Что делать, если Вы испытываете страх перед аудиторией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать, если Вы испытываете страх перед аудиторией



Если Вы боитесь выступать – Вы не одиноки. Результат опроса трех тысяч американцев показали, что 41% боятся выступать перед группой людей, 32% боятся высоты, насекомых, финансовых проблем, болезни, смерти, летать на самолетах и пр.

Причинами ораторского страха могут быть: предчувствие неудачи; негативная оценка со стороны аудитории; неопытность говорящего; индивидуальные черты; нереалистические ожидания; безразличие отношение аудитории или собеседника; недостаточная, плохая подготовка.

Признаки страха: ощущение нервозности, сухость во рту, влажные ладони, напряженность, дрожание голоса и пр.

5 шагов к преодолению страха перед аудиторией:

1. Признайте свой страх, что он ограничивает, сдерживает, создает помеху, но от него не только недостатки. Начинающему оратору страх необходим для успешного выступления! При страхе адреналин выделяется в кровь, повышается сердцебиение, дыхание становится глубоким, щеки горят, глаза блестят, повышается сообразительность. Но если выделяется слишком много адреналина, то дрожат колени, происходит путаница мыслей. Поэтому перед выступлением необходимо присесть 20 раз, руками помахать, пройтись, дать нагрузку мышцам. Подвигать челюстью. Лицом погримасничать. Вообразить на плечах генеральскую шинель, тяжелую, промокшую под дождем, с погонами, и потянуть плечи вниз, а грудь расправить – такая поза подает импульс уверенности в мозг.

2. Изучите возможные решения данной проблемы. Одно из решений – активное участие в данном тренинге, где есть возможность тренироваться перед аудиторией. Слушая лекции, не преодолеете страх и не обретет уверенность. Эмерсон Р. В. сказал: «Если вы смогли сделать что – либо однажды, то сможете сделать это дважды. Если Вы сможете сделать что – либо дважды, то у вас это может войти в привычку». Мы учимся на практике!

3. Примите решение выступать везде, где только можно! Не пытайтесь отвертеться, если возникает возможность выступить. Линкольн писал: «Думаю, я в любом возрасте буду смущаться во время выступлений. Это происходит, когда мне нечего сказать». Черчилль, непревзойденный оратор, вспоминал, что на подготовку 45 минутной речи у него уходит 6 – 7 часов работы.

4. Преодолеть страх поможет и правильная ораторская поза.Она отражает оратора как символ уверенности. Для этого центр тяжести смещаем вперед, как будто собираемся вести за собой, все памятники так изображают (вспомните памятники В.И. Ленина, Петра I). Если центр тяжести смещен назад, создается впечатление, что Вы отказываетесь от своих идей, можете отступить. Стоим в позе решимости и решительности: плечи расправлены, спина прямая, грудная клетка расширена, подбородок приподнят чуть вверх. Вы – Лидер, за которым пойдет аудитория. Ведь и в выступлениях гимнастки, и у командира в армии главное – поза, не забываем о том, что успех состоит из мелочей! Вспомним, как воздействовали на публику известные ораторы Муссолини, Ленин, Гитлер. Впечатление публики от оратора складывается из того, что слушатель видит перед собой (60%), как говорит (30%), что говорит (10%).

5. Особенно сильный страх люди испытывают в начале речи. Прежде чем начать говорить, необходимо помолчать 5 - 10 секунд, чтобы слушатели сумели разглядеть оратора (Вас) и сосредоточиться на речи, а Вы сами смогли бы успокоиться и снять волнение.

Затем следует обвести аудиторию спокойным, доброжелательным взглядом, улыбнуться… и сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время подготовки выступления. При выступлении важен зрительный контакт с залом, это единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Необходимо равномерно переводить взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зрительный контакт с каждым, охватывая вниманием всю аудиторию.

Главный секрет любого выступления – не выступать перед людьми, а говорить с ними!

В литературе пишут, что, произнося речь, можно смотреть на одного человека и рассказывать все ему. Но в таком случае и человеку неловко, и остальные не слушают. Чуть выше слушателей смотреть тоже не выход, ведь если индивидуально так разговаривать, то партнеру становится неуютно. Если Вы не смотрите ему в глаза, значит, не одобряете, или проявляете агрессию, а может быть, скупы на чувства. Контакт глаз дает обратную связь.

Мы должны возбудить в аудитории те чувства, которые она хочет получить. Вы должны научится чувствовать то, что нужно чувствовать. Не просто налаживаем зрительный контакт с аудиторией, а делаем это и с помощью интонации. Перед началом выступления поговорите с собой: «как я рада, что выйду, увижу ваши глаза» и пр. Привычные слова необходимо «одевать» в ту интонацию, в те чувства, которые Вынесете аудитории.

Старайтесь использовать позитивную форму выражений. Заменяйте фразы типа «мне без тебя жизни нет» на «только с тобой я по - настоящему живу». Как можно чаще используйте второе лицо. Не говорите «я благодарна аудитории», а лучше «я благодарна Вам за внимание».

Как захватить внимание аудитории?

Можно сказать комплимент собравшимся. Комплимент должен быть кратким, недвусмысленным, искренним, слегка преувеличенным (но не льстивым). Используйте превосходную степень, сравнение, интонацию. В серьезной аудитории хвалите не самих людей, а их работу, здание, город.

Для привлечения внимания активно используем жесты, руки разворачиваем полностью. При выступлении Вы должны двигаться, делать то, что привлекает внимание (трясем газетой, рукой). Перемещаясь, оратор занимает все пространство сцены, он может двигаться ближе – глубже, изменять скорость, застывать.

При обучении риторике действует «Правило велосипедиста». Как в детстве, обучаясь кататься, мы делаем это сначала медленно, потом все быстрее, когда научились делать без папиной подстраховки, то нас охватывает радость от самостоятельности «Я сделал это!».

Обучаясь риторике, развивайте свои достоинства. Задача оратора – сосредоточиться на том, что у Вас очень хорошо получается, а не пытаться исправить недостатки. У каждого борца есть свой стиль, свои приемы. Есть что - то, что удается хорошо только Вам. Можно два – три предлагаемых приема делать хорошо, а один, присущий только Вам, отработать до совершенства, до идеального состояния.

Задания для итогового контроля занятия

 

Заполните пропущенные места:

А.В настоящее время ………….. – это теория красноречия, которая включает в себя науку и искусство говорить хорошо, умение побуждать других людей нас выслушать, вслушаться и согласиться.

Б. Речь необходимо планировать. После составления плана выступления мы обращаемся к поиску ………. Источники ………..: размышления и наблюдения оратора, устное общение, беседы с другими людьми; изучение литературы, документов, монографий, подбор фактов.

В. ………речи – это всегда «Actio» – представление, напоминавшее у древних спектакль. …………..– живое взаимодействие со слушателями, когда речь как бы творится заново и потому воздействует, ради чего все и затевалось. Поэтому древние риторы так много внимания уделяли произнесению: образу оратора, его действиям в аудитории, голосовым и кинестетическим средствам воздействия на слушателей.

Г. При выступлении важен …………….с залом, это единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Необходимо равномерно переводить взгляд с одного лица на другое, стараясь установить ………… с каждым, охватывая вниманием всю аудиторию.

Тесты

1. Классический риторический канон включает в себя следующие составные части:

а. изобретение речи;

б. запоминание речи;

в. произнесение речи;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. Поиск идей, содержания, смысла речи происходит на этапе:

а. изобретения речи;

б. запоминания речи;

в. произнесения речи;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления, целесообразное их соотношение, система органи­зации материала называется:

а. композиция речи;

б. основная часть речи;

в. план;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Причинами страха перед аудиторией могут быть:

а. неопытность говорящего;

б. недостаточная, плохая подготовка;

в. нереалистические ожидания;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. Для привлечения внимания аудитории оратору следует использовать:

а. движения тела, рук, глаз;

б. агрессивное настроение;

в. местоимения «я» и «вы»;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

Практическая ситуация

Студентка факультета социальной работы Серафима Л. была круглой отличницей и в школе, и в университете. Она с удовольствием посещала лекции, занималась в библиотеке, искала материал в Интернете, писала контрольные и курсовые работы. Лишь одна проблема была у нее в студенческие годы – ей было очень трудно выступать на семинарах. Несмотря на то, что она тщательно готовилась, изучала и конспектировала большое количество материала, у нее был написан весь доклад, но... Когда она выходила выступать перед группой, она забывала весь материал, краснела, потела, ее голос дрожал и срывался, она с трудом доводила выступление до конца. Серафима решила, что нужно изменить ситуацию, пошла на тренинг по искусству выступать публично. Через некоторое время студенты - одногруппники заслушивались ее сообщениями на семинарах. Закончив институт, она быстро сделала карьеру в Министерстве здравоохранения и социального развития, так как всегда успешно и эффективно выступала на совещаниях. Какие методы успешного выступления перед аудиторией она использовала?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.018 с.)