6. Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии). – СПб.: СпбГУ, 2004. – 164 с. 7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Елена Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с. 8. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий // Избранные тру-ды. – М.: Шк. Культ. Полит. – 1995. – С. 115-142.
Литература по психодиагностике Основная литература 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер. 2001. 2. Бодалев А.А. Столин ВВ. Общая психодиагностика. СПб.: Речь. 2001. 3. Бурлачук Л.Ф. Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006. 4. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. Е.М. Борисовой. СПб.: Питер, 2004. 5. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер. 2005. 6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М., 2003.
Дополнительная литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. 2. Андрушенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия. 2004. 3. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуман. исследований, 2001. 4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь. 2004. 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер. 2004. Диагностика психического развития / Под. ред. Й.Шванцера. Прага, 1978. 6. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН ЛТД, 1994. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука обществе. М.: Академический проект. 2003. 7. Никандров В.В. Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб.: Речь. 2003. Основы психодиагностики. Проективные методики. Психологический практикум I Сост. Н.В. Зоткин. Самара: Изд-во «Самарский университет». 1999. 8. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под ред. Бодрова В.А. М.: Пер Сэ. 2003. 9. Практикум по психодиагностике/ Под. ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1984.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.49 (0.038 с.) |