Маркетинговые исследования туристского рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркетинговые исследования туристского рынка.



  1. Структура тур.рынка.
  2. Оценка конъюнктуры рынка.
  3. Определение ёмкости рынка.

 

Структура тур.рынка.

К определению понятия «рынка» существует 2 основных подхода:

  1. основан на выделении его политико-идеологического и философского содержания.

С этой точки зрения рынок можно определить как 1_ способ организации общественного производства; 2_ как способ определения хозяйствующих субъектов; 3_ как способ мышления.

  1. с экономической точки зрения рынок – это механизм, позволяющий сбалансировать спрос и предложение на различные виды товаров и услуг.

При характеристике рынка туризма необходимо учитывать его особенности:

ü основным предметом купли-продажи являются услуги. Кроме покупателя и продавца в механизм тур.рынка включается множество посредников, которые обеспечивают связь спроса и предложения.

ü Спрос на тур.услуги отличается рядом особенностей: большое разнообразие участников поездок (по возможностям, по возрасту, по целям). Этот спрос эластичен, индивидуален и отличается высокой степенью дифференциации. Спрос на тур.услуги отличается высокой замещаемостью и отдаленностью по времени и месту от тур.предложения. Эластичность – показатель, характеризующий реакцию спроса на изменение цены (выражается коэффициентом эластичности). Чем эластичнее спрос, тем больше реакция потребителя на одинаковое изменение цен. Дифференциация – различие одного вида товаров по разным признакам. Замещаемость – на рынке присутствует большое количество товаров – заменителей тур.продукта.

ü Туристское предложение. Характеризуется рядом особенностей: 1_ высокая фондоёмкость тур.индустрии; 2_ низкая эластичность спроса; 3_ комплексность; 4_ тройственный характер товаров и услуг в сфере туризма (любой тур.продукт –это совокупность природных ресурсов, благ, созданных человеком и собственно тур.услуг).

Можно выделить следующие типы тур.рынков:

1) По определенному району выделяются рынки:

· Внутреннего туризма (включая путешествия жителей какого-либо района по этому же району);

· Въездной туризм (включая путешествия по району лиц, не являющихся его жителями);

· Выездной туризм (включает путешествия жителей из одного района в другой).

2) Если заменить понятие «района» «страной», то выделяются соответственно рынки:

· туризм в пределах страны (включая внутренний и въездной туризм);

· рынок национального туризма (внутренний и выездной туризм);

· рынок международного туризма (въездной и выездной туризм).

3) В зависимости от цели путешествия выделяют виды туризма:

· Рекреационный;

· Деловой;

· Научный;

· Культурно-познаватлеьный;

· Религиозный;

· Этнический и т.д.

4) По качественной структуре тур.рынок подразделяется на:

· Потенциальный (в состав которого входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению тур.услуг);

· Действительный рынок (состоит из потребителей, заинтересованных в туризме и располагающими средствами для приобретения тур.продукта); Если из состава действительного рынка исключить долю клиентов не реализовавших свою заинтересованность, то мы получим:

· Квалифицированный рынок. Если среди квалифицированных покупателей выделить ту часть, которая может делать выбор в пользу конкретной фирмы, то мы получим:

· Обслуживаемый рынок.

· Освоенный рынок составляют лишь те клиенты, которые предпочитают услуги данного тур.предпрятия.

5) С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяют:

· Целевой рынок (на котором тур.фирма собирается реализовывать свои цели);

· Основной рынок (на котором реализуется основная часть услуг предприятия);

· Дополнительный рынок (обеспечивается меньшая часть продаж фирм).

6) По способам передвижения тур.рынки делятся на:

· Автомобильный;

· Морской и т.д.

Оценка конъюнктуры рынка

Конъюнктура – это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени. Она определяется взаимодействием факторов, определяющих спрос и предложение на рынке, а также уровень и динамику цен.

Конъюнктуру тур.рынка характеризуют:

1) Соотношение спроса и предложения тур.услуг;

2) Уровень цен;

3) Состояние конкуренции и барьеры для входа на рынок;

4) Состояние государственного регулирования данного рынка;

5) Коммерческие условия реализации коммерческих услуг;

6) Наличие сезонных колебаний и других факторов нестабильности рынка.

Основные методические требования к оценке конъюнктуры рынка заключаются в следующем:

I. Учет взаимосвязей между различными экономическими явлениями;

II. Тенденции развития конъюнктуры рынка одного типа нельзя переносить на другие, даже смежные тур.рынки.

III. Изменение конъюнктуры и отсутствие стабильности ведет к необходимости постоянного мониторинга рынка туризма.

IV. Изучение конъюнктуры тур.рынка должно осуществляться в определенной последовательности.

Этапы исследования туристского рынка:

þ Подготовительный.

þ Текущие наблюдения за развитием конъюнктуры.

þ Анализ конъюнктурной информации.

þ Разработка конъюнктурного прогноза.

На подготовительном этапе определяют объект изучения, основные показатели конъюнктуры и список источников информации.

Наблюдение за развитием конъюнктуры, включающее в себя: сбор, хранение, проверку, систематизацию и первичную обработку данных.

Цель анализа конъюнктуры информации – выявление тенденций и закономерностей формирования тур.рынка. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определить его состояние на данный момент, но и предсказать дальнейшее развитие ситуации.

Выполнение этой задачи обеспечивает конъюнктурный прогноз. Он служит основой для разработки стратегии и тактики деятельности предприятия. Качество прогноза определяется числом факторов, учтённых при анализе и глубиной рассмотрения взаимосвязей между этими факторами.

Определение ёмкости рынка.

Одной из основных задач исследований того или иного рынка является определение принципиальных возможностей работы на конкретном рынке.

Ёмкость рынка – потенциально возможный объём реализации на нём тур.услуг в течение определенного периода времени. Ёмкость рынка может рассчитываться в натуральном (количество туристов) и стоимостном выражении рынка. Зная ёмкость рынка и тенденции её изменения, фирма определяет перспективность этого рынка для себя. Однако спешность работы на рынке определяется и другими факторами: 1_ уровнем конкуренции; 2_ степенью удовлетворенности потребителей и др. факторами.

Поэтому наибольшая ёмкость не всегда означает лучшие условия для освоения. Кроме показателей ёмкости рынка применяется понятие доли рынка. Достаточно достоверно отражают результаты деятельности предприятия. Доля рынка рассчитывается как отношение объёма продаж услуг к потенциальной ёмкости рынка. С помощью оценки рыночной доли предприятия, можно охарактеризовать его конкурентоспособность.

Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка

Оценка рыночной доли Критерий оценки
1. Высокая рыночная доля Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю 2-х – 3-х крупнейших конкурентов
2. Средняя рыночная доля Доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов
3. Пониженная рыночная доля Доля предприятия на рынке ниже доли ведущих конкурентов
4. Низкая рыночная доля Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов

С ростом рыночной доли предприятия укрепляется его рыночная позиция. А этот фактор оказывает влияние на норму получаемой прибыли. В результате исследований американского института маркетинга и Гарвардской школы бизнеса выявлена закономерность между долей предприятия на рынке и нормой получаемой им прибыли. В общем случае, норма прибыли растёт пропорционально изменению рыночной доли. В практике западных фирм считается обязательным иметь данные относительно ёмкости рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.007 с.)