Коэффициент эластичности спроса на автомобили от цены и дохода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент эластичности спроса на автомобили от цены и дохода



 

Показатели Периоды времени изменения цены и дохода, лет
  2 3 5 10 20
Цена — 1 20 Доход 3,00 0,93 2,33 — 0,75 — 0,55 1,88 1,38 _ 0,42 — 0,40 1,02 1,00

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Эластичность предложения также различается в долго­срочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждают­ся во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работы на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возра­стет, если цена резко подскочит. Даже за короткий про­межуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров, используя существующие производственные мощности, увеличивая продолжительность рабочей недели, выплачи­вая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смо­гут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих.

По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в

аренду в большинстве городов тому пример. В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повы­шению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строи­тельства новых, и поэтому размер предложения увели­чится.

Однако для большинства товаров и услуг фирмы могут найти способы, чтобы увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен. Проблема заключается в том, что из-за ограниче­ний, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличе­ние выпуска связано со значительными расходами, и поэ­тому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен. Более детально характеристики предложения рассматри­ваются в гл. 8, но уже здесь мы должны ясно представить, почему для многих товаров кривые кратковременного и долговременного предложения (&r и slr) похожи на те, что показаны на рис. 2.14 а.

По ряду товаров предложение более эластично в корот­кие, а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т. е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т. е. предложе­ние металлолома, который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вто­ричного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная

ТАБЛИЦА 2.3 Коэффициент эластичности предложения меди от цены

Виды предложений Краткосрочный период Долгосрочный пе­риод

ной меди из руды

Предложение медного метал­лолома

Общее предложение

0,20 0,43 0,25

1,60 0,31 1,50

Цена

Ssa Цена

I

a

Количеапбо

Рис. 2. 14 а. Медная руда: кривые кратковременного и долговремен­ного предложения

Количество 6

Рис. 2. 14Ь. Медный метал­лолом: кривые кратковремен­ного и долговременного пред­ложения

эластичность вторичного предложения будет меньше, чем эластичность кратковременная.

На рис. 2.14 а и 2.14Ь показаны кривые кратковремен­ного и долговременного объемов предложения по первич­ной (добытой и выплавленной из руды) меди и медного металлолома. В табл. 2.3 содержатся значения коэффи­циента эластичности по каждой составляющей предложе­ния, а затем по общему предложению на основе средне­взвешенного значения эластичности. Поскольку объем предложения металлолома составляет лишь около 20 % общего объема предложения, эластичность общего пред­ложения от цены больше на долговременном, а не на крат­ковременном отрезке времени.

Пример 2,4 ПОГОДА В БРАЗИЛИИ И ЦЕНА КОФЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Время от времени холода в Бразилии наносят большой ущерб кофейным деревьям, при этом многие из них гиб­нут. Драматический пример — июль 1975 г., когда мороз уничтожил большую часть урожая кофе в Бразилии в 1976—4977 гг. Цены за фунт кофе при продаже за налич­ные в Нью-Йорке поднялись с 68 центов в 1975 г. до 1,23 долл. в 1976 г., а затем до 2,70 долл. в 1977 г.

Однако подъем цен на кофе после заморозков обычно кратковременен. Через три-четыре года цена возвращается на прежний, до заморозков, уровень. Например, в 1978 г.

Цена P,

,

Цена

5' S

Q1 Q0 Количестбо а

Q2 Q0 Количестбо

Цена

Количество

Рис. 2.15. Кривые предложе­ния и спроса на кофе

цена кофе снизилась в Нью-Йорке до 1,48 долл. за фунт, а к 1983 г. она снизилась в реальном выражении (с по­правкой на инфляцию) почти до уровня цены 1975 г. (до заморозков).

Поведение цен на кофе показывает, что как спрос, так и предложение (предложение особенно) более эластичны на долговременном отрезке времени. Рис. 2.15 а, 2.15 b и 2.15 с иллюстрируют данное положение. Отметим, что для очень короткого периода (через один-два месяца после заморозков) предложение совершенно неэластично. Име­ется фиксированное число кофейных деревьев, некоторые Из них погибли от мороза. Спрос также относительно

неэластичен. В результате кривая предложения смещается влево, а цена резко возрастает — от Po до Pi.

На промежуточном отрезке, скажем через год после заморозков, как предложение, так и спрос более эласти­чны. Предложение более эластично потому, что с остав­шихся деревьев урожай снимался более интенсивно (мо­жет быть, даже в ущерб качеству), а спрос более эласти­чен потому, что у потребителей было время изменить свои привычки в покупках. Кривая предложения на про­межуточном отрезке также смещается влево, но цена па­дает — с P] до Pj. Предлагаемое количество также увеличивается по сравнению с краткосрочным — от Qi до Q2. На долговременном отрезке цена возвращается к прежнему уровню: за это время плантаторы смогли заме­нить поврежденные посадки. Таким образом, долговре­менная кривая предложения отражает стоимость кофе, включая расходы на землю, уход и посадки и конкурент­ную норму прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.006 с.)