Тема 2. Рынок. Спрос и предложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Рынок. Спрос и предложение.



Рыночное равновесие. Эластичность

 


Тесты

 

Выберите правильные ответы.

 

1. Рынок – это:

а) место, где происходит обмен товарами;

б) способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на централизованном механизме хозяйствования;

в) это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

г) конкурентный механизм, улавливающий движение спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему свободного ценообразования;

д) верны ответы а, б, г;

е) верны ответы а, в, г.

.

 

2. Условиями возникновения рынка являются:

а) стихийный характер производства;

б) прямая, непосредственная связь между производителями;

в) общественное разделение труда;

г) появление денег;

д) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности на средства производства;

е) верны ответы в, д.

.

 

3. Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для функционирования рыночной экономики:

а) сильные профсоюзы;

б) гражданская ответственность предпринимателей;

в) мудрое государственное регулирование экономики;

г) активная конкуренция на рынке.

.

 

4. Конкуренция – это:

а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи благ;

б) борьба производителей за получение наивысшей прибыли;

в) борьба потребителей за право покупать товары по более низким ценам;

г) экономическая состязательность за достижение наилучших результатов в каком-нибудь деле;

д) движущая сила рынка;

е) все ответы верны;

.

 

5. Найдите определения: товара, рынка, стоимости товара, цены, денег:

а) совокупность отношений по обмену товаров;

б) общественные затраты труда, воплощенные в товаре;

в) денежное выражение стоимости единицы товара;

г) продукт труда, предназначенный не для собственного потребления, а для обмена на другой;

д) всеобщий эквивалент товарных ценностей.

) – рынок; б) – стоимость; в) – цена; г) – товар; д) – деньги.

 

6. Назовите достоинства и недостатки рынка:

а) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся социально-экономическим условиям;

б) отсутствие стимулов для производства общественных благ;

в) наличие свободного выбора для производителей и потребителей;

г) отторжение неэффективного и ненужного производства;

д) стимулирование и оптимальное использование результатов НТП;

е) неспособность гарантировать право на труд и доход, порождение социального неравенства;

ж) нестабильность экономического развития, связанная с экономическими кризисами;

з) безразличие к сохранению невоспроизводимых экономических ресурсов, природы.

остоинства – а, в, г, д; недостатки – б, е, ж, з.

 

7. К трансакционным издержкам относятся следующие расходы:

а) на покупку сырья;

б) на покупку оборудования;

в) рекламные расходы;

г) на аренду помещения;

д) на проведение переговоров с контрагентами об условиях поставки продукции;

е) на заработную плату рабочих и служащих предприятия;

ж) на содержание адвоката, обеспечивающего юридическую защиту деятельности Вашего предприятия.

, д, ж.

 

8. Спрос (эффективный спрос) – это:

а) потребности населения в данном благе;

б) готовность и способность потребителя платить за товары;

в) количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени;

г) потребность иметь какое-то благо, подкрепленная суммой денег, необходимой для его покупки;

д) верно б, в, г.

.

 

9. В законе спроса проявляется:

а) зависимость между спросом и предложением;

б) прямая зависимость между спросом и ценой;

в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя;

г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

.

 

10. Типичная кривая спроса:

а) идет вниз слева направо;

б) идет вниз справа налево;

в) обычно прямая линия;

г) всегда кривая линия.

.

 

11. Факторы, смещающие кривую спроса – это:

а) полученное наследство;

б) цены на товары – заменители;

в) число покупателей данного товара;

г) цены на экономические ресурсы;

д) вкусы и доходы потребителей;

е) верны все ответы, кроме г;

ж) верны все ответы.

.

 

12. Критерием разграничения товаров и услуг на группы эластичного и неэластичного спроса по цене является:

а) единичная эластичность;

б) дуговая эластичность;

в) перекрестная эластичность;

г) эластичность по доходу.

.

 

13. Спрос неэластичен по цене, если:

а) реакция спроса на изменение цены < 1;

б) реакция спроса на изменение цены > 1;

в) реакция спроса на изменение цены нейтральна.

;

 

14. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

а) изменения цены к изменению спроса;

б) изменения спроса к изменению предложения;

в) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;

г) процентного изменения цены на товар к процентному изменению величины спроса.

.

 

15. Эластичность спроса на основе средней величины спроса и средней цены является:

а) единичной;

б) дуговой;

в) совершенной;

г) перекрестной.

.

 

16. Если значение перекрестной эластичности отрицательное, то это свидетельствует о том, что товары:

а) взаимозаменяемые;

б) взаимодополняемые;

в) независимые;

г) все перечисленное неверно.

.

 

17. Коэффициент ценовой эластичности спроса (прямой) равен 2. Это означает, что:

а) при снижении цены товара на 1 % величина спроса на него сократится на 2 %.

б) при повышении цены товара на 1 % величина спроса на него сократится на 2 %;

в) при повышении цены товара на 2 % величина спроса на него сократится на 2 %.

.

 

18. Какое из нижеперечисленных значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости:

а) равно 1;

б) больше 1;

в) меньше 0;

г) больше 0, но меньше 1;

д) ни одно из выше перечисленных.

.

 

19. Увеличение предложения товаров и услуг приведет:

а) к росту цен;

б) к снижению цен;

в) к росту спроса на них;

г) к сокращению их производства.

.

 

20. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:

а) в изменении предложения;

б) в росте величины предложения;

в) в сокращении величины предложения;

г) в росте спроса.

.

21. Смещение кривой предложения вправо может произойти в результате:

а) повышения цен на ресурсы, используемые для производства данного товара;

б) внедрения новых технологий, повышающих производительность труда;

в) снижения косвенных налогов на бизнес и предоставления субсидий;

г) верны ответы б, в.

.

 

22. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для:

а) краткосрочного периода;

б) долгосрочного периода;

в) мгновенного состояния;

г) общего равновесия.

.

 

23. Кривая абсолютно неэластичного предложения представляет собой:

а) горизонтальную линию;

б) кривую с отрицательным наклоном;

в) прямую линию с положительным наклоном;

г) вертикальную линию.

.

 

24. Если уменьшение цены на 8 % приводит к снижению объема предложения на 10 %, данное предложение:

а) абсолютно эластично;

б) абсолютно неэластично;

в) неэластично;

г) единичной эластичности;

д) эластично.

.

 

25. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что:

а) спрос равен предложению;

б) затраты равны результатам;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) цены на товары остаются неизменными.

.

 

26. При рыночной цене выше равновесной:

а) величина спроса больше величины предложения;

б) величина спроса равна величине предложения;

в) величина предложения больше величины спроса;

г) все ответы неверны.

.

 

27. Допустим, что предложение товара А совершенно неэластично. Если спрос на товар А увеличится, то равновесная цена:

а) уменьшится, а равновесное количество возрастет;

б) уменьшится, равновесный объем также уменьшится;

в) увеличится, а равновесное количество уменьшится;

г) увеличится, а равновесное количество останется неизменным.

.

 


 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача 1.

В табл. 2.4 приведены данные об объемах индивидуального спроса на рыбу потребителей Иванова, Петрова и Сидорова, а также указаны объемы рыночного предложения.

Построить графики индивидуального и рыночного спросов на данный товар. Заполнить в таблице графу объема рыночного спроса, построить график рыночного предложения. Определить равновесные цену и объем, показать их на графике рыночного равновесия.

 

Таблица 2.4

 

Цена, Р (руб./кг) QD 1 Иванова (кг/мес.) QD 2 Петрова (кг/мес.) QD 3 Сидорова (кг/мес.) Рыночный спрос QD (кг/мес.) Рыночное предложение QD (кг/мес.)
          -
           
           
           
           

 

Ответ: объем рыночного спроса при каждом значении цены представляет собой сумму индивидуальных спросов потребителей при данном значении цены – 17, 13, 9, 6, 0. Равновесная цена Р = 2; равновесный объем Q = 9.

Задача 2.

Функция спроса QD = 40 – 7 Р, функция предложения QS = -6 + 16 Р.

1. Определить равновесную цену (РЕ) и равновесный объем продаж (QE);

2. Как изменится спрос и предложение, если рыночная цена станет 4 ден. ед.?

3. Какая ситуация образуется на рынке, если рыночная цена снизится до 1 ден. ед.?

Ответ: 1. РЕ = 2, QE = 26.

2. QD = 12, QS = 58, т.е. на рынке образуется избыток предложения в размере 46 ед.

3. QD = 33, QS = 10, т.е. на рынке образуется дефицит товара в размере 23 ед.

 

Задача 3.

В табл. 2.5. помещены данные о ситуации на рынке сверлильных станков.

Таблица 2.5

 

Объем, Q Цена, Р (тыс. руб.)
(тыс. шт.)              
спроса, QD              
предложения, QS              

 

1. Изобразите графически кривые спроса и предложения на рынке сверлильных станков.

2. Какова равновесная цена на рынке сверлильных станков?

3. Каков равновесный объем купли-продажи сверлильных станков?

4. Если рыночная цена сверлильного станка составит 30 тыс. руб., какова будет величина дефицита на этом рынке?

5. Если рыночная цена сверлильного станка повысится до 60 тыс. руб., какова будет величина избытка товара на этом рынке?

Все ответы покажите на графике.

Ответ: 2) 50 тыс. руб.; 3) 16 тыс. шт.; 4) 14 тыс. шт.; 5) 7 тыс. шт.

 

Задача 4.

В результате повышения цены товара с 5 до 6 руб. объем спроса сократился с 9 до 7 млн шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене (точечный и дуговой).

Ответ: 1,11; 1, 37.

 

Задача 5.

В табл. 2.6. представлен объем спроса на мороженое, при различных ценах.

Таблица 2.6

 

Цена за порцию (руб.) Объем спроса (тыс. порций) Расходы (выручка) (тыс. руб.) Коэффициенты ценовой эластичности спроса
4,20      
3,60      
3,00      
2,40      
1,80      
1,20      
0,80      

 

1. Изобразите графически кривую спроса, обозначив цену по оси ординат, а количество порций мороженого – по оси абсцисс.

2. Предположим, что цена порции мороженого равна 3 руб. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 50 коп.? Будет ли ответ иным, если на 50 коп. сократится любая другая цена?

3. Определите расходы на мороженое при каждом значении цены. Полученные данные занесите в табл. 2.6.

4. Начертите кривую расходов на мороженое, отметив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной.

5. При какой цене выручка окажется максимальной?

6. При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен единице?

7. При каких значениях цены спрос является эластичным?

8. При каких значениях цены спрос является неэластичным?

Ответ: 5) 2,4 руб.; 6) 2,4 руб.; 7) больше 2,4 руб.; 8) меньше 2,4 руб.

Задача 6.

При увеличении суммарного дохода потребителей муки с 5 до 7 млн руб. спрос на нее сократился с 50 до 40 тыс. т.

1. Оцените коэффициент эластичности спроса по доходу.

2. К какому типу товаров принадлежит мука?

Ответ: 1) – 0,67; 2) низший товар.

 

Задача 7.

При увеличении цены масла на 2 % спрос на него сократился на 3 %, а спрос на маргарин увеличился на 2,5 %. Найдите эластичность спроса на масло и перекрестную эластичность спроса на маргарин.

Ответ: 1,5 и 1,25.

 

Задача 8.

Предложение описывается уравнением QS = 0,4 Р. Как изменится предложение (какова эластичность предложения), если цена товара изменится с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

S = 1, т.е. предложение возрастет на 1 %.

 

Задача 9.

Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями:

QD = 600 – 25 Р; QS = 100 + 100 Р.

Выполните задание:

а) найдите параметры равновесия на рынке данного товара;

б) государство установило косвенный налог на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Определите, к чему приведет введение налога при продаже данного товара. Решение задачи подтвердите графически.

) РЕ = 4; QЕ = QD = QS = 500;

б) РЕ 1 = 6, РD = 6, РS 1 = 3,5. QЕ 1 = QD = QS = 450.

 

Сокращение выигрышей потребителей – 950 единиц.

Сокращение выигрышей производителей – 237,5 единиц.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему общественное разделение труда – необходимое, но недостаточное условие для возникновения рынка?

2. Почему экономисты говорят, что для возникновения рыночных отношений необходима частная собственность?

3. Как бы вы определили роль механизма цен в рыночной системе? Что он дает рыночной экономике?

4. Ученые утверждают, что собственность – единство экономики и права. Как вы понимаете эту формулу? Можно ли провести различие между собственностью как экономической категорией и собственностью как юридическим понятием?

5. Что является экономической основой собственности?

6. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар?

7. Какие факторы и каким образом оказывают влияние на спрос?

8. Что представляет собой цена товара с точки зрения микроэкономического анализа?

9. Что показывает кривая спроса? Какой характер зависимости между ценой и объемом спроса она иллюстрирует? Какие факторы лежат в основе закона спроса?

10. Существуют ли исключения из закона спроса и какой характер они носят?

11. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

12. Под влиянием каких факторов происходит сдвиг кривой спроса и движение вдоль кривой спроса?

13. Почему объем предложения товара увеличивается при росте цены и наоборот?

14. Что произойдет с кривой предложения автомобилей, если возрастет цена на бензин?

15. Как вы понимаете утверждение о том, что цена предложения товара отражает издержки его производства? Обоснуйте. Почему цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара?

16. В чем экономический смысл наклона кривой предложения, обратного наклону кривой спроса?

17. В чем заключается смысл рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л. Вальрасу от равновесия по А. Маршаллу?

18. С какой целью государство вмешивается в рыночный процесс?

19. Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесных?

20. Что происходит с рыночным равновесием в случае введения потоварного налога? Кому достается ценовая разница от введения потоварного налога? Обоснуйте.

21. В чем смысл излишка потребителя? Какие последствия были бы для потребителя, если бы он приобрел товар по той цене, которую готов заплатить?

22. Что показывает излишек производителя? Чем определяется его мера?

23. Влияет ли фактор времени на рыночное равновесие? Обоснуйте, почему в текущем и краткосрочном периодах изменение спроса ведет к изменению цены товара, а в долгосрочном наблюдаются, прежде всего, изменения в объемах предложения?

24. В чем состоит экономический смысл стабильности равновесия?

25. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то какой будет в данном случае эластичность спроса?

26. Почему при неэластичности спроса выручка от продажи возрастает при повышении цены?

27. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью спроса по цене и по доходу.

28. Почему эластичность кривой спроса неодинакова на всем ее протяжении и имеет разное значение в каждой точке кривой спроса?

29. Почему наличие товаров – заменителей оказывает влияние на эластичность спроса?

30. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

31. Обоснуйте практическое значение расчета коэффициентов прямой и перекрестной эластичности спроса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.084 с.)